ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
учебно-методическое пособие по музыке на тему

Рыжкова Евгения Викторовна

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_dlya_razvitiya_chuvstva_ritma.doc81 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры для развития чувства ритма

Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

Ход игры. Дети рассаживаются вокруг взрослого (музыкального руководителя или воспитателя) можно предложить данную игру родителям.

"Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная. Мы будем гулять в комнате, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице", - взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. "А теперь мы вышли на улицу, - продолжает взрослый. - Светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!" Частыми ударами передает бег. Дети повторяют. "Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю", - взрослый вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. "Остальные дети стали быстро прыгать: скок, скок", - ударяет молоточком в произвольном ритме, дети повторяют. "Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень", - взрослый постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. "Испугались ребята, побежали домой", - быстро и ритмично ударяет молоточком.

ПРИМЕЧАНИЕ. Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки или другие ударные инструменты (металлофон, ксилофон и др.)

К игровому материалу можно добавить и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с обратной стороны карточек приклеена фланель). Дети должны передать ритмический рисунок - выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие - частым. Например: «Таня взяла мяч,— говорит воспитатель,— и стала медленно ударять им о землю. Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

«Пошел частый, сильный дождь,— продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

НАШЕ  ПУТЕШЕСТВИЕ

Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, музыкальный молоточек, барабан.

Ход игры. Музыкальный руководитель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком-либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу,- говорит музыкальный руководитель.— Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

«Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать. И она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

Мой рассказ вы можете продолжить или придумать свой рассказ».

ВЫПОЛНИ  ЗАДАНИЕ

Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков, детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

Ход игры. Воспитатель-ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

«Василек и ромашка»

 (старший дошкольный возраст)

      Цель : Развивать ритмический слух, рече  двигательную ко-

      ординацию, умение ориентироваться в пространстве,

      первоначальные творческие проявления в танце. Соз-

      дание условий для самостоятельной импровизации.

      Игровой материал: два мольберта, с правой стороны изо-

      бражение «тихой» полянки и эмблемой «Ромашка»,

      слева- изображение «быстрой» реки, эмблемой «Ва-

      силек».

      -эмблемы участников игры

      Ход игры: В игре участвуют две подгруппы детей. У каж-

      дой подгруппы своя эмблема. Дети встают в 2 ко-

      лонны, лицом к мольберту со своей эмблемой. Под

      музыку дети выполняют движения в соответствии с

      текстом песни «Тихая поляна и быстрая река» муз. и

      сл. Н.Н. Чередниченко. На музыкальный проигрыш

      дети двигаются заданным танцевальным шагом. С

      окончанием музыки- хлопают в ладоши и произносят

      -Раз, два, три,

      Раз, два, три,

      Свою сторону найди!

      Дети находят свою эмблему, встают на свои места.

      Побеждает команда, которая быстрее и лучше вы-

      полнит движения.

      ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ

      Дидактическая игра на закрепление знаний о длительности звуков

      Игровой материал

      Демонстрационный: игровое панно с изображением мишки, который держит в

      лапах ниточки к воздушным шарам. Шары двух типов: большие и маленькие.

      Раздаточный:   шарики, большие и маленькие, по

      числу ниточек. Комплект готовится на каждого ребенка.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Медвежонку в магазине много шариков купили —

      Разноцветных разных ярких. Был он очень рад подарку, Все на шарики

      смотрел, даже песенку запел. (Поет попевку.)

      Мишка шарики купил, с ними весело ходил. Вот!

      Дети повторяют попевку, отхлопывают ритм, определяют количество долгих и

      коротких звуков и выкладывают шариками ритмический рисунок.

      Ноты «Воздушные шары»

      2\4 соль соль\ фа фа\ ми ми\ ре \ соль соль\ фа фа\ ми ми\ ре \ до \\

      Примечание: на одном занятии эту игру можно проводить только с

      демонстрационным материалом, только с раздаточным или с тем и другим.

      ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ

      Дидактическая игра на развитие чувства ритма

      Игровой материал

      Демонстрационный: большая куколка, разрисованная в русском стиле

      Она вырезана из фанеры и закреплена на подставке, высота ее 65 см.

      Одна рука прикреплена так, что может двигаться вправо-влево. Внизу у кисти

      приделан кубик, так, чтобы он стучал по краю сарафана. Можно также сделать

      и другую руку, чтобы работать ими одновременно или поочередно.

