Музыкальное занятие для детей подготовительной группы «О творчестве Чайковского».
план-конспект занятия по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальное занятие для детей подготовительной группы «О творчестве Чайковского».
«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось количество людей, любящих её, находящих в ней, утешение и опору. » П. И. Чайковский |
Цель:
Познакомить детей с творчеством П. И. Чайковского. Вызвать интерес к различным жанрам музыки и исполнительству на различных музыкальных инструментах.
Задачи:
-дать детям представление о П. И. Чайковском, как о композиторе, воспевающем свою Родину, русскую природу, русского человека.
- побуждать детей к активному восприятию музыки;
-познакомить с историей создания музыкального сборника «Детский альбом» и некоторыми музыкальными произведениями из него;
-научить определять характер и настроение прослушанной музыки;
-научить передавать содержание музыкальных произведений в движениях и рисунках.
Ход занятия:
Муз. рук:
Добрый день, ребята!
Мы сердечно рады видеть сегодня в нашей музыкальной гостиной!
Сегодня наш рассказ будет посвящён творчеству известного русского
композитора Петра Ильича Чайковского, музыку которого знают во всём мире, а его произведения исполняют лучшие музыканты планеты.
172 года тому назад в г. Воткинске родился мальчик и назвали его Петей.
В семье было много детей. Петя был младшим.
Все его любили, с ним всегда было радостно и интересно.
Он был неистощим на выдумки, на забавные истории, веселые игры.
Но была у него одна странность, которая всех удивляла.
Иногда он вдруг задумывался, бросал игру и
уходил куда-нибудь в дом или сад. Оставаясь один,
он сосредоточенно к чему-то прислушивался.
А прислушивался он, к звукам, раздававшимся, внутри него.
Он не знал, откуда они и как складывается из них мелодия.
Мелодии звучали громко, порой часто ему мешал
Однажды произошёл такой случай. В доме были гости.
Весь вечер играла музыка, и все без устали танцевали.
Петя был оживлён и весел. Но к концу вечера так утомился,
что ушел к себе в спальню раньше всех.
Когда в комнату вошла мама, он не спал, а плакал.
Мама спросила, что с ним, он отвечал, указывая на голову:
«Музыка звучит у меня здесь». А на самом деле, в комнате
Никакой музыки не было. Но Петя настаивал:
«Избавьте меня от неё. Она не даёт мне покоя».
Все чаще и больше звуки мелодий захватывали мальчика.
Он садился за рояль, пробовал сыграть звучащие в нём мелодии
и даже сочинить свои.
Воспитатель:
Как то раз мама уехала в Петербург, он уселся за рояль,
Напевал и подбирая на клавишах сочинил песенку,
которую так и назвал: «Наша мама у ехала в Петербург».
Песенка вышла немного грустная, но ведь это и правда грустно,
когда мама уезжает.
Музыкальный руководитель:
Мальчик долго не знал, что будет музыкантом, но уже тогда
почувствовал, что через музыку можно передать свои самые
разные чувства любовь к людям, природе. В музыке можно передать
и весёлое и грустное, смешное и очень серьёзное.
Пётр Ильич Чайковский – композитор, творчество которого,
проявилось во всех музыкальных жанрах, от маленьких детских пьес
до самых сложных, таких как : опера, балет, концерты для фортепиано с оркестром, симфония.
Музыкальный руководитель:
СИМФОНИЯ – сочинение для оркестра, состоит
из нескольких частей, разных по характеру, может выразить
не только разные чувства и настроения, но и великие события,
как например, звучащая сейчас « 4-ая симфония» .
Слушание фрагмента.
Композитор использует очень известную
русскую народную песню, а какую, вы сейчас догадаетесь,
всё поймёте и обязательно ответите на этот,
казалось бы, очень сложный вопрос:
« Какую песню использовал П. И Чайковский?»
Ответы детей.
-Вы правы, народную песню «Во поле берёза стояла»
Музыкальный руководитель:
П. И. Чайковским написано три балета:
«Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Давайте сейчас послушаем фрагмент одного из этих знаменитых произведений.
Звучит «Танец маленьких лебедей из балета «Лебединое озеро».
Музыкальный руководитель:
Большое место в творчестве Чайковского занимает
Музыка для детей
Этот цикл фортепианных пьес называется «ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ» .
П. И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. В нём встречаются картины природы и названия детских игр, сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
Сейчас мы послушаем фрагмент одного произведения и поговорим о том, какие детские впечатления и настроение передаёт нам П. И. Чайковский в этой пьесе языком Музыки. Звучит «Болезнь куклы».
