Сценарий летнего фольклорного праздника "День шиповника" (6 июня)
план-конспект занятия по музыке (старшая группа) на тему
Распахнем ворота народной памяти и войдем в лето не простое, а русское. Что мы знаем о нем? Тысячелетиями создавалась красота "лета красного", творился соразмерный порядок традиционой жизни, полной труда и праздника, серьезных дел и часов веселья, игр и потех, песен и приданий, обычаев и примет.
Предлагаю Вашему вниманию Праздник шиповника или северной розы, который проводился 6 июня."Шиповник цветет - румянец года ведет"- говорили в этот день. Данный сценарий разработан для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с народными праздниками, воспитывать любовь и интерес к обычаям, обрядам, нравам народа, помочь осмыслить процесс развития русской культуры, родному языку, своим корням. Одним словом, является специфическим практикумом по народоведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_letnego_prazdnika_den_shipovnika_6_iyunya.doc | 41.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МАОУ д/с №210 «Ладушки»
Сценарий летнего праздника
День шиповника (6 июня)
Составила:
муз. руководитель
Бочкарева Е.М.
г.о. Тольятти, 2013г.
Действующие лица:
Дедушка Федул, бабушка Арина, Леший, домовой Кузя, Ведущая, ребята подготовительной группы.
Наглядные пособия, атрибуты: обстановка деревенской избы на участке д/с, куст шиповника, веночки, фонозаписи, поваленное бревно, самовар для чаепития.
Праздник на площадке д/с, оборудованной под деревенскую избу.
Ведущая: Здравствуйте, мои хорошие. Денек сегодня какой славный. А не пойти ли нам в гости в деревеньку к бабушке Арине и дедушке Федулу.
Дети: Пойдем (все вместе идут на площадку, стучат).
Ведущая: Тук – тук, открывайте, в гости к себе приглашайте.
(Выходит из домика дед).
Дед: Милости просим, люди добрые, с чем пожаловали!
Ведущая: Вот, дедушка, Федул, в гости к Вам пришли, денек–то сегодня какой.
Дед: Денек и правда замечательный, 6 июня, да ещё и праздничный.
Ведущий: А какой сегодня праздник, дедушка, расскажи?
Дед: Расскажу, расскажу. А сначала спрошу, знаете ли вы как в старину называли первый летний?
Дети: Нет!
Дед: В русском народном календаре у этого месяца несколько названий. Коренное русское название изок означает кузнечик. Славно поет кузнечик в июне, трезвон его слышен с каждой тропки, дорожки. Вот, прислушайтесь (дети слушают, звучит звукозапись стрекотания кузнечика) Вот и стали называть этот месяц – изок.
Ведущая: Дедушка, а я про кузнечика стихотворение знаю. Вот, послушай.
Песня июня – звонкий песенник изок.
Чем я тише, тем ты ближе,
Сбился с ног, весь изнемог.
Но зато как ясно вышел
Месяц юности – изок.
Кем ты назван так – “Изок”!
Соловьиная причуда
Или воздуха глоток?
Иль не знаешь сам, откуда
Ты возник дружок изок?
Не июль зову – изо-о-о-к,
Изукрашенный кузнечик,
Твое имя с ноготок.
Ты и сам травинки легче,
Месяц, мой близнец, изок.
Ведущий: А ребятушки наши сами как кузнечики, скачут, резвятся.
(Дети весело прыгают под русскую народную мелодию.)
Ведущий: Дедушка, а бабушка Арина где, что-то её не видно?
Дед: А она ушла полюбоваться на северную розу. Сегодня как раз праздник у нее.
Ведущий: Дедушка, что за роза такая северная, никогда мы про нее не слышали?
Дед: Слышали, слышали! Пойдемте, покажу. Тут она недалеко растет.
(Дед ведет детей к цветущему кусту шиповника. Все вместе подходят к кустарнику. Под ним на травке сидит бабушка Арина.)
Дед: Вот она – северная роза!
Ведущий: Ребята, да это же шиповник!
Дед: Правильно! Шиповник или северная роза. Ну как, бабушка Арина, сидишь., молодеешь?
Бабушка: Сижу, и вас, мои дорогие, приглашаю!
Ведущий: Бабушка, а что за праздник сегодня?
Бабушка: Слушайте. Шиповник цветет – румянец года ведет – говорили в этот день, чувствуете, какой аромат? (Дети нюхают.) В старину у цветущего куста шиповника совершали сокровенные обряды, молились, чтобы избыть горечь и успокоить свою душу. Заведем, ребятишки, хоровод вокруг шиповника.
(Дети исполняют хоровод “Ах, улица, улица широкая”, русская народная песня Туманяна)
Дед: А еще на Руси существовал обычай собирать детей, усаживать возле цветущего куста шиповника в кружок и рассказывать им сказки, страшные байки.
Ведущий: Дедушка, а ты знаешь, что-нибудь эдакое?
Дед: Как не знаю!
Дети: Расскажи, расскажи!
Дед: А не испугаетесь?
Ведущий: Что ты, дедушка, ребята у нас хорошие, не забоятся.
Дед: Раз я ходил в лес за лыком, да и заблудился в лесу. Ходил, ходил, и уже наступила ночь, а выйти никак не могу. Услышал, кто-то кричит: “Свети, светло!” Я подхожу и вижу: сидит на клепине леший и ковыряет лапоть. А когда луну закроет облаком, он и кричит: “Свети, светило!” Я взял здоровую хворостину, подошел потихоньку. Когда он закричал: “Свети, светило!” Я взял, да и вытянул его по крыльцам. Как он соскочит, да и ходу, а сам кричит: “Не свети, не свети! Он думает: месяц-то его и стукнул. Не успел дед закончить свой рассказ, как из-за куста шиповника кто-то как закричит:
Леший: – Свети, светило!
