ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
проект по музыке (младшая группа) на тему
Создавая этот проект, мне хотелось доказать, что сказки помогают развивать не только речь ребёнка, его творческую активность, выразительное исполнительство, но и музыкальные способности: развитие ритмического, ладового звука, высотного и тембрового слуха.
Язык сказок очень универсален, он помогает в доступной форме донести до маленького ребенка нужную информацию, через личное восприятие, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, помогает формировать образное мышление, а так же позволяет накапливать духовный, нравственный, жизненный опыт.
Проект основан на знакомых детям сказках, с использованием разных видов театра, взаимодействие речевой и музыкальной деятельности, многообразием фольклорных, спортивных и дидактических игр, способствовал развитию творческой инициативы, выразительного исполнительства у детей, а так же помог улучшить активный словарь детей младшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 169.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Зайцева Лариса Анатольевна,
музыкальный руководитель,
МДОУ «Детский сад №99 комбинированного вида»
г. Казань, Республика Татарстан
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК ДЛЯ
РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ И МУЗЫКАЛЬНЫХ
СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Народная мудрость веками жила, Чтоб истина к детям дорогу нашла. Вот почему так важен фольклор, С предками это прямой разговор. |
Реформы образования в нашей стране - изменили основополагающую цель, содержание и технологии в дошкольном образовании. Требования ФГОС в дошкольном образовании направлены на разностороннее, ориентировочно личностное развитие. Программы, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, такие как «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой; «Детство» В.И.Логинова; «Развитие» О.М. Дьяченко; «Истоки» А.Г. Арушанова и другие, имеют приоритетные аспекты в речевом развитии детей. Для нормального становления речи необходимо получение ребёнком новых ярких впечатлений, создание обстановки, способствующей развитию движений и речи. В Стандарте закреплено, что «обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры». Поэтому так важно знакомить детей в детском саду со сказками во всех видах театрального действа: плоскостного, пальчикового, кукольного театров, в драматизации, в игре на музыкальных инструментах («сказки - шумелки») и в ТРИЗе (сочиняя или изменяя конец сказки).
Сказки имеют большое воспитательное значение. Одни учат относиться к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе («Гуси лебеди», «Царевна лягушка», «Змей Горыныч»), другие научат бережному отношению к природе, родному краю, дружбе («Репка», «Заячья избушка», «Хаврошечка»).
В народных сказках сокрыта огромная кладовая мудрости наших предков, душа народа. Язык сказок очень универсален, он помогает в доступной форме донести до маленького ребенка нужную информацию, через личное восприятие, учит детей думать, находить решения проблем, развивает воображение и интуицию, помогает формировать образное мышление, а так же позволяет накапливать духовный, нравственный, жизненный опыт. Ребенок, отрезанный от человеческого опыта, далек от нравственных норм. Слушая сказки, дети глубоко сочувствуют персонажам и переживают за них, примеряют на себя лучшие черты героев, познают добро и зло, трусость и смелость, проявляют сочувствие и сострадание, заряжаются положительной энергией, получают знания о мире и учатся уверенно идти по жизни. Используя эти достоинства, наши предки использовали сказки, как наиболее эффективное средство общения с детьми.
С помощью метода сказкотерапии педагог-психолог сможет заглянуть в душу ребенка, наладить с ним контакт, упорядочить внутренний мир, помочь преодолеть проблемы и даже изменить поведение, либо просто развить ребенка и обогатить его кругозор.
Создавая этот проект, мне хотелось доказать, что сказки помогают развивать не только речь ребёнка, его творческую активность, выразительное исполнительство, но и музыкальные способности: развитие ритмического, ладового звука, высотного и тембрового слуха.
Во время проведения культурно - гигиенических процедур, приёма пищи, подготовки ко сну, используются народные потешки, пальчиковые игры [5, с. 61].
В основе проекта лежит проблема развития у детей младшего возраста творческих, музыкальных способностей. Для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях. В ходе реализации проекта:
- естественным образом осуществляется интеграция образовательных
областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка);
- имеется возможность комбинировать разные виды детской
деятельности и формы работы с детьми (спортивные, музыкально дидактические игры, хороводы, слушание музыки, оркестр, пение, ритмические упражнения);
- решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и
детей (загадки, создание проблемных ситуаций);
- активно взаимодействовать с семьями дошкольников в создании
выставок поделок и рисунков по народным сказкам (индивидуально – дифференцированная работа с семьями по созданию домашнего театра).
