Картотека. Здоровьесберегающие игры для музыкальных занятий
картотека по музыке (старшая группа) по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
«Братишки»
ладони перед собой, повернуты друг к другу.
- Здравствуйте братишки!
(сгибаются пальцы правой руки)
- Здравствуйте братишки!
(сгибаются пальцы левой руки)
- Как живете, братишки?
(сгибаются пальцы правой руки)
- Хорошо живем!
Давайте поздороваемся!
Давайте поздороваемся!
(сгибаются пальцы левой руки)
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте...
(соприкасаются одноименные пальцы правой и левой рук)
Давайте поцелуемся!
Давайте поцелуемся!
«Чмок! Чмок! Чмок! Чмок!..»
(поочередно кончики Пальцев правой и левой руки соприкасаются друг с другом - большой правой руки с большим левой руки, и т.д.)
Давайте обнимемся!
Давайте обнимемся!
Обнялись братишки крепко-крепко...
(руки сжимаются в «замок»)
Поссорились «братишки»...
(хлопнуть в ладоши и спрятать руки за спину)
Давайте их помирим!
(Игра начинается сначала).
Варианты окончания игры:
* Обнялись «братики» крепко-крепко и больше не ссорились. Сели они на коленки к своим мальчикам и девочкам и захотели послушать музыку (песенку, сказку и т.п.).
* Обнялись «братики» крепко-крепко и больше не ссорились. А потом «братики» решили покормить друг дружку: одна ладошка наелась сладкого меда (левая рука «намазывает» правую руку), другая ладошка налопалась варенья (правая рука «намазывает» левую). Измазались да приклеились! (руки ставятся на пояс, на юбочку)
* Обнялись «братики» крепко-крепко и решили познакомиться с другими «братиками». Пошли они в гости... (Игра продолжается в паре: ладонь одного ребенка «общается» с ладонью другого, или встречаются обе ладони с ладонями соседа).
«Снеговик»
А ну, дружок, смелей, дружок,
Скатай скорее свой снежок! (ладони «лепят снежок»)
Он превратится в снежный ком... (разводят руки вверх и в стороны)
И станет ком снеговиком! (описать в воздухе силуэт снеговика)
Вот какие глазки - это угольки!
(поднести к глазкам сомкнутые указательный и большой палец)
Вот какие ручки - это веточки!
(развести руки в стороны, сжимать и разводить пальцы)
Вместо шляпы наденем ведерко...
(опустить на голову ладони со сплетенными пальцами)
Вместо носа подарим морковку...
(«буратинка» - «удлинить» нос пальцами)
А теперь с тобой вдвоем
Дружно пляску заведем!
(поочередно выставить вперед правую и левую руки, сложить их вместе, приложить к груди, развести в стороны. 3 притопа).
«На пригорке»
На пригорке - три избушки... (ладони сложены «биноклем», смотреть)
Что за чудо-деревушка? (развести руки в стороны, пожать плечами)
Зреют яблочки в саду, (встать на носки, потянуться вверх)
Утки плавают в пруду,
(покружиться вразвалочку; руки прижаты к корпусу, ладони подняты вверх и в стороны)
Коровы травку жуют, (приставить ко лбу указательные пальцы - «рожки»)
Петушки вовсю поют...
(встать на одну ногу, хлопать по корпусу руками - «крыльями»)
Дед и Бабка там живут, (поочередно подпирают кулачками щеки)
Сидят, внуков в гости ждут... (призывают ладонями к себе)
Через речку брошен мостик, (сложить руки «полочкой» перед собой)
Мы идем с тобою в гости! (шагать на месте)
«Сороконожки»
Две сороконожки (Средний и указательный пальчики перемещаются)
Бежали по дорожке.
Встретились, (Ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (Ладошки переплелись)
Насилу расстались - (Ладошки разжались)
И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)
«Раз – цветочек»
Раз — цветочек,
Два — цветочек... (поочередно показывают ладони с растопыренными пальцами)
Ёжики, ёжики... (сжимают и разжимают ладони)
Наточили, наточили (скользящие движения ладонью о ладонь)
Ножнички, ножнички. (скрещивают перед собой руки)
Побежали, побежали («бегают» пальцами по ладони другой руки)
Зайчики, зайчики! (показывают «заячьи ушки» над головой)
Ну-ка, вместе, ну-ка, дружно...
(«дирижируют» указательными пальцами)
«Девочки!» (слово выкрикивают только девочки)
«Мальчики!» (кричат только мальчики)
***
сгибаем и разгибаем пальчики, то поочередно, то все вместе:
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем пальчики считать
- Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
На другой руке пять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хоть не очень чистые!
