статья
статья (музыкально-ритмическое занятие) по теме
статья на тему " Восприятие музыки детьми раннего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatsiya_dlya_sayta.docx | 29.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Роль и значение музыкального искусства в цивилизованном обществе исключительно велика, поскольку музыка служит уникальным по своей природе средством коммуникации в социуме; она передает в мировом сообществе мысли, чувства, идеи, объединяющие самые различные слои населения. Влияние её на общественное сознание очевидно, функции и социокультурные роли столь же многообразны, сколь и контрастны, несхожи друг с другом. «От воспитания музыкой... мы ждем осветления будущего наших детей. Стало быть, предполагаем наличие света в самой музыке, а педагогическим искусством надеемся раскрыть его в сердцах школьников...»1.
В свете современных тенденций общей культурной безграмотности подрастающего поколения важно не только сохранять музыкальную культуру в профессиональных кругах, но и прививать ее широким массам, начиная с самого раннего возраста. Практика показывает, что музыкальное образование и воспитание подрастающего поколения хоть и является приоритетным, но далеко от тех целей, которые декларируются на бумаге. Начальный этап жизни - один из наиболее важных в развитии человека, поскольку ранние впечатления достаточно глубокие и оставляют отпечаток на всю жизнь. Порой они становятся основным импульсом для дальнейшего эстетического развития ребенка, о чем свидетельствуют воспоминания композиторов, выдающихся музыкантов-исполнителей.
«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», - говорил В. А. Сухомлинский. Только находясь в музыкальной среде, научившись чувствовать и осмысливать выразительность музыкальной речи, ребенок бу дет испытывать потребность в ней. Через общение с музыкой ребенок смо-жет лучше понимать себя и других, находить свое место в меняющемся мире.В раннем возрасте знакомство с миром звуков происходит преимущественно через восприятие. Как показывают современные исследования, этот вид деятельности активизируется уже в перинатальном (дородовом) периоде. Уже в этом периоде, а затем в младенчестве и раннем детстве, воспринимая музыку, у детей развивается эмоциональная отзывчивость, налаживается связь с внешним миром. По мере взросления ребенку становятся доступными новые виды музыкальной деятельности, включая исполнительство и творчество.
Важно подчеркнуть, что восприятие является интегративным свойством личности ребенка в раннем детстве, оно связано с движением и воображением. Исследования ученых доказали, что процесс восприятия музыки также тесно связан с процессом мышления, его основными пластами: сознательным и бессознательным. Подчеркивается, что ранний возрастной период характеризуется проявлением именно бессознательной двигательной реакции на музыку (жесты, мимика). В то же время психологи утверждают, что «бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и тем самым становятся доступными для осознания, пронизывая все этапы мыслительного процесса.
В этой связи бессознательное признается важнейшей составляющей познаваемого художественного смысла музыкального произведения»".
Таким образом, восприятие музыки соотносится с целью музыкального воспитания детей в приобщении детей к музыке, сформировав у них потребность в музыкальном искусстве.
Мы считаем, что на начальном этапе чрезвычайно важно дать основной импульс для приобщения к высшим духовным ценностям средствами искусства и познанию окружающего мира. «Ибо жажда света, правды, добра, духовной любви, справедливости, истины, красоты — все это имена Божий! — вложена в человека как его суть, и в детстве еще не вытравлена. В серьезной же музыке есть то, что способно ответить этой жажде света»3. Серьезная музыка в понимании автора этих строк - это и классическая музыка, и современная музыка композиторов. Присутствует ли она в музыкально-развивающих программах? Сравнительный анализ репертуара, предлагаемый для восприятия музыки детям раннего возраста, показал, что материал программ опирается на детскую музыку и специально созданные малохудожественные учебные пьесы. Более того, все возрастающее количество авторских программ по музыкальному и общеэстетическому воспитанию детей, не снимает актуальности данной проблемы и в настоящее время. Только в одной программе «Малыш» В. А. Петровой имеется дополнительный репертуар для слушания, основанный на классической музыке.
