"Путешествие в страну музыкальных инструментов"
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Бугаёва Елена Юрьевна

Конспект НОД. Область : "Художественно - эстетическое развитие"; В увлекательной форме дети закрепляют знания о музыкальных инструментах, узнают много нового, встречаются с "жителями страны  музыкальных  инструментов "

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_konspekt.docx30.71 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «В некотором царстве,  инструментальном государстве»

Цель:  Приобщение детей к музыкальной культуре, воспитание художественно-эстетического вкуса, развитие музыкальности детей, их способности эмоционально воспринимать музыку.

Задачи:

 Закреплять и расширять знания о музыкальных инструментах и видах оркестров. Учить узнавать и называть инструменты по виду и тембру звучания, упражнять в игре на детских музыкальных инструментах. Познакомить с устройством фортепиано.

 Учить детей определять 3-х частную форму произведения, и к какому жанру относится  прослушанная музыка (песня, танец, марш). Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку  разного характера.

 Петь выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию и динамические  оттенки.  Учить создавать необходимый образ с помощью музыкально-ритмических движений. Развивать творческую фантазию и воображение. Воспитывать любовь к музыке, расширять кругозор детей.

Оборудование: иллюстрации, музыкальные инструменты (детские и русские народные), аудиозапись музыкальных произведений, музыкальный центр, костюмы (скоморох, скрипка, виолончель)

Предшествующая работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о музыкальных инструментах, встреча с преподавателями и учениками музыкальной школы.

Ход занятия

  Дети входят в зал под музыку

 Музыкальный руководитель (М.Р.) Здравствуйте, ребята! Придумано кем-то просто и мудро при встрече здороваться: «Доброе утро!»

Дети:  Доброе утро! Солнцу и птицам!  Доброе утро улыбчивым лицам!

М.Р. А утро сегодня на самом деле очень доброе, потому что мы с вами отправимся в гости. А вы хотите узнать куда? В сказочное царство, инструментальное государство, в котором  много интересных жителей. Ребята, а как вы думаете, что же это за жители?

Дети:  Музыкальные инструменты.

М.Р. Правильно! Много есть на свете разных инструментов, а я сначала расскажу о вашем хорошем знакомом. Вы часто слышите и видите его на музыкальном занятии. Вот он перед вами. Помните, как его зовут? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением фортепиано).

Дети:  Пианино.

М.Р. Скажу вам по секрету, этот инструмент мой самый лучший  на свете друг, когда мне грустно, я начинаю с ним разговаривать, сажусь к нему поближе и играю. Он утешает меня звуками нежными, тихими, ласковыми. Когда мне весело он ликует и радуется вместе со мной. Мой друг умеет быть разным, но таким он стал не сразу. Я вам расскажу одну историю. У нашего друга фортепиано был дедушка. Звали его – клавесин (показ иллюстрации), но на клавесине нельзя было играть ни тихо, ни громко, а только всегда одинаковым монотонным звуком (аудиозапись со звучанием клавесина). И вот один мастер, которого звали  Бартоломео, придумал фортепиано, которое может звучать тихо, как флейта, а может громко, как целый оркестр.  Этот инструмент всем понравился, он появился во многих домах. А специально для больших концертных залов изобрели рояль (иллюстрация), что в переводе с французского обозначает – королевский». А вы хотите узнать, как устроено фортепиано?    

 (музыкальный руководитель предлагает детям подойти к пианино и посмотреть его   устройство)

                            Мы сегодня увидали городок внутри рояля

                            Целый город костяной, молотки стоят горой

                            Блещет струны жаром солнца, всюду мягкие суконца

                            Что ни улица – струна в этом городе видна!

                                                      (О. Мандельштам)

 (музыкальный руководитель объясняет принципы действия инструмента)

М.Р. А теперь давайте закроем крышку, сядем поудобнее и послушаем пьесу французского композитора К. Дебюсси «Маленький негритенок». Слушайте внимательно, а после расскажите, сколько частей услышали в пьесе, какое настроение было у негритёнка, и всегда ли оно было одинаковое.

