Интегрированное занятие "Крещендо в листьях клена"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) на тему

Сметанина Ирина Германовна

Данное занятие нацелено на воспитание чувства красоты, гармонии, доброты и любви к миру. А так же, понимание процесса развития и особенности его отражения в произведениях искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreshchendo_v_listyah_klyona_-2009god.docx24.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие  

Подготовительная группа

Музыкальный руководитель

Сметанина И. Г.

Тема:   «Крещендо в листьях клёна»

Цель занятия:

  • Воспитание чувства красоты, гармонии, доброты и любви к миру;
  • Понимание процесса развития и особенности его отражения в произведениях искусства.

Задачи:

  1. Расширить у детей  представления о развитии в природе и в искусстве;
  2. Дать детям представление о развитии музыкального произведения;
  3. Познакомить детей с понятиями «кульминация», «крещендо»; находить связь данных определений, как в жизни, так и в искусстве;
  4. Способствовать  определению  доминирующих цветов, влияющих на восприятие картины через её колорит;
  5. Развивать у детей творческое воображение, фантазию, умение высказывать  свое видение, импровизировать.

Оборудование:  

 - наглядный материал (карточки);

- платочки, ленточки (импровизация);

- репродукции картин;

- кленовые листья разной  величины, окраски;

- листья для релаксации.

Ход занятия

(под музыку дети с воспитателем входят в зал)

Музыкальный руководитель:

Здравствуйте, мои друзья!

Я рада видеть вас в музыкальной гостиной.

Тихо, тихо сядем рядом,

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде:

В разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны в речке пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Это музыка торопит

И ведет нас за собой!

Музыкальный руководитель:

Ребята, вы часто наблюдаете мир вокруг себя?

- какой ваш мир? Он постоянен, или что-то в нем происходит?

Дети :        (ответы детей)

Музыкальный руководитель:  

        Послушайте, пожалуйста, загадку:

        «Пришла без красок и без кисти,

        И перекрасила все листья»          (осень)

        Об этом времени года мы и поговорим.

        - чем так красива Осень?

(ответы детей)

Музыкальный руководитель:  

Этому времени года великие поэты посвящали свои стихи:

В исполнении детей звучат стихи «Уж небо осенью дышало», «Мой сад»

Муз. Руководитель: Нас калинушка зовет в величавый хоровод.

Исполняется хоровод «На горе-то, калина»

Муз. Руководитель: Предлагаю окунуться в мир звуков. Сейчас мы послушаем музыкальное произведение великого русского композитора  П. Чайковского «Октябрь. Осенняя песня»

Слушание

- какую картину природы вы себе представляли, слушая музыку?

- звучание музыки на всём отрезке было одинаковым?

(рассуждения, ответы детей, беседа по слушанию)

Муз. Руководитель:    (оценка высказывания  детей)

Звуки бывают разные: длинные и короткие; громкие и тихие; глухие и звонкие. Почему музыка не может на всём протяжении звучать одинаково? Она стала бы не красивой, не интересной.

Ребята, как вы думаете, а у природы есть свои звуки?  

(ответы детей)

Муз. Руководитель:  

Давайте представим, что наступила весна.

- что происходит с природой?

- какое её пробуждение, резкое, постепенное?

(ответы детей)

Я вам предлагаю через  движения  показать пробуждение природы

Пластический этюд «Пробуждение»

Муз. Руководитель: В любом музыкальном произведении, как и в природе, есть самое яркое место – кульминация!  (закрепление термина)

        Когда сила звука растёт, растет, растет и вот – вершина-кульминация.

- где вы встречались с  «кульминацией»?   (ответы детей)

Постепенное усиление звука  называется  - «крещендо»!

Звук не может постоянно держаться на самой высокой точке, вершине. Скажите, ребята, что дальше будет происходить со звуком? (ответы детей). Правильно, звук пойдет на спад. -  Звук  будет падать резко или плавно? Так и в природе: на смену весне не может прийти осень.