      Ход игры

      Звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза».

      Музыкальный руководитель. Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной

      куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас

      научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте.

      Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взять в руки

      ложки, кубики, палочки, бубен. "Если разделить детей по подгруппам и дать

      разные предметы, то получится оркестр.

      ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ

      Дидактическая игра для развития чувства ритма

      Игровой материал

      Демонстрационный: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, к ним с

      обратной стороны наклеена бархатная бумага, которая при наложении держится

      на фланелеграфе (см. стр. 38, 39).

      Раздаточный: карточки (30 х 9 см) и по три полоски из картона: широкие

      (3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5 х 6 см) — короткий. Один комплект

      готовится на каждого ребенка.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет

      по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет

      пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический

      рисунок.)

      Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.

      Аналогично игра проводится и с паровозом.

      ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ

      Дидактическая игра на развитие чувства ритма

      Игровой материал

      Демонстрационный: плоские фигурки из картона (5 шт.), разрисованные в

      русском стиле (см. стр. 40). Можно использовать варианты: все куклы одной

      величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу

      матрешек) в одежде с различными узорами и т.д.

      Раздаточный: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

      Ход игры

      Фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом

      или в шахматном порядке, лицом к столу. Звучит русская народная мелодия

      «Светит месяц».

      Музыкальный руководитель. Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли

      веселые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка.

      (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас

      научить. Вот так умеет Дашенька!

      Музыкальный руководитель берет матрешку и выстукивает деревянной

      подставкой-катушкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм деревянными

      ложками. Можно дать детям в руки кубики, палочки, просто отхлопать ритм в

      ладоши или протопать ногами. Фигурки могут быть разной величины (от

      маленькой до большой), в этом случае ритмы даются по сложности (от легкого

      до более сложного). Ритмы также можно демонстрировать детям, исполняя их

      на фортепиано.

      ВЕСЕЛЫЕ ГУДКИ

      Дидактическая игра для развития чувства ритма

      Игровой материал

      Демонстрационный: фланелеграф, рисунки паровоза и парохода, к ним с

      обратной стороны наклеена бархатная бумага, которая при наложении держится

      на фланелеграфе (см. стр. 38, 39).

      Раздаточный: карточки (30 х 9 см) и по три полоски из картона: широкие

      (3x6 см) — долгий звук, узкие (1,5 х 6 см) — короткий. Один комплект

      готовится на каждого ребенка.

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Смотрите, ребята, какой красивый пароход плывет

      по морю. Он хочет нас поприветствовать своим веселым гудком. (Прикрепляет

      пароход на фланелеграф.) Вот так! (Изображает на фортепиано ритмический

      рисунок.)

      Дети отхлопывают ритм и выкладывают его полосками у себя на карточках.

      Аналогично игра проводится и с паровозом.

      ТРИ МЕДВЕДЯ

      Дидактическая игра для развития чувства ритма

      Игровой материал

      Демонстрационный: плоские фигурки медведей из картона, раскрашенные в

      русском стиле (см. стр. 29-31), — Михаила Потапыча, Настасьи Петровны,

      Мишутки.

      Раздаточный: У детей карточки с изображением трех медведей и кружочки (см.

      стр. 32).

      Ход игры

      Музыкальный руководитель. Вы помните, ребята, сказку «Три медведя»? (Дети

      отвечают.)

      В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в

      это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети

      отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает

      ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках. Дети

      называют, кто пришел.)

      Музыкальный руководитель (выводит фигуру). Как мишка идет? Медленно,

      тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? А теперь найдите, куда

      положить фишку. (Дети кладут кружочки на соответствующее изображение.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...

Презентация "Музыкальные дидактические игры на музыкальном занятии"

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать  к активному восприятию музыки....

Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбирать...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Для гармоничного всестороннего развития ребенка с младенчества , большую роль играют музыкальные занятия в ДОУ. Работа назанятиях проводится разносторонняя по всем направлениям музыкальной деятельност...

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфа

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфаВо время музыкальных занятий в ДОУ использование фланелеграфа как  стенда для размещения тех или ины...


 

Комментарии

Евгения! Спасибо большое за огромный подбор муз-дид игр.