Музыкально-ритмическая игра "Осень в саду"
методическая разработка по музыке по теме

Щеглова Лилия Федоровна

Музыкально-ритмическая игра «Осень в саду»

Цель:        побудить детей к многообразной и интенсивной игровой деятельности.

Задачи:

  • Ознакомление с окружающим миром, природой.
  • Развитие речи, внимания, мышления.
  • Пробуждение эмоций, позитивного настроя, интереса к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khorovodnaya_igra.doc351.66 КБ
Microsoft Office document icon osen_v_sadu.doc74.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Хороводная игра

« Словно речка вьётся, вьётся наш весёлый хоровод...»

Различные виды игр объединены в ежедневном комплексном универсальном занятии - «хоровод». «Хоровод» объединен сценарным замыслом в соответствии со временем года и предстоящим праздником. « Хоровод» включает в себя музыкально ритмические игры , « зримую речь» , то есть речь, сопровождаемую движением ; песни , танцы , имитацию движений различных животных ; подвижные игры разной интенсивности ; пальчиковые, словесные, дидактические игры. Дети дошкольного возраста обладают интуитивной способностью проникать в сущность действий и выразительных средств окружающих их людей. Даже родной язык усваивается таким путем.

Ребёнок учится через тонкое, непосредственное и естественное подражание. Эта

способность детей к подражанию используется в « хороводах» для развития и обучения: воспитатель не учит детей петь, а поет вместе с ними, не учит танцевать, а танцует вместе с ними и т. д. Таким образом, всё, чему воспитатель хочет научить детей, он делает вместе с ними. В « хороводе» используются стихи, мелодии, изображение движения людей, животных, характерные особенности других героев сюжета, проигрывается перед детьми небольшой спектакль, а дети повторяют, подпевают, воспроизводят это через подражание. Содержанием игры становится сказка, процессы, происходящие в природе, либо события из жизни людей. Играя каждый день в таком «хороводе», дети легко и радостно подражают простым артистичным движениям воспитателя, естественным путём усваивают, запоминают стихи, песни, движения без специального заучивания.

В «хороводе» ребенок может свободно следовать воспитателю в движении, используя свои подражательные способности. Здесь нет механического копирования, но происходит


слияние с образом, внутренняя активная переработка этого образа и самовыражение в движении. Мир движений открывается ребенку как особая действительность, которая ждет исследования. В процессе формирования двигательного образа активизируется воображение. Ребенок, подражая движению воспитателя, активно работает над созданием внутреннего образа и творчески выражает его в собственном движении. С этой задачей сопряжена и необходимость формирования выразительности движения. С помощью воображения ребенок не только строит новый образ, проникая в него, но и передает смысловое значение другому человеку. Двигательный опыт оформляется эстетическим образом. Средством этого служат музыка и речь. Движение становится своеобразным синтезом образа и речи.

Основная тема «хороводов» - времена года. Ребёнок в дошкольном возрасте ещё составляет с окружающим миром одно целое, поэтому дети с лёгкостью «превращаются» в снег, ветер, животных, растения, в таинственных сказочных существ - гномов, великанов и т. д. поэтому очень важно выбирать для игр правдив образы, красивые движения, песни, стихи, чтобы именно в гармоничных формах переживал ребёнок явления окружающего мира.

«В клубок свернулся ёжик...»

Ещё одна значительная тема «хороводов» - праздники. Природа маленького человека такова, что ему требуется время, чтобы по-настоящему вжиться в происходящее. Поэтому ожидание праздника, подготовка к нему для детей обычно важнее, чем само торжество. Праздники должны встраиваться в естественный неторопливый ритм жизни дошкольника. Перед праздником в детском саду играется игра, все движения, стихи и песни которой проникнуты предпраздничным настроением (которое, естественно, у каждого праздника своё).