Уже в первые дни работы над проектом, было очевидно, что у детей этого возраста ярко выражена потребность в общении со сверстниками и взрослыми. В этом возрасте проявляется интерес ребенка к миру взрослых, которые выступают для него в качестве образца поведения [2, с. 38].
Принцип личностно - ориентированного подхода подразумевает создание условий для развития индивидуальности каждого ребёнка, уделено особого внимания развитию у детей зачатков любознательности, музыкальности, самостоятельности, активности, инициативы, коммуникативного общения, предпосылок к творчеству, взаимодействие педагога с детьми по принципу «не рядом», «не над», а «вместе», «глаза в глаза».
Принцип наглядности реализуется путём использования различных средств наглядного обучения: иллюстрации, игрушки, видеозаписи, слайдов, разнообразных персонажей (кукольного, театра «би-ба-бо», пальчикого, вертепного, плоскостного) театров [1, с. 15] , масок, шумовых инструментов, наборов картинок и т д [3, с. 27].
Специфика дидактических игр состоит в том, что они помогают:
1. Развить наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
2. Учит выделять и называть признаки и действия животного, различие по его звукоподражанию.
3. Учит видеть несоответствие изображённых героев знакомых сказок и правильно называть их.
4. Выделять и изображать, словом, движением, интонацией, звукоподражанием повадки, особенности, характер сказочных героев.
5. Соотношение названий взрослого животного и его детёныша. Находить свои ошибки и исправлять их [4, с. 4].
Проект, основанный на знакомых детям сказках, с использованием разных видов театра, взаимодействие речевой и музыкальной деятельности, многообразием фольклорных, спортивных и дидактических игр, способствовал развитию творческой инициативы, выразительного исполнительства у детей, а так же помог улучшить активный словарь детей младшей группы. Дети стали употреблять в речи больше глаголов, прилагательных, заметно расширился запас имён существительных, улучшился грамматический строй речи.
Содержание проектной деятельности
Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с элементами творчества для детей 3-4 лет.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (муз. руководитель, старший воспитатель)
Образовательная область: театрализованная и игровая деятельность.
Актуальность проблемы: одна из актуальных задач сегодняшнего дня – это воспитание у детей с раннего возраста любви к фольклору, развитие творческой активности, личностных качеств, музыкальных способностей.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Ах, уж эти сказки». Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, развитие творческой активности и музыкальных способностей каждого ребёнка, гармоническое развитие в условиях ДОУ.
Задачи проекта:
1.· Интенсивное обогащение речи ребёнка путём восприятия речи другого ребёнка и рассказам взрослого с использованием малых форм фольклора.
2. Развитие диалогической речи в театрализации сказок.
3.Развитие музыкального слуха детей (тембрового, ладового, интонационного, ритмического) используя сказки.
4.Обеспечение индивидуального подхода в реализации творческой активности.
Предполагаемый результат:
1.Узнавать сказки по загадкам, сказочным персонажам. Знать содержание сказки, её последовательность и смысл.
2.Уметь выразительно передать характер каждого героя в интонации, движениях, рисунках.
3.Определять низкий, средний, высокий тембр музыки сопоставлять его с персонажем сказки.
4.Различать грустный и весёлый характер музыки, её ладовую основу.
5.Определять медленный (медведь), торопливый (медведица) и быстрый (медвежонок) темп музыки, выбрав соответствующее звучание музыкальных инструментов,
6.Воспитывать любовь к народному фольклору, театрализованной деятельности, творческому выражению своих впечатлений в совместной деятельности с родителями.
7.Организация выставки творческих работ.
Предварительная работа:
- наблюдение за игровой и театральной деятельностью педагога
- поисковая работа по подбору дидактических игр и мультимедийных фильмов по сказкам, изготовление различных видов театра;
- знакомство с различными программами по развитию речи малышей;
- консультация со специалистами по подбору творческих заданий по сказкам;
- консультация с родителями по творческим заданиям;
-создание в группе среды для активной игровой деятельности (уголок ряженья).
