ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ
учебно-методическое пособие по музыке по теме

Рыжкова Евгения Викторовна

Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в танцевальной музыке

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в

      танцевальной музыке.

      Игра « Змейка».

      Цель игры: формирование у детей представления о польке на основе некоторых

      ее элементов.

      Музыкальный материал: «Полька» С. Рахманинова(1часть),

      «Вальс» А. Грибоедова (11 часть).

      Движения, используемые в игре:

      1. Шаг польки.

      2. Шаг вальса

      3. Плавные движения рук.

      4. Покачивание корпуса.

      Методика организации игры

      Педагог делит детей на три группы и выстраивает в колонны в указанных

      местах зала.

Под звучание польки все дети передвигаются по залу «змейкой».

      Под музыку вальса, стоя на месте, дети выполняют:

      - плавные движения руками вверх-вниз перед собой.

      - шаг вальса вперед-назад или в стороны.

С прекращением музыки все дети бегут на свои места.

Выигрывает та команда, которая построилась раньше других.

      Примечания

      1. Музыкальный руководитель может предоставлять детям свободу выбора

      движений под музыку вальса, оговорив предварительно с ними варианты

      движений.

      2. Выстраивая колонны в конце игры, дети не должны суетиться, не толкаться

      и не создавать хаос, иначе жажда победы может возобладать над

      нравственно-этическими задачами игры.

      Игра «Цветные звездочки».

      Цель игры: формирование у детей представление об элементах народного

танца.

      Музыкальный материал: «Из – под дуба» р.н.п.

      Движения, используемые в игре:

      1. Переменный шаг.

      2.Шаг с подскоком.

      Атрибуты: Разноцветные звездочки.

      Методика организации игры

      Музыкальный руководитель расставляет в зале 2ряда стульев параллельно

      друг другу. Расстояние между рядами 2метра, равное количество с обеих

      сторон.

      Дети рассаживаются на стулья напротив друг друга.

В начале образованного коридора стоит воспитатель и держит в руках

      разноцветные звездочки.

     Звучит 1 часть песни «Из – под дуба» в умеренном темпе. Дети, сидящие

      последними в каждом ряду двигаются к воспитателю переменным шагом, их

      места занимают соседние дети.

Под более подвижное звучание музыки дети, бегом оббегают каждый свой

      ряд, стараясь первым прибежать к воспитателю.

      Победителю вручается звездочка. Если дети прибегают одновременно, даются

      обоим.

Играют все дети.

      Побеждает команда с большим количеством звезд.

      Примечание

      1. Оценивать не только скорость, но и качество исполнения

      2. Подгруппы можно создать девочки – мальчики, или смешанные.

      Игра «Забавная игра.

      Цель: расширение знаний детей о народных танцах с помощью новых элементов.

      Музыкальный материал: 1. «Во саду ли, в огороде» р.н.п.

      2. «Ах. Вы сени» р.н.п.

      Движения, используемые в игре:

      1. «Ковырялочка» с притопом.

      2. Полуприседание с выбросом ног.

      3. Переменный шаг.

      Методика организации игры

      Все дети стоят в кругу со сцепленными руками, образуя «воротики».

     Заранее назначенные солисты под музыку пробегают в воротики

      С окончанием музыки «воротики» опускаются, а оставшиеся в кругу дети

      пляшут под музыку «Ах, вы сени», импровизируя знакомые движения русского

      танца. Остальные хлопают в ладоши.

; Игра повторяется несколько раз.

      Примечания:

      1. Назначать солистов можно считалкой, или по желанию.

      2.Пробегая в воротики, дети не должны суетиться, или толкаться

      3. Солисты – нарушители ставятся в общий круг.

      4.Если дети используют в танце собственные движения, не оговоренные игрой,

      останавливать их не нужно, а наоборот, нужно подбодрить доброжелательной

      оценкой.

      Игра « Музыкальные загадки».

      Цель игры: закрепление у детей представлений о жанровом разнообразии

      танцевальной музыки посредством соответствующих элементов движений.

      Музыкальный материал: 1. «Вальс» П.И.Чайковский

      2. «Полька» С. Рахманинова»

      3. «Краковяк» М.Глинки.

      4. «Менуэт» И.С.Баха.

      5. «Из – под дуба» р.н.п.

      Движения, используемые в игре:

      1. Шаг вальса.

      2. Шаг галопа.

      3. Шаг польки.

      4. Шаг менуэта.

      5. Переменный шаг.

      Атрибуты: Картонные нотки.

      Методика организации игры

; Воспитатель делит детей на несколько групп.

    Дети строятся в параллельные колонки, педагог становится в

      противоположном конце зала.

      Под звучание музыкального отрывка первые дети двигаются к педагогу

      соответствующим шагом.

       Если ребенок услышал и правильно исполнил движение – получает ноту

      Далее игра проходит под звучание другой музыки.

      Побеждает команда, набравшая наибольшее количество ноток.

      Примечания

      1. Мелодии можно исполнять в разной последовательности. Звучать не более

      8-10 сек.

      2. Педагог должен подбодрить проигравших детей.

      3. Отметить наиболее красиво исполненное движение.

      Игра «Воротики»

      Цель игры: Обучить детей восприятию ритмического разнообразия / долгие,

      короткие звуки/ посредством движений под музыку.

      Музыкальный материал: «Марш» И. Дунаевского,

      «Полька» С.Рахманинова.

