Конспект НОД "В поисках Весны"
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Если вы желаете освободить Весну от злых чар вместе с детьми стршей группы-присоединяйтесь! А если вы добавите этот конспект в свою копилку - я очень рада!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выпускная работа | 104.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
КОНСПЕКТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТЕМА: «В ПОИСКАХ ВЕСНЫ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Выполнила: | Грачева Наталья Вадимовна Музыкальный руководитель МБДОУ №4 детский сад «Ласточка» г. Кувандык |
Руководитель: | Михеева Елена Владимировна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ИПК и ППРО ОГПУ |
Оренбург
2014
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Раздел | Стр. |
I. | Пояснительная записка | 3 |
II. | Конспект образовательной деятельности | 5 |
III. | Список литературы | 11 |
Пояснительная записка
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом планирование работы по музыкальному воспитанию детей в нашем дошкольном учреждении строится с учетом интеграции областей.
Составляя конспект непосредственно образовательной деятельности, я опиралась на задачи Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 . При планировании НОД были учтены возрастные физиологические способности, индивидуальные возможности, индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Для реализации содержания занятия были использованы методы активизации, основополагания, мотивации, рефлексии.
Характер образовательной деятельности: развивающий, обучающий, воспитательный соответствует поставленным задачам.
Данная структура НОД предполагает взаимное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателя и детей и направлена на решение проблемы развития музыкальных способностей, в частности пения.
Пение оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребёнка, на умственное развитие, а также совершенствует основные психические функции растущего организма; помогает расслабиться, облегчает общение со сверстниками, избавляет от стрессов.
Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Нельзя забывать, что пение – это психофизиологический процесс, связанный с различными эмоциональными состояниями ребёнка и значительными изменениями жизненно важных актов организма, таких как дыхание, артериальное давление, сердечный ритм, работа эндокринной системы, кровообращение и т. п. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Оно увеличивает амплитуду дыхания, лёгочную вентиляцию, поднимает эмоциональный тонус, улучшает работоспособность организма.
Песни, сопровождающиеся жестами, движениями, способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений. Последнее может осуществляться либо путём «подстройки» ритма движений под ритм музыки (хлопки в такт музыки), либо с помощью пальцев: на каждую строчку песни-считалочки загибается один палец. Это может выражаться пальцами и руками: движение пальцев или рук может означать определённые слова или общее настроение песни. Это могут быть и целые танцы-постановки.
Если педагоги не могут правильно организовать вокальную деятельность дошкольников, упускается благоприятный период для развития музыкальных способностей в пении. А ведь развитие музыкальных способностей в пении – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Именно это определило тему и цель моей работы.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
| Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||||||
1.1 | Доминирующая образовательная область | Художественно-эстетическое развитие | |||||
1.2 | Вид деятельности детей | Игровая. Коммуникативная. Познавательная. Музыкально-художественная. | |||||
| |||||||
1. | Тема образовательной деятельности | «В поисках Весны» | |||||
2. | 1. Постановка целей и мотивация деятельности детей: создание игровой ситуации. 2. Активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, сюрпризный момент, загадывание загадок. 3. Организации практической деятельности детей: совершенствовать умение петь хором, передавая интонацией образ персонажа песни; совершенствовать игру в оркестре. 4. Поддержания интереса у детей: пение всей группой, пение по подгруппам, сольное пение, ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов деятельности. 5. Оценка и самооценка: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей. | ||||||