Много пальчикам хлопот:
То играют в ладушки,
То зачем-то лезут в рот,
Книжки рвут у бабушки...
Переделав все дела,
Тянут скатерть со стола.
Лезут в соль и в компот,
А потом наоборот.
Пальчики дружные,
Все такие нужные!
«Перчатка»
Весёлая мышка
Перчатку нашла, (Раскрываем ладошку, пальцы растопырены (перчатка). Поворачиваем руки то ладонью, то тыльной стороной вверх).
Гнездо в ней устроив, (Складываем ладоши "ковшом").
Мышат позвала. (Сгибаем - разгибаем пальцы ("зовущий" жест).
Им корочку хлеба
Дала покусать, (Кончиком большого пальца поочерёдно стучим по кончикам остальных пальчиков).
Погладила всех
(Большим пальцем гладим ("шлёпаем") остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).
и отправила спать. (Ладони прижимаем друг к другу, кладём под щёку (спим).
«Братцы»
Засиделись в избушке братцы.
Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты.
Захотел меньшой прогуляться.
Отвести вбок мизинец (строго в плоскости ладони) и задержать его в этой позиции на 2-3 секунды.
Да скучно ему одному.
Мизинец чуть покачивается, затем гулять возвращается на исходную позицию.
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
Вбок отвести два прижатых друг ко другу пальца - мизинец и безымянный, задержать на 2-3 секунды.
Да скучно им гулять двоим.
Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются на исходную позицию.
Зовут братца втроем прогуляться.
Отвести вбок мизинец, безымянный и средний пальцы. Задержать на 2-3 секунды.
Грустно старшим сидеть в избе.
Большой и указательный пальцы 4 раза соединяются кончиками.
Зовут они братцев домой к себе.
Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется.
При повторении игры работает другая рука. Когда движения станут привычными, можно попробовать играть двумя руками одновременно
Игра за столом
На горе мы видим дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками – “крыша дома”)
Много зелени кругом (сделайте волнообразные движения руками)
Вот деревья, вот кусты (изобразите деревья и кусты)
Вот душистые цветы (сделайте из ладоней “бутон”)
Окружает все забор (изобразите забор. можно нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию)
За забором – чистый двор (погладьте ладонями стол или воздух)
Мы ворота открываем (изобразите открывающиеся ворота)
К дому быстро подбегаем (пальцы “побежали” по столу)
В дверь стучимся: (кулаками по столу)
тук-тук-тук.
Кто-то к нам идет на стук? (приложите ладонь к уху, как будто прислушиваетесь)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли (вытяните руки вперед, как будто что-то несете)
***
Дружно пальцы встали в ряд (покажите ладони)
Десять крепеньких ребят (сожмите пальцы в кулак)
Эти два – всему указка (покажите указательные пальцы)
Все покажут без подсказки.
Пальцы – два середнячка (продемонстрируйте средние пальцы)
Два здоровых бодрячка.
Ну, а эти безымянны (покажите безымянные пальцы)
Молчуны, всегда упрямы.
Два мизинца-коротышки (вытяните мизинцы)
Непоседы и плутишки.
Пальцы главные средь них (покажите большие пальцы)
Два больших и удалых (остальные пальцы сожмите в кулак)
«Гусеница»
Гусеница, гусеница,
Ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев. (Не наоборот, т.к. гусеница заползла на травинку с земли!)
Бабочкина дочка,
«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки
По травинкам ползает,
То же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»
Кушает листочки:
И по другой стороне обратно.
Ам!
Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями. Взрослые в качестве разминки могут «укусить» ладонь крепко, интенсивно отгибая при этом ее пальцы назад.
Ам! Ам! Ам! Поела –
Останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются…
Спать захотела.
… одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко.
Проснулась –
Постепенно расправляем ладони…
Бабочкой обернулась!
Руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки.
Полетела, полетела, полетела!
Машем «крыльями» (запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот). Можно постепенно разгибать локти, чтобы бабочка летела вверх или вдаль.
«Маланья»
Дети собираются в кружок, выбирают Маланью (можно посчитаться). Маланье повязывают большой яркий платок и провожают ее за дверь. Оставшиеся загадывают какое-нибудь действие, которое можно показать руками (например, вязание). Затем хором зовут: "Маланья!" Маланья, входя: "Что, детушки?" Дети отвечают: "Заходи, Маланьюшка, посиди, Маланьюшка, да погляди, что покажем. Hи за что не разгадаешь!" Далее дети приговаривают с характерными движениями:
У Маланьи, у старушки
(Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.)
