План работы ритмического кружка «Ритмическая мозаика»
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему
В данной разработке представлены цели, задачи, принципы, а также содержание работы с детьми по развитию римических навыков, выразительности на основе методик Горшковой Е. В.и Бурениной А.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_kruzhka.doc | 112 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Заведующий МБДОУ
«Детский сад №111»
____________ Епифанова С.В.
Перспективный план
работы кружка
«Ритмическая мозаика»
на 2014 – 2015 уч.год
Выполнила: Пудова Л.П.,
музыкальный руководитель
первой квалификационной
категории
г.Дзержинск
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Задачи, принципы
3.Содержание работы с детьми
4.Методическое обеспечение
Пояснительная записка
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляются все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым.
Именно музыкально-ритмические и танцевальные движения дают возможность обучать детей свободно управлять своим телом через работу всех мышц. Постепенно через умение управлять своими мышцами начинает вырабатываться навык раскрытия эмоционального внутреннего состояния ребенка. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир. Музыкально-ритмическая деятельность не только удовлетворяет потребность детей в движениях, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Базой данного курса являются программа «Камертон» Э.П. Костиной технология «Ритмическая мозаика» А.И. Бурениной и методическая разработка «От жеста к танцу» Е.В.Горшковой.
Особый акцент в предлагаемой программе сделан на взаимопроникновение обучающих и творческих моментов в едином процессе, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству, а от него – к «композиционному» творчеству в танце.
Главная идея методики – научить детей осмысливать образное содержание, творчески воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение дошкольниками музыкального языка, языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных)
Возрастные особенности детей. В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейший рост и развитие всех органов и физиологических систем. Завершается процесс формирования скелетной мускулатуры, увеличивается длина верхних и нижних конечностей, происходит окостенение позвоночника.
В этом возрасте более развитыми оказываются те группы мышц, которые наиболее активно участвуют в повседневной деятельности детей. Это группы мышц, обеспечивающие вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие жизненно важные движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым развитием связочным отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи, груди, позвоночника, поясницы, кистей рук,
Детям старшего дошкольного возраста доступно овладение сложными видами движений, способами их выполнения, а также некоторыми элементами техники
Возраст детей и срок реализации программы.
Курс рассчитан на 2 года – проведение занятий 1 раз в неделю (общий объём – 32 занятий в год), рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Содержание соответствует средним возможностям детей.
Цель и задачи.
Цель: развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Основные задачи:
I. Развитие музыкальности:
- развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, передавать основные средства музыкальной выразительности: темп — разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику, метроритм
- обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями; развитие способности различать жанр произведения — плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец) и выражать это в соответствующих движениях.
- Развитие двигательных качеств и умений:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя перечисленные ниже виды движений.
Ш. Развитие творческих способностей:
- развитие умений сочинять несложные плясовые движения;
- формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую музыку; развитие воображения, фантазии, развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть, страх, тревога, и т.д.,
IV. Развитие и тренировка психических процессов:
- развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления — на основе усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки, разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
V. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые и новые музыкальные произведения,
- Воспитывать навыки адекватной оценки и самооценки
- воспитание умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным, игровым персонажам;
- воспитание чувства такта, воспитание культурных привычек, умения вести себя
Варианты включения в другие виды деятельности Музыкальные и интегрированные занятия, праздничные утренники и развлечения
Содержание движений
Основные:
ходьба — бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пру-жинящим,топающим шагом, "с каблучка", вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена (высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег — легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий, широкий, острый, пружинящий бег;
прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с продвижением вперед, различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и др.;
общеразвивающие упражнения
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на плавность движений, махи, пружин-ность); упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений, координации рук и ног;
имитационные движения
различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ, настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или легкости, разной среды — " в воде", "в воздухе" и т.д.);
плясовые движения
элементы народных плясок и детского бального танца полонеза, вальса, доступные по координации, танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног, сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный шаг, шаг с притопом и др.
Принципы обучения в танцевальном кружке
- Развивающий характер образования в соответствии со способностями и возможностями ребенка.
- Системность, целенаправленность
- Тесная взаимосвязь теоретических сведений с музыкальным репертуаром.
- Обучение – через творчество и игру! Главное –радость!
- Успешность! (каждый ребенок должен знать и понимать, что он уникален и неповторим, получать задания, которые способен успешно выполнить).
Форма работы:
- работа с подгруппой/ индивидуально.
Ожидаемый результат.
- Выразительность исполнения движений под музыку;
- Умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной выразительности;
- Освоение большого объёма разнообразных композиций и отдельных видов движений; точность и правильность исполнения движений в танцевальных композициях, ориентироваться в пространстве и перестраиваться в нем
- Способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений;
- Осмысленное выполнение свою роль в пластических этюдах;
- Участие в коллективной сценической работе;
- Внимательно отношение друг к другу, искреннее желание помочь им в преодолении встречающихся трудностей
Неделя | Содержание работы с детьми первого года обучения | Кол-во занятий |
сентябрь 3 4 | «Поклон – приветствие»; Разучивание основных исходных положений в ритмике, 1,2,3 позиций. Знакомство с поклоном приветствий и поклоном, выполняемом в конце пляски, с реверансом. «закрытое – открытое» положение рук / ног, («Марш» И.Беркович); Упражнения в выполнении различных видов ходьбы, передающий различный образ: высокий, бодрый шаг, осторожный шаг, тяжелый, топочущий. Игра «Ритмическое эхо» | 2 |
октябрь I II III IV | Упражнения в выполнении различных видов бега : лёгкий, широкий, тяжёлый. Знакомство с жестами "прошу" и "не надо".; игра «Встаньте дети, встаньте в круг!» ( сокращенный вариант - отдельные виды перестроений в виде нагляно-образный моделей) Разучивание жестов "прошу", "не надо"(«просьба» Ж.Арманд);. Упражнения в выполнении качания рук под счёт. («Баю-бай») Н.Римский-Корсаков; Учить детей просчитывать такты музыки (1-4) и скоординировано выполнять покачивания. Знакомство с жестами "давать дружить", "согласия и несогласия". В.Витлина; танцевальные элементы на пружинном полуприседании «Ах ты, береза» р.н.м.; Упражнять в умении самостоятельно выполнять перестроения игра «Хлопай в такт Разучивание жестов "давай дружить", Этюд «Давай дружить» В.Витлина Упражнять в умении самостоятельно выполнять перестроения при выполнении различного вида бега. Приставной шаг с полуприседанием. «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.м.; | 4 |
ноябрь I II III IV | Составление совместно с детьми и разучивание этюда "Поссорились – помирились". венг.н.муз. «Чардаш»; притопы в паре р.н.м. «Из-под дуба» обр. Е.Тиличеевой; игра «Замри!». Знакомство с жестами "иди сюда", "уходи". Разучивание поскоков с ноги на ногу под счёт. Разучивание жестов "иди сюда", "уходи". Упражнять в выполнении различного вида галопа и других характерных движений в мини композиции "Цирковые собачки". 4. Притопы в значении гнева, рассерженности; упражнение «Ласка» Ф.Миллер Обучение выполнению полуприседания с открыванием, закрыванием рук на поясе под счёт; игра «Замри!» | 4 |
Декабрь I II III IV | Знакомство с жестами ласки и плача. Освоение приставного шаг с полуприседом «Пойду ль я, выйду ль я да» р.н.м.; игра «портрет» Освоение жестов ласки и плача. Закрепление выполнения приставного шага с полуприседанием. Знакомство с притопами в значении упрямства и сравнение их с притопами в значении утверждения. Освоение этюда «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Смена кадров» этюд «Давай дружить» В.Витлина; игра «Я – портрет» Этюд «Пожалели» А.Гречанинова | 4 |
январь III IV | Плясовые элементы «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; этюд «Пожалели» А.Гречанинов; игра «»Лошадки в цирке» Жест клича и сотворчество в этюде («Ау!» А.Гречанинова); «Каблучки-носочки» р.н.м. в обр. Е.Туманян; игра «Музыкальные топотушки» Закрепление умения выполнять ранее выученные элементы, дополняя их собственными движениями. Развития потребности самовыражения под музыку. | 2 |
Февраль I II III IV | Знакомство с жестами шептания (на ухо) и прислушивания. Выполнение подготовительных упражнений к движению "гармошка". Разучивание жестов шептания и прислушивания. Освоение способа выполнения движений "гармошка". р.н.м. «Камаринская» обр. Е.Тиличеевой Знакомство и разучивание этюда "Пожалели". Упражнение «Пошепчемся» латв.н.полька; варьирование плясовых движений с элементом «каблучка»; р.н.м. «Полянка» обр. Н.Метлова; сотворчество в свободной пляске Этюд «Заупрямился» р.н.м. «Я рассею свое горе»; упражнение «Ласка» Ф.Миллер; игра «Музыкальные топотушки»развитие потребности в самовыражении. | 4 |
