«Музыкально-дидактические игры для развития вокально-хоровых навыков дошкольного возраста»
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
«Музыкально-дидактические игры для развития
вокально-хоровых навыков дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muz-did_igry_konkurs.doc | 95 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №163 ОАО «РЖД»
«Музыкально-дидактические игры для развития
вокально-хоровых навыков дошкольного возраста»
(старшая группа)
Музыкальный руководитель:
Горшенина Е. Н.
Новосибирск 2016
1.
Название/ Источник игры | Задачи игры | Ход проведения игры | Рекомендации |
«Качели» М. А. Давыдова «Музыкальное воспитание в детском саду» | Формировать непринужденность звукообразования, легкость и полётность голоса. Развивать интонационный и фонетический слух, умение управлять своим голосом так, чтобы ребёнок попеременно пропевал то высокие, то низкие звуки, не фиксируя четко их высоту (глиссандо-скольжение) | Музыкальный руководитель показывает детям картинку с качелей, просит детей представить себе, как они двигаются. Дети могут показать движение качелей рукой: то вверх, то вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например: слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше, помогая движением руки. Слово «вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его. Затем разучиваются слова попевки, словно мы « качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз. Качели на веревочках (глиссандо на протяжении всей фразы идет вверх) Понравились девчоночкам (глиссандо вниз) И мальчики довольны: (глиссандо вверх) Все покачались в волю. (глиссандо вниз) | После некоторого опыта в исполнении попевки приемом « глиссандо», задание можно усложнить, сделав «дробление» фразы на две части. |
2.
Название/ Источник игры | Задачи игры | Ход проведения игры | Рекомендации |
«Музыкальный полет» «Парные жужжалочки» Т. Рогаткина «Музыка – образ – игра - обучение» Сб. Музыкальный руководитель. (моя интерпретация) | Формировать звуковысотный, тембровый слух. Развивать чистоту интонации у детей, в пропевании звуков и несложных мелодий. Создать игровые ситуации, активизирующие вокальные и творческие проявления детей. | У каждого ребенка на тыльной стороне ладони - бумажная пчелка, которая крепится на одном или нескольких пальцах при помощи резиночки. Музыкальный руководитель сначала проводит разминку, предлагая детям « оживить» своих пчелок. Дети жужжат за пчелок тихо - громко, высоко - низко, сопровождая звукоимитационное пение взлетом и падением рук с пчелкой. Усложнение: Дети делятся на пары, в руках у каждого - пчела. Музыкальный руководитель вводит детей в новую игровую ситуацию, предлагая выразить в песенках – жужжалочках следующие сюжетные ситуации: Одна пчела жалуется - другая ее успокаивает. Одна задает вопросы – другая ее поучает. Пчелки ссорятся между собой. Просят прощения друг у друга Пчелки веселятся и т.п. | Дети вместе с воспитателем готовят дидактический материал (пчелок) на занятии по изодеятельности. С этими же пчелками можно исполнить танец-импровизацию. |
3.
Название/ Источник игры | Задачи игры | Ход проведения игры | Рекомендации |
«Поющая гусеница» Е.М. Плахова «Музыкальные игры в детском саду» | Формировать и развивать певческое дыхание, координацию слуха и певческого голоса. Дать возможность детям почувствовать и послушать свой голос, расширять диапазон. . | Музыкальный руководитель приносит на занятие карточки с изображением направления движения гусеницы и с указанием пропеваемого звука. Рассказывает детям сказку: Жила – была маленькая Гусеничка. Она очень любила музыку, но совсем не умела петь……Ребята, давайте поможем Гусеничке! Ползет Гусеница, а на дороге лежит бревнышко - ровно, прямо(пропевает ре 1октавы на звук м). Поползла Гусеница по бревнышку и запела. (дети повторяют исполненное музыкальным руководителем). Попался ей на дорожке грибок ,а брёвнышко путь на верх показывает (пропевает поступенно вверх от ре до си на звук и ). Гусеница тут же поползла вверх по бревнышку и запела песенку: и-и-и…(дети повторяют показ педагога). А потом весело скатилась с грибка вниз! (глиссандо сверху вниз от си до ре на звук у). Понравилось Гусеничке ползать вверх и вниз по грибку, ползает и радуется! (педагог пропевает поступенную мелодию вверх от ре до си и обратно на звук о – дети повторяют). Гусеница наконец-то научилась петь. За это она вам, ребята, говорит «спасибо»! | Пение педагога должно звучать без сопровождения инструмента - выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией, т.к. является для детей эталоном певческого звука. После разучивания игры, дети могут сами исполнять игру по ролям, выполняя разные вокальные задачи. |
4.
