:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста».
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 121 городского поселения Петров Вал
Камышинского муниципального района Волгоградской области.
Конкурс
«Ярмарка педагогических идей и проектов 2012».
Номинация:«Методическая копилка».
Тема:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста».
Выполнила:
музыкальный руководитель
Гукк Ирина Артуровна.
2012 год.
Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального восприятия), я в процессе обучения пению осуществляю следующие задачи:
1) обучать детей певческим умениям и навыкам;
2) выучить песни, указанные в программе;
3) формировать и развивать детский певческий голос.
С помощью голоса-«инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. «Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым» (К. Тарасова).
Особого внимания требует постановка певческого голоса ребенка-дошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике проблем музыкального воспитаниядошкольников. Ее важность определяется сензитивностью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка музыкальности в целом.
О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал: если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях, его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в работах исследователей и педагогов - практиков.
Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полетность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание — это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста и необходимо в связи с его значением в организации самого процесса вокализации; головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования.
Специальные исследования (К.В. Тарасова, И.Г. Владимирова) показали, что голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. В удобной, соответствующей голосу тесситуре ребенок поет значительно чище интонационно, и при этом естественно, свободно и красиво.
Подчеркнем несколько главных моментов:
1. Работа по постановке детского певческого голоса начинаю уже вво 2 младшей группе (3 – 4 года), но ее провожу очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов.
2.На первом этапе, начиная с дошкольного возраста, детям доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, котенок,
лает маленькая собачка, чирикает большая и маленькая птичка, пищит мышка и т.п.), способствующих возникновению позиционно высокого головного звучания.
3. На основании данных, полученных на индивидуальных диагностических занятиях, через 1-2 месяца детей делю по голосам и всю дальнейшую работу веду в соответствии с природным типом голоса каждого ребенка. В течение первого года работа по постановке детского голоса в основном провожу индивидуально.
4. Работа над певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художественным задачам.
Детский певческий голос, его постановка
В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности - тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и образное мышление, музыкальная память. В пении происходит общее развитие ребенка - формируются его высшие психические функции, развивается речь; происходит накопление знаний об окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками в хоровом коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества. Поскольку пение - психофизиологический процесс, связанный с работой жизненно важных систем, таких как дыхание, кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы голосообразование было правильно, природосообразно организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел легко, с удовольствием.
О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, основоположник русской вокальной школы, педагог и композитор. Он считал, что при соблюдении всех правил постановки детского голоса на занятиях, голос приобретает гибкость и силу, что взрослому даётся с трудом.
Та же мысль неоднократно подчеркивалась и в работах исследователей (И.И. Левидова, В.А. Багадурова, Е.А. Аркина, Е.И. Алмазова и др.), посвященных детскому певческому голосу. Ученые считали, что любовь к музыке воспитывается при правильном развитии певческого голоса уже в дошкольном возрасте, оберегая его от крика, от излишнего напряжения голосовых связок.
В разные годы и педагоги-практики Н.А. Метлов, Е.С. Маркова, Е.П. Иова, Е.М. Дубянская, Р. Краснобродская и др. писали о необходимости создания научной работы по постановки детского певческого голоса именно в детских дошкольных учреждениях, предлагая очень интересные авторские приемы, которые способствуют формированию певческого звукообразования, дикции, дыхания, чистоты интонирования.Однако в сегодняшней практике музыкального воспитания музыкальные руководители не занимаются постановкой детских певческих голосов. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над
чистотой интонирования мелодии голосом. Этому много причин, в том числе отсутствие специальной методики постановки певческого голоса дошкольника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью.
Тип голоса ребенка, как и взрослого, может быть определен с достаточной достоверностью только после проведения специальной работы по его постановке - первичная диагностика типа певческого голоса носит сугубо предварительный характер. Первичная диагностика певческих голосов необходима. Она помогает мне грамотно построить свою работу.
Первое диагностическое занятие, как, впрочем, и последующие, провожу индивидуально. Я приглашаю ребенка в музыкальный зал и на фоне положительного эмоционального общения с ним задаю несколько любых вопросов («Кто тебя сегодня провожал в детский сад?», «Как ты себя чувствуешь?» и т.п.). Ребенок отвечает на вопросы, а я, прислушиваюсь к звучанию его естественного речевого голоса, определяю его тип (высокий, средний или низкий) и примарную речевую зону (например, ре1 - фа1, до1 - ми1, си-бемоль - до-диез1).
