Фольклор для самых маленьких
план-конспект занятия по музыке (младшая группа) на тему

Лашкина Татьяна Ивановна

Фольклор для самых маленьких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Фольклор для самых маленьких23.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное Автономное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41  Центр  развития  ребёнка»

 Фольклор  для  самых  маленьких

(  из   опыта   работы  )

Воспитатель

Лашкина  Т.И.

 

п. Полушкино  2016г          

Фольклор  для  самых  маленьких  

( вторая  группа  младшего  возраста)

В начале  учебного года  ко мне  пришли  маленькие,  беспомощные  малыши.  Многие  почти  совсем  не  разговаривали, это  Ваня, Стёпа и  Матвей.  Мне  в  моей  работе  с  детьми  помогают  потешки,   попевки,  приговорки,  хороводы,  игры  -  как средство  всестороннего  развития  

 Особую  значимость  фольклор  представляет в  первые  дни  жизни   малыша  в детском  саду. В этот  период  они  сильно  скучают  по  дому,  маме, не способны  к  общению  с другими  детьми.  Правильно  подобранная  потешка  помогает  мне  найти  подход  к  каждому  малышу,  отвлечь  его,  успокоить.   Перебирая  пальчики  Матвею  я  приговаривала:

Этот пальчик  -  дедка,

Этот  пальчик  -  бабка,

Этот  пальчик  -  папенька,

Этот  пальчик  -  маменька,

А  вот этот  -  наш  малыш

А  зовут  его  -  Матвейка!

Мальчик  посмотрел  то  на  меня,  то  на  свои  пальчики,  прислушиваясь  к  словам  потешки,  успокоился.

Настю  брала  за  руку,  приговаривая:  «Ладушки, ладушки». Степану  рассказывала  про  сороку. Через  какое-то  время  они  сами  подходили  ко  мне  и  протягивали  свои  ручки. «Ну, что,  поиграем  опять  в ладушки?» -  спрашивала я.  И  они  улыбаясь  и  довольные, что  их  поняли,  согласно  кивали  головками.  Дети  реагировали  на  потешки  не  одинаково.  Если  Матвея и  Стёпу  устраивали  потешки  с  перебиранием  пальчиков, то Богдан  и  Серёжа  на  эти  потешки  не  реагировали.  Зато у  этих  детей  появлялась  улыбка  на  лице, услышав  потешку:

Тут  пень, тут  колода,  тут  криница,

Тут  холодная  водица.

Они  подходили  ко   мне  зная,  что я их  сейчас  пощекочу.

Полине  нравится  потешка  про  курочку.  Во  время  чтения  потешки:

Курочка  -  тараторочка  по  двору  ходит,

Цыплят  водит,  хохолок  раздувает,

Малых  деток  потешает,

девочка  заразительно  смеётся,  пытается  подражать  курочке  которая  потешает  малых  деток.

Так  приходилось  к  каждому  малышу  находить  подход,  чтобы  создать  у  них  радостное  настроение.  Помогают  в  этом  и  игрушки.  Сколько веселья  вызывает  у  детей  зайка,  скачущий  по  комнате  под  слова  потешки:

Скачет  зайка  маленький,

Около  завалинки.

Быстро  скачет зайка,

Ты его  поймай-ка!

Малыши  радостно  бегут  догонять зайку.

В  группе  есть  дети,  которые  с  удовольствием долгое  время  могут  заниматься  малоподвижными  играми,  рассматривать  предметные  картинки,  собирать  паззлы,  или  просто  сидеть и  наблюдать  за  играющими  детьми.  Чтобы заинтересовать этих  малышей  подвигаться,  использую  бодрые  потешки:

Встань  малыш  ещё  разок,

Сделай  маленький  шажок,  топ – топ!

Ходит   Юленька  с  трудом,

Первый  раз  обходит  дом,  топ – топ!      Или:

Киска.  Киска,  киска  брысь,

На  дорожку  не  садись.

Наши  деточки  пройдут,

Через  киску  упадут!