Еще в 4-х («Истоки», «Камертон», «Красота. Радость. Творчество», Программа воспитания и обучения под редакцией М. Васильевой) произведения классической музыки присутствуют весьма ограниченно в виде 3-4 пьес. Предпочтения авторов отданы отдельным программным произведениям из «Карнавала животных» К. Сен-Санса, «Детского альбома» П. Чайковского, при этом оказались невостребованными остальные пьесы. Обоснования принципов такого выбора, почему не взяты те или иные произведения данных циклов, отсутствуют.
Существуют определенные особенности подбора репертуара доступного для восприятия детьми раннего возраста.
Нам видится перспективным расширение репертуара, доступного пониманию детей через рассмотрение целого круга интонаций, опираясь «на созревающие функции и свойства ребенка» (Л. Выготский), чтобы максимально расширить интонационно-звуковое поле восприятия малыша. Через восприятие классической музыки и обогащение слухового опыта, развитие личности будет полноценным, при этом «способность восприятия раздвигается освоением все новых оттенков,никогда, однако, не покидая пределов целостности»4. Ключом к музыкальному развитию ребенка является мотивация, «его любовь к музыке и понимание ее возможностей. Этот путь наиболее естественен и филогенетически оправдан. Так двигалось человечество... Так же развиваются и способности. Их фундамент и основа - мотивация»5.
Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного техногенного мира.
Степень изученности проблемы. Поскольку актуальность данной проблемы с годами только нарастает, немало музыкантов, музыковедов, психологов, педагогов обращались к поиску оптимального решения и освещения вопросов, связанных с музыкальным воспитанием, музыкальной культурой, обращением к сфере классической музыки.
Ранним возрастом занимаются, как правило, психологи, педагоги и, значительно меньше, музыканты. Работы отечественных ученых, таких как Д. Кирнарская [60], В. Петрушин [114] помогают понять специфику восприятия именно с позиций музыкальной психологии, в то время как, труды Б. Теплова [143], Л. Выготского [34-36] являются одними из основополагающих при рассмотрении психофизиологических особенностей восприятия ребенка. Работы Масару Ибука [50], Сесиль Лупан [82], Глена Домана [43] существенно дополняют данные, необходимые при работе с этим возрастом. В настоящее время существует огромное количество образовательных программ, методик и технологий. Программы классифицируются по направленности: комплексные и парциальные (или специализированные); по возрастным критериям: охватывающие весь период детства (от рождения до семи лет) или только дошкольный период (от трех до семи лет), для раннего возраста (от рождения до трех лет) или (от 1 года до 3 лет). Значительный вклад в расширение музыкального репертуара для детей внесли педагоги -музыканты. Классическим репертуаром обновились пособия Т. Кореневой, Т. Суворовой, А. И. Бурениной. К сожалению, за исключением программы В. А. Петровой «Малыш», все остальные ориентированы на дошкольный возраст, начиная с трех лет.
Из обилия современных программ только одна «Музыкальные шедевры» О. Радыновой использует классическую музыку как основу для формирования музыкальной культуры дошкольника (с трех до семи лет). Лишь одна программа «Малыш» В. Петровой для детей раннего возраста использует классическую музыку на дополнительных занятиях по слушанию музыки.
Таким образом, ранний возраст, столь важный в плане развития познавательной и эмоциональной сферы ребенка, оказывается практически лишенным освоения классической музыки. Становится ясно, что музыкальное восприятие, которое будет развиваться на малохудожественном материале, не сможет стать полноценным, достичь того уровня, на который можно выйти при условии полноценного задействования всех средств, необходимых ребенку в данном возрасте.
Подчеркнем, что в работах отечественных музыковедов разных лет мы находим важные сведения о потенциале классической музыки для становления гармоничной личности человека, о связи этого качества личности с образно-интонационным строем музыки.
