нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ и семье
презентация по музыке на тему

Аблакотова Светлана александровна

     Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьёй, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

 Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nravst.-patriot._vospitanie.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      «Нравственно-патриотическое воспитание    дошкольников средствами музыки в ДОУ и семье»

  В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе ощущается «дефицит нравственности» : как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одно из духовных ценностей нашего народа.

     Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьёй, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям

    Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.

 Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

В нашем детском саду «Светлячок» нравственно – патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.

Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, городу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.

Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. Поскольку музыка воздействует на чувства, настроение ребёнка, то она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.

Большие  потенциальные  возможности  нравственно – патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Все народные песни, а также народные мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Одно из осенних мероприятий было проведено в форме народного, фольклорного праздника «Ярмарка» в  котором были использованы: народные игры, частушки, песни, хороводы, пляски, кукольный театр «Бибабо». С воспитателем родного языка  регулярно проводим с детьми татарские национальные праздники: «Навруз», «Карга боткасы», «Сабантуй», «Аулак ой», сохраняя народное наследие татарского народа. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.

Для ребёнка – дошкольника, Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад, с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.

Нравственное воспитание ребёнка – дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважение к матери. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства  малышей отличаются простотой, непосредственностью.

            … А для милой мамочки

                 Испеку два пряничка…

В мелодии этой песни (А. Филиппенко «Пирожки») звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.

Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму.

                  Пускай узнает ветер

                  И звёзды, и моря

                  Что лучше всех на свете

                  Мамочка моя!

И чувство нежной радости, а так же дружелюбия. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре), а так же ежегодно дети рисуют портрет своей мамы, применяя самые тёплые тона красок, изображая маму самою лучшей, самой красивой и самой нежной. Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся от матери – так верно подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев. Хочется отметить ещё один аспект, под которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети очень любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город. Сколько мероприятий мы провели связанные с юбилейной датой нашего Заинска!

Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развить патриотическое чувство дошкольников ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильно воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Каждый временный цикл (осенний, зимний, весенний), мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Это атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина  и патриота.

Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более, что основную массу нашу воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Такие песни как: «Бравые солдаты» (Филиппенко А.), «Мы солдаты» (В. Мельникова) и т.д. написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. С большим желанием наши дети принимали участие в городском мероприятии «День призывника». Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. Музыкальные  впечатления  дошкольников  опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятнику Неизвестного солдата. Наши воспитанники неоднократно выступали на городских мероприятиях, посвящённых «Дню Победы».

Торжественно чествовали ветеранов тыла Заинской ГРЭС. В нашем детском саду ежегодно организовываются встречи с ветеранами ВОВ, где дети и взрослые имеют уникальную возможность общения с представителями поколения. Эти встречи надолго остались в памяти ребят, и являются важнейшим фактором в формировании морального облика и духовного воспитания.

Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьёй является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Вместе с родителями дети принимают участие в литературно-музыкальных композициях, театральных постановках, народных и тематических праздниках.  При  взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребёнком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений. В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности. Ребёнок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.

В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию, педагоги МДОУ «Светлячок» опираются на программы:

  • «Формирование личности гражданина в Заинском муниципальном районе» (2009 – 2016 год).
  • «С чего начинается Родина?» (с 2006 года) разработанной творческим коллективом детского сада.

 Совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания воспитателями, родителями и специалистами нашего коллектива даёт ощутимые результаты в воспитании подрастающего поколения. Эффективность совместной работы будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи с учётом следующих условий:

  • Проявление активности и инициативы со стороны родителей;
  • Осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области нравственно-патриотического и  музыкального воспитания.

Музыкальный руководитель МБДОУ «Светлячок» г. Заинск РТ

 Аблакотова Светлана Александровна

Телефон:89172801335

Домашний адрес: улица Тавлина дом 28 кв. 25        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»

Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...

Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих   начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...

Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...