3. | Интеграция образовательных областей | Социально-коммуникативное развитие практические действия с музыкальными инструментами, вызывать чувства сопереживания к попавшим в беду. Отвечать на вопросы, закреплять умение чередовать речь и отстукивание ритма на кубиках. Ритмическая игра. Познавательное развитие развивать воображение и творческую активность в выборе музыкальных инструментов Речевое развитие исполнение попевок, песен, музыкальной считалки в муз. игре; речевая игра «Весенняя телеграмма»; рассказывание стихов Художественно-эстетическое развитие развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Физическое развитие хоровод «Здравствуй, Веснушка-весна!»; муз. игра «Ловушка». | |||||
4. | Возрастная группа: | старшая | |||||
5. | Цель: | Совершенствование песенных навыков детей через виды музыкальной деятельности (пение, музыкально-ритмические движения, игру на д.м.и) | |||||
6. | Задачи: | ||||||
6.1 | Закрепить умение сочетать пение и движение, пение и игру на д.м.и. Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации, выразительность движений под музыку, точность приемов игры на д.м.и. | ||||||
6.2 | Развивать музыкальное восприятие, звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, творческую активность в инсценировании песни, хоровода. Воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера. | ||||||
6.3 | Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему оказание помощи в трудной ситуации. | ||||||
7. | Планируемые результаты: |
| |||||
7.1 | Сформированы исполнительские навыки: чисто интонирует мелодию в песне, хороводе, распевании, обращая внимание на правильное звукообразование; выразительно выполняет движения под музыку; точно передает ритмический рисунок в игре на д.м.и., сохраняя общий темп и характер музыки. | ||||||
7.2 | Способен самостоятельно сочетать пение и движение, пение и игру на д.м.и; проявляет творческую активность в инсценировании песни, в хороводе; чувствует тембровые и динамические изменения в музыке выражает положительные эмоции (радость, восхищение) к музыке различного характера. | ||||||
7.3 | Испытывает потребность включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему оказания помощи в трудной ситуации. | ||||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) | •Оформление музыкального зала под лесную полянку •Письмо •Нотки-указатели •Весенние иллюстрации, шапочки кукушки, медведя •Музыкальные кубики, металлофоны, треугольник, колокольчики •Цветные платочки, детали костюма для Весны, воздушные шарики ТСО: •Музыкальный центр •Телевизор •баян | |||||
9 | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | 1.Беседы с детьми о времени года «Весна», традициях, народных обрядах встречи весны с использованием иллюстративного материала. 2.Проведение дыхательных упражнений, а так же музыкального приветствия «Доброе утро» с элементами игрового массажа. 3. Разучивание попевок - распеваний для подготовки голосового и артикуляционного аппарата «Эхо», «Солнышко». 4.Разучивание хоровода «Здравствуй, Веснушка-весна!» (текст, мелодия, движения) 5.Проводилась индивидуальная работа с солистами (разучивание песни по ролям, закреплялось умение каждого ребенка передавать не только голосом, но и движениями музыкального образа медведя и кукушки ) 6. Индивидуальная работа с каждым ребенком группы по обучению исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах, четко передавая ритмический рисунок. 7. Разучивание ритмической игры проводилось сначала с помощью деревянных палочек, а затем для поддержания интереса детей с деревянными кубиками. 8. В музыкальной игре отрабатывалось умение менять движения в соответствии 3-х частной формой музыки, а также ловкость и выдержка. | |||||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | |||||||
I. | Вводная часть | ||||||
1.1 | Введение в тему (создание проблемной ситуации) | Музыкальный руководитель (М.Р.) приходит в групповую комнату, говорит, что пришла пригласить в музыкальный зал, обращает внимание на внешний вид детей. Замечает висящий на окне конверт. Спрашивает у детей интересно ли им узнать что это за конверт и кто его прислал? Вскрывают, читают, выясняют, что кого-то заколдовала сестрица Зима и нужна помощь детей снять колдовские чары. А для этого детям нужно показать как они умеют петь, водить хороводы, играть на музыкальных инструментах. А самое главное должны показать какие они дружные. М,Р, загадывает загадку и которой дети узнают, что помочь надо Весне. | |||||
