Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности
статья по музыке (старшая группа) по теме
Исследование по данной теме заключается в необходимости выявления научных основ процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnoikov.odt | 29.09 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности
Актуальность проблемы.
Любому педагогу-музыканту в своей практике приходится иметь дело с двумя факторами – музыкой как таковой и личностью ребёнка, его особенностями, устремлениями, способностями. В основу современного учебно-воспитательного процесса положена концепция развивающего обучения. В комплексе творческих способностей дошкольника выделяются первоочередные по своей важности и значению: музыкальный слух, ритмическое чувство, ладовое чувство, память, двигательно-моторные способности, музыкально-образное мышление, воображение, фантазия.
Развитие творческих способностей - важная задача музыкального воспитания детей. Творческие спо¬собности делятся на способности к продуктивному творчеству (сочинение, импровизация попевок, мелодий на музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения), а также к творческому восприятию музыки.
Педагоги утверждают, что творческие способности необходимо развивать начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выпол¬няют посильные для себя творческие задания. Развитие творческих способностей позволяет ребенку полнее выразить свои впечатления от музыки.
Современная психолого-педагогическая наука располагает данными о том, что все виды искусства развивают у детей не только художественно-творческие способности, но и «всеобщую универсальную человеческую способность, которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере человеческой деятельности» (Э.И. Ильенков) - способность к творчеству. И чем раньше произойдёт встреча ребёнка с искусством, тем процесс развития этой способности будет более эффективным.
Как известно, театр является одной из наиболее наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии мира через образы. Специфическим средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, возникающее в процессе игрового взаимодействия актёров. Однако в области начального музыкального образования детей музыкально-театральная деятельность представляется наименее разработанным направлением, тогда как эффективность его очевидна, о чём свидетельствуют многочисленные психолого-педагогические исследования.
По своей природе театральное искусство наиболее близко детской ролевой игре, которая складывается как основа относительно самостоятельного функционирования детского сообщества и к 5 годам занимает позицию ведущей деятельности детей.
Вышесказанное выявило противоречия между:
-потребностями общества в творческом развитии личности и традиционной системой дошкольного воспитания, недостаточно ориентированной на развитие творческих способностей детей;
-актуальностью для практики дошкольного музыкального воспитания решения проблемы развития творческих способностей детей и неразработанностью научных основ ее решения;
-потенциальными возможностями музыкально-театральной деятельности для развития творческих способностей дошкольников и недостаточным методическим обеспечением данного процесса.
Исходя из данных противоречий проблема исследования заключается в необходимости выявления научных основ процесса развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности определили выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях музыкально-театральной деятельности».
Содержание работы:
- тематический план;
Задачи:
• Развивать познавательный интерес к музыкально- театральной деятельности.
• Учить навыкам общения и коллективному творчеству.
• Развивать эстетические способности детей.
Формы работы.
- Театрализованные игры.
2. Музыкальные занятия
3. Рассказы о театре.
4. Организация спектаклей.
5. Индивидуальные творческие задания.
6. Сочинение сказок, придумывание историй для постановки.
7. Беседы-диалоги.
8. Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.
9. Чтение литературы.
- результаты диагностики, подтверждающие эффективность инновации.
Экспериментальная работа по развитию творческих способностей у старших дошкольников проводилась на базе ГБДОУ №34 г.Санкт-Петербурга, в старших группах (всего 24 человека).
В ходе эксперимента применялись методы наблюдения, беседы, изучения детских творческих работ, анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.
Целью констатирующего эксперимента было выявление начального уровня развития творческих способностей детей. В качестве компонентов творческих способностей мы выделили творческое воображение, творческое мышление и опыт творческой деятельности, уровень развитости которых определялся по ряду показателей.
Творческое воображение – проявляется в способности дошкольника к яркому, образному фантазированию; в способности создавать художественные ассоциации; в адекватности возникающих образов и ассоциаций звучащей музыке или характеру персонажа.
Творческое мышление – выражается в беглости, гибкости и оригинальности мысли. Беглость творческого мышления характеризуется быстротой переключения вариантов решения творческих заданий и точностью их выполнения; гибкость мыслительного процесса – переключением с одной идеи на другую; оригинальность творческого мышления характеризуется минимальной частотой обращения ребенка к одинаковым ответам, подражанию в выполнении творческих заданий.
Опыт творческой деятельности – проявляется в способности дошкольника к осуществлению различных видов музыкальной деятельности (восприятия, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, элементарной импровизации); в заинтересованности ребенка в выполнении творческих заданий; интересном результате выполнения таких заданий.
Для проведения начальной диагностики дошкольникам предлагались для выполнения следующие задания обобщающего характера, при выполнении которых можно было наблюдать проявления показателей всех компонентов творческих способностей дошкольников – интеллектуального (творческое мышление), преобразующего (творческое воображение), деятельностно-практического (опыт творческой деятельности).
Результаты констатирующей диагностики позволили распределить дошкольников по уровням развития творческих способностей, которые мы назвали репродуктивный, преобразующий, творческий.
Общие результаты исходного обследования развития творческих способностей дошкольников, в единстве составляющих их компонентов, были переведены нами в процентное соотношение и представлены в следующей таблице:
Развитие творческих способностей у дошкольников на констатирующем этапе эксперимента
Уровни развития творческих способностей у дошкольников | Компоненты творческих способностей Интеллектуальный Преобразующий Деятельностно- | ||
Репродуктивный | 75 % | 50 % | 75 % |
Преобразующий | 16,7 % | 25 % | 12,5 % |
Творческий | 8,3 % | 25 % | 12,5 % |
Начальная диагностика развития творческих способностей у дошкольников показала, что большинство детей находится на низком уровне – в среднем
66,7 %; 18 % показывают средний уровень; и 15,3 % дошкольников отнесены нами к высокому уровню развития.
Кроме того, мы обнаружили, что у многих детей отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь, что тормозит развитие творческого мышления, зажатость и эмоциональная закрепощенность не дают в полной мере проявляться творческому воображению. На наш взгляд, эффективный путь к стимулированию развития творческих способностей – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать музыкально-театральная деятельность. Являясь важным видом детского творчества, именно музыкально-театральная деятельность, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Основной целью в этом случае является формирование думающего, чувствующего, активного человека, готового к творческой деятельности с помощью развитых творческих способностей.
При проведении формирующего эксперимента мы ставили следующие задачи:
1. Стимулировать развитие творческого воображения детей при характеристике содержания произведения, его настроения, характера;
2. Развивать творческое мышление дошкольников через способность адекватно воспринимать музыкальный образ, прослеживать его развитие, словесно характеризовать его;
3. Формировать навыки выразительного, эмоционального музыкального исполнения;
4. Развивать у детей способность к воплощению заданного образа в сюжетно-ролевой творческой игре.
Для решения поставленных задач был проведён цикл занятий, на которых детям давались различные творческие задания. Они были сгруппированы в определённые блоки, каждый из которых направлен на развитие того или иного компонента творческих способностей. Собственно «формирующую» работу мы вели комплексно – развивая одновременно все компоненты, так как невозможно отделить ассоциативность творческого воображения от творческого мышления, а его развитие, в свою очередь, неотделимо от накопления опыта творческой деятельности.
В своей экспериментальной работе мы опирались на традиционные виды деятельности на музыкальных занятиях, но представленные в форме разнообразных игр с элементами театрализации.
Содержание специальных занятий с использованием музыкально-театральной деятельности включало в себя:
• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
• игры-драматизации;
• подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
• упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Начальный этап формирующего эксперимента соответствовал первому, мотивационно-потребностному этапу развития творческих способностей дошкольников.
Развитие интеллектуального компонента творческих способностей на данном этапе требовало осознанности, заинтересованности дошкольников в музыкально-театральной деятельности, способности анализировать свое поведение в сюжетно-ролевых играх и понимать собственные действия. Это способствует выделению творческих заданий как приоритетных и любимых.Для развития данного компонента нами применялся ряд игровых методик.
Результаты контрольной диагностики развития творческих способностей у дошкольников в условиях музыкально- театральной деятельности
Таблица №1
Уровни развития творческих способностей у дошкольников | Интеллектуальный компонент Сравнительный (творческое мышление) результат
Констатирующий Формирующий этап этап | ||
Творческий | 8,3 % | 30% | +36,7 % |
Преобразующий | 16,7 % | 40 % | 43,3 % |
Репродуктивный | 75 % | 30 % | -20% |
Таблица №2
Уровни развития творческих способностей у дошкольников | Преобразующий компонент Сравнительный (творческое воображение) результат
Констатирующий Формирующий этап этап | ||
Творческий | 25 % | 40% | +35 % |
Преобразующий | 25 % | 50% | +25% |
Репродуктивный | 50 % | 10% | -40% |
Таблица №3
Уровни развития творческих способностей у дошкольников | Деятельностно-практический Сравнительный (опыт творческой деятельности) результат
Констатирующий Формирующий этап этап | ||
Творческий | 12,5 % | 40% | +47,5% |
Преобразующий | 12,5 % | 40% | +47,5% |
Репродуктивный | 75 % | 20% | -5% |
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: специально созданные условия для развития творческих способностей помогают их активному формированию, развивают образное мышление ребенка, его эмоциональную отзывчивость, исполнительские возможности, а также креативность в целом на новый виток развития.
Рекомендации:
• проводить музыкальные занятия комплексного характера, активно внедряя театральные формы в перечень традиционных видов деятельности- восприятие (слушание) музыкальных произведений, пение, танцевальная деятельность, игра на элементарных детских инструментах;
• включать в музыкальные занятия преимущественно ярко образные, программные произведения, которые могут стать основой для различного рода сюжетно- ролевых игр, игр- драматизаций и свободных игровых импровизаций;
• вводить в музыкальные занятия больше игровых ситуаций, направленных на развитие эмоциональности, образного мышления, креативности дошкольников;
• давать возможность детям самостоятельно решать проблемные ситуации, активно проявляя воображение, фантазию, мышление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...
Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности
Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....
«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создани...
«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...
Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности
Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности....
Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...
"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"
Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...