Жили в маленькой избушке
(Сложить руки углом, показать "избушку". )
Семь сыновей,
(Показать семь пальцев. )
Все без бровей,
(Очертить брови пальцами. )
Вот с такими ушами,
(Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами,
(Показать длинный нос двумя ладонями с растопыренными пальцами.)
Вот с такими усами,
(Очертить пальцами длинные "гусарские" усы. )
Вот с такой головой,
(Очертить большой круг вокруг головы. )
Вот с такой бородой!
(Показать руками большую окладистую бороду.)
Они не пили, не ели,
(Одной рукой поднести ко рту "чашку", другой - "ложку".)
Hа Маланью все глядели
(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами. )
И все делали вот так...
(Дети показывают загаданное действие.)
«Есть в лесу под елкой хатка»
Есть в лесу под елкой хатка, Пальцы соединяют над головой (крыша).
Там уснули медвежатки, Сложили ладошки под щечку.
А меньшой не хочет спать, Машут кистями рук.
Маме стал надоедать. Гладят по тыльной стороне ладоней.
Капризуля косолапый, Трут кулачками возле глаз.
Просит: Сжимают и разжимают кулачки.
- Ужин мне состряпай,
Принеси скорей сюда, Указательный и средний пальцы шагают.
Меду, Руки в кольцо перед грудью.
рыбки из пруда. Ладошки соединены и наклонятся.
- Баю – баю, надо спать. Гладят себя по груди.
Отвечает сыну мать.
- Ты уснешь, и сон придет, Сложили ладошки под щечку.
Все в корзинке принесет. Руки в замок, ладони раздвинуты.
«Бабочка давай дружить»
Бабочка, давай дружить! Ладони кверху, пальчики сгибаются
Веселее в дружбе жить. к ладони.
Есть в саду у нас цветы, Запястья прижаты друг к другу,
ладошки смотрят вверх
Полетай над ними ты. Большие пальцы сцеплены,
остальные машут, как крыльями
Ну, а дождь пойдет над садом Быстро стучат поочередно
пальчиками по столу.
Волноваться зря не надо! Машут указательным пальцем.
Ни о чем не беспокойся – Тоже другой рукой.
Под моей панамкой скройся! Пальцы замком, ладошки
раздвинуты
«Паучок»
Симпатичный паучок Большие пальцы сцепляются,
остальные передвигаются по столу
Грел на солнышке бочок. Руки в замок, наклоны кистью рук.
Увидал меня, проснулся, Делают большие глаза, трут их.
Улыбнулся, потянулся, Улыбаются, потягиваются.
И спустился по лучу. Скрещивают большие пальцы
- Поиграть с тобой хочу. медленно опускают руки вниз.
«Пчелы»
Пчелы в улье сидят Соединяют пальцы двух рук
И в окошко глядят. кольцом и смотрят в него.
Полететь все захотели, Соединяют большие пальцы рук
Друг за дружкой полетели. остальными пальцами машут
Ж – Ж – Ж – Ж – Ж … «пчелы полетели».
Солнышко садится Руки под щечку, глаза закрывают
Пора спать ложиться.
«Добрый гном»
В чаще леса густой, Пальцы рук скрещены и
расставлены
Под тенистым листом, Запястья рук касаются друг
друга, ладошки смотрят вверх.
Жил трудяга смешной Пальцы рук касаются друг друга,
ладони параллельно друг друга.
Добрый маленький гном. Гладят свои ручки.
Под землёю он днем Сжимают и разжимают кулачки.
Самоцветы искал,
Свой фонарик в лесу Пальцы рук полукругом
расставлены
и касаются друг друга
По ночам зажигал. Ладони разводят в стороны.
К детям гномик спешил, Указательный и средний пальцы
шагают по столу
Чтоб свой зонтик раскрыть, Руки подняты над головой, пальцы
рук касаются друг друга.
И волшебные сказки Ладони рук соединены и прижаты
Всю ночь говорить. к щеке, голова наклонена к
ладоням.
«Улетают, улетели»
Скоро белые метели Круговые вращения кистями рук.
Снег подымут от земли, Кисти кур поднимаются снизу вверх.
Улетают, улетели Большие пальцы соединены,
Улетели журавли. остальные машут как крыльями.
Не слыхать кукушки в роще, Ладошки к ушам, слушают.
