ИКТ — компетентность педагогов и музыкальных руководителей ДОУ
статья по музыке

Наталия Юрьевна Лебедева

Что  такое ИКТ?

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx23.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИКТ — компетентность педагогов ДОУ

Детский сад- часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на занятии. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней, разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т. д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.

Что  такое ИКТ?

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео, кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология».

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Каковы функции компьютера в работе педагога ДОУ, например в работе музыкального руководителя?

1. Источник учебной информации

2. Наглядное пособие

3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение

4. Средство подготовки выступлений.

Информационные технологии, например на музыкальных занятиях, помогают решить ряд задач:

Делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.

Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т. д.

Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки обучения, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.

Возможности применения ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников.

Музыкальный руководитель может применять различные образовательные средства ИКТ как при подготовке к музыкальному занятию, на занятии (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторения, для закрепления усвоенных знаний, так и на развлечениях и праздниках. Большую помощь при подготовке и проведению музыкальных занятий оказывает педагогу пакет Microsoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, ещё и электронные презентации Power Point.

Используя возможности программы Power Point можно создавать мультимедийные презентации.

Мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователя) - наиболее распространённый вид представления демонстрационных материалов. Использование мультимедиа презентаций целесообразно как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Подготовка презентаций - серьёзный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей.

Используя возможности программы Power Point можно разработать и использовать презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: Во время знакомства с творчеством того или иного композитора использование портретов, видеоряд иллюстраций к музыкальным произведениям, знакомство с жанрами музыки и т. д.

М. Р. Д и Танцы. : Использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев.

Пение: По графическому изображению разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.

Муз. -дид. игры: Развивать музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма, используя презентации «Весело –грустно», «Три жанра музыки», «Определи ритм» и др.

На развлечениях и праздниках так же можно использовать слайды как иллюстративный, анимационный фон мероприятий.

Создание мультимедийных презентаций требует от музыкального руководителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса детей к музыкальной деятельности.

Знакомство и игра на ДМИ: Знакомство с музыкальными инструментами, их звукоизвлечением.

Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

На современном этапе развития информационных технологий, возрастают потребности в специалистах более высокого уровня профессионального мастерства. Для современного педагога должно быть обычным делом: поиск необходимой информации, работа с электронной почтой, используя информационные сети. Информационная культура становиться частью общей педагогической культуры. Профессионализм педагога включает в себя различные компетентности, в том числе и компьютерную. Педагог должен использовать в повседневной и дальнейшей профессиональной деятельности локальные и глобальные компьютерные сети: уметь анализировать полученную информацию, самостоятельно находить новых друзей и коллег в разных странах мира, вести переписку, даже слышать и видеть их.

В настоящее время большинство педагогов владеют навыками работы на компьютере, но уровень владения этими очень различен.

Наиболее распространенной коммуникационной технологией и соответствующим сервисом в компьютерных сетях стала технология компьютерного способа пересылки и обработки информационных сообщений, обеспечивающая оперативную связь между людьми. Электронная почта E-mail - система для хранения и пересылки сообщений между людьми, имеющими доступ к компьютерной сети. Посредством электронной почты можно передавать по компьютерным сетям любую информацию (текстовые документов, изображения, цифровые данные, звукозаписи и т. д.) . Такая сервисная служба реализует:

редактирование документов перед передачей,

хранение документов и сообщений,

пересылку корреспонденции,

проверку и исправление ошибок, возникающих при передаче,

выдачу подтверждения о получении корреспонденции адресатом,

получение и хранение информации,

просмотр полученной корреспонденции.

Электронная почта может быть использована для общения участников учебного процесса и пересылки учебно-методических материалов. Электронная почта может использоваться педагогами для консультации, отправки контрольных работ и профессионального общения с коллегами.

С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.

Сегодня, без новых информационных технологий уже невозможно представить современное образование. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детском саду - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

Педагог, который работает, используя мультимедиа проектор, компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом в работе по любому виду деятельности в ДОУ, в том числе, и по музыкальному воспитанию.