      Движения, используемые в игре:

      Энергичный шаг на полной стопе.

      Легкий бег на носочках.

      Методика проведения игры:

      Дети делятся на первые и вторые номера.

      Дети с одинаковыми номерами делятся на пары, образуют круг. Пары под

      первыми номерами чередуются с парами под вторыми номерами.

      Под звучание марша все дети парами идут по кругу энергичным шагом на

      полной стопе /высоко поднимая колени/, Свободно и энергично взмахивая

      руками.

      С окончанием звучания музыки /в паузе между музыкальными отрывками/

      педагог дает команду, например: «Первые номера!» - и это значит, что дети,

      стоящие под этими номерами, должны быстро поднять сцепленные руки вверх,

      образуя «воротики».

      Под звучание польки не названные номера легким бегом пробегают в

      «воротики», образованные названными номерами.

      Далее игра поводится сначала, но «воротики» могут образовывать другие

      номера. С целью концентрации внимания детей педагог может называть одни и

      те же номера несколько раз подряд.

      « Передай мяч»

      Цель игры: обучить детей восприятию контрастных динамических оттенков в

      движении.

      Музыкальный материал: « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского

      «Щелкунчик».

      Движения, используемые в игре: плавные движения рук влево и вправо в

      процессе передачи мяча с соответствующим поворотом корпуса и головы.

      Методика организации игры

Дети стоят, образуя круг.

      Педагог оговаривает с ними условия игры: под громкое звучание музыки

      мячик передавать вправо, под тихое - влево.

Игра продолжается столико, сколько она вызывает эмоциональный отклик у

      детей.

      Примечания:

      1. Педагог перед началом игры обязательно должен напомнить детям о

      динамике звука, т.е. о силе звучания музыки /тихо-громко/.

      2 . В процессе игры очень важно, чтобы дети реагировали на смену динамики

      без суеты и разговоров, внимательно слушали музыку.

      3. музыкальному руководителю необходимо объяснить детям, что под громкую

      музыку движения рук могут быть более энергичными и волевыми, а если музыка

      звучит тихо – более нежными и плавными.

     

      Игры, формирующие у детей представление о жанровом разнообразии в

      танцевальной музыке.

      Игра «Круг и кружочки».

      Цель игры: формирование у детей представления о вальсе на основе некоторых

      его элементов.

      Музыкальный материал: «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского

      «Щелкунчик».

      Движения, используемые в игре: шаг вальса /вперед-назад/ и плавные

      движения рук и корпуса.

      Методика организации игры

      Педагог делит детей на 3-4 равные подгруппы по 5-6 человек, производя в

      каждой из них расчет по номерам.

      На вступление дети встают в круг, лицом к центру и выполняют движения:

      - плавное поочередное движение рук вверх и вниз перед собой.

      - плавное поочередное движение руками в стороны.

По сигналу музыкального руководителя вызываются определенные номера,

      которые перестраиваются в маленькие кружки. Движение продолжается шагом

      вальса со сцепленными руками.

      Далее педагог вызывает другие номера.

      Примечания

      1. Если музыкальный руководитель почувствовал, что вальсовые движения

      представляют трудность для детей, то их можно заменить простым легким

      шагом, а шаг вальса отрабатывается индивидуально.

      2. Избегать «шаркающего шага.

      "Волшебный кубик". 

      Оборудование: кубик с наклеенными длительностями на гранях. Каждая грань

      соответствует какому-то танцевальному движению.

      Цель: закрепить знания детей о длительностях, упражнять в умении выполнять

      знакомые танцевальные движения (ходьба, поскоки, приставной шаг,

      хороводный шаг и др. Какие нужно закрепить в данный момент

      музрук).Развивать чувство ритма и координацию движений.

      Ход игры: Дети по- очереди бросают кубик, определяют какое движение

      соответствует данному ритму( с этим знакомимся заранее постепенно) и

      выполняют под музыку.

«Песня, танец, марш»

      Цель игры: развивать представление об основных жанрах музыки, способность

      различать песню, танец, марш.

      Описание: по три карточки на каждого ребёнка, на которых изображены: на

      первой - поющая девочка; на второй - пляшущая девочка; на третьбей -

      марширующий мальчик.

      Методика применения: дети слушают поочерёдно три пьесы разных жанров.

      После прослушивания берут квадрат с рисунком, соответствующий жанру пьесы.

      Музыкальный репертуар: по выбору музыкального руководителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбираться...

Презентация "Музыкальные дидактические игры на музыкальном занятии"

Музыкально-дидактические игры в детском саду являются средством активизации музыкального развития каждого ребёнка, что позволяет приобщать  к активному восприятию музыки....

Музыкально- дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Восприятие музыки - сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребенка разбирать...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС...

Музыкальные - дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Для гармоничного всестороннего развития ребенка с младенчества , большую роль играют музыкальные занятия в ДОУ. Работа назанятиях проводится разносторонняя по всем направлениям музыкальной деятельност...

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфа

Музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях в ДОУ: наглядные пособия для фланелеграфаВо время музыкальных занятий в ДОУ использование фланелеграфа как  стенда для размещения тех или ины...

Консультация Развитие речи через музыкально-творческие дидактические игры на музыкальных занятиях

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способность выражать мысли словами, движениями и жестами.Вся наша жизнь пронизана музыкой: мы поем, напеваем, насви...