РАЗВИВАЕМ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИГРАЯ.
статья по музыке по теме

Васильева Татьяна Михайловна

РАЗВИВАЕМ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИГРАЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл penie.docx18.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       РАЗВИВАЕМ ПЕВЧЕСКИЕ НАВЫКИ, ИГРАЯ.

Голос – это инструмент, который сопровождает человека всю жизнь,  

поэтому очень важно воспитывать певческий голос детей на основе всестороннего развития музыкального слуха: мелодического, гармонического, вокального, ритмического, динамического.

Работу над этим важным вопросом начинаю с младших групп. Особое место отвожу формированию музыкально – сенсорных  способностей, в основе которых лежит слушание, различение и воспроизведение  основных свойств звука: высоты, длительности, силы

и тембра.

Понимая, что необходимо формировать у детей устойчивые        певческие  навыки, развивать умение чисто интонировать, петь естественным голосом, без крика, слушать себя и пение соседей, я подвожу детей к песенной импровизации.

        Для активизации творческого процесса использую игровой прием.

Приношу на занятие куклу и говорю: «Дети, к нам пришла кукла Маша. Она

Очень хочет с вами играть, танцевать. Кто  хочет поплясать с куклой, позовите ее!» Предлагаю детям пропеть ее имя, подчеркивая, что спеть надо очень ласково, нежно. Тот, у кого получилось хорошо, по мнению детей, танцует с куклой.

        Моя задача – добиться светлой, ласковой интонации на высокой речевой позиции. Сначала дети произносят имя нараспев, а с приобретением певческого опыта речевые интонации переходят в певческие.

        На  занятие приношу дудочку, показываю, как она звучит, предлагаю:

«Вы хотите научиться так  играть?» И тут же уточняю: «У каждого из вас своя дудочка, и песня тоже должна быть своя, не похожая на другие».

        Обсуждаем с детьми, что у них получилось. У Ани дудочка звучит светло, звонко, весело, так как звуки у дудочки высокие. Эта песенка понравится  птичкам. А дудочка Вани звучит тяжело, медленно, протяжно, потому, что звуки у нее низкие.

        В дальнейшем предлагаю детям самим находить интонацию на таких звукоподражаниях, как «ку–ку, «ку–ка–ре–ку», «мяу» и т. д.

        Такие задания способствуют развитию ладотонального слуха. Работа над ладотональным слухом одна из самых трудных и продолжительных. Она тесно связана с формированием навыка чистого интонирования. Дети часто не владеют своим голосом из –за отсутствия  вокально – слуховой координации.

        Предлагаю и другие задания, например: «Как тебя зовут?». На занятие приношу лисичку би-ба-бо.  «Дети, у нас в гостях лисичка. Она очень хочет с вами подружиться, но никого не знает по имени. Давайте с ней познакомимся».  Напоминаю при этом: «Так как имена у всех разные, и, чтобы каждого из вас она лучше запомнила, постарайтесь спеть ваше  имя   по –  особенному, не похоже на другое».

 И каждый ребенок  старается найти свою мелодическую интонацию с различным направлением движения мелодии. В конце импровизированной  встречи лисичка говорит, чье имя она запомнила лучше всех.

        Другие примеры: «Саша, где ты?» –  «Я здесь!».  «Как тебя мама зовет?», и т.д. Объясняю детям, что вопрос всегда незавершен, его интонация неустойчива. Даже если мы не поем, а говорим, то последнее слово интонационно всегда звучит выше.

Ответ, напротив, всегда устойчив, закончен. Тем самым подвожу детей к тому, что их музыкальный ответ должен попасть в «домик». И  дети слышат, когда найден свой «домик», а когда он «заблудился», т.е. попал в другую тональность. Все эти примеры способствуют развитию музыкального слуха.

        Развитию музыкального слуха помогает «рисование» мелодии. Подвожу детей  к тому, что музыка – это как узор, только сотканный из звуков. Источником звуков может быть что угодно: ваш голос, музыкальные инструменты и любые другие предметы. Закрепляем с детьми понятия о длительности, высоте, динамике звука.

        Мелодия – это последовательное сочетание звуков разной высоты. Возьмем лист бумаги, карандаши и нарисуем волнистую линию. Затем проведем пальцем по нарисованной линии, одновременно напевая. Если линия идет вниз – пойте ниже, если вверх – выше.

Начертите на бумаге силуэт дома, деревьев, которые вы видите из окна. Попробуйте пропеть получившуюся линию. У вас получилась мелодия окна. Катя, придумай любую мелодию и спой ее на слог «ля». Внимательно прислушивайся к тому, как меняется высота звука.

Теперь зарисуй свою мелодию волнистой линией. Звук вверх и карандаш вверх, звук вниз – и карандаш за ним.

         Дети любят петь, хотят петь, с удовольствием работают над вокальными упражнениями. Старшие дети с интересом поют вокальные упражнения, когда используются различные термины: стаккато, легато, форте, пиано, а cаpella…

Упражнения можно петь, варьируя их по–разному, например: упражнение для язычка поем и отрывисто, и плавно, а «Милая мама» – только плавно.

         Всегда эффективно, мобилизуя внимание детей, действует прием «пение про себя», когда по знаку педагога часть песни исполняется как обычно, а часть – «молча», только внутренним слухом. Сигналом к введению « пения про себя» служит мимика музыкального руководителя – утрированно сомкнутые губы, дающие условный знак «поем про себя».

         На начальных стадиях внедрения этого приема чередование разных манер пения удобно проводить построчно, например:

«Андрей – воробей, не гоняй голубей, – вслух,

Гоняй   галочек из – под палочек»… про себя.

Такое исполнение является простым. Позднее можно усложнить задание и «раздробить» строчку.

         Обычно окончание песни поется вслух, чтобы дети могли проверить свою вокальную интонацию, понять, сумели ли они вернуться к тонике. В дальнейшем прием пения внутренним слухом можно применять при повторении песни. Детям дается задание: «Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните ее «в уме» одновременно со звучанием мелодии».

          Я с большим удовольствием использую в своей работе пособие автора М.Ю. Картушиной  «Вокально – хоровая работа в детском саду».        Систематические вокальные упражнения, использование разнообразных приемов, дидактических игр, индивидуальная работа с детьми, помощь воспитателей – все это позволяет добиваться положительных результатов в обучении детей певческим навыкам и развитию музыкального слуха.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры с голосом на развитие певческих навыков в процессе регламентированной образовательной деятельности над развитием певческих навыков.

В этом матереале описаны  игры на разитие певческого дыхания и звукообразования, ритмо-интанационные упражнения, игры звукаподражания и пальчиковые игры....