Чтобы успешно внедрять новые технологии в свою работу, необходимо, в первую очередь, самому музыкальному руководителю в совершенстве владеть ими. Повышение своей компетентности в области использования ИКТ не представляется без работы над самообразованием. Большую помощь оказало создание администрацией информационно-образовательной среды в ДОУ (наличие компьютеров, принтеров, цифровой фото- и видеоаппаратуры, проектора с экраном, ноутбука, электронного пианино). Через семинары, консультации, круглые столы администрацией ДОУ было организовано непрерывное обучение педагогов применению ИКТ в практической деятельности: по обучению использования мультимедийного оборудования, создания презентаций и применения их в воспитательно-образовательном процессе, подбора материалов для изготовления картотек, буклетов, памяток, выполнения проектов в форме презентаций и написания планов, мониторинга в электронном виде.

Использование готовых интернет-ресурсов оказывает большую помощь музыкальному руководителю в образовательном процессе. Например, быстрый поиск фото, аудио, видео – материалов, новых сценариев, стихов, песен, танцев облегчает подготовку к занятиям, утренникам. Активное использование электронной почты даёт возможность общаться с коллегами и делиться друг с другом методическими наработками, фотографиями..

Ведение документации в электронном виде значительно облегчает и сокращает время на её подготовку и написание.

Участие в вебинарах и интернет-конференциях позволяет узнавать и применять в своей работе самые последние новинки в образовании.

Использование ИКТ позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс разнообразным и интересным для детей.

При проведении праздников и развлечений мультимедийное сопровождение создает эффект реальности происходящего. Например, на осеннем празднике можно проецировать картины осеннего леса, а зимой - снежный пейзаж. В беседах о Великой Отечественной войне, на Дне космонавтики, 23 февраля использование тематических информационных пособий с просмотром детьми на экране военной техники, разновидностей войск, военных парадов, салютов и т. д., активизируют воспитательно-образовательный процесс. Такая организация детской деятельности вызывает у воспитанников живой интерес к изучаемому материалу. Совместное с воспитателями проведение интегрированных занятий с использованием ИКТ ведёт к плодотворному сотрудничеству музыкального руководителя и воспитателя.

Неотъемлемой частью работы музыкального руководителя является работа с родителями. На родительских собраниях  активно используюетя показ мультимедийных презентаций с подборкой фотографий с праздников, досугов, моментов из непосредственно образовательной деятельности, музыкальное сопровождение. Показ таких презентаций вызывает интерес у родителей воспитанников, делает родительские собрания интересными и познавательными.

Критерии конкурсного отбора помогают педагогу оценить свою работу с различных позиций, определить свой статус и своё место в образовательном процессе, развивать профессиональные качества, находиться в постоянном поиске, совершенствоваться. В 2012 г. на базе нашего детского сада проходила Неделя информатизации образования, где я, совместно с воспитателем, показывала открытое занятие для педагогов Западного образовательного округа с использованием ИКТ.

В работе по использованию электронно-информационных технологий существует ряд проблем:

- это недостаточное количество компьютеров, а хотелось бы, что бы у музыкального руководителя на рабочем месте был свой персональный компьютер, а в зале - интерактивная доска.

- собственная недостаточная компетентность в области использования ИКТ

В перспективе для дальнейшего совершенствования качества своей работы ставятся следующие задачи, это: пройти обучение на курсах по информационным технологиям, повышать свою квалификацию через дистанционное обучение, продолжать участвовать в различных интернет-конкурсах, конференциях, вебсеминарах, а так же активизировать работу по участию в интернет конкурсах дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»

Консультация "Взаимодействие музыкального руководителя, учителя-логопеда и воспитателя в сопровождении дошкольников с тяжелыми нарушениями речи"...

Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества

Педагог и музыкальный руководитель: вопросы сотрудничества и сотворчества...

конспект консультации для педагогов "Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя на музыкальном занятии"

Познакомить воспитателей с блоками педагогического процесса в разных видах музыкальной деятельности....

Консультация для педагогов "Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей"

Консультация для педагогов "Роль музыкального руководителя и воспитателя в организации музыкальной деятельности детей"...