Логоритмическое занятие "Масленица"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Рыжкова Наталья Владимировна

Проведения логоритмики показывает, что такое построение коррекционной работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность в усвоении практического материала. При помощи точной дозировки таких слуховых раздражителей, как темп, ритм, динамика музыки и слова, логоритмика обеспечивает коррекционную направленность речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logoritmicheskoe_zanyatie_maslenica.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Логоритмическое занятие «Масленица»

Цели и задачи.

Цель: преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

Коррекционные:

       • Совершенствовать основные параметры движений артикуляционной моторики;

  1. развитие речевого дыхания;
  2. развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики, чувства темпа и ритма;
  3. формирование умения сочетать речь с движением;
  4. увеличение словарного запаса, объёма памяти;
  5. развитие слухового и зрительного внимания;
  6. закрепление лексико - грамматических категорий;
  7. развитие связной речи.

Образовательные:

  1. развитие пространственных представлений;
  2. систематизация знаний детей по теме «Масленица».

Развивающие:

 • Развивать воображение, фантазию детей, эмоции, выразительность мимики и пантомимики.

• Развивать музыкальные способности детей, игру на музыкальных инструментах и чувство ритма.

Воспитательные:

  1. Воспитание чувства коллективизма;
  2. умения взаимодействовать со сверстниками в процессе игрового общения;
  3. развитие эстетического вкуса.

Оснащение и оборудование: аудиозапись музыки, музыкальные инструменты, канат, платочки.

Ход занятия

Праздник начинается возле зала.

Воспитатель зазывает детей:

Собирайтесь, гости дорогие, старые да малые!

 Весь люд честной  в наш дом большой,

 С песнями да плясками, с играми да сказками.

Под исполнение русской народной мелодии входят в зал дети:

– Проходите, добры молодцы да красны девицы. Поприветствуйте гостей дорогих, как это было принято на Руси.

 – Здравствуйте, гости дорогие! (Дети здороваются и кланяются).

Психогимнастика

– Утро сегодня выдалось ясное, солнечное. Настроение у всех замечательное. Поприветствуем начало нового дня!

Пальчиковая гимнастика «Утречко»:

Утро настало, солнышко встало.

 – А ну, братец Федя, разбуди соседей!

 – Вставай, Большак!

 – Вставай, Указка!

 – Вставай, Середка!

 – Вставай, Сиротка!

 – Вставай, Крошка-Митрошка!

 – Привет, ладошка!

Все потянулись и проснулись.

Воспитатель:

Эй, девчоночки-подружки, веселушки-хохотушки!

 Эй, ребята-молодцы, озорные удальцы!

 Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть?

 Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

– Посмотрите, какая чудесная улица находится рядом с нами. Я приглашаю вас, по ней прогуляться к лесной опушке. ( «У леса на опушке, жила зима в избушке..»)

Идем под музыку.

Входит Зима.

Зима.

 Снег пушистый стелется,

 Улица бела.

 Я — Зима-метелица,

 В гости к вам пришла!

 Хорошо ли вам было зимой?

Дети.

 Хорошо! Давайте вспомним,  чем зима отличается от других времен года.

Пословицы о зиме:

  1. Заковал мороз реки, но не навеки.
  2. Мороз не велик, да стоять не велит
  3. Зимою вьюга — летом ненастье.
  4. Два друга — мороз да вьюга.
  5. Зимой без шубы не стыдно, а холодно
  6. Зимой солнце светит, да не греет.
  7. Как зима не злится, а весне покорится

Логоритмическое упражнение: “ Вот, как холодно зимой ” (распевка, массаж биологических активных зон).

Упражнения на развитие мимики и мелкой моторики.

  1. Мы во двор пошли гулять

Раз, два, три, четыре, пять, (разгибаем пальчики по одному)

Мы во двор пошли гулять.(маршируем)(

Бабу снежную лепили, (имитируем движение – лепка комочков) (изображаем - радость)

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались, (изображаем руками горку ) ( удовольствие)

А потом в снегу валялись.(повороты)

А потом  домой пришли. (маршируем, изображаем крышу дома)

Съели суп и спать легли. (имитация жевательных движений) (спокойствие)

Зима.