Готовимся к Масленице

«Раздайся, народ, меня пляска берёт»

Праздничная игра - особая задача для воспитателя. Прежде чем принести игру детям, воспитатель должен сам пережить настроение праздника. Невозможно просто так, поверхностно скопировать у кого-то зимнюю или весеннюю игру. Важно, что при этом чувствует воспитатель, что думает, верит ли сам в то, во что играет с детьми. Ведь маленькие дети подражают не только внешним действиям, но и внутренним переживаниям взрослого.

Следующая тема «хороводов» связана с природой - это сезонные работы и ремёсла. Переживание простой человеческой деятельности очень важно для маленького человека.

В современном мире очень мало осталось таких работ, которые не выполняли бы за нас сложные приборы. Мамы уже не стирают вручную, не подметают пол веником, а включают стиральную машину, пылесос. А как они работают, не всегда понятно и взрослому человеку, а уж малышу тем более. Ребёнок просто не может уловить связь между процессом и результатом. Например, почему после пылесоса исчезает грязь? Или почему одежда выходит из стиральной машины чистой? Он не в состоянии этого понять. И мир для него перестаёт быть целостным! Он как бы рассыпается на множество кусочков. И весь наш современный быт усиливает это мироощущение.

Чтобы ребёнок мог хотя бы отчасти восстановить утерянные взаимосвязи, ему нужно пережить некоторые важные изначальные виды человеческой деятельности. К сожалению, многое уже очень трудно отыскать, особенно в городе. Нелегко увидеть не только ткачей, гончаров, кузнецов, корзинщиков. И опять на помощь приходят


«хороводы».«Идёт Кузьма из кузницы, несёт Кузьма два молота...» - стучат детские кулачки по «наковаленке», а теперь они портные или сапожники - шьют одежду, чинят сапоги. Или помогают маме по хозяйству - «гладят бельё», «стирают», «подметают». Время года также подсказывает нам темы для игр: зимой мы «сгребаем снег лопатами», «расчищаем дорожки»; весной «сажаем цветы», «копаем грядки»; летом «косим траву», «заготавливаем сено для животных».

В игре дети имитируют эти работы жестами, движениями, повторяя их за взрослыми. А осень - пора сбора урожая, и мы становимся в наших играх жнецами, в руках у нас «серпы золотые». «Будем жито жоть да снопы вязать, на телегу класть и лошадку запрягать».

«Молотим, молотим, молотим зерно»

Мельница перемелет зёрна в муку, и мы испечём большой- пребольшой каравай. Конечно, это игра. Но игра, полная самого глубокого смысла.

Взрослый в этих играх - и режиссёр, и «хореограф», и исполнитель, а часто и автор. Он играет, поёт, красиво и правильно говорит, танцует, двигается. Один во всех лицах. Дети повторяют за ним и незаметно для себя начинают так же красиво двигаться, петь, говорить. Их пальчики обретают ловкость, сами собой запоминаются стихи, сюжеты хороводных игр на разные лады используются в свободной игре.

Одна и та же хороводная игра повторяется ежедневно в течение 30 минут целую неделю.

Каждый год ребёнок воспринимает хороводную игру по-разному, так как с каждым годом ребёнок становится другим.



Предварительный просмотр:

Осень в саду

1

Возьмемся за руки с тобой и станем лентой голубой,

Которая с небес идет, где звезд волшебный хоровод.

2

О, Солнце, надо мной! Тепло, светло с тобой!

Ты даришь жизнь листочкам, ты дарить жизнь цветочкам!

3

Доброе утро Солнцу и Птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

4

В нашем саду созрели фрукты. Давайте-ка пойдем в сад, соберём урожай.

К фруктам относятся сливы, яблоки, груши, бананы,

Лимоны и апельсины (любят их есть обезьяны).

В саду нашем зреют груши, яблоки, вишни и сливы.

Приятно нам фрукты кушать: они вкусны и красивы.

5

Вот стоит большая слива, (пальчиковая игра)

Первый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный - с порога указал ему дорогу!

Средний палец - самый меткий, он сбивает сливы с ветки,

Безымянный - собирает, поедает...

А Мизинчик-господинчик в землю косточки сажает.

