Музыкотерапия с гиперактивными детьми
статья по музыке (старшая группа) по теме
Обощенный опыт работы с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykoterapiya_s_giperaktivnymi_detmi.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Норина Лариса Михайловна,
педагог-психолог
МДОУ «Детский сад «Огонёк»
с. Усть-Качка
Пермского района
Музыкотерапия с гиперактивными детьми.
Описание неугомонных, невнимательных, непослушных, импульсивных детей, доставляющих взрослым множество хлопот, появились в клинической литературе уже более полвека назад. Таких детей называли гиперактивными, страдающими минимальной мозговой дисфункцией.
В последнее время вследствие широкой распространённости синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является объектом исследования специалистов в области медицины, педагогики, психологии. Об этом говорят научные труды Б.А.Архипова, А.Р.Лурии, Ю.А.Клейберга, К.Ханнофорд, Т.П.Хризман, Д.А.Фербер, Ю.С.Шевченко и многих других. Так анализ литературы даёт следующие результаты по количеству распространенности СДВГ: Великобритания – 1-3%, Италия – 3-10%, Россия – 4-18%. При чём мальчиков среди детей, страдающих СДВГ в 9 раз больше, чем девочек.
Музыка, как одна из наиболее распространённых и доступных форм искусства оказывает воздействие на гиперактивных детей. Она является ещё и лечебной. Уже в Древней Греции Пифагор в своём университете начинал и заканчивал день пением: утром – чтобы возбудить активность, а вечером – успокоиться.
А современные нейрохирурги и психологи считают, что музыка оказывает магическое воздействие на развитие мозга человека. Конкретные типы нервных клеток реагируют на конкретные частоты звуковых колебаний, соответствующие музыкальным нотам. Отсюда вытекает, что музыка – это древняя и естественная форма коррекции эмоциональных состояний, чтобы снять психологическое напряжение, успокоится, сосредоточиться. Dr. Howard Hansen, директор Истмонской музыкальной школы, комментировал: «Музыка – это особенно трудноуловимое искусство…она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству…»
Звук – это вибрация, которая воздействует на тело человека. Сигнал о том, или ином звуке через уши попадает в головной мозг, после чего определённые зоны начинают возбуждаться. А поскольку все функции организма, так или иначе, связаны с мозгом, то изменения, происходящие в нём, начинают влиять на все физические процессы в организме, что очень важно для гиперактивных детей.
Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, снимает раздражение, нервное напряжение. Музыка способствует преодолению отклонений, как в психическом, так и физическом развитии.
Музыкальные произведения, кроме эмоционального воздействия, оказывают на ребёнка организующее и дисциплинирующее влияние, благодаря присутствующему в них ритму. Ритм регулирует движения, благодаря нему преодолевается хаотичность, суетливость движений.
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Эффективные средства коррекции СДВГ достигается при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.
Исходя из всего выше сказанного, мы решили проводить психологические тренинги с гиперактивными детьми, используя музыку, как один из приёмов.
Перед собой поставили цель: снижение гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста, способствование их личностному развитию.
Задачи:
- Обеспечить развитие межполушарного взаимодействия.
- Развивать внимание, произвольность и самоконтроля.
- Снимать эмоциональное напряжение.
- Обучать приёмам расслабления.
Работа проводилась в три этапа.
1 этап – диагностический
2 этап – экспериментальный
3 этап – контрольный
Психологические тренинги проводились с детьми старшей (далее – подготовительной) группы «Светлячок».
На 1 этапе – диагностическом, по результатам бесед с воспитателями, наблюдений психолога за детьми в организованной и самостоятельной деятельности, диагностик была сформирована группа из 6 человек, в которую вошли гиперактивные дети. Во время обследования использовались следующие тесты:
- Тест А.Р.Лурии на двигательную реакцию выбора.
В ответ на одно постукивание дети должны поднять и опустить указательный палец, а на два постукивания – удержаться от этого движения.
- Тест самоконтроля и произвольности.
Ребёнку предлагалось рассмотреть по очереди четыре картинки и описать изображённые на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем.