Сотрудничество с семьей:
-консультация о малых формах фольклора в форме папки-передвижки.
- создание выставки творческих работ.
Взаимодействие со специалистами: Итоговое занятие «Ах, уж эти сказки».
Продукт проектной деятельности: Различные виды театра: плоскостной, пальчиковый, вертепный, театр на фланелеграфе, дидактические игры. Пособия. Выставка работ. Презентация с фото-выставкой.
Интеграция образовательных областей.
Познание: Речевые игры. Театрализованные представления.
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки
Художественное творчество: Рисование «Любимый герой сказки»
Выставка семейных поделок.
Дидактические игры: «Помоги герою найти свою сказку», «Сказочное лото», «ТРИЗ». «Чего не стало?», «Прятки», «Поручения», «Разложи картинки», «Где, чья мама?», «Ритмическое лото».
Музыка: танец «Колобок» (ТСО), хороводная игра «Теремок», музыкальная сказка Т. Гомоновой по мотивам р. н. сказки «Заячья избушка», слушание музыкальных пьес «Три медведя» из «Музыкального букваря» И. Ветлугиной.
В таблице 1 представлено подробное календарно – тематическое планирование.
Таблица 1 – Календарно – тематическое планирование.
Тема | Дата | Содержание | Задачи |
Знакомство с игровой деятельностью детей. | 05.02. | Малые формы фольклора в жизни ребёнка. Расскажи сказку руками «Колобок» | 1. Прививать любовь к хороводным играм. 2. Развивать инициативу у малоактивных детей 3. Воспитывать интерес к подвижным играм. |
Сказка «Колобок» (тембр) | 06.02.
07.02. | 1. Танец «Колобок». 2.Музыкальные загадки | 1. Развивать творческую двигательную активность. Формирование звукового строя речи. 2. Учить двигаться в соответствии с характером музыки. 3. Развивать творческую двигательную активность. |
Сказка «Теремок» (интонация). | 10.02. 11.02. 12.02. | 1.Хоровод «Теремок». 2.Спортивная игра «Переправь героев сказки на другой берег» (обручи) 3.«Театр би-ба-бо» | 1. Различие по выразительным звукоподражаниям. 2. Совершенствование активной речи ребёнка. 3.Воспитывать интерес к спортивным играм. |
Сказка «Три медведя» (ритм) | 17.02. 8.02. 9.02. | 1.Оркестровка музыкальных разнохарактерных пьес. 2.Пальчиковый театр. 3.Ритмическое лото. | 1. Закрепить приём игры на барабане, бубне, ложках. 2. Обучение правильного звукопроизношения. Соотношение названий взрослого животного и его детёныша. 3.Развивать умения ритмично двигаться под музыку. |
Сказка «Заячья избушка» (лад) | 20.02. 24.02. 25.02. | 1.Просмотр видео фильма. 2.Плоскостной театр «Заюшкина избушка» муз. Е.В.Горбина, М.А. Михайлова. 3.Драмматизация. | 1. Совершенствование у детей грамматической культуры речи. 2.Развивать эстетический вкус. 3.Воспитывать любовь к театральной деятельности. |
1.Народные игры 2.Выставка работ 3.Итоговое занятие по проекту «Русская сказка для малышей» (творческий отчёт). | 26.02. 27.02. 28.02. | 1.«Масленица» 2.Творческая работа с «Любимые сказки», «Фольклорные игрушки» 3.Презентация «Назови героя сказки». 4.Дидактическае игры: «Помоги герою найти свою книжку», «Сказочное лото», «ТРИЗ». «Чего не стало?», «Прятки», «Где, чья мама?» «Разложи картинки». | 1.Народные гуляния (катание на карусели, на пони. Игры: «Дед Мазай», «Гори-ясно» и т.д. 2.Воспитывать любовь к совместной творческой деятельности детей и взрослых. 3. Развитие у детей интереса к речевым играм. 4. Развивать умение находить героя сказки, предмет, ориентируясь на его признаки и действия. 5. Соотношение названий взрослого животного и его детёныша. |
После проведенной работы результаты диагностики на конец проекта показали улучшения в разнообразии игровой деятельности детей. Ребята стали более общительными, любознательными, внимательными, выразительными (табл. 2).
Это проявилось не только на итоговом занятии, но и на выступлениях в развлечениях ДОУ:
14.02. –чтение стихов на развлекательной программе «Весёлые валентинки»
21.02. –исполнение песен и стихов посвящённых «Дню защитников Отечества
26.02. –творческая игровая и исполнительская деятельность на «Масленице».
Таблица 2 - Диагностическая карта развития музыкальных способностей детей.
№ | Ф.И. ребёнка | «Колобок» Тембр | «Теремок» Интонация | «Три медведя» Ритм | «Заячья избушка Лад | Итог | |||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
1 | Абдрахманова Регина | 2 | 3 | 2 | 3 | 1 | 2 | 2 | 3 | 7 | 10 |
2 | Антонова Таисия | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 3 | 6 | 9 |
3 | Бугрым Валерия | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 | 8 | 10 |
4 | Исмагилова Ильсияр | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 8 | 10 |
5 | Габдуллин Самат | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 9 | 12 |
6 | Гайнатуллин Динар | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 5 | 8 |
7 | Гилазов Артур | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 8 |
8 | Колесникова Екатерина | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 8 | 12 |
9 | Хайруллина Марьям | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 9 | 12 |
10 | Игнатьева Эвелина | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 6 | 9 |
% | 58% было 83% стало | 18 | 25 | 16 | 25 | 16 | 24 | 20 | 27 | 70 | 100 |
60% | 83% | 53% | 83% | 53% | 80% | 67% | 90% | 58-83% |
Результаты наблюдения за детьми в процессе занятий, в процессе игровых действий фиксируются в диагностической карте. Для обозначения уровня развития в нашем коллективе выбрана 3х бальная система оценки:
- высокий уровень — 3 бала (ребенок самостоятельно, без ошибок, справляется с заданием)
- достаточный уровень — 2 бала (ребенок самостоятельно справляется с заданием, допуская ошибки)
- средний уровень — 1 бал (ребенок выполняет задания с помощью взрослого).
Рисунок 1 – Диаграмма изменения динамики музыкальных способностей детей.
Динамика развития: на 25% улучшилась музыкальность детей. Мой опыт по составлению театральных игр, был представлен на открытых занятиях для воспитателей. Опыт был одобрен на педагогическом совете детского сада, т.е. Может быть рекомендован педагогам дошкольного образования, как нашего ДОУ, так и детских садов города и района.
Литература:
1. Горбина Е.В. Михайлова М.А. В театре нашем для вас поем и пляшем. Музыкальные сказки - спектакли для дошкольников / Ярославль: Академия развития 2001г.
2. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: «Сов. Россия», 1973. - 160 с.
3. Кукольный театр для самых маленьких: (театр, занятия с детьми от 1 года до 3 лет) / Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович. — М.: Линка-Пресс, 2009. — 224 с. - ISBN 978-5-8252-0072-9 I.
4. Новоселова С.Л. (ред.). Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 156 с.
5. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет. сада / Е. В. Зворыгина. М.: Просвещение 1988. - 94 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование русских народных сказок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Преодоление общего недоразвития речи (ОНР) у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современной логопедии. Нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоас...
«Использование русских народных пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста».
использование пословиц и поговорок в работе с детьми среднего возраста...
"Возможности использования игровых приемов в развитии элементарных математических представлений у детей младшего возраста"
презентация...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА
В статье рассматривается проблема взаимоотношений, взаимодействия, взаимопонимания между детьми с нарушением зрения и их здоровыми сверстниками, которая является важной в работе учителя-дефектол...
Конспект НОД по физическому развитию с использованием русских народных игр и фольклора «Бабушкин сундук» (для детей старшего дошкольного возраста)
Данный материал рекомендован для открытого занятия...
«Русские народные сказки как средство духовно - нравственном воспитания детей младшего дошкольного возраста»
О взаимодействии с родителями по вопросам духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста по средством русской народной сказки....
Сценарий интерактивного развлечения по мотивам русской народной сказки «Курочка Ряба». Для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Интерактивное развлеченние для детей младшего дошкольного возраста и их родителей по мотивам русской народной сказки "Курочка Ряба"....