Бабушка: Ой, дед, никак леший к нам пожаловал!
Дед: Пойду, посмотрю.
(На полянке перед шиповником появляется леший. Он начинает манить к себе детей.)
Леший: Я леший – мужик, конопляный шлык, моховая борода, лыком связанная. Идемте, идемте за мной в чащу дремучую.
Дед: Не бойтесь, ребятишки. Он только с виду такой злой. Скучно поди, леший, одному в лесу.?
Леший: Скучно.
Ведущий: Леший, а ты с нами поиграй в “Ерыкалище”.
Леший: Ладно, я буду Ерыкалище. Разбегайтесь дальше, сейчас поймаю.
Дети: Эко диво, чудо - юдо.
Морская губа – Ерыкалище!
Эко диво, чудо-юдо,
С горынова дуба хромое ноганище.
(Леший, прыгая на одной ноге, ловит бегущих, вокруг детей, кого он поймает, того уводит в плен)
Ведущий: Ой, леший, всех ребятишек переловил, отпусти!
Леший: Не отпущу, пока не отгадаете загадки.
Ведущий: Дышит, растет, а ходить не может?
Дети: Растения!
Леший: Что не сеяно родится?
Дети: Трава!
Леший: Какой цветок на Руси северной звездой называют?
Дети: Шиповник!
Леший: Все загадки отгадали. Молодцы! А плясать умеете.
Дети: Умеем.
(Общая пляска.)
Дед: А теперь, Лешак, беги скорее в лесок.
Леший: И то, верно, пора мне! (Леший уходит.)
Бабушка: Молодцы, детки, самого лешего не забоялись!
Дед: Бабушка, а ты им теперь про домового расскажи!
Ведущий: А что, у вас и домовой есть?
Бабушка: Конечно, без домового и дом не дом. Вы ребятушки не бойтесь, он у нас добрый.
Да, бабуля, что-то я его давно не слышал и не видел. Домовой, покажись, ты где?
Домовой: Да тута я! Под кустиком сижу.
(Из-за куста шиповника появляется Домовой, у него в руках венок из цветов.)
Бабушка: Вот он наш домовенок, Кузенькой его кличут, поздоровайся, Кузя, с ребятами.
Кузя: Здравствуйте, дети!
Дед: А что это ты, Кузя, делаешь?
Кузя: Веночки плету, день-то сегодня особенный, цветочный. Вон у меня сколько цветов красивых! (Домовенок показывает корзину с цветами.)
Ведущий: Ой, а веночки какие у тебя, Кузя, красивые, можно нам с ними хоровод исполнить?
Кузя: Да, я вам сейчас их подарю.
(Кузя раздает всем веночки, дети водят хоровод, русская народная мелодия “Со вьюном я хожу”.)
Кузя: А игры вы знаете, ребятки?
Дети: Да, поиграем в игру “По стволу”.
Кузя: А как?
Ведущая: Да, вот как! Вон у вас дерево поваленное есть. Сейчас мы все по нему ходить будем с одного края до другого и слова говорить:
Белая береза, черная роза,
Ландыш душистый, одуванчик пушистый,
Колокольчик голубой, поворачивая, не стой!
(Постепенно дети увеличивают скорость и с шага переходят на бег. Кто из игроков теряет равновесие и соскакивает со ствола, тот из игры выбывает. Кто дольше всех продержится на стволе – победит.)
Дед: Ох, и удалые вы ребята, быстрые. А где же моя бабушка Арина?
Бабушка: Тута я, у шиповничка сижу, лепестками щечки свои моложу!
Ведущая: Бабушка Арина, а зачем?
Бабушка: В старину верили, что если касаться лепестками шиповника лицо, то оно просветлеет, сделается чище и нежнее.
Ведущая: А можно нам попробовать?
Бабушка: Можно, подходите, дышите ароматным теплым воздухом цветущего шиповника.
(Дети подходят к шиповнику, склоняются над ним.)
Бабушка: Подышали ароматом шиповника, а теперь приглашаю вас в гости к нам чайком из шиповника побалуемся.
(Дети, домовой, дедушка и бабушка возвращаются к избушке, бабушка всех угощает цветочным чаем.)
Завершается праздник песней “Пора, пора домой идти”.
Пора, пора, домой идти – 2 р.
А нас дома дожидаются – 2 р.
И папенька и маменька – 2 р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий летнего праздника для детей дошкольного возраста на тему "1 ИЮНЯ - ДЕНЬ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ"
Весёлый Карсон и Лето приглашают ребят отправиться в путешествие....
Сценарий летнего праздника для детей дошкольного возраста "1 июня Международный день защиты детей".
Цель: Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике "День защиты детей"....
Сценарий летнего праздника "1 июня - Международный День защиты детей"
Сценарий праздника, посвященного Дню защиты детей....
Сценарий летнего праздника " 1 июня - День защиты детей"
Сценарий праздника "День защиты Детей"...
Сценарий летнего спортивного развлечения 1 июня «Здравствуй, лето красное, золотое, ясное!»
Цель: Развивать у детей интерес к физической культуре, спорту, формировать стремление к здоровому образу жизни, умение активно, организованно отдыхать, способствовать развитию положительных эмоций, чу...
Сценарий летнего фольклорного развлечения для детей младшей группы «Троица»
Подготовила: музыкальный руководитель МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30 города Железногорска Курской области – Гоняева Елена Ивановна...
"Зеленые святки" Сценарий летнего Фольклорного праздника на улице.
Здравствуйте, люди добрые да ребятишки славные!Собрались мы с вами разговоры вести, вести плести, петь, играть, хороводы водить и шутки шутить!А в какой день, да в какой месяц мы с вами встретил...