Зафиксировав в заранее приготовленном протоколе свои впечатления о типе речевого голоса ребенка и области, где он в основном звучит, я предлагаю ребенку спеть песню, какая ему нравится или какую учили на музыкальных занятиях. Я пока не аккомпанирую ребенку, чтобы он спел в удобной для себя, а не в предлагаемой тональности. Услышав, в какой тональности поет ребенок, я могу поддержать его аккомпанементом. В протоколе фиксирую: тип голоса по тембру и примерная область наиболее свободного и естественного звучания (как их слышу во время пения песни).
Затем специально определяю общий и примарный диапазоны певческого голоса ребенка. Ему предлагаю легкую короткую попевку, например, поступенный ход вниз от III к I ступени на слове «мама» (III - II - I - ма - а - ма), начиная со средней части общего диапазона по полутонам вниз до момента, когда ребенок начинает повышать. Это нижняя граница общего диапазона. Затем - по полутонам вверх, очень осторожно, до момента, когда ребенок начинает понижать. Это верхняя граница общего диапазона. По ходу воспроизведения ребенком всех этих звуков я отмечаюграницы примарного диапазона, где голос звучит наиболее свободно и красиво. Полученные данные заносятся в протокол.
Целенаправленную работу по постановке певческого голоса ребенка нужно начинать с укрепления его примарного диапазона. И распевки, и песни на начальном этапе обучения должны располагаться в этой области и по диапазону не превышать терции, в крайнем случае - кварты. Затем голос развивается вниз и только потом - вверх. Занятия проводятся индивидуально.
Певческий аппарат ребенка в дошкольном возрасте анатомически и функционально только начинает складываться, и поэтому задача охраны детского певческого голоса является главной. Дети должны петь легко и звонко, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие, тогда они будут любить этот вид музыкальной деятельности.
Начинать вокальные занятия с детьми необходимо с формирования правильной «певческой стойки» - положения корпуса и головы во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.
У ребенка должно быть сформировано ощущение свободно и красиво стоящего человека, который готов с удовольствием начать петь. Ноги - почти на ширине плеч, носки чуть развернуты в стороны. Корпус прямой, но свободный, опирающийся на твердые, но не напряженные ноги. Руки
свободно опущены вдоль туловища. Голова держится прямо, шея не напряжена.
Постоянная работа над «певческой стойкой» идет постепенно и терпеливо. Положения корпуса и головы в процессе занятий постоянно уточняю, пока не сформируется привычка стоять правильно и красиво.
Постоянно провожу и корректирую работу над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. «Пение - это дыхание» - аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства
В певческом дыхании можно выделить три основных звена:
1) вдох….
2) сохранение вдоха на протяжении всей музыкальной фразы и
3) выдох с резонированием звука и поддержкой снизу столба дыхания. Детям объясняю: «Вдыхаем мы носиком, как будто нюхаем розочку». Дальнейшее уточнение идет по линиям: вдыхаем с удовольствием, на полуулыбке, берем не очень много воздуха. Он попадает в нижнюю часть наших легких, как бы надувая там «резиновый круг» с помощью котороговы учитесь плавать.
Дети легко ставят руки по бокам на нижние ребра, не прижимая их и контролируя место вдоха. Я помогаю детям организовать правильный вдох, используя «мыслеобраз» «резинового круга», который надет на уровне нижних ребер. Можно показать детям реальный резиновый круг, но он не должен быть сильно надутым, чтобы не возникло желание набрать в легкие много воздуха.
Важно, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Правильный вдох тоже формируется постепенно. Сначала раздвигаются в стороны нижние ребра, а затем, по мере тренировки, начинает ощущаться во вдохе и нижняя часть спины, которая слегка отодвигается назад.
Следующим моментом является сохранение состояния вдоха. Я говорю детям, что надо постараться, чтобы «резиновый круг» сохранился, не опал до
начала пения. Можно удивиться, как замечательно надулся наш «резиновый круг», представить его себе. Это помогает сохранить так называемую «вдыхательную установку» (Л.Б. Дмитриев), которая организует весь певческий аппарат, полностью подготавливая его к началу фонации. В дальнейшем, по мере тренировки ребенок научится сохранять состояние вдоха на протяжении всей музыкальной фразы.
Правильный вдох организует все, в том числе полость рта как часть верхних резонаторов. Здесь я слежу, чтобы у ребенка не были сжаты зубы и была свободна нижняя челюсть.
Ощущение вдоха необходимо сохранить на протяжении всей пропеваемой фразы, не потерять, не «уронить» вдох. Состояние радостного удивления помогает сохранить ощущение вдоха. Этот навык тоже формируется постепенно, по мере укрепления мышц, ответственных за состояние вдоха, и мышц, поддерживающих «столб дыхания».