Название/ Источник игры | Задачи игры | Ход проведения игры | Рекомендации |
«Три медведя» Е.А.Гомонова. Музыкальные игры Сб. «Музыкальный руководитель» | Развивать умение импровизировать разным тембром голоса, в зависимости от персонажа, от жанра музыки. Повышать активность, инициативу детей.
| Детям предлагается выбрать игровой образ, надеть шапочки медведей (медведя, медведицы, медвежонка.) Под пение взрослого дети ходят как медведи, затем импровизируют мелодии. Во бору, во лесу три медведя жили, Три медведя жили, малину есть любили. Как малину найдут, сразу песню запоют. Папа-мишка низко пел: ля-ля-ля…. Мама нежно песню пела: ля-ля-ля… А Мишутка – медвежонок звонко песню запевал, Да малину доедал: ля-ля-ля… Усложнение: Предложить детям спеть песню медведя в жанре марша, медведицы - в жанре вальса, медвежонка - в жанре польки. | Первый этап работы можно проводить со всеми детьми на музыкальном занятии, а усложнение можно проводить вне занятий: в процессе индивидуальной и подгрупповой работы. Прежде чем петь в определенных жанрах (марш, вальс, полька), надо предварительно прослушать музыкальные произведения этих жанров. |
5.
Название/ Источник игры | Задачи игры | Ход проведения игры | Рекомендации |
«Лесенка» Т.Н.Образцова «Музыкальные игры для детей» | Развивать у детей умение соотносить звуки по высоте, различать направление движения мелодии, формировать певческое дыхание. | В-1. Для этой игры необходимы три карточки с изображением лесенок, на которых отражены последовательности: 1) до-ре-ми, ми-ре-до; 2) до-ре-ми-фа, фа-ми-ре-до; 3) до-ре-ми-фа-соль, соль-фа-ми-ре-до. Ступени лада поются со словами (песенка-попевка «Лесенка « Е. Тиличеевой): 1) «вверх иду», «вниз иду»; 2) «вверх я иду», «вниз я иду»; 3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз». Маленькие карточки с кружочками, отражающими такие же последовательности (по количеству участников), перемешиваются Муз. рук. показывает одну из трех больших карточек, затем дети выбирают карточки (они перевернуты). Ребенок, у которого на карточке окажется такая же последовательность, как на большой, должен пропеть ее. Муз. рук. снова перемешивает маленькие карточки и показывает вторую карточку. И так – далее. В-2. Муз. рук. раздает детям по две квадратные карточки с изображением лесенки с пятью ступенями. На одной карточке изображена девочка, поднимающаяся вверх по ступенькам; на другой – девочка, спускающаяся по лесенке вниз. Муз. рук. играет на фортепиано попевку - песенку «Лесенка» Е. Тиличеевой и предлагает детям узнать, куда идет девочка (вверх или вниз), а затем показать карточку с соответствующим изображением. Музыкальный руководитель говорит: «Давайте поднимемся по лесенке вверх вместе с девочкой». Проигрывает ступенчатое движение мелодии вверх от звука «фа», дети поют: «Вот иду я вверх». «А теперь спустимся вместе с девочкой», дети поют: «Вот иду я вниз». Когда дети «идут вверх», голосом нужно постепенно усиливать звучание, стремиться к верхней, громко звучащей ступени («до» второй октавы). Когда дети «идут вниз», мелодия постепенно ослабевает. Музыкальный руководитель следит, чтобы дети точно передавали мелодию голосом. | Задание можно усложнить: 1. разделить детей на две группы: одна - «идет вверх», другая – «вниз», затем поменяться. 2.музыкальный руководитель исполняет песенку-попевку «Лесенка», не допевая последний звук, затем просит детей допеть недостающий звук. |
6.