- Тест Тулуз-Пьерона для исследования внимания, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности и определения минимальной мозговой дисфункции.
Ребёнку необходимо на 10 строчках находить и зачёркивать квадратики, аналогичные образцам. Время работы с одной строкой – 1 минута.
2-ой этап – экспериментальный – собственно психологические тренинги.
Ранее опыта работы с такой категорией детей у нас не было.
Для достижения поставленной цели мы использовали программу нейропсихологического развития и коррекции с СДВГ, разработанная А.Л.Сиротюк и добавили в структуру занятий слушание музыки в медленном темпе. Использовали произведения следующих авторов: Моцарта, Шуберта, Гайдна, Вивальди, Чайковского, Шопена, Штрауса, Бетховена, Баха, Брамса. Произведения использовали неоднократно (циклично).
Тренинг проводили 1 раз в неделю в течение двух лет. Время проведения 30-40 минут. Число участников группы – 6 человек. Возраст детей – 5-7 лет.
Структура занятия была следующая:
-дыхательное упражнение (цель: развитие самоконтроля и произвольности);
-глазодвигательное упражнение (цель: расширение поля зрения, улучшение восприятия)
-упражнения для развития мелкой моторики рук (цель: развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов);
-слушание музыки (цель: регуляция психоэмоционального состояния);
-функциональные упражнения (цель: элиминация гиперактивности и импульсивности);
-коммуникативные упражнения (цель: восстановление и углубление контакта с собственным телом, невербальное выражение состояний и отношений);
-релаксация (цель: освоение и закрепление поз покоя и расслабления различных мышц, развитие мышечного контроля, элиминация импульсивности).
В процессе работы с помощью музыкальных руководителей была собрана фонотека. Создана картотека различных упражнений по категориям.
Для педагогов ДОУ в январе 2010 года проведён открытый показ психологического тренинга «Музыкотерапия с гиперактивными детьми подготовительной группы». Проведена консультация «Способы выхода из конфликтной ситуации и стрессового состояния при работе с гиперактивными детьми», а также предложены письменные рекомендации по использованию музыкальных произведений и различных упражнений в работе с детьми в группе. На педагогическом совете в апреле 2010 года был заслушан отчёт об опыте работы по данной проблеме.
Для родителей детей, занимающихся у психолога, подготовлена консультация «Влияние музыки на физическое и психическое состояние детей».
На 3-ем – контрольном этапе (после двух лет работы) мы проанализировали результаты и констатировали тот факт, что наметилась положительная динамика: все дети экспериментальной группы улучшили показатели по всем тестам, проведённым повторно. А это говорит о том, что у них улучшилось внимание, произвольность и самоконтроль. Педагоги группы «Светлячок» отметили, что у этих детей стало меньше проблем с поведением. А как следствие - уменьшилось количество конфликтных ситуаций со сверстниками. Родители высказали слова благодарности за работу с их детьми, так как они тоже отметили качественные изменения.
Использование музыки на психологических тренингах не было основным, но она в комплексе с другими приёмами работы, несомненно, повлияла на конечный результат.
Мы считаем, что такая работа с гиперактивными детьми эффективна, полезна, интересна и просто необходима.
Мы готовы транслировать данный опыт работы для педагогов района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? "
В консультации кратко описаны особенности работы с гиперактивными детьми...
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ? ЧЕМ ЗАНЯТЬ ИХ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА?...
Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей
Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей...
Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми, чем занять их в детском саду и дома
Данный материал содержит краткую информацию по гиперактивности детей, игры, рекомендации педагогам и родителям по работе с ними....
Гиперактивность детей. Рекомендации по взаимодействию с гиперактивными детьми.
Гиперактивность у детей - это чрезмерная активность, склонность к постоянному отвлеканию, неуменик концентрироваться длительное время на определенном занятии. Ребенок постоянно нервно возбужден....
Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми
Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...
Консультация для педагогов и родителей по теме: «Гиперактивность. Как играть с гиперактивными детьми? Музыкотерапия для профилактики гиперактивности.»
Консультация содержит материал, какой он гиперактивный ребенок. Как играть с гиперактивными детьми?...