«Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях»
консультация по музыке (средняя группа) на тему

Свинарева Елена Петровна

Развитие творческих способностей дошкольников - всегда было актуально. Данный материал объединил различные инновационные творческие игры, этюды, упражнения исползуемые в различных разделах музыкального занятия: слушание, пение, музыкально-ритмические движения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx30.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях»

1 слайд

Уважаемые гости!

Вашему вниманию презентация  «Развитие творческих способностей на музыкальных занятиях».

2 слайд

В новом 2014 году в силу вступил Федеральный Государственный образовательный стандарт, в котором говорится и, в том числе, о  художественно-эстетическом развитии ребёнка.

3 слайд

ФГОС даёт педагогам 40 % на свободу творческой деятельности. В ДОУ музыкальными руководителями ведется работа по  адаптированию  программы по разделу «Музыка» в соответствии с ФГОС, в которой используются методы и приёмы по выявлению творческих личностей, организации творческой деятельности, формированию эмоционально-положительного отношения к миру, побуждению интереса к окружающему;  с целью обеспечения комфортных условий  для развития ребенка и его самовоспитания.

4 слайд

Я создаю условия, чтобы благодаря музыкальным занятиям и праздникам у детей развивались креативные  способности. Детское творчество – форма активности и самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от образца и стереотипа, экспериментирует, видоизменяет окружающий его мир, создает нечто новое для других и для себя.

В современном обществе идеалом является творчески действующая и мыслящая личность.

5 слайд

 Этапы развития музыкально-творческой деятельности дошкольника

Вид деятельности

4-ый год жизни

5-ый год жизни

6-ой год жизни

7-ой год жизни

Слушание музыки

(характер произведения, жанр)

Восприятие и запоминание контрастных, образных музыкальных произведений

м-д/и «Зайцы»

Знакомство с музыкальными жанрами (песня, танец, марш, колыбельная), способность подбирать нужный образ к определенному музыкальному жанру и наоборот

м-д/и «Что делают в домике»

Самостоятельное различение близких по содержанию образов, улавливая тонкости музыкально-изобразительных средств использованных композитором

м-д/и «Три танца», «Определи характер»

Придумывание содержания на основе прослушанного и осмысленного музыкального  произведения

м-д/и «Музыкальный критик»

Пение

(звуковысотный слух)

Различение контрастных по высоте звуков

М-д/и «Качели», «Где мои детки?», «Угадай-ка»

Самостоятельное определение направления движения мелодии

М-д/и «Лесенка»

Придумывание окончания песенок, попевок с возвращением к тонике

М-д/и «Допой песенку»

Сочинение собственных песенок, музыкальных зарисовок

М-д/и «Юный композитор»

Музыкально-ритмические движения

Подражательные движения с использованием знакомых ребенку игрушек

М-д/и «Мячики», «Ладушки»

Активность ребенка в подборе выразительных движений в соответствии с образом знакомого персонажа (заяц, мишка, лиса и т.д.)

М-д/и «К нам гости пришли»

Введение более сложных образов требующих пластического выражения (клоун, баба-яга, робот, кукла, принцесса и т.д.)

М-д/и «Послушай и покажи»

Придумывание собственной небольшой танцевальной композиции по предложенным музыкальным произведениям различных жанров

М-д/и «Балет»

Игра на музыкальных инструментах

Выстукивание метрической пульсации по показу взрослого на шумовых музыкальных инструментах (барабан, бубен, маракас)

М-д/и «Прогулка», «Веселые музыканты»

Самостоятельное выстукивание ритмического рисунка по предложенному музыкальному произведению. Самостоятельное звукоподражание различным природным явлениям с выбором  наиболее подходящего музыкального инструмента

м-д/и «Кто как идет», «Веселые дудочки».

Самостоятельный подбор по слуху знакомых песенок на металлофоне, придумывание ритмических рисунков

м-д/и «Ритмическое лото», «Узнай и сложи песенку»

Придумывание собственных мелодий на предложенный текст на любом выбранном ребенком инструменте.

