Консультация для педагогов «Интеллектуализация музыкальности дошкольников»
консультация по музыке ( группа) на тему
Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Ребенок должен научиться слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 19.84 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Консультация
«Интеллектуализация музыкальности дошкольников»
Составитель: музыкальный руководитель
Данищук Н.А.
В теории и практики музыкального воспитания детей наметилась устойчивая тенденция к обновлению содержания музыкального воспитания и образования. Появление новых авторских программ и технологий говорит о большом интересе к музыке как виду искусства и ее роли в воспитании и развитии дошкольников.
Одна из проблем – это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифметикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность.
Прежде чем стать для ребенка объектом эстетического восприятия, музыка должна стать для него осознанным и осмысленным объектом. Ребенок должен научиться слушать и слышать музыку, а это возможно только при соединении эмоционального и интеллектуального компонента в восприятии музыкального произведения. Недаром выдающиеся педагоги-просветители Б.В.Асафьев и Б.Л.Яворский рассматривали слушание музыки как метод формирования музыкального мышления.
Познание дошкольником окружающего мира происходит в двух основных формах: это чувственное познание и абстрактное мышление.
Все, что окружает ребенка, усваивается через органы чувств. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. В музыке – это слуховые ощущения, лежащие в основе музыкального слуха. Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать и различать основные свойства музыкального звука. Восприятие ребенком отдельных свойств музыкального звука Н.Ветлугина отнесла к специальной группе сенсорных процессов.
Процессы, сопровождающие восприятие музыки, многоплановы, как и само музыкальное искусство. Когда слушатель целостно воспринимает средства музыкального произведения, сложные взаимосвязи между мелодией и ритмом, мелодией и гармонией, тогда можно говорить о развитых формах сенсорных процессов.
Таким образом, сенсорные акты, на которых основываются музыкальные переживания, делятся на простые (ощущения и различение свойств звуков в их простейших сочетаниях) и сложные (эстетически окрашенные музыкальные переживания, то есть восприятие музыкальных образов). И в том и другом случае происходит сложная работа сознания, что напрямую связано с умственным воспитанием. Дети вслушиваются в звучание музыки, сравнивают звуки, сходные и различные по высоте, продолжительности звучания, тембровой окраске. Усвоение детьми способов сенсорных действий активизирует умственные способности.
Определяя задачи сенсорного воспитания детей Н.Ветлугина выделила следующие:
- Формировать слуховое внимание.
- Приучать вслушиваться в разнообразные звуковые сочетания.
- Учить улавливать смену контрастных и сходных звуковых соотношений.
- Обучать способом обследования музыкального звучания.
Решая эти задачи, педагог способствует формированию мыслительной деятельности дошкольника, таких свойств ума, как гибкость, широта, быстрота, креативность.
Д.Кабалевский видел одну из главных задач музыкального развития детей в том, чтобы дать им музыкальную грамотность. Искусство стать слушателем, человеком, которому музыка приносит радость и высшее наслаждение, требует умения понимать своеобразие творчества, откликаться сердцем и умом на то, что создал художник, думать и переживать.
Музыкальное развитие ребенка, направленное на постижение музыки как вида искусства, осуществляется в различных видах деятельности. Слушание-восприятие способствует формированию музыкальной культуры дошкольника, а исполнительские виды деятельности (певческая, музыкально-ритмическая, музицирование на детских музыкальных инструментах) удовлетворяют потребность ребенка в продуктивной деятельности, развивая эмоции, воображение и творчество.
Музыкальное искусство формирует потребность в творческой преобразовательной деятельности. Важно научить каждого ребенка не только понимать музыкальный язык, но и пользоваться им для самовыражения. Музыкально-ритмическая деятельность детей – яркий, эмоциональный путь передачи музыкально-эстетических переживаний.
Т.С.Бабаджан движения рассматривает как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом. Эти положения подтверждаются исследованиями Б.М.Теплова, где он пишет, что центром занятий по ритмике должна быть музыка: «Как только они превращаются в занятия по воспитанию ритмических движений вообще, как только музыка отступает на положение аккомпанемента к движениям, весь смысл, во всяком случае весь музыкальный смысл, этих занятий исчезнет».