  Удачно  подобранные  потешки  помогают  мне  во  время  умывания, кормления,  при  подготовке  ко  сну.

Так  во время  умывания  Саше  ( который  боялся  умываться) говорила:

«Водичка,  водичка,  умой  моё  личико…» и  мальчик  с удовольствием  подставлял  ладошки  под струю  воды.  Кате, Стёпе  и  Серёже  приговаривала  другую  потешку:

Чистая  водичка  моет  Кате  личико,

Машеньке – ладошки,  пальчики -  Антошке.

После  чего  они  ещё  раз  протягивали  ручки, чтобы  снова  помыли  их  под такие  слова:  « А  водичка  булькает,  а  водичка  пениться».

А  как  малышам  нравится  когда  я  говорю  такие  слова:

Раз,  два,  три,  четыре, пять.

Засучили  рукава.

Кто  рукавчик не  засучит,

Тот  водички  не  получит!

Они  самостоятельно  стараются  подтянуть  рукавчики.

Помогает  потешка  и  во  время  кормления.  Часто  во  время  завтрака  дети  кушают  без  аппетита, плохо.  У  Кати  утром  часто  не бывает  настроения,  отказывается  от  пищи. Чтобы  вызвать  у  неё  желание  есть,  я  говорю:

Умница  Катюша,  ешь  кашку  сладеньку,

Вкусную,  пушистую,  сладкую.  душистую.

Обращаясь  ко  всем  произношу:

У  нас  много  ребят,

Все на  стульчиках  сидят,

Кашу  масленну  едят!

И  даже те  дети,  которые  отказывались  от  еды,  начинали  кушать. Приучая  детей  к  тому,  что  из – за  стола  можно  выходить  только  после  того,  как  все  дети  покушали,  читала   потешку:

Раз,  два,  три,  четыре.  Пять.

Скушал  всё  иди   гулять.

После  обеда  обращаю  внимание  детей  на  куклу,  зайчика,   собачку,  которые  легли  отдыхать.

Вот  и люди спят,

Вот и  звери  спят.

Птицы  спят  на  веточках,

Лисы  спят  на  горочках,

Зайцы  спят  на  травушке,

Утки   на  муравушке,

Детки  все  по  люлечкам.

Этими  словами  настраиваю  детей   на  сон. Не  все дети  охотно  ложиться  спать. Юленьке  которая  не  хочет  ложиться  спать  в  постель,  я  ласково  говорю:

Баю,  баю.  баиньки,

В  огороде  заиньки

Зайки  травку  едят

Юле  спатеньки  велят.

После  сна  сразу  не  поднимаю  детей  с  постели,  даю  возможность  проснуться  самим  и  разбудить  свои  мышцы:

Потягушечки,  потягушечки!

На  Юлю  растушечки,

На  кошку  лентушечки.

Вот  проснулся  петушок,

Встала  курочка.

Поднимайся  мой  дружок!

Встань мой  Тимочка.

Потягушки – потягушки!

Поперёк  толстунушки,

А  в  ножках  ходунушки,

А  в  руках  хватунушки,

А  в  роток  говорок,

А  в  головку  разумок!

Читая  эти  потешки  делю  поглаживающее  движение  по  рукам  и  ногам ребёнка.  Одни  дети  не  умеют  и  не  любят  одеваться  сами,  другие  отвлекаются.  И  опять  же  потешка  приходит  на  помощь.

Кто  в  обновку  нарядился?

Чья  дочурка  баловница?

Настя – вот  кто!

Девочки  с удовольствием  демонстрируют  свои  наряды.

Вот  они  сандалики,

У  нашей  Сашеньки.

Этот  с  левой  ножки,

Этот  с  правой  ножки.

Саша  после  этих  слов  достаёт  свои  сандалики  и  сама  пытается  одеваться. Простота  и  медлительность  звучания  потешек  помогает  детям  постарше  запомнить  их. Они  начинают  вводить  небольшие  потешки  в  свои  игры.  Во  время  укладывания  куклы  спать, Маша  пела: « Катенька, баю, баю…».  А  Настя  учила  ходить  свою  куклу,  при  этом  приговаривала:

Катя,  Катя  маленька,
Пройди  по  дорожке,

Топни  Катя  ножкой!

