Консультация "Оборудование музыкальных уголков"
консультация по музыке (старшая группа) на тему
Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними мир новых звуковых красок, помогает развить музыкальные способности истимулирует интерес к инструментальной музыке.Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных руководителей детских садов с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oborudovanie_muzykalnykh_ugolkov.docx | 22.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад
Компенсирующего вида №20 «Дельфин»
Консультация для воспитателей по теме:
"Оборудование музыкальных уголков».
Подготовила: Гущина. Л.Е.
Южноуральск 2010 г.
Обучение детей игре на музыкальных инструментах открывает перед ними мир новых звуковых красок, помогает развить музыкальные способности истимулирует интерес к инструментальной музыке.
Планомерные и систематические занятия воспитателей и музыкальных руководителей детских садов с оркестром организуют детский коллектив, способствуют интенсивному и плодотворному развитию музыкальности.
В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются
эстетические восприятия и чувства ребёнка. Музыка способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. У детей появляется чувство взаимопомощи, внимания к действиям товарищей. Игра на музыкальных инструментах развивает сосредоточенность, память. Когда ребёнок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах тренирует мелкую моторику пальцев рук.
Игра на музыкальных инструментах ценна ещё и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей.
Таким образом, игра на музыкальных инструментах оказывает влияние на
всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение. История возникновения оркестра восходит к тем далёким временам,
когда по Руси ходили бродячие музыканты: гусляры, гудошники, ложечники, трещёточники и др. На сельских ярмарках и праздниках они веселили народ,
приобщая его к музыкальному искусству.
В ХХ в. первым поднял вопрос об обучении детей игре на музыкальных
инструментах Н.А.Метлов. В 30-х годах возник первый детский оркестр.
Он состоял из простейших ударных инструментов: звонков, погремушек, кастаньет, бубна, барабана и т.д. Этот оркестр позволил детям осуществить одно из самых заветных желаний - исполнять музыку.
Необходимо отметить, что термины «музыкальная игрушка» и «детский
музыкальный инструмент» условны. К первым обычно относят тот звучащий инструмент, который используется в сюжетно - ролевых играх. Ко вторым относят уменьшенные, упрощённые копии настоящих инструментов схожие с ними по внешнему виду и способу звукоизвлечения.
Классификация музыкальных инструментов.
С течением времени установилось два типа музыкальных игрушек-инструментов – неозвученные и озвученные.
1.Неозвученные (лишь изображающие инструменты) предназначенные для того,
чтобы создавать игровую ситуацию, в которой дети, фантазируя и напевая, представляют себя играющими на музыкальных инструментах.
2. Озвученные подразделяются на четыре вида, в зависимости от характера их звучания.
- Игрушки-инструменты со звуком нефиксированной (неопределённой) высоты:
Погремушки, бубны, барабаны, кастаньеты и т.д.
- Игрушки-инструменты, построенные на одном звуке: свирели, дудки, рожки и т.д.
- Игрушки-инструменты с заданной мелодией (инструменты-автоматы): органчики, музыкальные шкатулки, музыкальные ящички и т.д.
- Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом:
- металлофоны, пианино, кларнеты, флейты, саксофоны, баяны, гармоники, цитры, балалайки и т.п.
Музыкальные игрушки и инструменты, кроме того, классифицируются по группам.
- Группа струнных: цитра, домра, балалайка и т.д.
- Группа духовых: флейты, саксофоны, кларнеты, губная гармошка и т.д.
- Группа ударно-клавишных: пианино, рояль и т.д.
- Группа клавишно-язычковых: баян, аккордеон, гармоника и т.д.
- Группа ударных: бубен, барабан, тарелки, металлофон и т.д.
Разнообразие видов инструментов, применяемых в практике, предполагает овладение навыками различной степени сложности, начиная от непроизвольных помахиваний, постукиваний погремушками, бубенцами, до игры мелодий знакомых песен с запоминанием расположения звуков на клавишах, струнах.
Для применения в воспитательной работе дошкольного учреждения музыкальные игрушки и инструменты должны отвечать следующим требованиям:
Быть хорошо настроенными;
- Иметь определённый чистый тембр;
- Быть удобными для детей с точки зрения размера и веса;
- Обладать простой конструкцией;
- Быть прочными, пригодными для частого использования.
Оборудование музыкальных уголков.
Создавать музыкальные уголки в каждой возрастной группе необходимо с учётом возрастных особенностей детей. Для того чтобы у воспитанников постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, нужно
время от времени (один-два раза в месяц) обновлять пособия в музыкальном уголке, вносить новые музыкально-дидактические игры, оборудование и самостоятельные шумовые инструменты; стуканчики, шуршанчики, сыпунчики, бурбунчики,
коробочки, волшебные нити, волшебные барабаны, трещотки, погремушки, японский дождик. Кроме того, можно использовать наушники, чтобы один ребёнок, прослушивая музыку, не мешал другим. Но это, конечно, относится к дошкольникам старшего возраста.
Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя
и для детей. На верхнюю полку помещают инструменты, которые используются
детьми, дозировано (например, металлофон), и те, с которыми дети могут
заниматься только под контролем воспитателя по санитарным нормам (дудочки, губные гармошки и т.п.) На нижней полке – барабаны, ложки, треугольники, маракасы.
Необходимо уделить особое внимание качеству звучания музыкальных
инструментов. Они должны быть хорошо настроены и издавать знакомые
детям звуки. Не забывайте, что некачественное звучание калечит и засоряет
слуховой опыт ребёнка!
В младших группах необходимые пособия вносят в игровую зону, так как у
детей нет опыта музыкальной деятельности, и они не могут исполнять музыку,
а лишь «играют» в неё, включают её элементы в сюжетно – ролевые игры.
В музыкальных уголках должны находиться:
- Озвученные игрушки: музыкальный молоточек (малыши используют его
- для восприятия ритмических отношений); музыкальный волчок (2шт.);
- погремушки (3шт.); шарманка. Дети рассматривают их, пытаются
- извлечь из них отдельные звуки или фиксированную мелодию.
- Музыкальные инструменты: бубны (2шт.); барабаны разной высоты
- звучания(2шт.); металлофон; дудочка; колокольчики; деревянные палочки;
- барабаны с кожаной основой. Педагог постепенно знакомит детей с этими инструментами и их звучанием.
- Неозвученные музыкальные игрушки (фабричные или самодельные,
- выполненные воспитателями): пианино, гармошка (2шт.); балалайка(2шт.);
- «звуковые» книжки и картинки. Такие игрушки стимулируют самостоятельную деятельность: малыши напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах. К ним относится и «Звуковая» книжка, изготовленная из
- картона или плотной бумаги. На каждой её странице - цветная иллюстрация,
- сюжет которой соответствует названию знакомой детям песни. Малыши устанавливают книжки на пюпитре неозвученного пианино и поют свою
- любимую песенку. Принцип работы со «звуковыми» картинками - аналогичный.
- Ими удобно пользоваться: их можно часто менять и постепенно накапливать, используя большое количество разнообразных песен.
- Атрибуты: рули(3шт.); лошадки(3шт.); вожжи(3шт.).
- Костюмы: косыночки(3шт.); фартучки(3шт.); шапочки-ушки (10шт.)
- Настольные музыкально-дидактические игры: на развитие звуковысотного слуха,
- на закрепление программного материала.
Кроме того, в музыкальных уголках младшего возраста используют аудио записи с произведениями классической музыки, песен и музыкальных сказок.
В организации музыкальных зон важна роль взрослого, воспитателя и музыкального руководителя. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников должна осуществляться при тактичном, почти незаметном руководстве, в котором основная линия поведения взрослого – это соучастие. Он как бы советуется с детьми:
«Как нам лучше разложить инструменты, чтобы всем было удобно брать их
и играть?». «А я вот как умею играть», - говорит воспитатель, показывая
приёмы игры на музыкальном инструменте, и тут же отходит. Педагог,
то включается в совместную игру, демонстрируя свои умения, то регулирует
участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей.
Музыкальный руководитель консультирует воспитателя и оказывает
практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной
деятельностью дошкольников.
Старший дошкольный возраст. Для успешного музыкального
развития детей необходимо наличие музыкально-педагогического оборудования.
Детские музыкальные инструменты (Бубен, барабан, металлофон, ложки,
ксилофон, треугольник, трещотка, погремушка, колотушка и др.); музыкальные
игрушки (органчик, музыкальные волчки, игрушечное пианино,
детская гитара и др.);
Настольные музыкально-дидактические игры; экранные, звуковые,
экранно-звуковые (аудиовизуальные) пособия и специальное оборудование
к ним с записями классической музыки и детским музыкальным
репертуаром; оборудование для художественно-театральной деятельности в детском саду; атрибуты и костюмы для игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новое в оснащении музыкальных уголков «Игры звуками - это музыкальная импровизация»
Новое в оснащении музыкальных уголков«Игры звуками - это музыкальная импровизация» ...
выступление "Содержание и функции музыкального уголка и уголка театральной деятельности в различных возрастных группах.
Материал для выступления на семинаре- практимуме в марте 2013 года Содержит описание того, каким должен быть музыкальный уголок и уголок театрализованной деятельности в группах....
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»
Занятие музыкального руководителя с воспитателями на тему «Оснащение музыкальных уголков музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми, пособиями»...
консультация для воспитателей "Пособия и музыкально - дидактические игры в музыкальном уголке"
консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов "Почему музыкальные инструменты в музыкальных уголках спят?"
Практические приемы использования музыкальных инструментов в течении для....
Презентация Предметно-пространственная среда в ДОУ "Музыкальные уголки и музыкальные инструменты" (24.09.2021)
Консультация для педагогов ДОУ Предметно-пространственная среда в ДОУ. "Музыкальные уголки и музыкальные инструменты"...
"Музыкальные уголки и музыкальные инструменты" (03.11.2021)
Консультация для родителей....