Итак, соотношение музыки и движения в ритмике решен однозначно: музыке отводится ведущая роль, движению – второстепенная. Вместе с тем только органическая связь музыки и движения обеспечивает полноценное музыкально-ритмическое воспитание детей.
Одной из главных задач музыкально-ритмического воспитания является задача развивать творческие способности детей – учить оценивать собственное движение и товарища, придумывать свой игровой образ, персонаж и свою пляску, комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений.
Чтобы развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение, в занятиях можно использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все эти игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодический напев.
В основе большинства игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнять движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, поскок, галоп…
Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное, как бы нараспев, ритмическое произношение текста.
Текст любой игры можно специально использовать для развития у ребенка ритма. Его легко воспроизвести в хлопках, ритмизовать. Таким образом следует ритмизовать все тексты, пользуясь слогом «ТА» для выражения долгого звука и «ТИ» - короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим ритмический рисунок текста. В процессе игры происходит развитие ритмического чувства. На музыкальных занятиях используются также игры с музыкальным сопровождением. Музыка усиливает эмоциональную сторону игры, погружает ребенка в мир сказочных персонажей, знакомит с народными традициями – все это углубляет восприятие и понимание музыкального произведения, помогает сформировать музыкально-ритмические и двигательные навыки. Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Через игру все музыкальные способности развиваются естественно и гармонично. Происходит процесс самовыражения в движении через творчество детей.
Творческие проявления дошколят в движении являются показателем музыкального развития. Ребенок начинает импровизировать, создавать свой музыкально-игровой образ, танец, если у него наблюдается тонкое восприятие музыки, ее характера, выразительных средств и если он владеет необходимыми двигательными навыками.
Этапы творческого развития детей:
- Предложить детям создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей.
- Развитие музыкально-игровых образов в действиях отдельных персонажей, передача характера музыки в различных танцевальных жанрах.
- Выполняют сложные задания: самостоятельно придумать композицию музыкальной игры или танца (инсценировка).
Творческая активность детей во многом зависит от их интеллектуального развития. В работе Е.Сеги «Изучение музыкальности» в качестве компонентов музыкальности выделены:
- ритмический,
- мелодический,
- гармонический
Автор подчеркивает значение в музыкальной деятельности интеллекта. В этих исследованиях явно выражена тенденция к выделению интеллектуальной, познавательной стороны музыкальности в качестве специальной, а иногда и ведущей.
Тенденцией к «интеллектуализации музыкальности» объясняется интерес к выявлению связи между музыкальными и умственными способностями на примере самовыражения ребенка через творчество.
К.Сишор придавал особое значение способности воскрешать по памяти музыку в музыкальном творчестве. Он называл ее способности к созданию «слухового образа» и связывал с долговременной памятью и работой «слухового воображения».
Итак, создаваемые музыкальными играми условия способствуют музыкально-творческой деятельности детей; проявлению индивидуальных творческих способностей ребенка; пробуждению чувства достоинства, уверенности в себе, самореализации; разностороннему формированию личности ребенка.
Игровые задания можно использовать в качестве самостоятельного дидактического средства обучения, поскольку их содержание и структура содержат все необходимые условия для реализации задач по музыкально-творческому и интеллектуальному развитию и воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие музыкальных способностей у дошкольников"
Музыкальное искусство активно помогает решать задачи духовного, нравственно-эстетического воспитания, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, пережив...
"Интеллектуализация музыкальности дошкольников."
С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),. Разумеется, это внесло изменение в профессиональную деятельность музыкально...
Консультация для педагогов "Значение музыкальных игр в жизни ребёнка-дошкольника"
Консультация для педагогов ДОУ и музыкальных руководителей с презентацией....
Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"...
Консультация для педагогов "Значение музыкальных игр в жизни ребёнка-дошкольника"
Консультация для педагогов "Значение музыкальных игр в жизни ребёнка-дошкольника"...
Консультация для педагогов "Значение музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников"
Консультация для педагогов "Значение музыкально-театрализованной деятельности в эмоциональной жизни дошкольников"...