Муз. рук:
Ребята, сейчас музыка нам рассказала целую историю.
У девочки заболела кукла. Она горюет над её кроваткой. Слёзы капают, а кукла тяжело, тяжело вздыхает.
Музыка – напевна, красива. Слушая её очень легко представить: и зимний лес, одетый белым снегом, и весеннее пробуждение природы, и хмурую осень. Ребята, давайте с вами поиграем. Будет звучать музыка, а вы должны отгадать, о каком времени года нам рассказывает это произведение.
Игра «Угадайка»
1. Звучит фрагмент «Осенняя песня».
Муз. рук:
Ну что, ребята, кто сможет нам рассказать, о каком времени года
идёт речь, в этой муз. картинке?
Ответы детей.
2. Звучит фрагмент «Подснежник» .
Муз. рук:
А теперь, где мы побывали?
Ответы детей.
Молодцы! Очень хорошо слушаете и представляете! Браво!
Творчество П. И. Чайковского еще при жизни композитора
получило широкое признание. В наше время его музыка известна во всём мире, его произведения исполняются лучшими музыкантами.
Имя Чайковского присвоено Московской и Киевской Консерваториям, многим театрам оперы и балета, Концертному залу в Москве.
Во многих городах установлены памятники П. И. Чайковскому, проходят музыкальные конкурсы им. Чайковского.
Дом в котором композитор провёл последние годы жизни
и создал ряд великих произведений, сохраняется как Дом-Музей
П. И. Чайковского. Уже больше ста лет прошло с тех пор, как нет Чайковского,
но два раза в год в день его рождения и в День памяти композитора,
выдающиеся пианисты исполняют его великие сочинения на рояле, на котором играл композитор.
Музыкальный работник :
Ребята, сегодня мы слушали прекрасную музыку, она вызывала у нас разные чувства и мы о них говорили. Музыку можно не только слушать. Под музыку можно мечтать, грустить или радоваться, петь, танцевать. Музыку можно даже нарисовать. Я предлагаю вам, ребята, выполнить дома несложное задание- попробовать нарисовать музыку, которая особенно понравилась и запомнилась вам сегодня или то, что вы чувствовали, когда слушали произведения П. И. Чайковского. Ведь наверняка вы представляли себе какие-то образы или картины природы. Дома нарисуете, а на следующем занятии мы с вами сделаем выставку ваших работ и поговорим о них.
Литература:
1. Энциклопедия «Балет». М., Издательство «Советская энциклопедия», 1981.
2. Дет. Энциклопедия «Культура», авт. сост. Н. В. Чудакова, ООО «Издательство»АСТ-ЛТД, 1997.
3. В. П. Россихина «Беседы о классической музыке», М. «Просвещение», 1980.
4.«Слово о музыке»: Рус. композиторы Х1Х в. Хрестоматия, М. «Просвещение», 1990.
5. П. И. Чайковский. «Детский альбом» 24 пьесы для фортепиано.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературного досуга для подготовительной группы, посвященный творчеству С.В.Михалкова "Вот теперь мы точно знаем, кто такой он - Михалков!"
В марте 2013 года в нашем детском саду был проведен литературный досуг для подготовительной группы, посвященный 100-летию со дня рождения С.В.Михалкова....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе "Художественное творчество/лепка" Тема: "Азбука в картинках." (игра-путешествие)
Все чаще и чаще для обучения современных детей мы прибегаем к игровой форме, так как через игру ребёнок лучше запоминает материал, а пребывание его в детском саду становится не пыткой, а удовольствием...
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. Художественное творчество (аппликация). Тема: Новогодняя елочка.
Интеграция образовательных областей:«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».Виды детской деятельности:Игровая, коммуникативная, восп...
Совместная театрализованная деятельность с родителями и детьми подготовительной группы по творчеству К. И. Чуковского
Совместная театрализованная деятельность с родителями и детьми подготовительной группы по творчеству К. И. Чуковского....
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по творчеству А. С. Пушкина «Путешествие по сказкам».
Углубить и расширить знания детей о творчестве А.С. Пушкина....
Тематическое занятие в подготовительной группе по творчеству П. И. Чайковского «Музыкальная гостиная»
Создать условия для прослушания музыкальных произведений, доступных для восприятия образов классической, народной музыки через творчество П. И. Чайковского...