"Путешествие в страну музыкальных инструментов"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД. Область : "Художественно - эстетическое развитие"; В увлекательной форме дети закрепляют знания о музыкальных инструментах, узнают много нового, встречаются с "жителями страны музыкальных инструментов "
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_konspekt.docx | 30.71 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «В некотором царстве, инструментальном государстве»
Цель: Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать музыку.
Задачи:
Закреплять и расширять знания о музыкальных инструментах и видах оркестров. Учить узнавать и называть инструменты по виду и тембру звучания, упражнять в игре на детских музыкальных инструментах. Познакомить с устройством фортепиано.
Учить детей определять 3-х частную форму произведения, и к какому жанру относится прослушанная музыка (песня, танец, марш). Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.
Петь выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию и динамические оттенки. Учить создавать необходимый образ с помощью музыкально-ритмических движений. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать любовь к музыке, расширять кругозор детей.
Оборудование: иллюстрации, музыкальные инструменты (детские и русские народные), аудиозапись музыкальных произведений, музыкальный центр, костюмы (скоморох, скрипка, виолончель)
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о музыкальных инструментах, встреча с преподавателями и учениками музыкальной школы.
Ход занятия
Дети входят в зал под музыку
Музыкальный руководитель (М.Р.) Здравствуйте, ребята! Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Дети: Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!
М.Р. А утро сегодня на самом деле очень доброе, потому что мы с вами отправимся в гости. А вы хотите узнать куда? В сказочное царство, инструментальное государство, в котором много интересных жителей. Ребята, а как вы думаете, что же это за жители?
Дети: Музыкальные инструменты.
М.Р. Правильно! Много есть на свете разных инструментов, а я сначала расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальном занятии. Вот он перед вами. Помните, как его зовут? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением фортепиано).
Дети: Пианино.
М.Р. Скажу вам по секрету, этот инструмент мой самый лучший на свете друг, когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе и играю. Он утешает меня звуками нежными, тихими, ласковыми. Когда мне весело он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным, но таким он стал не сразу. Я вам расскажу одну историю. У нашего друга фортепиано был дедушка. Звали его – клавесин (показ иллюстрации), но на клавесине нельзя было играть ни тихо, ни громко, а только всегда одинаковым монотонным звуком (аудиозапись со звучанием клавесина). И вот один мастер, которого звали Бартоломео, придумал фортепиано, которое может звучать тихо, как флейта, а может громко, как целый оркестр. Этот инструмент всем понравился, он появился во многих домах. А специально для больших концертных залов изобрели рояль (иллюстрация), что в переводе с французского обозначает – королевский». А вы хотите узнать, как устроено фортепиано?
(музыкальный руководитель предлагает детям подойти к пианино и посмотреть его устройство)
Мы сегодня увидали городок внутри рояля
Целый город костяной, молотки стоят горой
Блещет струны жаром солнца, всюду мягкие суконца
Что ни улица – струна в этом городе видна!
(О. Мандельштам)
(музыкальный руководитель объясняет принципы действия инструмента)
М.Р. А теперь давайте закроем крышку, сядем поудобнее и послушаем пьесу французского композитора К. Дебюсси «Маленький негритенок». Слушайте внимательно, а после расскажите, сколько частей услышали в пьесе, какое настроение было у негритёнка, и всегда ли оно было одинаковое.
Звучит пьеса К. Дебюсси «Маленький негритёнок»
М.Р. Сколько частей в пьесе? (три части, после ответов детей выкладываем схему из картинок)
М.Р. Каких «китов» услышали в 1-2-3 частях? (танец, песня, ответы детей)
М.Р. Ну что ж! Мы еще раз с вами убедились, какими разными красками может звучать фортепиано. И я вам всем желаю, чтобы вам на именины подарили пианино.
Дети исполняют песню А. Лепина на слова Е. Александровой «Я играю на пианино»
М.Р. А теперь настала пора пойти в гости к большой семье, называется она
«Симфонический оркестр», а кто руководит этой семьей, вы угадайте:
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный.
Он в оркестре - президент.
(дирижер)
(Дети читают стихи про симфонический оркестр)
1 реб. Оркестр симфонический Вас может угостить:
Поэмой драматической, симфонией эпической,
Фантазией лирической, рапсодией трагической.
2 реб. Всех инструментов голоса сольются. И тогда …
Услышим, как шумят леса и как журчит вода,
И как дрова трещат в огне. И как пурга ярится,
И как мечтает о весне продрогшая синица.
(А.Яковлев)
М.Р. Замечательное стихотворение. Чтобы попасть в гости к симфоническому оркестру, надо узнать голоса инструментов.(Звучат голоса инструментов в записи. Дети узнают и называют инструменты, здороваются с ними: «Здравствуй, фортепиано! Здравствуй, труба и т.д., показывают иллюстрации инструментов.)
М.Р. Да, вы правильно угадали голоса скрипки и виолончели! А вот они и сами!
Под музыку зале появляются «Скрипка и Виолончель»
Виолончель: Здравствуй, скрипка!
Скрипка: Добрый день, виолончель!
Виолончель: Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.
Скрипка: Мы же родственники. Смотри, как похожи друг на друга. Только ты большая, и звук у тебя низкий, густой, благородный, а я маленькая, и голос мой тоньше, нежнее, прозрачней.