1.2 | Мотивация деятельности детей | М.Р. хвалит детей за правильный ответ. Предлагает отправиться в путь, выручать Весну-красавицу. Дети вместе с воспитателем и муз. руководителем отправляются в муз. зал. | |||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) | По дороге в муз. зал М.Р. уточняет у детей кому нужно помочь. | |||||
II. | Основная часть: | ||||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний | В муз. зале М.Р. обращает внимание детей на превращение муз. зала в лесную полянку и предлагает поприветствовать всех лесных жителей с помощью муз. приветствия с элементами игрового массажа «Доброе утро» Дети выполняют массажные движения по тексту, сочетая пение и движения. М.Р. говорит что весной в лесу очень громкое эхо и предлагает детям встать в круг и проверить как звучит эхо у девочек, затем у мальчиков, а потом у всех вместе, при этом просит детей напомнить ей «Как отвечает эхо - громче или тише, чем голос того кто его позвал?» Распевание «Эхо». М.Р. говорит, что звонкое эхо детей разбудило всех местных жителей. Только солнышко что-то не видно. И предлагает его позвать с помощью попевки «Солнышко» Дети закликают солнышко, при этом разогревают голосовой аппарат. | |||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания | М.Р. показывает детям макет солнца, дети проявляют положительные эмоции, улыбаются, приветливо машут ему. М.Р. интересуется у детей о том, что происходит с перелетными птицами весной. Дети отвечают, что перелётные птицы возвращаются с юга. М.Р. показывает слайд с изображением дятла и предлагает детям взять кубики и помочь ему передать по быстрее телеграмму птицам для того, чтобы они быстрее вернулись. Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма». Дети вместе с М.Р. проговаривают текст, отстукивая ритм с помощью деревянных кубиков М.Р. благодарит детей за помощь дятлу и, показывая слайд с изображением кукушки, просит детей назвать птицу, которая первой услышала весеннюю телеграмму. Дети называют птицу. М.Р. предлагает посмотреть инсценировку песни «Зовет зверей Кукушка» с солистами. Мальчик в роли медведя и девочка в роли кукушки инсценируют песню, передавая голосом, движениями, мимикой характер каждого из музыкальных образов. М.Р. показывает слайды с весенней тематикой и предлагает рассказать стихи о весне. Дети рассказывают стихи. М. Р. говорит, что у каждого времени года свой черед. Раздается «ворчливое» тиканье часов в записи. М.Р. просит детей по звучанию определить какое настроение у часов? Подводит разговор и ответы детей к тому ,что нужно сделать, чтобы настроение у часов из ворчливого, недовольного, обиженного стало более доброжелательным, хорошим?(сыграть для часов на музыкальных инструментах ) Предлагает выбрать из нескольких видов музыкальных инструментов наиболее подходящие. Дети выбирают металлофоны, колокольчики, треугольник, проявляя при этом фантазию, воображение, творчество и, аргументируя свой выбор. | |||||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания | Дети исполняют «Песенку часов», аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. Этот момент НОД можно реализовать в свободной деятельности детей. Раздается в записи тиканье часов М. Р. в стихотворной форме обращает внимание детей на другое настроение у часов. Выходит воспитатель в роли Весны, в стихотворной форме приветствует детей, благодарит детей за свое освобождение. М.Р. предлагает детям встать в круг и завести хоровод, порадовать Весну своим пением! Хоровод «Здравствуй, Веснушка-весна!» Дети водят с Весной хоровод, который исполняется в форме диалога между детьми и Весной. Происходит закрепление умения сочетать пение и танцевальные движения, чисто интонируя мелодию, соблюдая правильное звукообразование и, передавая плавный, лирический, нежный характер музыки. После исполнения хоровода, дети предлагают Весне поиграть с ними в музыкальную игру «Ловушка», в которой дети закрепляют умение чисто интонировать музыкальную считалку, самостоятельно менять движения в соответствии с 3-х частной формой музыки, проявлять дружеское и доброжелательное отношение друг к другу. После музыкальной игры Весна в знак благодарности и для того, чтобы дети быстрей смогли вернуться в группу, дарит им воздушные шарики-облачка, желает им счастливого пути, прощается и уходит. | |||||