- затихание, угасание звука, называется – «диминуэндо»

Закрепление новых терминов

Муз. Руководитель: Обратите  внимание на карточки. Такими стрелками обозначаются «диминуэндо» и «крещендо»   (наглядное пособие)

Там, где стрелка вот такая – музыка вся затихает,

Повернулась стрелка вдруг – надо здесь усилить звук.

Предлагаю поиграть в игру.

Игра «Крещендо – диминуэндо»

Муз. Руководитель:

- что такое песня?    (ответы детей)

Я предлагаю вспомнить одну из осенних песен.

- как мы её должны исполнить? Выразительно, ярко, ритмично, с нарастанием – «крещендо», с затиханием – «диминуэндо»

Исполняется песня «Ах, какая осень»

Муз. Руководитель: Музыка - в природе, природа  - в музыке.

Музыка – сестра живописи. Почему сестра, спросите вы?

Музыка, как и живопись, передаёт мысли, чувства того, кто создал произведение. Будь, то картина, или музыкальное произведение.

Многие русские композиторы  даже обладали  «цветным слухом». При восприятии, слушания музыки, они чувствовали ее цвет.  (пример)

Попробуем и мы с вами почувствовать, как звучат краски осени.

Приглашаю пройти в художественную галерею.

(встречает художник)

Художник:  Здравствуйте, мои друзья, что привело вас в мою галерею?

Муз. Руководитель: Уважаемый художник! Мы с ребятами хотим узнать и почувствовать, как звучат краски осени.

Художник:    Хорошо, в этом нам помогут осенние пейзажи.

(дети вместе с художником рассматривают репродукции)

- везде ли осень одинаковая?

- какой бывает осень? (ранняя, золотая, поздняя)   

- чем отличается ранняя осень от поздней?

- как вы понимаете словосочетание «золотая осень»?

Муз. Руководитель: Ребята, мы незаметно для себя сделали открытие, что у осени тоже есть «крещендо» и «диминуэндо» .

Художник:  Я предлагаю вам выложить осенние листья по мере усиления интенсивности краски, и у нас получится «крещендо» в листьях клена.

(дети подбирают и выкладывают листья от зелёного к желтому)  

Муз. Руководитель:  Спасибо  тебе, художник, за интересную выставку.

Ребята, вы почувствовали, как звучат краски осени?

На каждом временном  этапе, у осени своя музыка, свои краски.

Кульминацией нашей встречи будет  - «Вальс» с осенними листьями.

Исполняется «Осенний вальс»

 

Художник:  На память о нашей встрече, я хочу подарить вам по маленькому «крещендо» в листочке клена.

(дети выбирают листочки)  

Муз. Руководитель: И я с вами прощаюсь.

До новых встреч, в нашей музыкальной гостиной.

  • (дети с воспитателем уходят в группу)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в старшей группе «УКРАСИМ ЛИСТЬЯ КЛЕНА»

Занятие для детей старшей логопедической группы по изобразительной деятельности. Детям предлагается украсить листики клена разными способами: рисование - способ по -мокрому, лепка- размазывание пласти...

Конспект занятия "Осенний лист клена"

Программное содержание.Уточнить понятие «листопад» .Активизировать словарь детей по данной теме. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы. Формировать у детей обобщ...

Изо.деятельность в старшей группе детского сада "Лист клена" (техника рисования "по-сырому")

laquo;Рисование на мокрой бумаге»  Существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет...

Мастер-класс по изготовлению вазы из осенних листьев клена

Ранней осенью на улице появляются очень много природного материала для поделок. Самый основной материал - это конечно же листья. Из листьев можно сделать вазу. Использовать можно любые листья, которые...

Осеннее развлечение с элементами проблемного обучения "Крещендо в листьях клена"

Осенне развлечение с элементами проблемного обучения и с активным совместным участием детей и родителей в решении проблемы....

проект "Листья клена"

проект разработан для детей младшего возраста...

Конспект занятия "Осенний лист клена "

Программное содержание.Уточнить понятие «листопад» .Активизировать словарь детей по данной теме. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы. Формировать у детей обобщ...