Звучит пьеса К. Дебюсси «Маленький негритёнок»

М.Р. Сколько частей в пьесе? (три части, после ответов детей выкладываем схему из картинок)

М.Р. Каких «китов» услышали в 1-2-3 частях? (танец, песня, ответы детей)

М.Р. Ну что ж! Мы еще раз с вами убедились, какими разными красками может звучать фортепиано. И я вам всем желаю, чтобы вам на именины подарили пианино.                            

 Дети исполняют песню А. Лепина на слова Е. Александровой «Я играю на пианино»

 М.Р. А теперь настала пора пойти в гости к большой семье, называется она

  «Симфонический оркестр», а кто руководит этой семьей, вы угадайте:

                          Он руками машет плавно,

                          Слышит каждый инструмент.

                          Он в оркестре самый главный.

                          Он в оркестре - президент.

                                                  (дирижер)

          (Дети читают стихи про симфонический оркестр)

1 реб.  Оркестр симфонический Вас может угостить:

            Поэмой драматической,  симфонией эпической,

            Фантазией лирической, рапсодией трагической.

2 реб. Всех инструментов голоса  сольются. И тогда …

            Услышим, как шумят леса   и как журчит вода,

            И как дрова трещат в огне. И как пурга ярится,

            И как мечтает о весне продрогшая синица.

                              (А.Яковлев)

М.Р. Замечательное стихотворение. Чтобы попасть в гости к симфоническому оркестру, надо узнать голоса инструментов.(Звучат голоса инструментов в записи. Дети узнают и называют инструменты, здороваются с ними:   «Здравствуй, фортепиано!   Здравствуй, труба и т.д., показывают иллюстрации  инструментов.)

М.Р. Да, вы правильно угадали голоса скрипки и виолончели! А вот они и сами!                                                    

 Под музыку  зале появляются  «Скрипка и Виолончель»

Виолончель: Здравствуй, скрипка!

Скрипка: Добрый день, виолончель!

Виолончель: Сотни лет знакомы, в каждом концерте играем вместе, а всякий раз я рада встрече с тобой.

Скрипка:  Мы же родственники. Смотри, как похожи друг на друга. Только ты большая, и звук у тебя низкий, густой, благородный, а я маленькая, и голос мой тоньше, нежнее, прозрачней.

Виолончель:  Маленькая, да удаленькая. Ведь это тебя называют «Королевой оркестра». Ты, конечно, изящней и стройнее, вон  талия, какая тонкая. Тебя держат горизонтально у плеча, а меня вертикально, упираясь в пол металлическим шпилем. Но устроены мы все равно одинаково: у тебя четыре струны, и у меня тоже; красивые прорези – эфы – тоже одинаковые, похожи и гриф с завитушкой. А еще мы самые певучие из всех инструментов. Родственники, одним словом.

Скрипка:  Такой, какая я сейчас, меня сделали около 400 лет тому назад добрые мастера волшебники из итальянского города Кремона. Никогда не забуду их имена: Амати, Гварнери, Великий Страдивари.

Виолончель: Неужели они настоящие волшебники?

Скрипка:  Конечно, ведь все вещи портятся со временем, с годами теряют качество. А скрипки кремонских  мастеров чем дольше живут, тем прекраснее звучат. Да и что я все о себе, да о себе. Хочу тебя послушать.

Виолончель:  Говорят, что мой голос больше других инструментов   напоминает человеческий. Он ближе всего к мужскому баритону. Мне особенно удаются широкие напевные мелодии.

Скрипка:  Очень интересная у нас с тобой получилась встреча. А теперь извини, мне пора на репетицию.

Виолончель:  Увидимся на концерте.

М.Р.Ну что ж, репетиция начинается. Музыканты готовы?

                   Проводится игра «Угадай, на чем играю?»