(имена детей меняем по кругу)

... сливу трясёт,... собирает,... несёт, ...высыпает, а... всё съедает.

6

А вот и яблоня стоит. (Песня)

Мы сажали яблоньку раннею весной, поливали яблоньку талою водой.

Много было солнышка,- света и тепла, маленькая яблонька скоро подросла.


Золотистой осенью мы к тебе пришли, веточки тяжелые гнутся до земли,

Яблочки румяные ниже опусти и плодами спелыми всех нас угости.

7

Как красив осенний сад; всюду яблоки висят,

Краснобоки, краснощёки на ветвях своих высоких.

Точно солнышко, горят, «с добрым утром»- говорят.

Давайте потрясем яблоню:

Туда-сюда, туда-сюда, яблоки на землю тра-та-та-та-та !

Соберем с земли. Собрали яблоки внизу, остались яблоки вверху. Как же их достать? Правильно, надо лестницу взять.

Ступенька за ступенькой, ступенька за ступенькой... Залезли на самую верхушку. Собрали яблоки.

Спускаемся... Ступенька за ступенькой...

А веточка красивая прямо перед нами качается, качается.

И нас качаться манит, (качаемся)

На самой на верхушке, на самой на макушке

Ветерок ласкается, веточка качается.., Ой-ой-ой'м (упали)

Зацепились за ветку, оцарапали коленку.

Сами слезы закапали... Но ветер слезы вытер, и никто их не увидел!

Только ветер видал, но никому ничего не сказал.

8

Соберем яблоки, и домой бегом, и домой бегом.Дома мама встречает, удивляется, как много яблок!

Мы поможем чистить яблоки, («режем» ножом, находим червячка, отнесем его в сад с кусочком яблока, он ведь тоже любит яблоки).

Разрезаем яблоко, находим семечки, видим пять комнаток

Чудесный круглый домик - пять комнаток есть тут,

Коричневые малыши в том домике живут.


Вот в домик мы войдем, и малышей найдем,

И в землю их посадим, и ключевой водой польем.

Вот солнышко взошло, земле послало лучик ясный,

Проснулись наши малыши, и стали яблоней прекрасной.

Я рада, что руки трудились упорно, и в землю посеяли яблока зерна.

А летом они урожай принесут. Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!

9

Игра «Яблонька»

Вырастала яблонька па горе, на горе,

Созревали яблочки в сентябре, в сентябре.

А мы нашу яблоньку потрясем, потрясем,

А мы сладки яблочки соберем, соберем,

А мы нашу яблоньку все пощиплем,

Да от нашей яблоньки убежим вихрем!

10

Патоку и имбирем дарил дедушка Семен,

Тетушка Арина кушала - хвалила,

А дедушка Елизар все пальчики облизал.

Аленушка молода калачей напекла.

Калачи горячи - на окошко мечи,

Прилетели грачи, подхватили калачи... Апчхи!.. Вот тебе и калачи

11 уход

Веселей, хоровод, все ребята рады,

В руки к нам упадет яблоко из сада.

К нам из сада пришло яблоко большое,

И оно увело грушу за собою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально-ритмическое занятие в детском саду

Программные задачи и репертуар занятия.Порядок проведения занятия....

Музыкально -ритмические занятия в детском саду.

Мурзахметова Жанна Юрьевна.Музыкальный руководитель.Детский сад №114. Тверь....

Музыкально- ритмические движения в детском саду.

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец- это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точ...

Музыкально-ритмические движения в детском саду

Развитие музыкально ритмических движений способствует  гамоничному развитию личности ребенка....

Музыкально-ритмические движения в детском саду

консультация для музыкальных руководителей и воспитателей...

«Музыкально-ритмические движения в детском саду» (статья) Журнал «Дошкольное образование» (разное)

Не секрет, что люди любят двигаться под музыку, но спонтанный танец- это не продукт интеллектуальной деятельности человека, это, скорее движение, возникающее на уровне подсознания. Гораздо сложнее точ...