Работы и исследования Б.Асафьева [14], Е. Назаикпнского[103,104], М. Арановского [73], В. Медушевского [84-87], М. Бонфельда [22], Л. Шаймухаметовой [156] об интонации, музыке как языке, музыкальном мышлении, речи, знаковой системе могут быть необходимыми в определении доступных образно-тематического строя музыки, используемого для развития музыкального восприятия и введения ребенка в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры.
Основная проблема — определение функции классической музыки в музыкальной деятельности ребенка и развитие навыков восприятия через формирование интонационного словаря ребенка.
Для этого также необходимо решение ряда задач: проанализировать существующие методики и программы музыкального воспитания и обучения детей трехлетнего возраста, рассмотрев их через призму специфики раннего возраста, с определением образно-тематической и интонационной основы музыкального материала; определить виды музыкальной деятельности, способные развивать, активизировать музыкальное восприятие; рассмотреть влияние репертуара классической музыки на рост музыкальной мотивации; определить образно-тематический строй произведений, доступных восприятию детей раннего возраста для формирования основ музыкальной культуры.
Объектом исследования является восприятие музыки как интегратив-ного качества личности ребенка от двух лет в процессе начального музыкального развития.
Предмет исследования — восприятие классической музыки как основы формирования «восприятия-мышления» (В. В. Медушевский), универсальной музыкальной способности для полноценного развития личности ребенка.
Материалом исследования явился устойчиво повторяющийся репер
туар для слушания музыки современных музыкально-развивающих программ
для раннего и младшего дошкольного возраста. Это произведения
Т. Ломовой;Е. Тиличеевой;М. Красева,Н.Потоловского,
Ан. Александрова;Г. Фрида,А. Жилина,А. Филиппенко,
М. Раухвергера, В. Жубинской, А. Руббаха, Т. Попатенко, В. Витлина и других детских композиторов. Альтернативой такому узкому кругу стали классические детские произведения такие как, «Альбом для юношества» Р. Шумана, «Детский альбом» П. Чайковского, «Детский уголок» К. Дебюсси, музыка для детей В. Ребикова, А. Гречанинова, С. Прокофьева, С. Майкапара, Г. Свиридова, В. Косенко, Р. Леденева, А. Муравлева, а также инструментальная программная музыка «Лирические пьесы» Э. Грига, «Карнавал животных» К. Сен-Санса, «Истории» Ж. Ибера. Отдельные ярчайшие произведения (и/или их фрагменты), такие как «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, сюиты из балетов П. Чайковского, «Шутка» из оркестровой сюиты №2 И. Баха, увертюра к опере «Вильгельм Телль» Дж. Россини были использованы при рассмотрении образно-интонационного строя воспринимаемой детьми музыки.
Ограничение материала исследования. Спектр детской музыки необычайно широк от фортепианных миниатюр до опер и симфонических произведений (сюит и балетов). Но в качестве основы взяты детские альбомы, начиная с Р. Шумана, заканчивая Р. Леденевым. В то же время детская музыка является только частью наследия классики. Однако рамки исследования и пропорции целого заставляют остановиться только на западноевропейской, начиная от И. Баха, А. Вивальди и французских клавесинистов, заканчивая К. Сен-Сансом, К. Дебюсси, Ж. Ибером, и русской программной инструментальной музыке от М. Глинки, П. Чайковского, до С. Прокофьева, Г. Свиридова и В. Гаврилина.
Одним из критериев выбора того или иного произведения служило наличие аудиозаписи и нот, то есть техническая доступность материала для практической реализации.
Методология включает аналитические подходы, сложившиеся в музыкознании, психологии, педагогике. Подобный синтез научных методов направлен на многомерный анализ рассматриваемого явления. Фундаментальные исследования в области теории музыкального языка и речи (Е. Назайкинский, В. Медушевский, М. Бонфельд), теории музыкального текста (М. Арановский), методологии семантического анализа музыкальной темы и теории музыкальных значений (Л. Шаймухаметова) послужили теоретической базой для обоснования проблемы и проведения анализа интонационного содержания музыки. В нашем исследовании мы будем опираться на труды М. Арановского [13], А. Веберна [25,26], Е. Назайкинского [103, 104], В. Медушевского [84-87], Л. Шаймухаметовой [156], Г. Орлова [106].