Чтобы вдох «не упал» и возникающий во время пения воздушный столб имел опору, его надо поддержать. Делается это прямой мышцей живота, которая подтягивается в направлении вверх. Это движение возникает непроизвольно, когда дети имитируют лай собачки: «ав-ав». Предлагаю им положить руки на живот и почувствовать, как он в это время движется. Затем короткое «ав-ав» переходит в длинное «а – а – а – а-в» с тем же движением передней мышцы живота. В дальнейшем эти движения отрабатываются как произвольные.
«Столб дыхания» - непрерывно льющаяся струя воздуха - направляется вверх, «за зубки» -за верхние передние резцы - и попадает в верхние резонаторы. Так организуется «высокая позиция» звука, благодаря которой певческий звук приобретает звонкость. Это важнейшее качество певческого голоса придает ему полетность. возможность преодолевать пространство, в театре - лететь через оркестр, быть слышимым на фоне хора и других солистов.
Нахождение «места резонирования» - один из самых трудных и индивидуальных моментов постановки певческого голоса. В то же время звонкость голоса, возникающая благодаря резонированию, - это то его качество, сформировать которое позволяют анатомо-физиологические особенности певческого аппарата ребенка и которое является ведущей характеристикой эталонного звучания детского певческого голоса.
Упражнение с закрытым ртом на звук «м», как и упражнение «Колокол» («Бом, бом»), во время которых возникает ощущение вибрации губ и «маски», помогают найти это «место». Старшие дошкольники уже могут ощутить вибрацию и зафиксировать резонирование звука. Они учатся сохранять резонирование и во время пения с открытым ртом.
Детям объясняю о необходимости непрерывного «пролива» звука, постоянно льющегося дыхания. Этому помогает упражнение с перышком или пушинкой, которая подвешивается на ниточке, прикрепленной к палочке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пушинка, которая находится нанебольшом расстоянии от
лица на уровне рта, отклонившись от выдоха, не опадала. В процессе этого упражнения хорошо тренируется система дыхания, укрепляются дыхательные мышцы.
Еще одно важное звено певческого процесса - артикуляция. Если у ребенка нет каких-либо дефектов произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной, чтобы не нарушать «вдыхательную установку» и не вносить дополнительного мышечного напряжения. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Ее четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов.
Перед тем, как я начинаю работать над песнями, я детей распеваю. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Чаще всего это небольшие песенки и попевки с мелодической линией.
Наряду с кантиленными (плавными) распевками, для активизации дыхания предлагаю веселые стаккатированные (отрывистые) упражнения. Поскольку распевки даются по группам голосов, на занятии даю две - три распевки. Наряду с постоянными, которые звучат на каждом занятии и служат материалом для последовательной работы над голосом, я использую специальные распевки, готовящие детей к вокальной и интонационной работе над конкретной песней. Ниже приведены примеры некоторых распевок, которые предназначены для детских голосов.
Очень важно сформировать у детей перцептивный, слуховой эталон прекрасного пения. Для этого желательно на занятиях, посвященных пению, давать ребятам слушать записи выдающихся певцов.
Игра «Репка»
Цель: формировать речевое дыхание, артикуляцию, звуковысотность, ритмический слух, эмоциональность.
Ход игры: Музыкальный руководитель читает сказку:
Посадил Дед репку. (дети поют – «У-у – у-у!») – удивление.
Выросла репка большая – пребольшая (дети поют «О – о – о-о!»)
Стал Дед тянуть репку (дети поют «Э – э – э – э!»)
Тянет – потянет, вытянуть не может (дети поют «Ух –ух–ух-ух!»)
Позвал Дед Бабку (дети поют «Ау-ау-ау-ау!»)– громко.
Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух-ух-ух!»)
Позвала Бабка Внучку (дети поют «Ау-ау – ау-ау!»)– громко.
Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух–ух-ух!»)
Позвала Внучка Жучку (дети поют «Ав – ав – ав-ав!»)– громко.
Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)
Позвала Жучка Мурку (дети поют «Мяу-мяу – мяу-мяу!»)– ласково.
Тянут – потянут, вытянуть не могут (дети поют «Ух–ух – ух-ух!»)
Позвала Мурка Мышку (дети поют «Пи –пи –пи -пи!»)
Тянут – потянут, вытянули репку (дети поют «Ура–ура –ура!Ух!»)–радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие певческих навыков у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. Поэтому считаю изучение данной проблемы весьма актуальной, т. к. в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональну...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...