Виолончель: Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя называют «Королевой оркестра». Ты, конечно, изящней и стройнее, вон талия, какая тонкая. Тебя держат горизонтально у плеча, а меня вертикально, упираясь в пол металлическим шпилем. Но устроены мы все равно одинаково: у тебя четыре струны, и у меня тоже; красивые прорези – эфы – тоже одинаковые, похожи и гриф с завитушкой. А еще мы самые певучие из всех инструментов. Родственники, одним словом.
Скрипка: Такой, какая я сейчас, меня сделали около 400 лет тому назад добрые мастера волшебники из итальянского города Кремона. Никогда не забуду их имена: Амати, Гварнери, Великий Страдивари.
Виолончель: Неужели они настоящие волшебники?
Скрипка: Конечно, ведь все вещи портятся со временем, с годами теряют качество. А скрипки кремонских мастеров чем дольше живут, тем прекраснее звучат. Да и что я все о себе, да о себе. Хочу тебя послушать.
Виолончель: Говорят, что мой голос больше других инструментов напоминает человеческий. Он ближе всего к мужскому баритону. Мне особенно удаются широкие напевные мелодии.
Скрипка: Очень интересная у нас с тобой получилась встреча. А теперь извини, мне пора на репетицию.
Виолончель: Увидимся на концерте.
М.Р.Ну что ж, репетиция начинается. Музыканты готовы?
Проводится игра «Угадай, на чем играю?»
М.Р. А после репетиции, можно отправиться в гости к веселым, озорным жителям оркестра русских народных инструментов.
(Звучит музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов, появляется Скоморох.)
Скоморох: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки!
Я веселый скоморошка, а зовут меня – Тимошка!
Добро пожаловать в гости к русским народным инструментам.
Эх, оркестр народный, раздольный, хороводный,
Если грянет плясовую, я со всеми затанцую!
Если песню грустную - грусть в душе почувствую!
А «страданья» заиграет – прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет, с нами делает что хочет!
Скоморох предлагает детям отгадать загадки:
Треугольная доска, а на ней три волоска.
Волосок – тонкий, голосок – звонкий (балалайка)
То толстеет, то худеет. На весь дом голосит.
Всю деревню веселит. (гармонь)
Скоморох: А еще у меня вот здесь есть необычная гармошка, ну-ка, посмотрите и послушайте, какие колокольчики здесь звенят. А называется она Саратовская, потому что придумали ее и сделали саратовские мастера. А хотите послушать Саратовские переборы?
Звучат «Саратовские переборы»
М.Р. Вам понравилась музыка? (проводится беседа об услышанной музыке)
М.Р. Вам, наверно, и самим захотелось сыграть?
Дети: Да! (дети берут инструменты)
Ребенок:
Чтобы было интересней, мы сыграем вам все вместе.
Но пусть вначале каждый сам свой инструмент представит нам.
Колокольчик:
Мой колокольчик не цветок имеет тонкий голосок,
Звенит в оркестре круглый год и никогда не устает.
Металлофон:
Вот так звучит металлофон! Какой хрустальный чистый звон!
Как будто падают дождинки. И все поют: «Динь-дон, динь-дон».
Треугольник:
Треугольник музыкальный родственник звоночку дальний
С ним не выполнишь чертеж, но в оркестре он хорош!
Ксилофон:
Ксилофон имеет звук как лесного дятла стук.
Он отрывист, глуховат, но так радует ребят!
Ложки:
А вот ложки расписные, звонкие, резные.
От зари и до зари веселятся ложкари!
М.Р. Спасибо, друзья! А теперь не зевать! Сейчас начинаем все вместе играть! Русская народная песня «Во саду ли в огороде».
Оркестр исполняет р.н.п. «Во саду ли, в огороде»
Скоморох: Молодцы, ребята! Очень хорошо, весело и дружно сыграли! А знаете, почему вы такие дружные? Потому что вас подружила музыка. И давайте на прощанье о музыке споем песню.
Исполняется песня И. Романовой «Музыка»
М.Р. А теперь нам пора прощаться со всеми жителями инструментального государства. Послушайте, они нам что-то говорят. А говорят они «Приходите еще к нам в гости! До свидания!».
М.Р. (проводится итоговая беседа)
Где мы сегодня с вами были?
С кем вы встречались?
Голоса, каких инструментов слышали?
Какой инструмент понравился больше всего?
Понравилось ли вам путешествие?
До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по музыке "путешествие в страну музыкальных инструментов"
Проект по музыке, охватывающий все области...
Презентация "Путешествие в страну музыкальных инструментов"
Презентация "Путешествие в страну музыкальных инструментов"...
Конспект музыкального занятия, с использованием презентации "Путешествие в страну музыкальных инструментов
Данное занятие предназначено для детей средней группы (4-5 лет)....
Конспект открытого музыкального занятия " Путешествие в страну музыкальных инструментов"
Для старшего возраста...
Конспект музыкального занятия в старшей - подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
Цель:формировать основы музыкальной культуры дошкольников;развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....
Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в страну музыкальных инструментов». Игра «Найди лишний инструмент»
Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в страну музыкальных инструментов»....
Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""
Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""...