«Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях»
консультация по музыке (средняя группа) на тему
Развитие творческих способностей дошкольников - всегда было актуально. Данный материал объединил различные инновационные творческие игры, этюды, упражнения исползуемые в различных разделах музыкального занятия: слушание, пение, музыкально-ритмические движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_k_prezentatsii.docx | 30.42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях»
1 слайд
Уважаемые гости!
Вашему вниманию презентация «Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях».
2 слайд
В новом 2014 году в силу вступил Федеральный Государственный образовательный стандарт, в котором говорится и, в том числе, о художественно-эстетическом развитии ребёнка.
3 слайд
ФГОС даёт педагогам 40 % на свободу творческой деятельности. В ДОУ музыкальными руководителями ведется работа по адаптированию программы по разделу «Музыка» в соответствии с ФГОС, в которой используются методы и приёмы по выявлению творческих личностей, организации творческой деятельности, формированию эмоционально-положительного отношения к миру, побуждению интереса к окружающему; с целью обеспечения комфортных условий для развития ребенка и его самовоспитания.
4 слайд
Я создаю условия, чтобы благодаря музыкальным занятиям и праздникам у детей развивались креативные способности. Детское творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.
В современном обществе идеалом является творчески действующая и мыслящая личность.
5 слайд
Этапы развития музыкально-творческой деятельности дошкольника
Вид деятельности | 4-ый год жизни | 5-ый год жизни | 6-ой год жизни | 7-ой год жизни |
Слушание музыки (характер произведения, жанр) | Восприятие и запоминание контрастных, образных музыкальных произведений м-д/и «Зайцы» | Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш, колыбельная), способность подбирать нужный образ к определенному музыкальному жанру и наоборот м-д/и «Что делают в домике» | Самостоятельное различение близких по содержанию образов, улавливая тонкости музыкально-изобразительных средств использованных композитором м-д/и «Три танца», «Определи характер» | Придумывание содержания на основе прослушанного и осмысленного музыкального произведения м-д/и «Музыкальный критик» |
Пение (звуковысотный слух) | Различение контрастных по высоте звуков М-д/и «Качели», «Где мои детки?», «Угадай-ка» | Самостоятельное определение направления движения мелодии М-д/и «Лесенка» | Придумывание окончания песенок, попевок с возвращением к тонике М-д/и «Допой песенку» | Сочинение собственных песенок, музыкальных зарисовок М-д/и «Юный композитор» |
Музыкально-ритмические движения | Подражательные движения с использованием знакомых ребенку игрушек М-д/и «Мячики», «Ладушки» | Активность ребенка в подборе выразительных движений в соответствии с образом знакомого персонажа (заяц, мишка, лиса и т.д.) М-д/и «К нам гости пришли» | Введение более сложных образов требующих пластического выражения (клоун, баба-яга, робот, кукла, принцесса и т.д.) М-д/и «Послушай и покажи» | Придумывание собственной небольшой танцевальной композиции по предложенным музыкальным произведениям различных жанров М-д/и «Балет» |
Игра на музыкальных инструментах | Выстукивание метрической пульсации по показу взрослого на шумовых музыкальных инструментах (барабан, бубен, маракас) М-д/и «Прогулка», «Веселые музыканты» | Самостоятельное выстукивание ритмического рисунка по предложенному музыкальному произведению. Самостоятельное звукоподражание различным природным явлениям с выбором наиболее подходящего музыкального инструмента м-д/и «Кто как идет», «Веселые дудочки». | Самостоятельный подбор по слуху знакомых песенок на металлофоне, придумывание ритмических рисунков м-д/и «Ритмическое лото», «Узнай и сложи песенку» | Придумывание собственных мелодий на предложенный текст на любом выбранном ребенком инструменте. М-д/и «Сочини песенку», «Повтори песенку» |
7 слайд
Я работаю музыкальным руководителем 28 лет. И с первых дней работы я поняла, что попала в ту благоприятную для творчества среду, которая пришлась мне по душе.
Воспитание детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.
Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, рисование, лепка, художественно-изобразительная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.
8 слайд
Познакомьтесь, пожалуйста, с методическим пособием «Музыка и чудеса», авторы Каплунова И. и Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии, пособие для музыкальных руководителей.
Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую музыку в конце занятия. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие. Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, целенаправленная, поэтапная работа, которая включает в себя:
- этюды;
-двигательную импровизацию с предметами;
-двигательную импровизацию с речевым сопровождением
-свободную импровизацию.
Для педагогов. Упражнения для рук без музыкального сопровождения:
- Бегать пальчиками по краю ширмы, наступая на пальцы других исполнителей;
- Медленно поднимать растопыренные пальцы над ширмой, пошевелить ими;
- Положить запястье одной руки на запястье другой, раздвинуть широко пальцы и пошевелить ими;
- Покачивать из стороны в сторону кистями с расставленными пальцами, потом собранными в щепотку;
- По подсказке педагога на счет 1,2 – руки танцуют, на счет 3,4- замирают;
- Исполняется то же самое с музыкальным сопровождением.
Все движения можно исполнять в разноцветных перчатках.
9 слайд
В детском саду создается благоприятная среда для творчества детей.
10 слайд
Но не все дети одинаково талантливы. И моя задача, как педагога, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и выявить его способности в разных видах деятельности и помочь реализовать их. Сказки – подражалки помогают ребенку проявить элементарные творческие способности. Аудиопособия из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям и музыкальным руководителям. Новые сказочки для подражательных движений помогут обеспечить весёлый игровой досуг для малышей, а также будут способствовать развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков. Каждую сказку можно инсценировать, озвучивать или проводить в форме игрового массажа. Для музицирования рекомендуется использовать учебный вариант сказок с паузами, а для инсценировок, театрализации и праздничных выступлений - подборку музыкальных заставок в конце фонограммы. Выразительные голоса детей-артистов, красивая музыка и забавные звуковые иллюстрации позволяют проводить увлекательные занятия в дошкольных учреждениях.
11 слайд
На НОД в области Музыка я использую различные игровые приёмы, для организации творческой деятельности воспитанников, в том числе и песенной. Песня А. Усачева «Как кричит крокодил» вызвала у детей творческий отклик. М.Ю. Картушина делясь опытом работы в своих книгах «Вокально-хоровая работа в детском саду» и «Мы играем, рисуем и поем» предлагает различные песенные игры и упражнения на развитие вокальных способностей дошкольников и песенного творчества.
12слайд
Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. У некоторых проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, иные легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Другим свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности.
Этому способствуют подвижные музыкальные игры «Всем, Надюша, расскажи», «Было у матушки 7 детей» и т.д.
Для педагогов: Уважаемые коллеги, для вас игра «Мы с ребятами играли»
Мы с ребятами играли,
И движенья сочиняли.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вам хотим их показать. ( фонограмма)
13слайд
Форма новой педагогической технологии: «Хор рук».
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими - «дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс» и др.). На усмотрение вашей фантазии.
Особенностями данной технологии являются:
1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
3.Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
4. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
5. Способствует развитию чувства ритма.
6. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
7. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков
8. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
9. Может быть использована в работе с воспитаннками самого разного возраста.
10. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.
Для педагогов: Предлагаю вам окунуться в творчество и создать хор рук, который исполнит «Осеннее настроение». (фонограмма)
14 слайд
А также важным условием развития творческих способностей ребенка является креативность самих педагогов, их увлеченность воспитательно -образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость.
15 слайд
Рано утром иду в детский сад,
Вот листочки под ноги мне падают.
Утром слышу голоса тех ребят,
Что улыбками всегда меня радуют.
Тех, что плачут, смеются, шалят,
Тех, что смотрят в глаза мне доверчиво.
Так люблю я своих дошколят!
Каждый день с ними жду встречи я.
Да, люблю я работу свою!
Ни на что её не променяю!
А за что я её люблю?
За глаза, что мне доверяют!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве».
Данная статья интересна для тех, кого интересуют вопросы развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве....
«Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве»
Музыкально - игровое и танцевальное творчества детей занимает прочное место в дошкольной педагогике. Основная задача – формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в д...
Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях"
В презентации выставлены фото из моей практической работы с детьми по развитию творчества именно на музыкальных занятиях. Текст к этой презентации под таким же заголовком уже на моей страничке. Вы мож...
Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ
Доклад в рамках Международной конференции ДППО - 2017https://m.youtube.com/watch?v=DB5ajbK1dkY...
Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-театрализованную деятельность.
Из опыта работы....
Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкального фальклора
Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад,...
Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»
Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...