Устали вы от меня?

 Вижу, вижу, пришла пора прощаться!

 Пора весне дорогу уступить!

Ведущий: Но, чтобы проститься с зимой, нам нужно отгадать загадки зимние и…….:

  1. Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год я главная!

Ответ: Елка новогодняя

  1. Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

Ответ: Лед

  1. Не умеет он играть,

А заставит танцевать,

Нарумянит всех людей,

Кто же этот чародей?

Ответ: Мороз

  1. Сперва с горы летишь на них,

А после в гору тянешь их.

Ответ: Санки

  1. Бел, да не сахар,

Ног нет, да идет.

Ответ: Снег

У метели есть подруга,        

Звать подружку эту ... (вьюга)

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА

ВЬЮГА. Перед детьми сюжетная картинка «Вьюга». По сигналу «Вьюга началась» дети тихо гудят: У-у-у... По сигналу «Сильная вьюга» дети громко произносят: У-у-у... По сигналу «Вьюга затихает» дети постепенно уменьшают силу голоса. По сигналу «Вьюга закончилась» замолкают.

Зима:

Молодцы. Но где же весна?(уходит)

Ведущий: 

Дети, дети, выбегайте,

Весну красную встречайте,

Весну красную встречайте,

Всех блинами угощайте,

Всех блинами угощайте,

Вместе с Масленицей

На конях прокатимся,

Ой люлю, люлю, на конях прокатимся!

Песня  ВОЛШЕБНИКИ ДВОРА - Весну звали

Ведущая:

Весна пришла, а с ней и Масленица.  Давайте позовем нашу Масленицу.

 Дети:

Едет Масленица дорогая!

 Наша гостьюшка годовая!

 На саночках расписных,

 На кониках вороных.

 Живет Масленица 7 деньков,

 Оставайся с нами 7 годков!

Дети имитируют выступление оркестра.

 ФОЛЬК-ШОУ ГРУППА КОЛЕСО (музыка Э.Кроян) - Масленица (гимн Всероссийской Масленицы ) Входит Масленица.

Ведущий: 

Всюду ярмарки, гулянья,

Веселится весь народ!

Провожают зиму, холод,

Ведь весна уж у ворот!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Масленица:

Масленица (кланяется).

 Спасибо, дорогие, что приветили! Масленица бывает в конце февраля — начале марта. Она возвещает об окончании зимы и начале весны. Масленица — великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. А что вы знаете о Масленице?

Дети.

 Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. Вторник — заигрыши (время игрищ и развлечений). Среда — лакомка (едят сладости). Четверг — разгул (самый веселый день). Пятница — тещины вечера (зятья — папы — идут в гости на блины к бабушкам — маминым мамам). Суббота — посиделки (родственники собираются на обед, ужин, долго сидят, общаются). Воскресенье называют прощеным воскресеньем. В этот день прощают все обиды, забывают ссоры, признают свои ошибки, мирятся. Воскресенье — проводы Масленицы.

Ведущий:

Масленица, а мы про тебя еще вот, что знаем (поговорки) :

  1. «Масленица — объедуха, деньгам — приберуха».
  2. «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить».
  3. «Масленица без блинов, что свадьба без невесты».

Масленица:

Спасибо, детушки!

 Сад ваш не велик,

 Да стоять не велит!

Давайте петь, играть!

Эй, девчонки-хохотушки! Запевайте-ка частушки! Начинайте поскорей, чтоб порадовать гостей!

  1. Мы частушки пропоем,

 Как мы Масленицу ждем,

 Как тоскуем по блинам

 И по теплым вешним дням.

  1. Ела, ела я блины,

 Не жалела я икры,

 Не жалела масла, сала,

 И еще я толще стала!

  1. Приходите, заходите

 На румяные блины.