III. | Заключительная часть | ||||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей | Весь процесс НОД был построен в увлекательной игровой форме . Дети шли к достижению намеченной цели помочь освободить Весну от колдовских чар, выполняя различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса НОД и позволила предотвратить утомляемость детей и перенасыщенность одним видом деятельности. Применение технических средств обучения способствовало поддержанию внимания и интереса у детей к образовательной деятельности. Данная структура НОД предполагала взаимное сотрудничество музыкального руководителя, воспитателя и детей и направлено на решение поставленных задач. Совокупность интегральных компонентов и образовательных областей способствовали повышению активности детей, качеству освоения знаний, предупреждению усталости. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной, так как детям всегда нравится путешествовать, выполнять поручения, оказывать помощь, благодаря этому, у них развивается чувство ответственности, повышается самооценка. Рефлексия: - Кому помогли? - Какое чувство вы испытали когда смогли кому-то помочь? - Что понравилось делать больше всего? - Какими мы были? | |||||
IV. | Дальнейшая разработка темы | ||||||
4.1 | Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.) | Папка передвижка для родителей с фотографиями детей в процессе НОД «Как дети Весну выручали» с текстовым комментарием. | В родительский уголок группы | ||||
4.2 | Музыкальный материал (хоровод, песня, музыкальная игра, игра на д.м.и.) может использоваться на прогулке; как музыкальные подарки в дни рождения детей; как номера концертной программы для младших групп; в театрализованной деятельности. | В ДОУ | |||||
4.3 | Детский опыт в рассказывании детьми стихов, исполнении музыкального материала может быть востребован педагогами ДОУ при планировании и проведении комплексных НОД. | в ДОУ | |||||
4.4 | Дети могут исполнить музыкальный материал на семейных праздниках. | в семье |
Примечание: длительность НОД 25 минут; Кацер О. В. «Игровая методика обучения детей пению» — yчебно-методическое пособие. Авторская методика музыкального воспитания детей.
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арсеневская О.Н.. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ О.Н. Арсеневская . - Волгоград: Учитель, 2011. – 204с.
2. Бейлино А. Музыкально - ритмические пальчиковые игры/ А. Бейлино // Дошкольное воспитание.- 1993.- № 9. С. 114.
3. Бекина С.И. Ломова Т.П., Соковнина Е.Н.. Музыка и движение // из опыта работы музыкальных руководителей детских садов/С.И. Бекина, Т.П. Ломова, Е.Н. Соковнина.– М.: Просвещение, 1983. – 286с.
4. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению: учебно-методическое пособие/ О.В. Кацер. - Издательство: Музыкальная палитра, 2005. – 48с.
5. Радынова О. Дошкольный возраст - задачки музыкального воспитания/ О. Радынова // Дошкольное воспитание. – 1994.- № 2.- С. 24 - 30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия «В поисках Весны»
Возраст детей: 6-7 лет.Форма проведения: групповое занятие.Цель проведения занятия: Подготовка детей к школе, используя средства лексической темы «Весна».Задачи:расширять и активизировать словар...
Конспект НОДв области «Речевое развитие» для детей старшего возраста моторная сказка - «Зайкина избушка»
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют очень большое значение. В этот период развитие ...
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД "В гости к Незнайке"
конспект НОДв старшей группе по ОБЖ и ПДД...
Конспект занятия в старшей логопедической группе "На поиски весны"
Дети отправляются в поход что бы найти следы весны, выполняя по ходу движения различные задания логопеда и воспитателя....
Конспект НОД в старшей группе, образовательная область: познание. Тема: «В поисках весны».
Конспект НОД в старшей группе, образовательная область: познание. Тема: «В поисках весны».нетрадиционные методы работы с детьми с ТНР...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «В поисках Весны»
Конспект непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитиюв старшей группе «В поисках Весны»...
Конспект НОДв средней группе: "Мы здоровью скажем: "Да!"
Тема: «Мы здоровью скажем «Да!» Цель: Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Программные задачи:Образовательные: Расширять представление д...