Также важной основой работы являются подходы к проблеме развития детей, разработанные отечественными и зарубежными психологами (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Д. М. Эльконин, Ж. Пиаже), и педагогами, представленные в различных авторских версиях музыкального обучения и воспитания (К. Орф, Н. А. Ветлугина, А. Н. Зимина).
Новизна исследования заключается в том, что классическая музыка рассматривается как главная интеграционная составляющая в музыкальном воспитании и развитии детей именно раннего возрастного периода до 3 лет, способствующая становлению основ музыкального восприятия. Впервые сделана попытка теоретически обосновать критерии отбора репертуара для восприятия музыки на основе образно-тематического и интонационного анализа с учетом психофизиологических особенностей детей раннего возраста. Предложена типология музыкального материала, доступного восприятию детей раннего возраста и необходимого для формирования основ музыкальной культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация имеет практическую направленность, обусловленную возможностью реализации выдвинутых теоретических положений в практической деятельности с детьми раннего возраста. Предлагаемые критерии отбора произведений на основе образно-интонационного анализа позволяют по-новому взглянуть на привычный «стандарт» репертуара музыкально-развивающих программ и шедевры классической музыки, определяя интонационное различие между ними.
Приводимые в работе наблюдения, замечания и выводы помогут всем, кто занимается музыкальным воспитанием и развитием детей в дошкольных учреждениях.
Создание условий для музыкального воспитания ребенка
В данной главе рассматриваются особенности психофизиологического развития детей раннего возраста; пути воспитания и обучения детей: как важно дать им правильные ориентиры, импульсы к дальнейшему развитию и погружению в прекрасную страну классической музыки. Определяется роль восприятия музыки в освоении речи, развитии навыков движения, становлении характера и развитии коммуникабельности (например: как можно в два года научиться общаться со сверстниками и взрослыми). А также рассмотрена структура музыкальных занятий в раннем возрасте в условиях детского сада.
1.1 Особенности психофизиологического развития ребенка как предпосылка начального музыкального воспитания
Каждый ребенок в момент своего рождения
обладает более высоким умственным потенциалом,
чем тот, который когда-либо демонстрировал
Леонардо да Винчи
Потенциальные возможности ребенка
Уникальность раннего возраста привлекает к себе внимание, прежде всего .многих психологов. Вопросами детской психологии, особенностями раннего развития ребенка занимались Л. Выготский, Д. Эльконин, А. Леонтьев, В. Мухина, Л. Венгер, Ж. Пиаже, К. Левин, Г. Олпор, Г. Доман, М. Ибука, С. Лупан и др. За последние десятилетия ученые узнали о работе человеческого мозга гораздо больше, чем за всю предыдущую историю науки. Их утверждение о том, что ранние впечатления в значительной мере формируют детский мозг, коренным образом изменило представление о потребностях детей. Г. Доман, М. Ибука пришли к выводу, что способности человека большей частью формируются в определенный период его жизни, а не предопределены от рождения. Исследования физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, показали, что ключ к развитию умственных способностей ребенка - это его личный опыт познания в первые 3 года жизни, т.е. в период развития мозговых клеток. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка. Это годы с рождения до трехлетнего возраста. Единственная цель раннего развития - дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым. По мнению М. Ибуки, основная цель раннего развития - это предотвратить появление несчастных детей.
Есть мнения, что мозг новорожденного ребенка — чистый лист бумаги, и оттого, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным будет ребенок. Иное представление у генетиков, говорящих о решающей роли наследственности в деле развития ребенка. Опровержением позиции генетической предрасположенности способностей является работа Института развития человеческого потенциала Г. Домана. Не вдаваясь в споры психологов и медиков, мы, тем не менее, должны знать, что время, наиболее активного формирования мозговых связей между клетками, - это период раннего детства (до 3 лет). К трем годам мозг достигает 80% взрослого потенциала. Мышление, активно развиваясь после 3-х лет, использует базу, сформированную к этому возрасту. Ребенок готов осваивать все: игру на музыкальном инструменте, в шахматы, и т.п.
