Сообщение "Значение музыкально-дидактических игр в речевом развитии ребёнка"
статья
сообщение из опыта музыкального руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnikov_s_pomoshchyu_muzykalno-didakticheskih_igr.docx | 20.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Выступление на Педагогическом совете на тему «Речевое развитие детей на основе использования дидактических игр в различных видах музыкальной деятельности» 12.1120г.
Ответственный: Шеленговская Э.А. – музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад № 1» г.Энгельс
«Значение музыкально-дидактических игр в речевом развитии ребенка».
1. «Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе»
В последние годы данная проблема становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста - логопеда.
Помощь детям с незначительными нарушениями речи можно оказать в условиях обычного детского сада. Такую помощь можно оказать на музыкальных занятиях, используя систему упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слов. Для более эффективной работы, музыкальному руководителю необходимо знать особенности речевого и музыкального развития детей 5 – 7 лет.
Полноценная речь – необходимое условие успешного обучения в школе.
2.« Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги»
Речь маленьких детей в период её формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Причиной может являться недостаточная сформированность речевого аппарата. Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать и родители и педагоги.
3. «Роль музыки имеет решающее значение»
В дошкольном возрасте, выработка спокойной и плавной речи затруднена, и руководящая роль музыки имеет решающее значение. Лёгкость, с которой ребёнок воспринимает музыку, способность познавать её содержание и простейшие средства выразительности облегчают задачу исправления речи. На занятиях музыка не просто сопровождает речь, а является его руководящим началом. Содержание музыки, оттенки, темп и другие средства музыкальной речи могут быть использованы для упорядочения характера и темпа движения.
4.«Музыка создает особое воздействие, направленное на исправление разнообразных речевых устройств, а введение слова в упражнение позволяет сохранить принцип ритмичности в движениях».
5.«Музыкально- дидактические игры на развитие речи для дошкольников»
Музыкально-дидактическиеигры на развитие художественного словаря:
-Игра «Копилка»
Музыкально-дидактические игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки. (невербальные средства общения) -Игра «Танцующие звуки»
-Игра «Поющие руки»
- Игра «Живая картина»
- Игра «Художники»
- Игра «Скульпторы»
Музыкально-дидактические игры на развитие художественного словаря:
Дидактические задачи: закреплять слова художественного словаря, характеризующие настроение музыкального произведения и музыкальный образ.
Игра «Копилка»
Правила – «складывать в «копилку» те слова-определения, которые соответствуют характеру музыки.
Ход игры: После прослушивания музыкального произведения музыкальный руководитель просит ребят сложить ладошки «чашечкой» и говорит: «Давайте собирать в копилку красивые слова, которые правильно расскажут о прослушанной музыке. Если слово нам подходит, мы «закрываем его в копилку», а если слово, которое я назову, не соответствует настроению музыки, вы разведете ладошки в стороны, чтобы оно не попало в вашу «копилку». Каждое правильное слово необходимо повторить вслух.
Игра заканчивается повторением всех слов из «копилки».
Музыкально-дидактические игры, основанные на двигательном и пантомимическом моделировании характера музыки. (невербальные средства общения)
Дидактические задачи: развивать эмоциональную отзывчивость, музыкальное мышление, воображение. Побуждать к осознанию свойств музыкальной речи, различению выразительных интонаций, пауз, акцентов, особенностей характера, динамики, темпа, регистров.
Игра «Танцующие звуки»
Правила игры: Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью танцевальных и пластических движений.
Ход игры. Педагог спрашивает у детей. Что такое балет. Дети отвечают, что это музыкальный спектакль, в котором артисты не разговаривают друг с другом, а передают свои чувства с помощью выразительной пластики. Педагог предлагает поиграть «в балет». Каждый участник игры должен придумать свой танец и рассказать движениями о той музыке, которая ему больше понравилась. (Опыт невербального общения).
Музыкальное произведение – «Танец маленьких лебедей» П.И.Чайковский
Игра «Поющие руки» - после прослушивания музыкального произведения дети представляют, что они жители сказочной страны, но не умеют разговаривать. Подвести их к тому, что можно говорить и петь руками. Дети должны передать темп, динамику, ритм разной амплитудой, скоростью и силой движения.
Игра «Живая картина» - вспомнить, что такое музей. Предложить устроить выставку «живых» музыкальных картин. Вариант - ожившие скульптуры.
Игра «Художники»
Правила игры. Передать характер музыкального произведения и отдельных его частей с помощью пластических движений рук.
Игровые действия. Действие в воображаемом поле.
Ход игры. Педагог предлагает детям представить себя художниками. Но художниками не обыкновенными, рисующими картины красками, а музыкальными художниками, изображающими музыку невидимой музыкальной кисточкой. Задача художников – нарисовать каждый звук
музыки, заметить все оттенки настроения. Далее игра проходит, как предыдущая.
Игра «Скульпторы»
Правила игры. Передать характер музыкального образа с помощью пантомимы.
Игровые действия. действие в воображаемом поле.
Ход игры. Игра преследует те же обучающие цели, что и игра «Живая картина». В ней дети действуют парами. Один ребёнок исполняет роль скульптора, а другой – «глины». Ребёнок-скульптор придаёт «глине» форму в соответствии с собственными впечатлениями о прослушанной музыке. Ребёнок - «глина» должен быть послушным, мягким и податливым, как настоящая глина. Когда работа над «скульптурой» завершена, скульптор рассказывает сем о своём художественном замысле, средствах, которыми он передан.
Все музыкально-дидактические игры, направленные на развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, окажут косвенное воздействие и на развитие речевой просодики
Музыкально-дидактические игры помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов, т.е. оказывают большую помощь в развитии речи.
Рекомендованные методические книги по развитию речи у детей дошкольного возраста на материале музыкально дидактических игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музыкально - дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей
Методическая разработка на тему: Роль музыкально - дидактических игр в детском саду...
Методическая разработка на тему: "Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей".
Роль музыкально-дидактических игр в совершенствовании музыкального развития детей. Каждая игра должна иметь чёткую педагогическую направленность, при помощи которой музыкальный руководи...
Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Цель: привлечение родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей 3-4-х лет в условиях семьи....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ИГРУ» (Создание условий в семье для речевого развития ребёнка 3-4 лет)
Речь – это способность говорить, выражать словами свою мысль. Речь напрямую зависит от умственной деятельности: она определяется ею и вместе с тем является показателем уровня умственного развити...
«Влияние речевого окружения на раннее речевое развитие ребёнка».
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка. Влияние речевой среды на развитие речи может быть положительным, если ребенок окружен людьми, владеющими культурой ...
Семинар-практикум "«Музыкально-дидактическая игра как средство всестороннего развития ребёнка»
Знакомство родителей с музыкально-дидактическими играми, методикой работы, приемами и средствами, способствующих выработке тех или иных музыкальных навыков в развитии музыкальных способностей каждого ...