Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
консультация по музыке (старшая группа) на тему

Джафарова Елена Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учимся петь правильно

Формирование   певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

          Одним из основных средств музыкального воспитания в детском саду является пение. Оно играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребёнка. Пение развивает музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную отзывчивость. Прежде чем приступить к работе по формированию певческих навыков, необходимо провести мониторинг музыкального развития воспитанников, определить его уровень. В ходе индивидуальной работы определяется разговорный и  певческий тип голоса, определяются примарные звуки и звуки ближайшего становления. Кроме этого выявляются индивидуальные особенности развития речи ребёнка (произношение шипящих, буквы «Р», согласной «Л»). Встречаются гудящие дети, требующие кропотливой индивидуальной работы и дети с очень коротким дыханием.

       По результатам мониторинга выстраиваются общие и индивидуальные задачи:  развивать певческие навыки, расширять диапазон голоса детей, укреплять и развивать певческое дыхание, учить петь самостоятельно, причём естественным звуком, без крика, правильно интонируя и чётко произнося слова.

         Важным моментом в организации успешной работы над развитием певческих навыков старших дошкольников является правильное распределение местонахождения каждого ребёнка в певческой зоне. Так, например, дети, имеющие большой певческий диапазон, чуткий  музыкальный слух и правильно интонирующие рассаживаются в третьем ряду удалённом от музыкального инструмента, во втором ряду  дети со слабыми певческими навыками. На первом ряду – дети, которые нуждаются в повышенном внимании педагога (гудящие дети).

        Голосовой аппарат ребёнка требует бережного отношения, и поэтому важно следить, чтобы дети пели без напряжения, негромко, сохраняя правильную осанку. Необходимо напоминать детям  о том, что при пении хором  их  голоса должны сливаться в  один,  а для этого нужно петь дружно и слушать друг друга.

            Чтобы подготовить певческий аппарат ребёнка, выполняем 1-2 упражнения на дыхание. Например «Подуй на пушинку», «Листья шумят», «Едем на машине», «Белочка». Распевание, начинаем от средних примарных звуков детей данной группы, на различные слоги, например «ма-мэ-ми-мо-му», «да-дэ-ди-до-ду», звукоподражания, выполняем упражнения на развитие чётой артикуляции. Например, «лё-ма-лё», «бом-бим-бом». Одновременно идёт работа над развитием звуковысотного слуха. Мелодическое движение происходит от примарных звуков вниз, а затем вверх. Это может быть поступенное движение, например в попевках «Качели» , «Василёк».Движение по интервалам и трезвучиям в попевках «Я пою», «Кузнец» и пение на одном звуке в попевках «Небо синее»,»Андрей-воробей». Важно, при выполнении упражнений, учитывать тип голоса ребёнка и, при необходимости, менять высоту звука или тональность  Особенно любят дети песенки, которые строятся по эффекту эха. Здесь непосредственный повтор интонации за педагогом, включает механизм самоконтроля в точном повторении услышанной мелодии. Это песенки-попевки «Эхо», «Чепуха». Вначале к выполнению задания привлекаются чисто интонирующие дети, а затем и остальные, каждый раз добиваясь чистого звучания голоса. После регулярно проводимых упражнений заметно «чище»  интонируют все дети. Кроме того, разнообразие заданий, обилие интересных песенок-попевок заинтересовывает ребят, они воспринимают всё происходящие как увлекательную игру-соревнование в умениях и навыках. Сложное, но очень полезное задание мы предлагаем старшим дошкольникам, когда песня уже выучена. Называется оно «Пение цепочкой». Данное задание требует от ребёнка  понимания и ощущения музыкальной фразы, которую ему нужно спеть вовремя (успеть взять дыхание), интонационно и динамически качественно и ответственно перед следующим исполнителем. Начинаем работу с группой из 4 детей, и  песни, в которой  фразы достаточно длинные, легко делящиеся на предложения. Например, песня А.Александрова «К нам гости пришли», М.Иорданского «Голубые санки».

 С большим удовольствием и педагоги и дети работают над фольклорным материалом, ведь любая русская песня это эмоционально рассказанная история. Это такие динамичные песни, как: «Посею лебеду на берегу», «Патока с имбирём», «Пчёлочка златая», «На зелёном лугу», «Как у наших у ворот». Дети хорошо понимают иронию, юмор, задор народной песни, чувствуют её сердцем и в пении учатся передавать своё настроение. Когда ребёнок находится на эмоциональном подъёме, ему интересен и нравится сам процесс работы над песней, можно добиться хороших результатов в освоении навыков пения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста

Тема самообразования музыкального руководителя Мертвищевой О.Г....

Статья "Инновационные методы развития певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий и кружковой работы

Статья «Инновационные методы развития певческих навыкову детей дошкольного возраста по средством музыкальных занятий и кружковой работы»...

«Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение»

В статье  «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста, через хоровое исполнение» описаны теоретические основы формирования вокально-хоровых навыков у детей старшего дошк...

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»

Представленный опыт работы музыкального руководителя  высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...

Статья "Проблема формирования певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста с применением методики Т.Э. Тютюнниковой "Доноткино сольфеджио"

В статье поднимается проблема развития певческих сопособностей старших дошкольников. Автор отмечает эффективность в формировании вокальных навыков дошкольников методики Т.Э. Тютюнниковой "Донотки...

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальный фольклор как средство формирования вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста....