Статья на тему: « Польза и вред виртуальной жизни дошкольников»
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Фильченкова Ольга Васильевна

Статья о пользе и о вреде виртуальной жизни детей актуальна и востребованна. В ней говорится о необходимости всесторонне развивать ребёнка, но опааться очень раннего приобщения к компьютерным играм. Альтернатива проследить за колличестом времени проводимым детьми в компьютере и о пользе релаксации, для восстановления физического и психического здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moya.docx975.35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья на тему: « Польза и вред виртуальной жизни дошкольников»

Автор: педагог дополнительного образования

 (хореограф) МБДОУ « Црр – д/с № 6 г. Тулы

Фильченкова О. В.

В современном мире образование дошкольников неразрывно связано с достижениями науки и техники, передовыми технологиями, которые помогают в работе, учёбе и в быстром получении информации. Компьютеры, интерактивные доска, игровые приставки, планшеты, смартфоны – всё это можно и нужно использовать в интеллектуальном, всестороннем развитии дошкольников. Детское восприятие устроено таким образом, что для запоминания и усвоения информации нужны ассоциации, зрительное восприятие, игра. Таким образом, обогащается педагогический процесс, применяются современные технологические подходы к улучшению образования с помощью электронных устройств. Если использовать компьютерные игры в разумных пределах, не в ущерб другим сторонам жизни ребёнка, то они могут принести, положительный результат: усилят концентрацию внимания, улучшат мыслительные операции, процессы принятия решения, будут способствовать формированию художественного воображения, помогут развить быстроту реакции.

Вместе с тем, ребёнок который всем остальным развлечениям и увлечениям, предпочитает лишь компьютерные игры, пусть даже развивающие, подвергаются риску возникновения многих серьёзных проблем. Психологи считают, что если ребёнок пристрастился к компьютеру, то это может замедлить его развитие как физическое, так и психическое. Существует  четыре основных вредных фактора: нагрузка на зрение, стеснённая поза, нагрузка на психику и излучение. Контроль, за временем проведения в виртуальном  мире должен осуществляться как педагогами, так и родителями.  Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например - до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером 15-20 минут в день.

 Дошкольный возраст - это период активного познания окружающего мира через игру и общение, собирание собственных ощущений. Даже самые современные программы не способны заменить им реальный мир, дети должны обучаться и познавать путём проб и ошибок, пропустив всё через себя. Для формирования эмоциональной и физической стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом.

В работе с дошкольниками я использую многие технологии сбережения здоровья: дыхательную и логоритмическую гимнастику, самомассаж и релаксационные упражнения. Это помогает развивать детское  творчество, стимулирует детей к физическим нагрузкам, способствует развитию коммуникативных качеств. Особенно нравятся детям упражнения на релаксацию. «Релаксация» (от лат.Relaxatio) – это состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после  долгого сидения и концентрации внимания или физических усилий.

Релаксация необходима и полезна детям, когда они находятся в состоянии стресса, переутомлены, растеряны, перевозбуждены или близки к этому.
Умение расслабляться поможет одним детям снять напряжение, другим - сконцентрировать внимание, препятствовать перевозбуждению, третьим  исправить физическое напряжение. Дети выполняют расслабляющие упражнения, не просто подражая педагогу, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Как показывает опыт,  в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.  Необходимо объяснить и показать ребёнку разницу между расслаблением и напряжением мышц. Это легко сделать в упражнении «Кисточка и карандаш» или  «Деревянные и тряпичные куклы» - (Сборник - «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М. А Михайлова и Н. В. Воронина). Релаксационные тексты должны иметь доступный для детского понимания смысл, учитывая особенности восприятия дошкольников, развивать способность ребёнка воображать и фантазировать. Творческий подход и артистичность педагога во время проведения релаксационных упражнений создадут атмосферу доброжелательных отношений, позволят детям научиться владеть мышцами своего тела, а в дальнейшем – самостоятельно контролировать своё состояние, применять в жизни полученные навыки релаксации. Важно, чтобы ребенок научился создавать себе образы, если это помогает его расслаблению. Большое значение уделяется музыке. Пусть музыка будет тихой, мелодичной, помогающей расслаблению. В ней могут присутствовать звуки природы, что стимулирует детскую фантазию. Поскольку наши дети испытывают дефицит положительных,  тактильных  ощущений в сюжет упражнений введены элементы тактильного взаимодействия взрослого и ребёнка, например:  « Ветерок гладит тебя». Это положительно влияет на реакцию расслабления. Речь педагог должна быть спокойная, тихая, размеренная. Предлагаю вам несколько упражнений на релаксацию для дошкольников старшей и подготовительной групп: F:\Статья о релаксации от вертуального мира\релаксация для дошкольников от виртуального мира_ 10 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files\6.jpg

«Воздушные шарики»

     Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

F:\Фото к портфолио\фото проекта Жанры\проект\100NIKON\DSCN9823.JPG

«Облака»

     Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом, прозрачном  небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым, вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие, все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

F:\Статья о релаксации от вертуального мира\релаксация для дошкольников от виртуального мира_ 10 тыс изображений найдено в Яндекс.Картинках_files\1365069231772.jpg

«Снежная баба»

Упражнение на расслабление всего организма: " Снежная баба". Дети представьте , что каждый из вас превратился в снежную бабу. Она очень большая, с круглыми боками , с торчащими в разные стороны руками, стрит на крепких ножках. А сегодня прекрасное солнечное утро, светит и пригревает солнышко, и наша снежная баба начинает таять. Дети изображают, как снеговик тает сначала с головы, затем одна рука, другая. Постепенно начинает таять туловище, ноги подкашиваются и дети опускаются на пол. Снеговик превратился в лужицу, растёкся по земле, дети лёжа на спине раскинув руки и ноги в стороны, закрыв глаза слушают музыку: «Пушистые облака». Потянитесь, улыбнитесь, отдохнули,  а теперь за дело.

« Сказка»

Мы раскинем руки, мы как птицы:

Мы глаза закроем - сказка нам приснится...

Шар приснится голубой  и мишутка маленький.

Светлый месяц за горой и цветочек аленький.

Лепестки качает ветер, чуть цветок качается.

Это сказка детям снится, дети расслабляются.

Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!

Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!

( Дети, лёжа на спине, под спокойное речевое сопровождение и приятную тихую  музыку полностью расслабляются).

Невозможно уберечь детей от виртуальной реальности. В ближайшем будущем она станет обыденностью. Но взрослым нужно помнить: слишком раннее включение в технологический мир, опасно. Жизнь и увлечения ребёнка должны быть разнообразными. Специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, конечно, согласятся со мной,

Что в условиях современного мира с огромными  информационными  потоками, обрушившимися на наших детей, большинству из них свойственны нарушения равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. В процессе развития, воспитания и обучения дошкольники получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей переживания создают излишнее возбуждение в нервной  системе, которое, накапливаясь, ведёт к эмоциональным перегрузкам. Как следствие, у дошкольников появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Как помочь детям избежать этого?  Заинтересованность в физическом и психическом  здоровье должны проявлять не только педагоги, но и родители.

Релаксационные упражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, входящим в список современных образовательных технологий. При проведении упражнений на релаксацию у дошкольников приводится в нормальное состояние психика и нервная система, снимается внутреннее напряжение, формируется умение управлять своими чувствами и эмоциями. Воспитывается уверенность в себе, а главное укрепляется физическое здоровье детей, формируется красивая осанка, положительные эмоции и чувства.

В статье использовались материалы интернет ресурсов:

1. «Игровые релаксационные упражнения для старших дошкольников» ; автор: Коробова Т. Воспитатель высшей категории д/с № 118 Выборгского района г. Санкт - Петербурга.

2. «Польза и вред виртуального мира для дошкольника»;

автор: Березенко Н. В. г. Алексеевка,  Белгородской обл. воспитатель МБДОУ
«ЦРР - д/с № 10»

3. «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников – релаксация»

- из опыта работы Коробовой Т. В.

4. «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» М. А. Михайлова;

 Н. В. Воронина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛЬЗА И ВРЕД ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА

Тема:«ПОЛЬЗА И ВРЕД ВИРТУАЛЬНОГО МИРА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКА»Воспитатель МДОУЦРР - Детский сад №10 воспитатель Березенко Наталья Викторовна г.Алексеевки  Белгородской обл. В наше время ч...

Польза и вред интернета для дошкольников

Статья о пользе и вреде соц.сетей для дошкольников....

Статья на тему "Роль подвижной игры в жизни дошкольника"

Подвижная игра является незаменимым средством совершенствования движений, развития их координации, формирования быстроты, силы, выносливости. В подвижной игре дети упражняются в самых разнообразных дв...

Презентация "О пользе и вреде телевидения для дошкольников"

В современном мире телевидение получило очень широкое распространение. Телевизор есть в каждом доме, и практически все люди смотрят его, дети же не являются исключением. Родители начинают приуч...

Статья на тему " Экологическое воспитание в повседневной жизни дошкольников с учетом ФГОС"

В статье   указаны опередение экология,задачи экологии ,виды занятий....

" Польза и вред Интернета для дошкольника"

Данное занятие направлено на то, чтобы показать какую пользу и какой вред может причинить Интернет ребенку 6-7 лет...