Март I II III IV | Разучивание этюда "Секрет". Освоение прыжков на двух ногах с разворотом коленей и на одной ноге с разворотом колена..Освоение движения выбрасывания ног в прыжке. Освоение движения "моталочка" под счёт. «Секрет» Е.Горшкова Свободная импровизация в пляске. Разучивание этюда "Осторожнее – смелее". А.Черняковой Разучивание и повторение плясовых движений со сменой «открытых» и «закрытых» положений ног: «гармошка», «притопы», «ковырялочка»; свободная импровизация в пляске | 4 |
Апрель I II III IV | Разучивание шага польки под счёт.игра «Встаньте, дети, встаньте в круг» ( арсширенный вариант за счет введения дополнительных схем-моделей) Закрепление шага польки. Игра «Повтори за мной» Составление и разучивание этюда «Громко - шепотом» А.Черняковой упражнять в правильном выполнении шага польки. Совместное с детьми и педагогом составление танца "Всё мы делим пополам". | 4 |
Май I II III IV | Разучивание танца "Всё мы делим пополам". Совместное составление композиции этюда "Сорвём одуванчик". Творческая работа детей парами по составлению танца. Дидактическая игра «Юный хореограф» (сокращенный вариант) вариант) . Повторение этюда «Сорвем одуванчик» И.Энской. Сотворчество в свободной пляске | 4 |
месяц | Содержание работы с детьми второго года обучения | задачи | выход | кол-во занятий |
Сентябрь III IV | «Поклон – приветствие»; Повторение основных исходных положений в ритмике, 1,2,3 позиций. Дидактическая игра «Встаньте дети, встаньте в круг» (наглядно-схематические и графические модели перестроений) Упражнения в выполнении различных видов ходьбы, бега, движений русского и современного танца. Игра «Ритмическое эхо» Дидактическая игра «Найди пару» (на основе моделирования) | Настроить детей на дополнительное получений знаний и умений. Повторение и закрепление ранее усвоенных умений | 2 | |
Октябрь I II III IV Ноябрь I II III IV Декабрь I II III IV Январь III IV февраль I II III IV Март I- II III IV Апрель I II III IV Май I II – III IV | Тема «Осень на пороге» «Танец с зонтиками» муз. А. Петрова знакомство с музыкой, разучивание основных элементов шага и рук Общий рисунок танца Закрепление. Соединение движений в единую композицию Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок. Игра «Три танца» Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ. Пластический этюд «Голубая вода» муз. П. Мория Тема: «Моя Родина – Россия» Танец «Россия» аудиозапись знакомство с музыкой, Общий рисунок танца, Освоение основных элементов русского танца (простой хороводный шаг на всей ступне, с притопом на месте, кружение на припадании, дробный шаг, присядка в различных вариантах и.т.д.) Освоение рук при русской пляске: подбоченившись, руки скрещены на груди, пальцы одной руки спрятаны, руки отведены в стороны, ладонью вперед, кисти открыты. Осанка гордая, спина прямая. Закрепление. Соединение движений в единую композицию Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок. Дидактическая игра «Кто скорее узнает движение?» (на основе моделирования) Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ Тема: «Характерные танцы героев» (основываясь на сценарии) знакомство с музыкой, разучивание основных элементов шага и рук Общий рисунок танца Закрепление. Соединение движений в единую композицию Выразительное исполнение всех элементов танца, соединение в общий рисунок. Тема « Бальные танцы. Полонез». Муз. О. Козловского Познакомить детей с старинным бальный танец, знакомство с музыкой, знакомство с основными элементами шага полонеза Общий рисунок танца. разучивание основных элементов шага полонеза. Характерные для этого танца перестроения. Закрепление шага полонеза. Соединение движений в единую композицию. Дидактическая игра с использованием моделирования. Выразительное исполнение всех элементов танца. Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ. Тема « Бальные танцы. Вальс». Муз. Л. Делиба Познакомить детей с бальным танцем, знакомство с музыкой, знакомство с основными элементами шага вальса в упрощенном варианте. Общий рисунок танца. разучивание основных элементов вальсового шага, характерные для этого танца перестроения. Разучивание основных элементов вальсового шага и других характерных для этого танца движений. Соединение движений в единый рисунок. Дидактическая игра «Танцевальное лото» ( с использованием моделирования) Закрепление вальсовых движений. свободная импровизация в танце. Дидактическая игра «Танцевальное лото», «Подбери костюм танцору» Выразительное исполнение всех элементов танца, анализ, самоанализ Пластический этюд «Голубая вода» муз. П. Мориа Тема: « Сказка в музыке и движениях» Музыкальная сказка «Муха-цокотуха» муз. А. Петрова и др. Восприятие музыки, соотнесение образов действующих персонажей с музыкальными фрагментами Основные образы – вычленение особенностей в музыкальных характеристиках и движениях. разучивание Закрепление, соединение музыкальных образов в единую канву. Самостоятельное исполнение, анализ, самоанализ Тема: «Сыграем песню» муз.«Не обижайте муравья» Л.Абелян (синтез танца и песни), знакомство с музыкой Самостоятельное нахождение выразительных средств передачи текста, мелодии Дидактическая игра «Юный хореограф» (полный вариант) | Расширение кругозора в области танцевального искусство, видов танца и соответствующих им движений и перестроений Развивать мыслительную деятельность детей через использование различного моделирования движений, музыкального языка пьес виде наглядных пособий и дидактических игр. Помочь освоить точное выполнение танцевальных движений; - исполнять выразительно, точно отмечая изменение частей; - своевременно перестраиваться из различных положений; понимание различных видов моделей на перестроение. - точно начинать после вступления, четко вступать на каждую фразу; - точно выполнять хлопками и притопами ритмический рисунок; - исполнять танец изящно, непринужденно; - активизировать словарь, поддерживать заинтересованное отношение к музыкально-ритмическим движениям, стремление участвовать в этом виде деятельности Создавать свою композицию из отдельных элементов русского народного танца; - передавать в развитии и взаимодействии характерные черты образа; мухи, паука, комара и т.д. рименять и сочетать знакомые элементы Самостоятельно инсценировать содержание песни в движениях; - по-своему передавать характерные особенности персонажей, выраженные в музыке, не подражая | Осеннее развлечение Новогодний праздник Весенний праздник
Праздник «Выпуск детей в школу» Весенний праздник Праздник «Выпуск детей в школу» | по 4 каждый месяц |
4. Методическое обеспечение
1.Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение: упражнения, игры, пляски для детей 6-7 лет. – М., 1984.
2. Буренина А. И. Ритмическая мозаика 3: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). СПб. 2000
3.Горшкова Е.В. От жеста к танцу (словарь, методика) – М., 2004
4.Горшкова Е.В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. Дошкольное
воспитание, 1991. - № 12. – 47-55 с.
5. «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада Раевская Е.П. М. «Просвещение»,1991г.
6.Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. – М., 1972.
7. Э.П. Костина «Камертон». Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста –Линка- Пресс М., 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы кружка "Юные волшебники"
Перспективный план работы кружка на три года: младшую, среднюю и старшую группы. Кружок нацелен на развитие мелкой моторики ребенка, знакомство детей с различными видами ручного труда, сплочение колле...
Перспективный план работы кружка "Всезнайка"
Кружок по развитию логического мышления...
План работы кружка "Веселый оркестр" старшая группа
Цели: 1. Прививать первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов.2....
Перпективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"
Перспективный план работы кружка по нетрадиционной техники рисования "Волшебники"Предлагается планирование с использованием нетрадиционных техник ,рекомендуемых для использования в детском саду....
План работы кружка "Тили-тили тесто"
Перспективный план работы кружка (тестопластика)«ТИЛИ-ТИЛИ-ТЕСТО»...
План работы кружка "Белая ладья" и конспекты занятий
Разработки конспектов занятий кружка "Белая ладья" к проекту "Шахматы"....
План работы кружка
Кружковая работа с дошкольниками "Юный эколог"...