Роль фольклора в музыкально - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста
проект по музыке (старшая группа) на тему
Народный фольклор и творчество помогают нашему обществу приобрести духовность в жизни. Многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_folklora_muzykalno-esteticheskom_razvitii_doshkolnika.docx | 17.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Практико-ориентированный проект на тему «Роль фольклора в музыкально - эстетическом развитии детей старшего дошкольного возраста».
Народный фольклор и творчество помогают нашему обществу приобрести духовность в жизни. Многие современные воспитательно-образовательные инициативы направлены на качественное наращивание знаний и навыков детей, но параллельно с этим процессом должно идти духовно-нравственное воспитание, в основе которого – развитие личности.
Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Для правильного формирования представления у детей о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В связи с этим сегодня возрастает интерес к народному творчеству, ведь именно в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Жанры народного творчества – народная мудрость.
Фольклорные произведения русского, чукотского, казачьего, и других народов помогают приобщать ребёнка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, и они позволяют ребёнку поверить в добро, в красоту нашего мира.
В МБДОУ «Ладушки» проявляет заинтересованность в сохранении культурного наследия предков и передаче детям народных традиций, как родного края, так и всей России в целом. То, что предложено и некоторое время использовалось в старшей и подготовительной группе в ходе музыкальных занятий.
Приоритет в содержании художественно-эстетического развития в МБДОУ «Ладушки» отдан направлению работы по приобщению детей к истокам казачьей, русской и чукотской народной культуры.
Основные цели музыкально-фольклорного развития дошкольников:
1) развитие духовно-нравственных качеств;
2) интеллектуальное развитие;
3) развиваются музыкальные способности.
4) развитие речи и слуха;
5) формирование эмоциональной сферы;
Нельзя не подтвердить значимость народного песнетворчества. С помощью исполнения песни или мелодии любого народа, ребенок учится канителенному голосоведению. Так же происходит правильное формирование интонационного исполнения. Имеется заключение о том, что народное пение наиболее удобное для правильного формирования певческого аппарата ребенка.
Музыкально-фольклорное творчество правильно формирует музыкальное мышление ребенка. Так же поддерживает естественное звуковыражение.
Для каждой группы рекомендуется использовать фольклорные колыбельные, частушки, наигрыши, игры, потешки, заклички, скороговорки, песни и даже целые обряды. Все это необходимо для правильного формирования речи и дикции, голосоведения и духовно-нравственного представления о народах России. Проект занятия прилагается.
Результаты проведения музыкально-фольклорных занятий с дошкольниками старшей и подготовительной группой МБОУ д/с «Ладушки»:
1 Представление о народной культуре, традициях, обычаях, сформирована на начальном этапе.
2 Частично выработался навык правильного (фронтального) дыхания.
3 Начинает вырабатываться навык плавного голосоведения.
Отсюда вытекает основной вывод:
Формой передачи культурных ценностей является фольклорное исполнительство. Исполняя фольклорные произведения у ребенка задействуются все каналы восприятия внешнего мира (аудиальный, кинетический, визуальный). Так же происходит правильное формирование и развитие певческого аппарата. В связи с этим считаю нужным рекомендовать изучение и использование музыкально-фольклорного творчества в дошкольных учреждениях. Одной из задач которых является правильное развитие творческо-этетических и духовно-нравственных способностей и ценностей ребенка.
Приложение:
Проект занятия для старшей группы д/с «Ладушки».
«Казачья ярмарка» На примере изучения Кубанской культуры/
Задачи:
1 Приобщение детей к Культуре казачества;
2 Воспитывать позитивное отношение к народному творчеству;
3 Обучать исполнению народной песни.
Ход занятия
(дети входят в музыкальный класс под народную музыку – «Ой при лужку при лужке» Их встречают казак с казачкой ).
Учитель Здравствуйте ребята. Сегодня мы с Вами поговорим о культуре казачества. А знаете ли Вы. Кто такие Казаки?
Дети Нет
Учитель Если не знаете. Сейчас будем с ними знакомиться. К нам в гости пришли настоящие казаки.
Казак - в переводе с Тюркского значит «вольный». Это люди, оказавшиеся свободные от правительства России и монголо-татарского ига. У них были свои порядки и устои. Казаки любили петь и танцевать.
А теперь давайте посмотрим как жили Казаки.
Казак Ярмарка. Ярмарка.
Проходи, народ, сюда
И давай знакомиться!
Ждем на ярмарке детей
Ждем и их родителей.
Казачка поет песню «Ой на гори ярмарка».
Учитель спрашивает у детей Вы знаете что такое ярмарка?
Дети Нет
Учитель объясняет, что ярмарка – это торговая площадь, рынок. У казаков использовалась не только для сбыта товаров, но и для гуляний игр и общения.
Учитель Дети. А как Вы думаете, что поют на ярмарках?
Дети Веселые песни.
Учитель правильно! А вы знаете, что короткие веселые песенки называются частушками?
Дети Да.
Учитель Частушки маленькие, но в них заключено много юмора и задора. Частушка- маленькая история, музыкальный рассказ.
Казак и Казачка поют казачьи частушки.
Учитель Ребята, а Вы знаете частушки?
Дети Да! (поют частушки, которые знают от родителей, бабушек и дедушек).
Казак Какие Вы молодцы! Как хорошо поете.
Казачка А знаете ли Вы казачьи песни?
Дети Да! (поют песню «По дороге жук»)
Казачка Гарно поете!
Казак А пословицы казачьи знаете?
Дети Да! (Кто пули боится -тот в казаки не годится, Казак в пути не скучает он песни играет. )
Казак и Казачка Ну а теперь можно и поиграть
Игра (перетягиванье каната, прыжки в мешках (эстафета)) Задействованы все желающие играть дети.
Казак Ловкие у нас ребята.
Казачка Рады мы были в гостях у Вас побывать. Пригласите нас еще?
Дети Да!
(Казак и Казачка уходят)
Учитель Ребята, понравилась вам ярмарка казачья?
Дети Да!
Учитель Теперь мы с вами знаем кто такие казаки, какие песни они поют, в какие игры играют.
(Звучит песня «Мы с тобой Казаки»)
Урок подошел к концу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...
ООД в подготовительной группе по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через развитие мелкой моторики в соответствии с ФГОС ДО( в рамках муниципальной экспериментальной площадки« Этнокультурное развитие детей посредство
1.Расширять представления детей о признаках зимы. 2.Научить детей изготавливать элемент мордовского орнамента круг и из них изготавливать листок (лопа).3. Учить детей говорить сл...
Дополнительная программа дошкольного образования по художественно- эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста по конструированию и моделированию «Юный инженер»
Перспективно- тематическое планированиеНаправления: «Конструктивно-модельная деятельность»Старший дошкольный возрастДетское конструирование – это один из видов художественно-изо...
Роль природы в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
«Природа – источник творческого вдохновения, источник подъема сил человека, не только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в эмоциональные тона все восприятия окружающей д...
«Условия. Средства. Роль педагога в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие &l...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...
«Использование мордовского фольклора в познавательном развитии детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для педагогов ДОУ...