М-д/и «Сочини песенку», «Повтори песенку»

7 слайд

Я работаю музыкальным руководителем 28 лет. И с первых дней работы я поняла, что попала в ту благоприятную для творчества среду, которая пришлась мне по душе.

Воспитание детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Музыка, рисование, лепка, художественно-изобразительная деятельность – все это является благоприятными условиями для развития творческих способностей.

8 слайд

Познакомьтесь, пожалуйста, с методическим пособием «Музыка и чудеса», авторы  Каплунова И.  и Новоскольцева И. Музыкально-двигательные фантазии, пособие для музыкальных руководителей.

Детская танцевальная фантазия – двигательная импровизация под любую музыку в конце занятия. Свободные движения под музыку содействуют мышечному расслаблению, эмоциональному раскрепощению, помогают снять усталость и напряжение, доставляют детям истинное удовольствие. Чтобы подвести детей к данному виду деятельности, необходима постепенная, целенаправленная, поэтапная работа, которая включает в себя:

 - этюды;

-двигательную импровизацию с предметами;

-двигательную импровизацию с речевым сопровождением

-свободную импровизацию.

 Для педагогов. Упражнения для рук без музыкального сопровождения:

  1. Бегать пальчиками по краю ширмы, наступая на пальцы других исполнителей;
  2. Медленно поднимать растопыренные пальцы над ширмой, пошевелить ими;
  3. Положить запястье одной руки на запястье другой, раздвинуть широко пальцы и пошевелить ими;
  4. Покачивать из стороны в сторону кистями с расставленными пальцами, потом собранными в щепотку;
  5. По подсказке педагога на счет 1,2 – руки танцуют, на счет 3,4- замирают;
  6. Исполняется то же самое  с музыкальным сопровождением.

Все движения можно исполнять в разноцветных перчатках.

9 слайд

В детском саду создается благоприятная среда для творчества детей.

10 слайд 

Но не все дети одинаково талантливы. И моя задача, как педагога, найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и выявить его способности в разных видах деятельности и помочь реализовать их. Сказки – подражалки помогают ребенку проявить элементарные творческие способности. Аудиопособия из серии "Музыка с мамой", разработанные по уникальной авторской методике Сергея и Екатерины Железновых, уже успели полюбиться многим заботливым родителям и музыкальным руководителям. Новые сказочки для подражательных движений помогут обеспечить весёлый игровой досуг для малышей, а также будут способствовать развитию внимания, памяти, речи, социальных навыков.                                                                                             Каждую сказку можно инсценировать, озвучивать или проводить в форме игрового массажа. Для музицирования рекомендуется использовать учебный вариант сказок с паузами, а для инсценировок, театрализации и праздничных выступлений -  подборку музыкальных заставок в конце фонограммы. Выразительные голоса детей-артистов, красивая музыка и забавные звуковые иллюстрации  позволяют проводить увлекательные занятия  в дошкольных учреждениях.

11 слайд

На НОД в области Музыка я использую различные игровые приёмы, для организации творческой деятельности воспитанников, в том числе и песенной. Песня А. Усачева «Как кричит крокодил» вызвала у детей творческий отклик. М.Ю. Картушина делясь опытом работы в своих книгах «Вокально-хоровая работа в детском саду» и «Мы играем, рисуем и поем» предлагает различные песенные игры и упражнения на развитие вокальных способностей дошкольников и  песенного творчества.

12слайд

 Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств. У некоторых проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобразительны в передаче интонаций, подражаний, иные легко воспринимают образное содержание сказок, музыкальных пьес. Другим свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности.

Этому способствуют подвижные музыкальные игры «Всем, Надюша, расскажи», «Было у матушки 7 детей» и т.д. 