И скворечник опустел, Пальцы соединяются изображая крышу.
Аист крыльями полощет Большие пальцы соединены,
Улетает, улетел. стальные машут как крыльями.
Лист качается узорный Ладони соединены, наклоняются в стороны.
В синей луже на воде. Ладони разворачиваются вверх.
Ходят грач с грачихой черные Указательный и средний пальцы
В огороде по гряде. шагают по столу.
Опускаясь улетают Пальцы в стороны, кисти рук крест на крест
Солнца редкие лучи, кисти опускаются сверху в низ.
Улетают, улетели, Большие пальцы соединены,
Улетели и грачи. остальные машут как крыльями.
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики по одному.
пять,
Мы во двор пришли «Идут» по столу указательным и
гулять. средним пальчиками.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками «Крошат хлебушек» всеми
кормили, пальчиками.
С горки мы потом Ведут указательным пальцем правой
катались, руки по ладони левом руки.
А еще в снегу валялись. Кладут ладошки на стол то
одной, то другой стороной.)
Все в снегу домой Отряхивают ладошки.
пришли.
Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой; руки под
щёку
«Апельсин»
Мы делили апельсин. Круговые движения кулачками рук.
Много нас, Показывают 10 пальцев.
А он один. Показывают 1 палец.
Эта долька – для ежа. Дети загибают поочередно пальцы.
Эта долька – для чижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра.
А для волка – кожура. Поглаживание ладонью правой
руки тыльной стороны левой руки.
Он сердит на нас - Сомкнуть пальцы обеих рук.
Беда!!! Руки прижать к щекам. Покачать
головой.
Разбегайтесь - Бегут пальцами по коленкам.
Кто куда! Руки спрятать за спину.
ПСИХОГИМНАСТИКА И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
«Весёлый пирог»
Если стало вдруг кому-то дети мимикой и интонацией
Очень грустно почему-то передают грусть
И не знаешь – как же быть? пожимают плечами,
Как его развеселить? дальше по тексту
Мы возьмём стакан смешинок, имитируют
Громкий хохот из корзинок, приготовление
Рассыпного смеха ложку пирога
И хихиканья немножко.
Их веселкой размешай,
В тонкий юмор раскатай,
Обваляй все в прибаутках.
Запекай в горячих шутках.
Кто попробует кусочек –
Непременно захохочет! весело смеются
«Вредные советы»
Раз, два, три, четыре! – ритмичные хлопки в ладоши
Разбросай по всей квартире – прямые руки вправо-влево
Погремушки, - потрясти указательными пальчиками
Колотушки, - потрясти кулачками
И игрушки, - «фонарики»
И катушки, - «вертушка» перед собой
Барабаны, - ударять пальцем о палец
Молоточки, - постучать кулачком о кулачок
Шапки, - «снять и отбросить шапку»
Тапочки! – качнуть правой и левой ногой
Платочки! – «накинуть платок»
Раз, два, три, четыре, пять – хлопки
И не вздумай убирать! – погрозить пальчиком
Мама будет очень рада, - свести руки, обхватить себя
А не верите – раскрыть руки вперёд
Не надо! – махнуть рукой и отвернуться
«Мартышки»
игра
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
«Приветствие»
(игра-танец в парах с переходом)
Здравствуй, солнце золотое! (соединённые ладони через верх встороны)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок! (раскачивание рук «качелька»)
Здравствуй, милый мой дружок! (обнимаются)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Говорим, поём, играем и здоровье сберегаем (здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях) (из опыта работы)
Главный принцип проведения музыкальных занятий с применением здоровьесберегающих технологий – это взаимосвязь речи, музыки и движения.Данные занятия включают в себя:коммуникативные игры и упражн...
Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»
Форма организации деятельности: подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи, де...
Консультация по теме:"Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях виды музыкальных занятий."
Данная консультация предназначена для музыкального руководителя детского сада. Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ - музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, ...
Презентация «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в рамках ФГОС ДО посредством игры на детском музыкальном инструменте свирель »
Материал может быть полезен музыкальным руководителям . родителям . педагогам для расширения кругозора и знакомсва с этой темой....
Буклет “Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях «Пальчиковые игры»
Буклет “Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях «Пальчиковые игры»...
Картотека игр "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"
Упражнения по дыхательной гимнастике. Артикуляционная гимнастика. Фонопедические упражнения. Ритмопластика. Речевые игры. Игровой массаж. Пальчиковые игры. Валеологические распевки. Музыкотерапия. Физ...
Картотека игр "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях"
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях....