"Что за прелесть эти сказки"
проект по теме
Проект детского хореографического мьюзикла
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_prelest_eti_skazki.docx | 25.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБДОУ «ЦРР д/с «Василёк»
Музыкально-образовательный проект
«Что за прелесть, эти сказки!»
Художественная литература, как одно из средств развития творческих способностей детей
Выполнили:
музыкальный руководитель,
Белоусова Ирина Геннадьевна
Голубкова Наталья Алексеевна
Абакан, 2017
Научное обоснование проекта:
Современные представления о мире всё более усложняются, что дает нам основание говорить о «полифоничности» (М. Бахтин) современной культуры. Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства, но и интегративности художественного мышления. Совершенствуются приёмы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяют границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности. Явление интеграции рассматривается в современной науке как сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.
Исследования психологов подтверждают, что интеграция искусств оказывает значительное влияние на развитие у детей различных форм мышления. В зарубежных программах чаще всего объединяются визуальные искусства, музыка, хореография (танец) и речь, и это способствует когнитивному развитию ребёнка — дошкольника. Известный американский психолог Э. Эйснер, полагает, что обучение искусствам развивает у них воображение и творческую интерпретацию увиденного и услышанного. Он считает, что занятия по искусству — самые перспективные в отношении развития креативности детей.
Цель интегрированных занятий в ДОУ на основе синтеза различных видов искусства - полихудожественное развитие ребенка. Задачами интегрированного занятия являются: воспитание духовного здоровья, развитие креативных свойств личности в художественно-творческой деятельности, понимание искусства, формирование художественного образа у детей.
Механизм интеграции — образ, создаваемый средствами разных видов искусств: в литературе средство выразительности — слово (образные определения, эпитеты, сравнения); в театрализованной деятельности выразительные средства драматизации — движения, жесты, мимика, голос, интонация; в музыке — мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
М. В. Лазарева выявила разновидности интегрированных занятий. Анализируя в своих исследованиях способы интеграции содержания этих занятий, она показывает наличие в них двух характеристик: типов отношений между компонентами (равенство или неравенство) и силу взаимодействия компонентов (слабую, среднюю, сильную). Всего М. В. Лазарева выделила шесть способов интеграции в непосредственной образовательной деятельности: — «склеивание» — все компоненты содержания интегрированного занятия объединяются одной темой, но не связаны между собой способами детской деятельности (они различны) и реализуются последовательно друг за другом;
- «симбиоз» — равноправное соотношение компонентов содержания, при этом у них есть «интегративное ядро» — общее для всех компонентов представление о чем-либо, художественный образ и т. п., но есть и относительно самостоятельные части содержания, которые решают собственные образовательные задачи;
- «размывание» — интегрированные занятия с самым сильным взаимопроникновением компонентов содержания, когда границы между ними «размываются» и они образуют однородное содержание;
- «соподчинение» — предполагает подчинение одного (вспомогательного) компонента другому (главному, ведущему), в таком занятии есть «интегративное ядро» с общим для всех компонентов содержанием, позволяющим решать образовательные, развивающие, и воспитательные задачи не на каждом компоненте содержания в отдельности, а на их сочетании, но вспомогательный компонент решает также собственные, относительно самостоятельные цели и задачи;
- «ретрансляционное сопряжение» — при этом способе интеграции один компонент (главный) реализуется средствами другого (вспомогательного), этот способ предполагает сильное взаимопроникновение компонентов содержания;
- «снятие» — это способ интеграции, когда один компонент — главный, поглощает другой — второстепенный — в какой-либо части занятия, ведущий компонент вбирает полностью вспомогательный и подчиняет их реализации своих целей и задач. В основу методики интегрированного обучения дошкольников М. В. Лазарева предлагает положить классификацию Т. С. Комаровой: информационно-рецептивные и репродуктивные методы определяются ею как в целом репродуктивные, направленные на воспроизведение каких-либо знаний, умений и навыков, а эвристические и исследовательские — как продуктивные, направленные на развитие творческих способностей дошкольников.