Для педагогов: Уважаемые коллеги, для вас игра  «Мы с ребятами играли»

Мы с ребятами играли,

И движенья сочиняли.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вам хотим их показать. ( фонограмма)

        

13слайд

 

Форма новой педагогической технологии: «Хор рук». 
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих - «дирижеров». «Первую двигательную партию» исполняют руками одна группа детей (сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения сидящего ведущего - «дирижера», «вторую» - другая (стоящая позади них), соответственно копируя движения стоящего ведущего-«дирижера». На первом этапе ведущими - «дирижерами» выступают взрослые. По мере накопления детьми двигательных навыков эту роль с удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается использование дополнительного атрибута – «перчаток» - снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний лес», «Снежный вальс»  и др.). На усмотрение вашей фантазии.

        Особенностями данной технологии являются:

1. Применение формы для самых разнообразных ситуаций: от занятия до концертного показа;
2. Простота в исполнении позволяет быть в роли ведущего любому ребенку, в том числе и тому, кто застенчив, испытывает внутреннюю неловкость, робок, стремится не выказывать личной инициативы. Именно данная форма предлагает каждому их детей попробовать себя в роли лидера.
3.Погружение в программную канву, когда ребенок представляет себя листиком дерева, снежинкой, цветком, бабочкой и т.д. несет огромный эстетический комплекс художественного погружения в мир, миросозерцание и понимание себя неотъемлемой и прекрасной частицей мира.
4. Направлена на развитие двигательной фантазии детей.
5. Способствует развитию чувства ритма.
6. Двигательное двухголосие, заложенное в форме, активизирует внимание и способности подражания.
7. Является одним из универсальных способов подбора и накопления художественно-пластических и двигательных навыков
8. Развивает чувство ансамбля, слаженности общего действия.
9. Может быть использована в работе с воспитаннками самого разного возраста.
10. Показ педагога и последующие инициативы детей быть в роли ведущего благотворно влияют на личностные качества. Ведущим может быть любой взрослый, а не только музыкальный руководитель, поэтому форма используется разными специалистами в своей деятельности.

 Для педагогов: Предлагаю вам окунуться в творчество и создать хор рук, который исполнит «Осеннее настроение». (фонограмма)

14 слайд

А также важным условием развития творческих способностей ребенка является креативность самих педагогов, их увлеченность воспитательно -образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость.

15 слайд

Рано утром иду в детский сад,

Вот листочки под ноги мне падают.

Утром слышу голоса тех ребят,

Что улыбками всегда меня радуют.

Тех, что плачут, смеются, шалят,

Тех, что смотрят в глаза мне доверчиво.

Так люблю я своих дошколят!

Каждый день с ними жду встречи я.

Да, люблю я работу свою!

Ни на что её не променяю!

А за что я её люблю?

За глаза, что мне доверяют!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве».

Данная статья интересна для тех, кого интересуют вопросы развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве....

«Технология развития творческих способностей дошкольников в музыкально-игровом и танцевальном творчестве»

Музыкально - игровое и танцевальное творчества детей занимает прочное место в дошкольной педагогике. Основная задача – формировать у детей восприятие музыкальных образов и способность выражения их в д...

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях"

В презентации выставлены фото из моей практической работы с детьми по развитию творчества именно на музыкальных занятиях. Текст к этой презентации под таким же заголовком уже на моей страничке. Вы мож...

Развитие творческих способностей дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ

Доклад в рамках Международной конференции ДППО - 2017https://m.youtube.com/watch?v=DB5ajbK1dkY...

Развитие творческих способностей дошкольников средствами музыкального фальклора

   Русское народное творчество – это животворящий неиссякаемый источник песен, прибауток, сказок, былин, пословиц и поговорок, в которых отражается жизнь народа, его быт, уклад,...

Педагогическая технология «Развитие творческих способностей дошкольников через музыкально-ритмические движения Программа А.И.Бурениной «Ритмическая мозаика»

Цель программы "Ритмическая мозаика" — развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, че...