"Красота и гармония музыкального образа"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Представлен музыкально-педагогический материал по музыкальному воспитанию старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnoe_zanyatie_svetlyachok_-_dubinina_e.g.doc | 1002 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №25 «Светлячок» города Зеленокумска Советского района»
Конспект
занятия по музыкальному воспитанию
в подготовительной к школе группе
«КРАСОТА И ГАРМОНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗА»
музыкальный руководитель
МДОУ «Детский сад № 25» Светлячок»
Дубинина Е.Г.
Тема: Красота и гармония музыкального образа
Цель: проникновение в творческий замысел композиторов в произведениях различных направлений (классика-модерн).
Задачи:
1. Образовательная. Формировать у детей умение проводить анализ музыкального произведения (в элементарной форме), определять музыкально-выразительные средства, понимать основные принципы построения музыкального произведения.
2. Развивающая. Развивать умение оценивать произведения разных направлений музыкального искусства и обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; развивать эмоциональную, познавательную активность, образное мышление. Развивать умение нравственного анализа, собственной трактовки музыкального произведения, творческую инициативу.
3. Воспитательная. Воспитывать любовь к музыке, умение объективно трактовать музыкальное произведение, проявлять творческую инициативу.
Используемые методы:
1. Беседа.
2. Практическая работа.
3. Метод контрастов.
4.Творческая работа.
5. Рефлексия.
Методическое обеспечение: фортепиано, нотный материал (Ю.Энтин «Ты - человек»), аудиоматериал («Инструментальная музыка» сборник произведений композиторов-классиков, отрывок музыкального произведения в рок-обработке, стаканы, наполнители, надувное сердце, стакан с водой, ножницы, бумага, карточки обратной связи с раздаточным материалом.
Литература:
1. Педагогический поиск /Сост. И.Н.Баженова - М.: Педагогика, 1987.
2. В.И.Загвязинский. Педагогическое творчество учителя. – М., 1987.
3. Д.Б.Кабалевский. Педагогические размышления. - М., Педагогика,1987.
4. Д.Б.Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке. – 3-е изд., испр.– М., 1989.
5. Стихи о музыке. М., Советский композитор, 1982.
6. К.П.Португалов. Серьезная музыка в школе. Пособие для учителей – 2-е изд., испр. и доп. – М., Просвещение, 1980.
План проведения занятия:
1. Эмоциональный настрой;
2. Слуховая идентефикация;
3. Распевание;
4. Творческое задание;
5. Слушание музыкальных произведений;
6. Пение;
7. Рефлексия эмоционального состояния.
Ход занятия
Дети входят в музыкальный зал под музыку “Вальса цветов”
из балета “Щелкунчик” П. Чайковского.
1. Эмоциональный настрой.
Музыкальный руководитель: Каждый из нас сегодняшний день начал по-своему, у кого-то это получилось очень удачно, у кого-то не очень. Но, поскольку нам сейчас предстоит общение с музыкой, давайте постараемся обрести определенный настрой в душе и в сердце.
А сейчас, шепотом передайте вашему соседу то, что вы сейчас услышите.
Дети друг другу шепотом передают фразу
«Ты самый лучший человек на земле».
Музыкальный руководитель: Скажите, то, что каждый из вас сейчас услышал, это правда? Вашему слуху было приятно их услышать? Хотелось бы вам, чтобы подобные слова звучали в ваш адрес вполне искренне?
на экране появляются два слова:
Музыкальный руководитель: Скажите, красота и правда в музыке, точно такие же, как и в жизни, или немного другие? Если записать, как поют птицы вокруг, это будет правда? Что должна передавать музыка? А если отделить композитора от окружающего мира: запереть его в комнате, закрыть окна шторами - создаст ли он новые мелодии? (ответы детей).
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята, он не увидит, не почувствует ничего из того, после чего сможет написать музыкальное произведение.
Очень часто, желая излить свои чувства и не находя выражения своих мыслей в словах, человек обращается к музыке. А почему именно к ней? (именно музыка может передать самые тайные чувства человека, его мысли…)
2. «Слуховая идентификация»
Задание: уловить знакомые интонации в обычных действиях (дети, закрыв глаза, определяют на слух: звук льющейся воды, смятой бумаги, щелкающих ножниц).
Музыкальный руководитель: Почему вы безошибочно определили особенности этих звуков? (потому что эти звуки мы слышим постоянно, каждый день Они нам привычны и понятны. Они имеют свою интонационную окраску)
Музыкальный руководитель: Как можно изменить интонацию? (изменить громкость голоса, изменить темп, высоту голоса. Тон должен соответствовать тому, о чем мы говорим. Интонации голоса – это соль речи).
