Сценарий развлечения "Посиделки в горнице"
учебно-методический материал по музыке на тему

Сценарий  развлечения "Посиделки в горнице"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvlechenie_posidelki_v_gornitse.docx26.62 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий развлечения «Посиделки в горнице»

Автор-составитель: Петросян Наталия Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 143»

Тема/название: Развлечение «Посиделки в горнице»

Цель: Воспитание чувства патриотизма у детей.

Задачи: Формирование интереса к истории и культуре русского народа, совершенствование речи и расширение словаря детей, пополнение литературного багажа малыми фольклорными формами, развитие творческой самостоятельности, развитие умения выразительно и ритмично двигаться, закрепление умения петь самостоятельно и коллективно.

Оборудование: Экран с проектором, ноутбук, шумовые музыкальные инструменты, материалы для детского творчества (салфетки, краска, трафареты, губки), карточки для музыкально-дидактической игры, атрибуты для танца, сундук, печка, баян, народная хозяйственная утварь для декорации.

Предварительная работа: Знакомство с народными музыкальными инструментами (трещотки, колокольчики, рубель, ложки, дудочка, колотушка, и др., разучивание песен рнп «Журавель», муз. и слова Темнова «Кнопочки баянные», муз. Струве «Моя Россия», индивидуальное разучивание песен муз. Морозова «Горница» и рнп «Заболела у меня головка», частушек, разучивание стихотворений, потешек, разучивание танцевальных движений («Полочка», «Ковырялочка», «Распашонка», шаги с притопом и «с точкой» и др.). Разучивание русских народных игр, танца «Самовар». Подготовка музыкального материала, презентации, декорирование помещения, изготовление карточек для музыкально-дидактической игры.

Роли для взрослых: Хозяйка горницы и баянист.

Роли для детей: Гости в горнице.

Атрибуты и костюмы: Русские народные костюмы для ведущей, баяниста и детей.

Ход развлечения:

Дети входят в музыкальный зал, их встречает хозяйка горницы.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Добро пожаловать ко мне в горницу! Скучно мне стало одной в избе, вот и позвала я вас в гости – вместе время скоротать, песни русские попеть, поиграть, а то и просто на лавочке рядышком посидеть. А не устроить ли нам посиделки?

1 ребёнок:

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2 ребёнок:

При лучине ли сидели,

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

3 ребёнок:

Добрым чаем угощались,

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче, мы общались –

Без общенья жизни нет.

4 ребёнок:

А играли как в горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

5 ребёнок:

Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Хозяйка:

Отдых – это не безделки,

Время игр и новостей.

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

(Хором) Для друзей и для гостей!

Дети садятся на стулья.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, сядем рядком, да поговорим ладком. Славились русские люди своим гостеприимством и хлебосольством. Много пословиц сложено об этом в народе. Давайте поиграем в игру: я пословицу начну, а вы продолжайте.

Хоть не богат, а гостям рад!

Гостю щей не жалей, погуще налей!

Много гостей – много новостей.

Что есть в печи – всё на стол мечи!

Умел в гости звать, умей гостей привечать.

А как вы думаете, чем занимались в старину люди на посиделках? (ответы детей: веселились, пели песни, танцевали, играли, работали). В давние времена люди без дела не сидели, кто за прялкой сидел, кто узоры на рубахе или полотенце вышивал, платки вязали, горшки и ложки расписывали. Весело было! Предлагаю вам немного порукодельничать, украсить нашу горницу красивыми салфетками.

Роспись салфеток с помощью трафарета.

Хозяйка:

Кончено дело – гуляй смело! Потеха – делу не помеха! Давайте вспомним русские народные танцевальные движения.

Музыкально-ритмические движения под рнп «Барыня».

 (Дети садятся на стулья)

Хозяйка:

Из таких движений складывались хороводы, народные танцы. Посмотрите, пожалуйста, на экран, как красиво танцуют артисты русскую пляску.

Показ презентации.

Хозяйка:

Без песен ни одни посиделки не обходились. Где песня льётся – там легче живётся!

Песня «Горница» муз. Морозова.

