Русские народные игры
методическая разработка по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развлечение «Русские народные игры »
Программное содержание:
- Приобщать детей к русской культуре.
- Воспитывать любовь, интерес к народным играм.
- Развивать музыкальность детей.
- Развивать координацию движений, ловкость, быстроту реакции.
- Формировать способность к взаимодействию с партнерами по игре.
- Вызывать эмоциональный отклик на происходящее.
Материалы и оборудование:
- Магнитофон.
- Диск с русской народной музыкой.
- Платок для игры «Жмурки».
- Маски зверей (Мышки, Лягушки, Лисички, Зайки, Медведя) для игры «Теремок».
- Гимнастические палки для игры «Мед и Сахар».
- Деревянные ложки для игры «Где работа – там еда».
- Обруч с ленточками и бубен для игры «Карусель».
- Лента для игры «Заря-зарница».
- Канат для игры «Перетягивание каната».
Ход праздника
Дети стоят у входа в зал, их встречает скоморох Тимошка.
Скоморох:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
(Звучит русская народная песня «Светит месяц»).
(Дети подскоками заходят в зал, стают в круг).
Наш праздник начинается,
Скучать сегодня запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Но сначала давайте с вами познакомимся.
Я – веселый скоморошка,
А зовут меня Тимошка!
А вас как зовут?
(Тимошка предлагает детям хором назвать свои имена).
Вот мы с вами и познакомились.
Эх, русская душа,
До чего ж ты хороша.
И поет и веселится
Наша русская душа.
Песня «Русская душа».
(Муз. Е.Кошелевой)
Скоморох:
А сейчас, детвора,
Начинается игра.
Дружно за руки беритесь
В хоровод все становитесь!
Танец-игра «Веселый хоровод»
(Муз.В.Рихтера)
(Сборник «Праздники в детском саду» под редакцией М.А Михайловой).
Дети выбирают ведущего. Он становится в центр круга. Держась за руки, играющие двигаются простым шагом в правую сторону, ведущий идет им навстречу, поют текст:
Звенит веселый хоровод,
Все шире круг у нас,
И тот, кто в этот круг войдет,
Станцует нам сейчас.
Дети останавливаются, хлопают и поют:
Тра-ля-ля-ля-ля
Ля-ля-ля и т.д. до конца фразы.
Ведущий исполняет движения, которые за ним на повтор музыки повторяют все дети.
Движения могут быть различными, в зависимости от фантазии ведущего: подскоки, приседание, повороты и т.д. При повторе игры – выбирается новый ведущий.
Скоморох:
Звенит веселый хоровод,
Кружит нас каруселью.
Другой игры настал черед,
Рады все веселью!
Игра «Жмурки».
Дети выбирают «жмурку», завязывают ему глаза, ставят в середину круга, поворачивают вокруг себя несколько раз, затем спрашивают:
– Кот, кот, на чем стоишь?
– На квашне.
– Что в квашне?
– Квас.
– Лови мышей, а не нас.
После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Тот, кого он поймал, становится «жмуркой».
Скоморох:
Сказки любите, ребятки?
Отгадайте-ка загадки.
Вы, ребятки, не зевайте,
Вместе хором отвечайте!
Загадки
Он гулял по лесу смело,
Но лиса героя съела.
На прощанье спел бедняжка,
Его звали… Чебурашка. (Колобок)
Всё узнает, подглядит,
Всем мешает и вредит.
Ей лишь крыска дорога,
А зовут ее… Яга. (Шапокляк)
Потерял он как-то хвостик,
Но его вернули гости.
Он ворчлив, как старичок
Этот грустный… Пятачок. (Ослик Иа)
Он играет понемножку
Для прохожих на гармошке.
Музыканта знает всяк,
Его имя… Шапокляк. (Крокодил Гена)
Приходили к нему Мышка,
Лиса, Зайка, Косолапый Мишка.
Он не низок, не высок,
Стоит в поле… (Теремок)
Скоморох:
Отгадали вы загадки.
Молодцы, мои ребятки.
Становись в кружок опять
Будем в «Теремок» играть!
Хороводная игра «Теремок».
(Русская народная песня, обработка Т.Попатенко)
(Музыкальный руководитель №3 – 2004)
Для игры выбираются «звери» – Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка, Медведь. Они стоят в стороне. Остальные дети, взявшись за руки, в кругу (теремок).
Дети идут по кругу и поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, полю, Мышка бежит
(Мышка бежит за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Мышка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Мышка стучит, поет, вбегает в круг).