Название/ Источник игры | Задачи игры | Ход проведения игры | Рекомендации |
«Музыкальная шкатулка» (автор не знаком, моя интерпретация) | Расширить музыкальный опыт детей, помочь преодолеть неуверенность. Закрепить пройденный музыкальный материал. Развивать исполнительские навыки, эмоциональную отзывчивость на музыку. | Музыкальный руководитель приносит на занятие музыкальную шкатулку. В шкатулке помещаются 5-6 карточек с рисунками, иллюстрирующими содержание песен, выученных в течение года (на обороте картинки для контроля указываются название песни и композитор) 1в. Дети по очередности вынимают карточки и передают их муз. рук-лю, называя музыкальное произведение. Песни исполняются всей группой детей или индивидуально ( по желанию детей). 2в. В шкатулке находятся карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание песен - инсценировок. Дети делятся на две группы, вынимают по очередности карточки, называя песню. Выбирают атрибуты, которые заранее приготовила муз. рук. и инсценируют песню своей группой.
| Эту игру можно проводить в конце года как концерт или в виде конкурса. Исполняя песни с музыкальным сопровождением и без него. |
7.
Название/ Источник игры | Задачи игры | Ход проведения игры | Рекомендации |
«Музыкальная поляна» З.Я.Роот «Музыкально-дидактические игры для дошкольного возраста» | Закрепить знания детей о длительностях звуков, умение составлять простые попевки. . | Для этой игры необходимо составить игровое поле на магнитной доске: прикрепить солнышко в верхний угол, а внизу прикрепить небольшие цветочки, фигуру девочки. Сделать карточки больших васильков и маленьких. Музыкальный руководитель: «Как весело летом, солнышко пригревает. Мы бегали по мягкой травке, загорали, купались и прибежали на полянку. А там девочка - Таня собрала цветочки, да не простые, а музыкальные. И получилась песенка: Василек, василек, Мой любимый цветок. Ребенок, вызванный по желанию, выкладывает цветочками попевку. Все дети прохлопывают ритм попевки ладошками и пропевают. Задание можно усложнить, предложив спеть попевку: громко - тихо, быстро - медленно, плавно - отрывисто.
| Чтобы в игре участвовал каждый ребенок, можно сделать на всех детей карточки: большие и маленькие цветочки. |
Список литературы:
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – с.333.
- М.А.Давыдова «Музыкальное воспитание в саду» Москва «Вако» 2006
- З.Я. Роот «Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста» « Айрис-пресс» 2005г.
- Н.Г. Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», М. «Просвещение» -1982.c.-96.
- Е.М. Гомонова « Песенное творчество» сб. Музыкальный руководитель 2004г
- Т.Н. Образцова «Музыкальные игры для детей» «Лада» Москва 2005г
- Л.Н.Комиссарова,Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников»
Москва «Просвещение»1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Очень важно использовать в музыкальной деятельности, самостоятельной деятельности музыкально-дидактические игры. Особенно важно их использовать на музыкальных занятиях, потому как они развивают музыка...
Комплекс интерактивных музыкально- дидактических игр для детей среднего и старшего дошкольного возраста "Музыкальная мозаика"
Авторская разработка относится к учебным материалам, способствующим приобщению детей дошкольного возраста к информационно-коммуникационным технологиям. Комплекс универсален, предназначен для дет...
\'Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Детство является периодом, наиболее благоприятным, сенситивным в отношении становления музыкальности. Упущенное в дошкольном возрасте невосполнимо. Одной из важнейших задач всестороннего развития ребе...
Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста
Основными целями применения музыкально-дидактических игр являются: • формирование у детей музыкальных способностей в доступной игровой форме; • научить разбираться в соотношении звуков по высоте...
Консультация для воспитателей - «Значение музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»
Материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ...
Консультация для воспитателей "Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста."
Игра - основной вид деятельности дошкольника. Дидактическая игра формирует у детей музыкальные способности, способствует развитию звуковысотного слуха и побуждает к самостоятельной деятельности....
Консультация для воспитателей:" Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста."
Консультация для воспитателей:" Роль музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста."...