Хозяйка:

Песня модная – русская народная!

Песня «Заболела у меня головка».

Хозяйка:

Горница у нас большая,

Да красивая такая.

Вот в углу сундук стоит,

Много он добра хранит.

Сундук – вещь нужная, на нём и посидеть, и полежать можно, а сколько в нём всего умещается! Вы узнаете что лежит в моём сундуке отгадав мои загадки.

Три струны, её узнай-ка, заиграла… (балалайка).

Как сороки затрещали, инструмент такой узнали… (трещотка).

А на ней пастух играет и овечек собирает… (дудочка, рожок).

Деревянная подружка, без неё мы как без рук, на досуге веселушка и накормит всех вокруг… (ложки).

А сейчас проверим, сможете ли вы узнать эти инструменты по голосу? Возьмите карточки и как узнаете инструмент покажите нужную карточку.

Музыкально-дидактическая игра «Узнай народный инструмент».

Хозяйка:

Раз вы так хорошо знаете русские народные музыкальные инструменты – самое время сыграть на них!

Песня «Журавель».

Хозяйка:

Особое веселье наступало когда приходил баянист. (Входит баянист)

Баянист:

Девочки-девчоночки, примите на вечёрочки!

Я сегодня первый раз на вечёрочках у вас.

(Рассказ баяниста о своём музыкальном инструменте)

Хозяйка:

Песен на Руси не мало, их поёт и стар и млад.

А с гармошкой-говорушкой песни радостней звучат.

Послушай, баянист, нашу песню!

Песня «Кнопочки баянные»

Баянист благодарит за песню и уходит.

Хозяйка:

Мы с вами пели и плясали, а сейчас самое  время поиграть. Становись детвора – вас ждёт русская игра.

Игра «Заря-заряница»

(Дети садятся).

Хозяйка:

Как уютно в нашей горнице! Спозаранку печка топится. Половину русской избы занимала печь, и она считалась самой главной вещью. Как вы думаете почему? (Ответы детей: на печи готовили, грелись, лечились, спали). Где печка – там и пироги, а где пироги – там и чай. Для вас прозвучат «Чайные частушки».

«Чайные частушки»

Хозяйка:

На Руси – один зарок: кроме всякой пищи, утром чай, в обед – чаёк, вечером – чаище!

Танец «Самовар».

Хозяйка:

Вот и подходят к концу наши посиделки. Рада была вас видеть, приходите ко мне на посиделки снова!

Песня «Россия»

Использованная литература:

1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.

2. О.А. Куревина Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003. – 175 с.

3. Дети – собиратели и исследователи фольклора / Сост. О.Б. Балашова. – М., 1966 г.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М., 1987 г.

5. Мир детства и традиционная культура. – М., 1995-1996 – Вып. I–II.

6. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. I: Младенчество. Детство / Сост. В. Аникин. – М., 1991 г.

7. Науменко Г.Н. Детский музыкальный фольклор. – М., 1999 г.

8. Науменко Г.Н. Народный праздничный календарь в песнях, сказках, играх, обрядах. Часть 1 – зима, весна. Часть 2 – лето, осень. М., 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Светлая горница"

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и жизнью русского народа через предметы быта (приборы освящения) с использованием поисково - познавательной деятельности....

Перспективный план проведения фольклорно-игровых занятий в горнице

Приобщать детей к истокам народной культуры; знакомить с фольклорными произведениями; формировать познавательную активность,речь;доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у бабушки Варварушки»

Развивать память, внимание, речь ребёнка; создать условия для воспитания любви к родному языку...

Фольклорно-игровое занятие в горнице «В гостях у Сороки – вороны»

Воспитывать доброжелательные отношения к персонажам русской народной потешки"Сорока-ворона": доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями; вызвать интерес к рисованию нетрад...

"Как уютна наша горница."

Воспитание  патриотических чувств  через приобщение к отечественной народной культуре...

Мини-музей "Русская горница"

Эта небольшая статья расскажет вам что такое мини-музей...

Мини – музей «Русская горница»

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа.Мы считаем необходимым, донести до сознания своих воспитанни...