нравственно- патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ и семье
презентация по музыке на тему
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьёй, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravst.-patriot._vospitanie.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки в ДОУ и семье»
В настоящее время на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, уверенные в себе, независимые, с яркой индивидуальностью. В тоже время в обществе ощущается «дефицит нравственности» : как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одно из духовных ценностей нашего народа.
Воспитание патриотизма детей дошкольного возраста возможно в тесном контакте с семьёй, но современная семья переживает сложный этап эволюции, во многом утрачивая прежние традиции, не успев сформировать новые формы семейного уклада. Углубляется кризис в духовной сфере семьи, который выражается в ослаблении внимания к духовным ценностям
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольников. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально – образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
В нашем детском саду «Светлячок» нравственно – патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить своё любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребёнку помогает обстановка праздников и развлечений.
Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, городу, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.
Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», - так говорил Аристотель. Поскольку музыка воздействует на чувства, настроение ребёнка, то она способна преобразовывать его нравственный и духовный мир.
Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воспитания заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в весёлой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом своего народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Все народные песни, а также народные мелодии обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Одно из осенних мероприятий было проведено в форме народного, фольклорного праздника «Ярмарка» в котором были использованы: народные игры, частушки, песни, хороводы, пляски, кукольный театр «Бибабо». С воспитателем родного языка регулярно проводим с детьми татарские национальные праздники: «Навруз», «Карга боткасы», «Сабантуй», «Аулак ой», сохраняя народное наследие татарского народа. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Следующим этапом работы в этом направлении является использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины.
Для ребёнка – дошкольника, Родина – это мама, близкие родные люди, окружающие его. Это дом, где он живёт, двор, где играет, это детский сад, с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребёнок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Нравственное воспитание ребёнка – дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважение к матери. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отличаются простотой, непосредственностью.
… А для милой мамочки
Испеку два пряничка…
В мелодии этой песни (А. Филиппенко «Пирожки») звучат и любовь, и ласка, и желание сделать маме приятное.
Более сложные чувства у старших дошкольников. Это и гордость за свою маму.
Пускай узнает ветер
И звёзды, и моря
Что лучше всех на свете
Мамочка моя!
И чувство нежной радости, а так же дружелюбия. В нашем детском саду стало доброй традицией отмечать День всех матерей (который проводится в ноябре), а так же ежегодно дети рисуют портрет своей мамы, применяя самые тёплые тона красок, изображая маму самою лучшей, самой красивой и самой нежной. Любовь к Родине начинается с любви к матери. А человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке, достаётся от матери – так верно подметил русский писатель Ю.Я.Яковлев. Хочется отметить ещё один аспект, под которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети очень любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город. Сколько мероприятий мы провели связанные с юбилейной датой нашего Заинска!
Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развить патриотическое чувство дошкольников ведь природные явления и объекты, окружающие ребёнка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильно воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Каждый временный цикл (осенний, зимний, весенний), мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Это атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остаётся в памяти ребёнка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.
Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми, тем более, что основную массу нашу воспитанников составляют мальчишки. Песни этой тематики легко запоминаются ребятами. Такие песни как: «Бравые солдаты» (Филиппенко А.), «Мы солдаты» (В. Мельникова) и т.д. написаны в темпе марша, содержание их созвучно с желанием ребят быть сильными и смелыми как защитники нашей Родины. С большим желанием наши дети принимали участие в городском мероприятии «День призывника». Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой победы. В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим, на впечатления от экскурсий к памятнику Неизвестного солдата. Наши воспитанники неоднократно выступали на городских мероприятиях, посвящённых «Дню Победы».
Торжественно чествовали ветеранов тыла Заинской ГРЭС. В нашем детском саду ежегодно организовываются встречи с ветеранами ВОВ, где дети и взрослые имеют уникальную возможность общения с представителями поколения. Эти встречи надолго остались в памяти ребят, и являются важнейшим фактором в формировании морального облика и духовного воспитания.
Важной задачей, стоящей перед ДОУ и семьёй является формирование восприятия музыки во взаимосвязи с литературными произведениями, живописью и театром. Вместе с родителями дети принимают участие в литературно-музыкальных композициях, театральных постановках, народных и тематических праздниках. При взаимодействии с родителями очень важно научить их общаться со своим ребёнком по поводу полученных детьми музыкальных впечатлений. В семье необходим благоприятный микроклимат, атмосфера внимания к музыкальной деятельности. Ребёнок должен чувствовать себя членом маленького, но близкого коллектива, где получает полную поддержку в своих начинаниях.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию, педагоги МДОУ «Светлячок» опираются на программы:
- «Формирование личности гражданина в Заинском муниципальном районе» (2009 – 2016 год).
- «С чего начинается Родина?» (с 2006 года) разработанной творческим коллективом детского сада.
Совместное решение задач нравственно – патриотического воспитания воспитателями, родителями и специалистами нашего коллектива даёт ощутимые результаты в воспитании подрастающего поколения. Эффективность совместной работы будет зависеть от организации взаимодействия ДОУ и семьи с учётом следующих условий:
- Проявление активности и инициативы со стороны родителей;
- Осуществление регулярной и систематической работы по просвещению родителей в области нравственно-патриотического и музыкального воспитания.
Музыкальный руководитель МБДОУ «Светлячок» г. Заинск РТ
Аблакотова Светлана Александровна
Телефон:89172801335
Домашний адрес: улица Тавлина дом 28 кв. 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников
Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическом...
Инновационный проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе духовно-нравственных традиций «Моя семья - моя маленькая Родина»
Проект «Моя семья - моя маленькая Родина»Тип проекта: Творческий, фронтальный. Срок реализации проекта: 1год. Участники проекта: дети 4-5лет, средний возраст; воспитатели, родите...
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.
Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников, тематические планы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.В связи с актуальностью данной проблемы в России было со...
Консультация для родителей по нравственно - патриотическому воспитанию детей старшей группы "Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое, в наших детях, заложить нравственные основы, ...
Мастер – класс для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Роль семьи в формировании патриотических чувств дошкольников».
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.Задачи: 1. Совершенствовать работу по нравственно – патриотическому воспита...
- Мне нравится (1)