Музыкальное занятие для детей подготовительной группы «О творчестве Чайковского».
план-конспект занятия по музыке на тему

Устинова Светлана Александровна

Музыкальное занятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyk_zanyatie.docx23.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное  занятие  для  детей подготовительной группы «О творчестве Чайковского».

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось количество людей, любящих её, находящих в ней, утешение и опору. » П. И. Чайковский

Цель:

Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.

Задачи:

-дать детям представление о П. И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу, русского человека.

- побуждать детей к активному восприятию музыки;

-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него;

-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;

-научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.

Ход занятия:

Муз.  рук:

Добрый день, ребята!

Мы сердечно рады видеть сегодня в нашей музыкальной гостиной!

Сегодня наш рассказ будет посвящён творчеству известного русского

композитора Петра Ильича Чайковского, музыку которого знают во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.

172 года тому назад в г. Воткинске родился мальчик и назвали его Петей.

В семье было много детей. Петя был младшим.

Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно.

Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры.

Но была у него одна странность, которая всех удивляла.

Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и

уходил куда-нибудь в дом или сад. Оставаясь один,

он сосредоточенно к чему-то прислушивался.

А прислушивался он, к звукам, раздававшимся, внутри него.

Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия.

Мелодии звучали громко, порой часто ему мешал

Однажды произошёл такой случай. В доме были гости.

Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали.

Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился,

что ушел к себе в спальню раньше всех.

Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал.

Мама спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову:

«Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле, в комнате

Никакой музыки не было. Но Петя настаивал:

«Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя».

Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика.

Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии

и даже сочинить свои.

Воспитатель:

Как то раз мама уехала в Петербург, он уселся за рояль,

Напевал и подбирая на клавишах сочинил песенку,

которую так и назвал: «Наша мама у ехала в Петербург».

Песенка вышла немного грустная, но ведь это и правда грустно,

когда мама уезжает.

Музыкальный руководитель:

Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда

почувствовал, что через музыку можно передать свои самые

разные чувства любовь к людям, природе. В музыке можно передать

и весёлое и грустное, смешное и очень серьёзное.

Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого,

проявилось во всех музыкальных жанрах, от маленьких детских пьес

до самых сложных, таких как : опера, балет, концерты для фортепиано с оркестром, симфония.

Музыкальный руководитель:

СИМФОНИЯ – сочинение для оркестра, состоит

из нескольких частей, разных по характеру, может выразить

не только разные чувства и настроения, но и великие события,

как например, звучащая сейчас « 4-ая симфония» .

Слушание фрагмента.

 Композитор использует очень известную

русскую народную песню, а какую, вы сейчас догадаетесь,

всё поймёте и обязательно ответите на этот,

казалось бы, очень сложный вопрос:

« Какую песню использовал П. И Чайковский?»

Ответы детей.

-Вы правы, народную песню «Во поле берёза стояла»

Музыкальный руководитель:

 П. И. Чайковским написано три балета:

 «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

 Давайте сейчас послушаем фрагмент одного из этих знаменитых произведений.

Звучит «Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».

Музыкальный руководитель:

Большое место в творчестве Чайковского занимает

Музыка для детей

Этот цикл фортепианных пьес называется «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» .

П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. В нём встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.

Сейчас мы послушаем фрагмент одного  произведения и поговорим о том, какие детские впечатления и настроение передаёт нам П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки.                                                                                                  Звучит «Болезнь куклы».

Муз. рук:

Ребята, сейчас музыка нам рассказала целую историю.

У девочки заболела кукла.            Она горюет над её кроваткой. Слёзы капают, а кукла тяжело, тяжело вздыхает.

Музыка – напевна, красива. Слушая её очень легко представить: и зимний лес, одетый белым снегом, и весеннее пробуждение природы, и хмурую осень. Ребята, давайте с вами поиграем. Будет звучать музыка, а вы должны отгадать, о каком времени года нам рассказывает это произведение.

Игра «Угадайка»

1. Звучит фрагмент «Осенняя песня».

Муз. рук:

Ну что, ребята, кто сможет нам рассказать, о каком времени года

идёт речь, в этой муз. картинке?

Ответы детей.

2. Звучит фрагмент «Подснежник» .

Муз. рук:

А теперь, где мы побывали?

Ответы детей.

Молодцы! Очень хорошо слушаете и представляете! Браво!

Творчество П. И. Чайковского еще при жизни композитора

получило широкое признание. В наше время его музыка известна во всём мире, его произведения исполняются лучшими музыкантами.

Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской Консерваториям, многим театрам оперы и балета, Концертному залу в Москве.

Во многих городах установлены памятники П. И. Чайковскому, проходят музыкальные конкурсы им. Чайковского.

Дом в котором композитор провёл последние годы жизни

и создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-Музей

П. И. Чайковского. Уже больше ста лет прошло с тех пор, как нет Чайковского,

но два раза в год в день его рождения и в День памяти композитора,

выдающиеся пианисты исполняют его великие сочинения на рояле, на котором играл композитор.

 Музыкальный работник :

Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать. Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание- попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ и поговорим о них.

Литература:

1. Энциклопедия «Балет». М., Издательство «Советская энциклопедия», 1981.

2. Дет. Энциклопедия «Культура», авт. сост. Н. В. Чудакова, ООО «Издательство»АСТ-ЛТД, 1997.

3. В. П. Россихина «Беседы о классической музыке», М. «Просвещение», 1980.

4.«Слово о музыке»: Рус. композиторы Х1Х в. Хрестоматия, М. «Просвещение», 1990.

5. П. И. Чайковский. «Детский альбом» 24 пьесы для фортепиано.

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературного досуга для подготовительной группы, посвященный творчеству С.В.Михалкова "Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!"

В марте 2013 года в нашем детском саду был проведен литературный досуг для подготовительной группы, посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова....

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Художественное творчество/лепка" Тема: "Азбука в картинках." (игра-путешествие)

Все чаще и чаще для обучения современных детей мы прибегаем к игровой форме, так как через игру ребёнок лучше запоминает материал, а пребывание его в детском саду становится не пыткой, а удовольствием...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Художественное творчество (аппликация). Тема: Новогодняя елочка.

Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, восп...

Совместная театрализованная деятельность с родителями и детьми подготовительной группы по творчеству К. И. Чуковского

Совместная театрализованная деятельность с родителями и детьми подготовительной группы по творчеству К. И. Чуковского....

Тематическое занятие в подготовительной группе по творчеству П. И. Чайковского «Музыкальная гостиная»

Создать условия для прослушания музыкальных произведений, доступных для восприятия образов классической, народной музыки через творчество П. И. Чайковского...