 Нынче Маслена неделя —

 Будьте счастливы, как мы!

  1. Пятый блин я слопала,

 На мне юбка лопнула.

 Пойду юбку зашивать,

 Чтобы есть блины опять.

  1. Веселей играй, гармошка,

 Масленица, не грусти!

 Приходи, весна, скорее,

 Зиму прочь от нас гони!

  1. Мы кончаем петь частушки

 До другого вечера.

 Вы сидите до утра,

 Коли делать нечего.

Масленица :

Давайте поиграем, но вначале — посчитаемся!

 Под горою, у реки,

 Живут гномы-старики!

 У них колокол висит,

 Рассеребряный звонит!

 Дин-дон! Дин-дон!

 Выходи из круга — вон!

  1. «Золотые ворота»

В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами.

 «Воротики» произносят:

 Золотые ворота

 Пропускают не всегда!

 Первый раз прощается,

 Второй запрещается,

 А на третий раз

 Не пропустим вас!

 После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».

  1. "Перетягивание каната"

Пусть на Масленицу оно будет не совсем традиционным. Подготовка — как в обычном перетягивании каната, но команды берутся за него, стоя спиной друг к другу.

  1. "Почта"

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

 — Динь, динь, динь!

 — Кто там?

 — Почта!

 — Откуда?

 — Из города …

 — А что в городе делают?

 Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают. Все играющие должны делать то, что сказал водящий.

Ведущий: А где же Масленица?

Ах, Масленица, обманщица!

До поста довела – Сама удрала!

Масленица, воротись!

В новый год покажись!

Ты прощай, прощай, наша Масленица.

Ты прощай, прощай, наша широкая.

Ты не в среду пришла,

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,

С блинами, пирогами

Да с оладьями.

Блины масленые,

Шаньги мазаные.

Мы катаемся с горы от зари и до зари,

А скоро, в воскресенье,

Наше кончится веселье.

Прощай, прощай, Наша Масленица!

Весна : Что ж, друзья! Пора и мне в лес! Порядок после Зимушки навести да разбудить лесных жителей, деревья, кусты! Приходите к нам, но не обижайте моих лесных жителей!

Ведущий:

Ну чтож, ребята, проводили Зимушку, встретили Весну.  Давайте на прощанье Зиме скажем еще раз  добрые слова.

 Летел кулик из-за моря,

 Принес кулик девять замков.

 Кулик, кулик, замыкай зиму,

 Отпирай весну, тепло летечко!

 Ребята, повторяйте дружно:

 "До свидания, Зимушка-Зима! До свидания, Мороз Иванович!"

Все зрители повторяют.

Ведущий:

Да ведь и вправду, пора нам чучело  Масленицы поджигать!

На костре сейчас большом

 Чучело зимы сожжем.

 Сразу всем теплее станет,

 И зима в пути растает.

Выход на улицу детей.

Поджигаем чучело.

Ведущий:

Повторяйте все за мной!

Гори-гори, ясно!

Чтобы не погасло!

Все участники громко выкрикивают эту присказку. В костер бросают принесенные из дома лоскутки, веточки, бумажки.

Ведущий и дети.

Масленица, прощай!

А на следующий год опять приезжай!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя игротека: логоритмические и пальчиковые игры

Материал для родителей и воспитателей...

Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста

Статья "Значение логоритмических занятий в развитии речи детей дошкольного возраста" (из опыта работы)...

Конспект итогового логоритмического занятия

Итоговое логоритмическое занятие с детьми подготовительной группы с ЗПР...

использование логоритмических средств при устранении дислалии

Упражнения и игры для коррекции нарушений звукопроизношения....

Логоритмическая гимнастика

Логоритмическая гимнастика помогающая развивать речь и совершенствовать уровень основных движений у детей дошкольного возраста...

проект логоритмических занятий «Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Музыка» на логоритмических занятиях»

Цель: преодоление речевой, двигательной и коммуникативной недостаточности у   детей с нарушением  речи и зрения....