М.Р. А после репетиции, можно отправиться в гости к веселым, озорным жителям оркестра русских народных инструментов.

(Звучит музыка в исполнении оркестра русских народных инструментов, появляется Скоморох.)

Скоморох: Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки!

        Я веселый скоморошка,  а зовут меня – Тимошка!

Добро пожаловать в гости к русским народным инструментам.

        Эх, оркестр народный,  раздольный, хороводный,

        Если грянет плясовую, я со всеми затанцую!

                                                               

        Если песню грустную -  грусть в душе почувствую!

        А «страданья» заиграет – прямо сердце замирает!

        То он плачет, то хохочет, с нами делает  что хочет!

            Скоморох предлагает детям отгадать загадки:

 Треугольная доска, а на ней три волоска.

 Волосок – тонкий,  голосок – звонкий (балалайка)

То толстеет, то худеет. На весь дом голосит.

 Всю деревню веселит. (гармонь)

Скоморох: А еще  у меня вот здесь есть необычная гармошка, ну-ка, посмотрите и послушайте, какие колокольчики здесь звенят. А называется она Саратовская, потому что придумали ее и сделали саратовские мастера. А хотите послушать Саратовские переборы?

                          Звучат  «Саратовские переборы»

М.Р. Вам понравилась музыка?  (проводится беседа об услышанной музыке)

М.Р. Вам, наверно, и самим захотелось сыграть?

Дети: Да! (дети берут инструменты)

 Ребенок:

Чтобы было интересней, мы сыграем вам все вместе.

Но пусть вначале каждый сам свой инструмент представит нам.

Колокольчик:

Мой колокольчик не цветок имеет тонкий голосок,

Звенит в оркестре круглый год и никогда не устает.

Металлофон:

Вот так звучит металлофон! Какой хрустальный чистый звон!

Как будто падают дождинки. И все поют:  «Динь-дон, динь-дон».

Треугольник:

Треугольник музыкальный родственник звоночку дальний

С ним не выполнишь чертеж, но в оркестре он хорош!

Ксилофон:

Ксилофон имеет звук как лесного дятла стук.

Он отрывист, глуховат, но так радует ребят!

Ложки:

А вот ложки расписные, звонкие, резные.

От зари и до зари веселятся ложкари!

М.Р. Спасибо, друзья! А теперь не зевать! Сейчас начинаем все вместе играть!  Русская народная песня «Во саду ли в огороде».

          Оркестр исполняет р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Скоморох: Молодцы, ребята! Очень хорошо, весело и дружно сыграли! А знаете, почему вы такие дружные? Потому что вас подружила музыка. И давайте на прощанье о музыке споем песню.            

               Исполняется песня И. Романовой «Музыка»

М.Р. А теперь нам пора прощаться со всеми жителями инструментального государства.  Послушайте, они нам что-то говорят. А говорят они «Приходите еще к нам в гости! До свидания!».

М.Р.  (проводится итоговая беседа)

Где мы сегодня с вами были?            

С кем вы встречались?

Голоса, каких инструментов слышали?

Какой инструмент понравился больше всего?

Понравилось ли вам путешествие?

До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по музыке "путешествие в страну музыкальных инструментов"

Проект по музыке, охватывающий все области...

Презентация "Путешествие в страну музыкальных инструментов"

Презентация "Путешествие в страну музыкальных инструментов"...

Конспект музыкального занятия в старшей - подготовительной группе «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Цель:формировать основы музыкальной культуры дошкольников;развивать музыкальные и творческие способности на основе синтеза различных видов искусств....

Презентация к музыкальному занятию для детей 6-7 лет на тему: «Путешествие в страну музыкальных инструментов». Игра «Найди лишний инструмент»

Презентация к музыкальному занятию  для детей  6-7 лет на тему: «Путешествие в страну  музыкальных инструментов»....

Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""

Методическая разработка "Музыкальное занятие с презентацией "Путешествие в страну музыкальных инструментов""...