Музыкальный руководитель: О какой интонации мы сейчас говорили? О речевой или о музыкальной? (о музыкальной). В какой-то момент, должно быть на самой заре человечества, из речевой интонации выделилась интонация музыкальная. Как это произошло? Как люди начали петь?
(возможно, человек, находясь в беде, звал на помощь и невольно усиливал голос. Гласные становились протяжнее, иначе его не услышат в лесу. Звук становился длинным, обретая музыкальность.)
Музыкальный руководитель: И сейчас мы постараемся придать нашим голосам музыкальность, распевность с помощью чего? (ответы детей). Правильно, с помощью распевки.
3. Распевание
Видеораспевка «Воробей»
4. Творческое задание
Музыкальный руководитель: Давайте вспомним, ребята, как называется человек, который сочиняет музыку?
Дети: Композитор!
Музыкальный руководитель: Скажите, пожалуйста, вам понравилась музыка, которая встретила вас сегодня в музыкальном зале? Вы помните её?
Музыкальный руководитель тихим фоном проигрывается отрывок из «Вальса цветов» П.И.Чайковского
Музыкальный руководитель: Это произведение написал композитор П.И.Чайковский. А как вы думаете, какое настроение несёт эта музыка? Что вы чувствуете, когда она звучит? (ответы детей)
Да, ребята, она плавная, нежная, красивая, лёгкая.
Музыкальный руководитель: А какие движения можно придумать под эту музыку? (ответы детей). Правильно, движения должны быть плавные, свободные, можно кружиться, мы как будто на балу.
Музыкальный руководитель: Попробуйте немного поимпровизировать….
Звучит “Вальс цветов”. Дети врассыпную придумывают движения.
Музыкальный руководитель: Молодцы, прекрасно! Хотя вы все очень по-разному передавали свои движения, но главное - вы правильно уловили суть музыки и не делали резких скачков, а двигались плавно и мягко.
Музыкальный руководитель: А как называются движения под музыку? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Конечно, это танец! А это произведение так и называется - “Вальс цветов”. И сейчас мы с вами станем частичками одного большого цветка.
Дети: Его лепестками!
Музыкальный руководитель: Итак, какой цветок мы будем изображать? (предложения детей)
Дети и педагог встают в круг лицом в центр, поднимают руки вверх, делают их свободными и мягкими, как лепестки. Нужно сделать 4 небольших шага в центр круга, сесть на корточки и опустить головы (“Бутон закрывается”), затем не спеша встать, сделать 4 шага назад, плавно поднимая руки (“Бутон распускается”), так сделать несколько раз под музыку П. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Автор, Пётр Ильич Чайковский, очень удачно и точно уловил и передал музыкальные интонации, что всем стало понятно, о чем эта мелодия. Нужно ли было что-то досказывать словами? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: Каждый «видел» этот образ по-своему, и, тем не менее, у всех появилось чувство чего-то нежного, возвышенного, романтического. В том и заключается огромная сила музыки, что она способна увлечь, охватить единым чувством любое количество людей, при этом оставляя для каждого свободу своего, личного, субъективного восприятия. Композитор создает свой музыкальный образ, чтобы люди по-иному увидели жизнь, задумались о ней, очищаясь от всего мелкого и ненужного.
КОС 1 (карточки обратной связи) – см. приложение
5. Слушание музыкального произведения
Слушание отрывка из рок-оперы в инструментальном исполнении.
Музыкальный руководитель: Что сейчас с вами происходило? Почему, слушая этот отрывок, вы изменились даже внешне? Насколько уютно вы чувствовали себя, слушая этот музыкальный фрагмент? Можете ли вы сказать, о чем было это произведение? (ответы детей). Можно вас попросить изобразить что-нибудь под эту музыку? Легко ли будет это сделать?
КОС 2 (карточки обратной связи) – см. приложение
Вывод: в первом фрагменте красивые, нежные звуки заполнили наше сердце и заставили нас ДУМАТЬ. Музыка перед нами предстала таинственной, одухотворенной, ее можно почувствовать только пропустив через сердце и душу. А во втором фрагменте - из сердца, из головы исчезло все. Громкое звучание, острый ритм - все это просто ударило по нервам и заставило ни о чем не думать.
Понадобилось ли в этот момент напряжение нашей мысли?
Понадобилось ли напряжение наших душевных сил?
Но, и в первом и во втором фрагментах тема едина – любовь, красота, гармония.
Как вы думаете, что происходит с живыми организмами: природой, цветами, людьми, когда они слушают такую разную музыку? Посмотрите-ка, что же происходит на самом деле…
Видеопрезентация «Цветы и музыка»
6. Пение
Исполнение «Ты - человек» Ю. Энтин, Е. Крылатов.
