РАЗВИВАЕМ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИГРАЯ.
статья по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАЗВИВАЕМ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИГРАЯ.
Голос – это инструмент, который сопровождает человека всю жизнь,
поэтому очень важно воспитывать певческий голос детей на основе всестороннего развития музыкального слуха: мелодического, гармонического, вокального, ритмического, динамического.
Работу над этим важным вопросом начинаю с младших групп. Особое место отвожу формированию музыкально – сенсорных способностей, в основе которых лежит слушание, различение и воспроизведение основных свойств звука: высоты, длительности, силы
и тембра.
Понимая, что необходимо формировать у детей устойчивые певческие навыки, развивать умение чисто интонировать, петь естественным голосом, без крика, слушать себя и пение соседей, я подвожу детей к песенной импровизации.
Для активизации творческого процесса использую игровой прием.
Приношу на занятие куклу и говорю: «Дети, к нам пришла кукла Маша. Она
Очень хочет с вами играть, танцевать. Кто хочет поплясать с куклой, позовите ее!» Предлагаю детям пропеть ее имя, подчеркивая, что спеть надо очень ласково, нежно. Тот, у кого получилось хорошо, по мнению детей, танцует с куклой.
Моя задача – добиться светлой, ласковой интонации на высокой речевой позиции. Сначала дети произносят имя нараспев, а с приобретением певческого опыта речевые интонации переходят в певческие.
На занятие приношу дудочку, показываю, как она звучит, предлагаю:
«Вы хотите научиться так играть?» И тут же уточняю: «У каждого из вас своя дудочка, и песня тоже должна быть своя, не похожая на другие».
Обсуждаем с детьми, что у них получилось. У Ани дудочка звучит светло, звонко, весело, так как звуки у дудочки высокие. Эта песенка понравится птичкам. А дудочка Вани звучит тяжело, медленно, протяжно, потому, что звуки у нее низкие.
В дальнейшем предлагаю детям самим находить интонацию на таких звукоподражаниях, как «ку–ку, «ку–ка–ре–ку», «мяу» и т. д.
Такие задания способствуют развитию ладотонального слуха. Работа над ладотональным слухом одна из самых трудных и продолжительных. Она тесно связана с формированием навыка чистого интонирования. Дети часто не владеют своим голосом из –за отсутствия вокально – слуховой координации.
Предлагаю и другие задания, например: «Как тебя зовут?». На занятие приношу лисичку би-ба-бо. «Дети, у нас в гостях лисичка. Она очень хочет с вами подружиться, но никого не знает по имени. Давайте с ней познакомимся». Напоминаю при этом: «Так как имена у всех разные, и, чтобы каждого из вас она лучше запомнила, постарайтесь спеть ваше имя по – особенному, не похоже на другое».
И каждый ребенок старается найти свою мелодическую интонацию с различным направлением движения мелодии. В конце импровизированной встречи лисичка говорит, чье имя она запомнила лучше всех.
Другие примеры: «Саша, где ты?» – «Я здесь!». «Как тебя мама зовет?», и т.д. Объясняю детям, что вопрос всегда незавершен, его интонация неустойчива. Даже если мы не поем, а говорим, то последнее слово интонационно всегда звучит выше.
Ответ, напротив, всегда устойчив, закончен. Тем самым подвожу детей к тому, что их музыкальный ответ должен попасть в «домик». И дети слышат, когда найден свой «домик», а когда он «заблудился», т.е. попал в другую тональность. Все эти примеры способствуют развитию музыкального слуха.
Развитию музыкального слуха помогает «рисование» мелодии. Подвожу детей к тому, что музыка – это как узор, только сотканный из звуков. Источником звуков может быть что угодно: ваш голос, музыкальные инструменты и любые другие предметы. Закрепляем с детьми понятия о длительности, высоте, динамике звука.
Мелодия – это последовательное сочетание звуков разной высоты. Возьмем лист бумаги, карандаши и нарисуем волнистую линию. Затем проведем пальцем по нарисованной линии, одновременно напевая. Если линия идет вниз – пойте ниже, если вверх – выше.
Начертите на бумаге силуэт дома, деревьев, которые вы видите из окна. Попробуйте пропеть получившуюся линию. У вас получилась мелодия окна. Катя, придумай любую мелодию и спой ее на слог «ля». Внимательно прислушивайся к тому, как меняется высота звука.
Теперь зарисуй свою мелодию волнистой линией. Звук вверх и карандаш вверх, звук вниз – и карандаш за ним.
Дети любят петь, хотят петь, с удовольствием работают над вокальными упражнениями. Старшие дети с интересом поют вокальные упражнения, когда используются различные термины: стаккато, легато, форте, пиано, а cаpella…
Упражнения можно петь, варьируя их по–разному, например: упражнение для язычка поем и отрывисто, и плавно, а «Милая мама» – только плавно.
Всегда эффективно, мобилизуя внимание детей, действует прием «пение про себя», когда по знаку педагога часть песни исполняется как обычно, а часть – «молча», только внутренним слухом. Сигналом к введению « пения про себя» служит мимика музыкального руководителя – утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак «поем про себя».
На начальных стадиях внедрения этого приема чередование разных манер пения удобно проводить построчно, например:
«Андрей – воробей, не гоняй голубей, – вслух,
Гоняй галочек из – под палочек»… про себя.
Такое исполнение является простым. Позднее можно усложнить задание и «раздробить» строчку.
Обычно окончание песни поется вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию, понять, сумели ли они вернуться к тонике. В дальнейшем прием пения внутренним слухом можно применять при повторении песни. Детям дается задание: «Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните ее «в уме» одновременно со звучанием мелодии».
Я с большим удовольствием использую в своей работе пособие автора М.Ю. Картушиной «Вокально – хоровая работа в детском саду». Систематические вокальные упражнения, использование разнообразных приемов, дидактических игр, индивидуальная работа с детьми, помощь воспитателей – все это позволяет добиваться положительных результатов в обучении детей певческим навыкам и развитию музыкального слуха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста».
предназначена для дошкольников...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...
:«Музыкально-дидактические игры для формирования и развития певческих навыков у детей дошкольного возраста». (продолжение)
для дошкольников...
Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.
В этом матереале описаны игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....