Игра продолжается. Дети идут по кругу, поют:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вот по полю, Лягушка бежит,
(Лягушка прыгает за кругом)
У дверей остановилась и стучит:
(Дети останавливаются)
Лягушка:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Лягушка стучит и поет)
Мышка: Я Мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка: Я Лягушка-квакушка!
Мышка: Иди ко мне жить!
(Таким же образом входят в круг Лисичка и Зайка. Когда к теремку подходит Медведь и говорит: «Я – Мишка, всех «ловишка» – все звери разбегаются, а Медведь их ловит).
Скоморох:
Много игр на празднике нашем –
Играем, шутим, поем и пляшем.
В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!
Сейчас я приглашаю силачей силой помериться.
Игра «Мед и Сахар».
Дети садятся на пол по два человека друг против друга – с одной и с другой стороны держась за палку. По сигналу начинают ее перетягивать – соревнуются, на чьей стороне больше силы.
Скоморох:
А сейчас, ребята, не зевайте –
Еще одну загадку отгадайте!
Много ешь или немножко,
Но нужна к обеду… (ложка).
Снова нас зовет игра,
Поиграем, детвора!
Игра «Где работа – там еда».
На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры.
Скоморох:
Поиграли, – отдохнем,
Дружно песню запоем.
Песня «Расписная ложка».
(Муз.Н.Суховой)
(Сб. «Музыкальная палитра» №6-2007)
Скоморох:
Приглашаю всех ребят
В «Карусель» поиграть.
Становись в кружок дружней,
Берись за ленточки скорей!
Игра «Карусель».
В центре зала стоит ведущий. В поднятых руках он держит обруч с привязанными к нему ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – ребенок с бубном.
1-я часть – дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен).
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
(Легко бегут по кругу).
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите.
(Дети замедляют бег, останавливаются).
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра.
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг).
2-я часть – дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом».
Скоморох:
А сейчас опять игра,
Будем веселиться, детвора!
Игра «Заря-зарница».
Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Водящий – «заря» – ходит сзади с лентой. Дети поют:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые,
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, тот, заметив, быстро берет ленту, и они оба бегут по кругу в разные стороны, стараясь занять свободное место. Тот, кто останется без места, становится «зарей».
Скоморох:
Веселимся мы, играем,
И нисколько не скучаем.
Ждет вас новая игра –
«Золотые ворота»!
Игра «Золотые ворота».
8 детей создают 4 пары и распределяются по залу, становятся лицом друг к другу, берутся за руки. Подняв сцепленные руки, они образуют ворота.
Дети выстраиваются в длинную нить, взявшись за руки. Первым стоит скоморох Тимошка, который водит эту нитку за собой через воротца. На ходу дети приговаривают:
– Золотые ворота пропускают не всегда,
Первый раз прощается, второй раз воспрещается,
А на третий раз не пропустим мы вас.
На первые две фразы «ворота» держат руки поднятыми вверх, а на конец третьей опускают вниз и ловят проходящих детей. Дети, попавшие в ворота, расходятся в разные стороны. Игра повторяется. В конце игры образуется две команды.
Скоморох:
Сейчас будем мы, ребята,
В интересную игру играть.
Силу нашу силушку
Всем нам надо показать.
Игра «Перетягивание каната»
Скоморох:
Дружно с вами мы играли,
И нисколько не скучали,
А теперь пришла пора
Нам проситься детвора.
Без меня вы не скучайте,
А скучно станет – поиграйте.
Зовите меня, скомороха Тимошку,
Развеселю я вас немножко!
(Под музыку русской народной песни «Светит месяц» дети уходят из зала.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Конспект во второй младшей группе Тема: «Знакомство с русскими народными играми через русскую народную сказку «Курочка Ряба»
Цель: Воспитание интереса к русскому народному музыкальному наследию, развитие и обогащение музыкального кругозора детей, их эмоционального потенциала. задачи: 1....
МАСТЕР-КЛАСС «Русские народные игры: русские народные подвижные игры с гендерной направленностью»
Старший дошкольный возраст...
Игровой тренинг для родителей "русские народные игры как средство приобщения ребенка к русским народным традициям"
Русские народные игры…Они имеют многовековую историю, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции....
Мастер-класс для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры»
Систематизировать представления педагогов о русских народных играх через приобщение к истокам русской народной культуры....
Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.
Самостоятельная работа "Картотека игр". Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...