Скажите, пожалуйста, какая существует связь между исполненной нами песней и темой нашего сегодняшнего разговора?
(Облака двигаются в ту сторону, куда подует ветер, река бежит по заранее выбранному руслу, но каждый из нас - ЧЕЛОВЕК, который должен сам руководить своей жизнью, делать свой выбор и делать это осознанно).
А где именно, в какой части нашего организма рождаются чувства?
(В сердце)
Сейчас будьте особенно внимательны.
Педагог, с помощью заранее приготовленных вспомогательных материалов, проводит наглядную демонстрацию, используя: два стакана, сыпучий материал, различной консистенции – крупный и мелкий.
Представьте себе, что этот стакан, - сердечко каждого из нас. С самого раннего детства, когда мы только начинаем свой путь, педагоги-музыканты старались вложить в нас уважение и понимание настоящей, глубокой музыки. Мы даже не замечали, как уже самые первые встречи с искусством, с музыкой оказывали сильнейшее воздействие на наш духовный мир. Капля за каплей, ступенька за ступенькой мы приобщались к музыке, наше сердечко наполнялось любовью и уважением к ней, и внутри нас постепенно формировался духовный стержень, который помогает нам отличать настоящее, достойное от всего временного и поверхностного (в процессе беседы педагог опускает в стакан сначала крупные частички, затем мелкий, демонстрируя, таким образом, разницу представленных выше музыкальных направлений).
Но скажите, разве другая, особенно любимая нами легкая, развлекательная музыка была недоступна нам? Конечно, нет! Она всегда ежедневно была рядом с нами, любима нами, звучала с телевизионных экранов, из магнитофонов, да откуда угодно, она протекала в нашу жизнь. Но, мы помним и видим, что внутри уже была та основа, тот крепкий стержень, который формировал наше сознание и руководил им.
А теперь, представьте ситуацию, с точностью до наоборот. Это то же самое наше сердечко, но оно не слышит, или просто не хочет слышать никакой настоящей, хорошей музыки, оно просто плывет по течению и вбирает все то, что попадается ему на пути, и плохое, и хорошее, и очень плохое. (педагог во второй стакан опускает сначала мелкий материал, изредка бросает частичку крупного).
И так час за часом, год за годом проходит жизнь, и когда мы спохватываемся и начинаем понимать, что необходимо восполнить этот пробел, то может так случиться, что на это просто не останется ни сил, ни желания, ни места. И вот, такое сердце, не наученное отличать действительно ценное от поверхностного, не имеющее внутреннего стержня, может поддаться любому влиянию.
Поэтому, очень важно честно ответить самому себе: чем я заполняю свое сердце, и способно ли мое сердце сделать выбор в пользу хорошего?
7. Рефлексия эмоционального состояния.
Посмотрите, в моих руках находится самое важное и ценное для человека - сердце. Именно в нем рождаются и уживаются самые разные чувства, наше отношение к искусству, приятие его или неприятие. Сейчас мы будем передавать это сердечко из рук в руки, при этом каждый из вас, передавая это сердечко другому, поделится своими мыслями и впечатлениями. Можно начать свою фразу словами: «Сегодня я понял, (я почувствовал), что . . .
Примерные вопросы для карточек обратной связи:
(ответы должны быть односложными – да, нет. ДА – белый кружок, НЕТ – чёрный кружок. Выбранные цвета складываются в индивидуальную карточку ребёнка)
- Понравилось ли тебе прослушанное произведение?
- Хотелось ли тебе прослушать его ещё раз?
- Смог бы ты выполнить какие-нибудь движиения под эту музыку?
- Посоветовал бы ты маме или папе послушать это произведение?
- Можешь ли ты изобразить услышанное в рисунке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Красота и гармония мира".
Человек и есть – мир. Потому что он не отделим от мира, т.е. в окружающем нас мире мы ищем соб-ственную красоту и мир ищет красоту через нас и-нашим разумом поверяет свою гармонию....
Занятие с применением технологии развития музыкально-художественного восприятия "Музыкальные образы волшебного озера"
Данное занятие способствует развитию музыкально-художественного восприятия, музыкальной памяти и ассоциативного мышления в процессе интегрированной деятельности, стимулирует передачу детьм...
Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.
Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...
"Гармонь" (музыкально-литературная композиция)
quot;Гармонь" (музыкально-литературная композиция по мотивам стихотворения А.Т. Твардовского "Василий Тёркин, в исполнении взрослых)...
Передача музыкального образа через движение, вокализацию и мимику в музыкальной подвижной игре у дошкольников.
Музыкальная игра сама по себе очень увлекательна для детей дошкольного возраста. Но, если она связана с созданием образа, то здесь необходимо обратить внимание на три аспекта театральной деятельности ...