Поскольку в развитии ребенка воспитание и среда играют большую роль, чем наследственность, то «комната, лишенная стимуляторов, вредна для малыша»6, - считает М. Ибука. Впечатления раннего детства определяют дальнейший образ мыслей и действий ребенка. Родители, воспитатели, педа гоги должны стараться, чтобы все эмоции и воспоминания об этом периоде были положительными.
Представим себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит все усилия, чтобы покинуть ее: неинтересно, скучно. В комнате много интересных пособий, игрушек и игр: он займется тем, чем его притягивают предметы, но затем интерес угасает. В комнате есть взрослый, который тоже проявляет интерес к занятиям и играм: вот теперь гармония достигнута — и ребенок может несколько часов с увлечением заниматься...
Итак, мы пришли к неоспоримому выводу, что для воспитания (музыкального в том числе) детей необходима (музыкальная) предметно-развивающая среда, а для развития личности с ребенком должен быть рядом педагог, увлеченный своим делом, умеющий реализовать потенциал обучающей среды. Среду можно представить как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда семьи, среда дошкольного учреждения, среда социума. «Музыкальная среда ...представляет собой музыкальное оформление жизнедеятельности детей, в том числе занятий и праздников. Музыкальная среда состоит из предметного и музыкального компонентов. Музыкальный компонент представлен непосредственно музыкой, независимо от ее источника. Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество)», - пишет Э. Костина [77,38]. Таким образом, все пособия должны побуждать ребенка к игре на музыкальных инструментах (наличие музыкальных инструментов в должном количестве и ассортименте), слушанию и восприятию через движение (наличие игрушек- персонажей песен, картин с изображением, соответствующим содержанию музыкального фрагмента произведения..., мячи, ленты, куклы и др.). Окружающая среда, которую создали родители, воспитатели в ДОУ (детском дошкольном учреждении, центрах) становится средой ребенка. Она развивает его способности, пробуждая интерес.
Самый лучший способ развития мозга ребенка заключается в том, что вам необходимо давать ему именно то, в чем он нуждается: заботу, родитель
значительный эффект в форми ское внимание и ласку. Дети испытывают потребность в интересной для исследования, безопасной обстановке и в людях, которые бы реагировали на их эмоциональные и интеллектуальные потребности, в людях, которые бы им пели и читали, обнимали, разговаривали бы с ними, укачивали их, проявляя чутье и внимание к детским запросам. Правильное развитие мозга предполагает не форсирование раннего обучения, а скорее создание потенциала для последующего обучения. Только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям и навыкам оказывается наиболее легким и плодотворным. Причина в том, что;как говорит Л. Выготский «обучение опирается не столько на уже созревшие функции и свойства ребенка, сколько на созревающие... ребенок развивается в самом процессе обучения, а не завершает известный цикл развития» [34,266].
Жан Пиаже создал теорию фаз роста, наблюдая над развитием своих троих детей. Ребенок, по его наблюдениям, развивается с потрясающей скоростью и физически и умственно. Поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии. Глен Доман подчеркивает, что родители должны внимательно наблюдать за ребенком, знать, что и когда необходимо малышу, что ему интересно. «Только родители, которые считают детей высшим смыслом жизни, могут называться родителями в полном смысле этого слова. Для них интересы детей всегда стоят на первом месте, особенно тогда, когда их дети пребывают в самом драгоценном возрасте - от рождения и до шести лет»7. Влияние, оказываемое на ребенка в раннем возрасте, оставляет неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Именно родители должны заботиться о том, чтобы это влияние было благотворным. Профессор Уайт (психолог Гарвардского университета), занимающийся исследованиями раннего развития, согласен с ним: если для роста ребенка с самого рождения создать разнообразные условия, то это дает условия формирования интеллекта. Именно родители и педагоги должны вместе с ребенком научиться открывать ему всю красоту мира и музыкального искусства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...