Т. Г. Казакова указывает, что интеграция на занятиях значима для формирования у детей первоначальных основ художественной культуры, развития эстетического отношения к окружающему через личностную позицию каждого ребёнка. Она же выделила характерные признаки интегрированных занятий по синтезу искусств: содружество искусств; многообразие художественно-информационного пространства; познание через переживание, творчество и сотворчество; эмоционально богатая партитура занятия; успех, достижения, открытия детей; индивидуальность ребенка как ценность и др. Она пишет, что именно в условиях интегрированного образования ребёнок имеет возможность проявить «своё понимание характера образа», как в изобразительном искусстве, так и в «процессе художественного творчества». Также, Т. Г. Казакова в своих работах указывает, что содержание интегрированных занятий строится по принципу интегративных блоков, каждый из которых имеет «определённую доминанту», что в интегрированных занятиях «изобретательная деятельность» выступает как социально — педагогический фактор, так как она объединяет в одно целое социальный опыт ребёнка, а «стержневым основанием» каждого блока служит художественный образ.
Т. Г. Рубан взаимодействие музыки и изобразительного искусства, на интегрированных занятиях, предлагает осуществлять в 2-х формах: сочетание восприятия произведений музыкального и изобразительного искусства на основе общности их настроения, стиля, жанра; художественно — творческая деятельность детей, дети «рисуют музыку». Также Т. Г. Рубан предлагает включать в интегрированные занятия по синтезу искусств: слушание музыки, стихотворений и художественной прозы; просмотр видеозаписей и диапозитивов; различные виды детского художественного творчества: музыкальное движение, рисование, аппликацию, лепку «по мотивам» прослушиваемых музыкальных произведений. Это подтверждает в своих исследованиях и Т. Г. Казакова, она подчеркивает, что современные концепции культурологического подхода, идеи развивающего обучения позволяют создавать условия для интеграции различных видов художественной деятельности, когда перед ребёнком возникают задачи нахождения адекватных способов изображения, предоставляется возможность экспериментировать, сравнивать, проверять, искать новые пути. При этом замечает Т. Г. Казакова, важна первоначальная дифференциация видов художественной деятельности, когда детям необходимо дать основы «изобразительной грамоты» благодаря чему они приобретают уверенность, становятся более раскрепощенными в художественном творчестве на интегрированных занятиях.
Исследователи Б. П. Юсов и Л. Г. Савенкова разработали комплект интегрированных программ, направленных на многостороннее развитие художественно-образного мышления детей, выявили критерии уровня художественной развитости, педагогические условия интегрированного освоения искусства. Они же определили принципы интегрированного подхода: основа — понятие полихудожественного (Б. П. Юсов) развития (все искусства выступают как явления жизни в целом, каждый ребёнок может успешно продвигаться в каждом из видов художественной деятельности и творчества); искусство взаимодействует даже в том случае, если педагог об этом не знает или не хочет с этим считаться, так как цвет, звук, пространство, слово, движение, форма тесно связаны, взаимозаменяемы, они являются разным выражением тех же духовных явлений и качеств мира.
Таким образом, анализ публикаций показывает, что интеграция видов детского художественного творчества через синтез искусств в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве. В условиях интеграции различных видов детского художественного творчества синтез искусств выступает как «социально-педагогическое явление» (И. А. Лыкова), которое, с одной стороны, формирует творческую личность каждого ребёнка, обеспечивает развитие его самосознания, обеспечивает возможности самореализации и, с другой стороны, обеспечивает формирование положительно устойчивых взаимодействий ребёнка в сотворчестве со сверстниками и взрослыми. Стержнем этого выступает — художественный образ, который дети воспринимают в процессе знакомства с различными видами искусства, и творчески создают в разных видах художественной деятельности, используя адекватные материалы и способы.
Проблемное поле проекта: используя разнообразные виды музыкальной культуры: вокал, слушания, хореографию, ритмопластику, а также художественное слово мне удалось успешно инсценировать множество литературных произведений («Гадкий утёнок», «Дюймовочка», «Дуня-ленивица» и т.д.).
У детей развивается творческое воображение, речь, эмоциональная и волевая сфера. Кроме того, они с радостью вовлекаются в подобную деятельность, в различные образы сказочных персонажей. Однако, у детей с нарушениями речи недостаточно развита моторика, пластика, ориентация в пространстве. Поэтому и пришла идея постановки хореографический миниатюры «Волк и семеро козлят», где будут гармонично сочетаться пластика, ритм, актёрское искусство, а также, умение сотрудничать импровизируя.
Цель: создания условий для развития ритмических, творческих способностей детей.
Задачи:
- Развивать чувство ритма детей, пластику, темповый слух
- Способствовать желанию импровизировать и творчески интерпретировать образ
- Поощрять сотрудничество детей с педагогами, родителями, друг с другом
- Развивать эмоциональную сферу детей: умение радоваться и сострадать персонажам.
Основные шаги реализации проекта
Сроки | Содержание | Участники |
01.02 – 10.02 | Изучение методической литературы, подбор музыкального и иллюстрационного материала; создание слайд-шоу; разработка сценария; подбор дидактического и поэтического материала; разучивание; разучивание танцевальных движений; разучивание театрализованных этюдов. | Музыкальный руководитель, воспитатели группы, дети. |
13.02 – 17.02 | Чтение художественной литературы; разучивание музыкальных движений; разучивание танцевальных движений; изготовление атрибутов и элементов костюмов к хореографическому мюзиклу; оформление музыкального зала; выполнение гимнастических упражнений с предметами. | Музыкальный руководитель, воспитатели группы, дети, родители, инструктор по физической культуре. |
Сценарий осуществления проекта
Ведущая:
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
(Заходит коза, поёт)
Коза:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Ведущий:
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко. Но вот однажды волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
Волк:
Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята:
Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом и не так причитает.
Ведущая:
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тоненьким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Коза (стучится):
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Ведущая:
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
Коза:
Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, - дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Ведущая:
Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Ведущая:
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке. Приходит коза, сколько ни звала, ни причитывала - никто ей не отвечает. Видит - дверь отворена, вбежала в избушку - там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка. Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку - начала горевать, горько плакать:
Коза:
Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Волк (делает вид, что услышал это)
Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.
Ведущая:
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку.
Коза:
Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Ведущая:
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да - прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.
Список использованной литературы:
1. Басина, Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-пресс. — 1997. — 144 с.
2. Гердт, Н. Интеграция искусства. // Дошкольное воспитание. — 2009. — №7 — с. 4246
3. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС. — 2006. — 255 с.
4. Комарова, Т. С, Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА — СИНТЕЗ, 2010. — 144 с.
5. Лыкова, И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. СКАЗКА — М.: Издательский дом «Карапуз» — Творческий центр «Сфера». — 2009. — 144 с.
6. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет «Цветные ладошки». — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА». 2007. — 144
7. Савенкова, Л. Интеграция в художественной педагогике изо. // Искусство в школе. — 2001. — №4 — с. 4–7.
8. Чумичева, Р.М. К вопросу о синтезе искусств в педагогическом процессе дошкольного учреждения. // Дошкольное воспитание. — 1995. — №4 — с. 15–21
9. Юсов, Б., Кабакова Е., Савенкова Л., Сухова Т. Живой мир искусства. //Дошкольное воспитание. — 1993. — №3 — с. 35–39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Что за прелесть эти сказки..."(по сказкам А.С.Пушкина)
театрализованное занятие...
Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Литературный праздник по сказкам А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!» Сказки великого русского поэта А. С. Пушкина - это кладезь народной мудрости и богатый материал в работе с деть...
"что за прелесть эти сказки"Экологические сказки.
Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Каждый из тех, кто принес и приносит вред природе, когда то был ребенком. Поэтому уместность использования сказок...
Викторина по сказкам "Что за прелесть эти сказки"
Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия по чтению художественной литературы , развитию речи "Что за прелесть эти сказки"...
Что за прелесть эти сказки ( сказка о золотой рыбке А.С.Пушкин)
Тематическая аппликацияматериал: картон,цветная бумага, клей ПВА, гречневая каша, бусины, ракушки, бахрома, паетки....
Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)
Сценарий праздника " Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!" по сказкам А.С. Пушкина. (старшая и подготовительная группы)...
Проект по сказкам А.С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки"
Проектная деятельность по методу "Три вопроса". Цель проекта: развитие познавательного, воспитательного и эстетического значение для детей, расширение знания об окружающем мире через творчество А. С. ...