Если  в  группе  кто- то  из  детей  плачет,  то Маша  старается  успокоить:

Не  плачь,  не плачь,  куплю  калачь…

Так  ласка  и  доброжелательность  потешек  вызывает  у  малышей  чувство  сопереживания к  сверстникам,  дружелюбие.

Вызывают  у  детей  интерес  потешки, в  которых  имеются  звукоподражания  голосам  животных:

Наши  уточки  с утра:

Кря,  кря,  кря!

Наши  гуси  у  пруда:

Га – га,  га – га!

Наши  курочки  в  окно:

Ко – ко, ко – ко, ко – ко!

Детям  ещё  недоступно  осознание  смены  времён  года с  погодными  явлениями.  Но  тем не менее  ребёнок  откликается  на  солнышко, ветер,  дождь,  снег.  Когда  идёт  дождь,  я  им  читаю:

Дождик,  дождик,

Полно  лить,

Малых  детушек  мочить.

Дети  после  этих  слов  грозили  пальцем,  а  от  слов:

Дождик, дождик  посильней.

Прячьтесь  в домики  скорей.

Дети  старались  прятаться  от  дождя.  Когда  читала:

Солнышко,  солнышко,

Загляни  в  окошко.

Ждут  тебя  детки,

Ждут  малолетки.

Ребята  выражали  свою  радость  возгласом,  хлопками  в  ладоши.  Есть  у  ребят  свой «природный  календарь».  Жёлтые  листочки  на  ветках  берёзы  напоминают  ребятам  о  том,  что  на  дворе  «золотая  осень». После  каждой  прогулки  я  спрашиваю их: «А  какая  сегодня  у нас  погода?». Ребята  хором  отвечают: «Солнышко  светит  или  тучки  на небе».  Старшие  ребята  выбирают  нужный  значок  с  изображением  солнца  или  тучки  и  закрепляют  его  на  календаре.

Очень  важно  чтобы  дети  росли  в  атмосфере  русского  национального  искусства. В  нашей  группе  есть мебель  в  хохломском  стиле,  это  столы, стулья,  тумбочки,  кроватки  для  кукол.  Руками  воспитателей  и  родителей  сшиты  постельное  бельё  для  кукол, салфетки,  занавески, скатерти, коврик, украшения,  всё  в русском   народном  стиле.  Из  природного  материала  было  сделано  панно  под  названьем «Лукоморье». В  долгие зимние  вечера, мы  включаем  настольную  лампу и  собираемся  все  вместе  в  этом  сказочном  уголке,  где  «кот  учёный»  рассказывает  нам  свои  удивительные  и  волшебные  сказки. Эти  вечера  досуга  и  развлечений  доставляют  детям  большую  радость и  хорошее  настроение,  что  способствует  их  полноценному  развитию.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Фольклор для самых маленьких"

статья о значении фольклора в развитии речи детей...

Фольклор для самых маленьких

Фольклор для самых маленьких.      Культуру России не возможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа,...

Художественный материал папки – передвижки для родителей «Фольклор для самых маленьких»

Неоценима роль малых фольклорных форм. Они оказывают врачующее действие на детскую душу, что так важно в период адаптации ребенка к новым для него условиям....

Консультация для родителей. «Фольклор для самых маленьких»

Консультация для родителей.«Фольклор для самых маленьких»...

Статья Фольклор для самых маленьких

Фольклор   в развити детей играет важную роль.Он развивает не только речь малыша, но и позволяет обучить  его нравственным нормам....

Русский фольклор для самых маленьких

Мне хотелось бы рассказать о традициях воспитания малышей, о том, какую роль играют русские народные шутки, потешки, прибаутки, пестушки в развитии ребенка, о том как слово сопровождает каждое действо...

Альбом - Фольклор для самых маленьких

Фольклор - одно из ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности.  Отмечается, что фольклор-действенный метод воспитания с первых лет жизни ребенка, так как содержи...