ННОД по музыкальному воспитанию "Расскажи нам сказку, музыка"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
Привлечь внимание к красоте классической музыки в процессе слушания опер Н.А.Римского-Корсакова.
Продолжать развитие тембрового слуха, глубокого дыхания, голосообразования, чувства ритма, воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rasskazhi_nam_skazku_muzyka.doc | 58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА АППАРАТУРЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«РАССКАЖИ НАМ СКАЗКУ, МУЗЫКА»
В РАМКАХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ»
Музыкальный руководитель
Ломакина М.Б.
Тамбов 2012г.
Цель: Привлечь внимание к красоте классической музыки в процессе слушания опер Н.А.Римского-Корсакова.
Продолжать развитие тембрового слуха, глубокого дыхания, голосообразования, чувства ритма, воображения.
Ход НОД:
- Приветственная песня «Музыка, здравствуй»;
- Художественное слово;
- Дыхательная гимнастика;
- Слушание музыкального отрывка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»;
- Исполнение хоровода «Ай, во поле липенька»;
- Вокализация (здоровьесберегающие технологии);
- Инсценирование песни «Ой, вставала я ранёшенько»;
- Дидактическая игра с музыкальными инструментами и карточками «Весна пришла»;
- Слушание и сравнение музыкальных отрывков из опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова;
- Танец-импровизация с лентами на основе знакомых движений «Морская феерия»;
- Игра «Море волнуется раз…»;
- Дидактическая игра на экране (на закрепление изученного) «Вопросы золотой рыбки»
- Создание коллажа.
Результативность:
В результате проведённой НОД детьми был закреплён следующий материал: певческое дыхание, метроритм в графическом исполнении (дидактическая игра), знание и исполнение знакомых песен, импровизационно-танцевальные движения с предметами. Дети активно включались в НОД, были изобретательны и эмоциональны.
Дети входят в зал и становятся в полукруг.
Песня «Музыка, здравствуй!».
Муз.рук.: Ребята, прежде чем мы начнём нашу встречу, давайте посмотрим на экран и послушаем отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Дети расходятся немного в стороны и смотрят на экран.
Слайд№1 Лукоморье.
Звучит музыка по выбору музыкального руководителя.
Муз.рук.: У Лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том.
И днём , и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо, песнь заводит,
Налево – сказку говорит,
Там чудеса, там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей…
Муз.рук.: Как вы думаете, ребята, какую музыку мы с вами сегодня будем слушать, какие песни петь, о чём будем разговаривать, рассуждать?
Дети отвечают.
Муз.рук.: Правильно, всё сегодня будет связано со сказкой. Посмотрите, у меня есть книга.
Слайд№2 - книга.
Муз.рук.: И на ней написано…
Дети (читают): Сказки.
Муз.рук.: А вы знаете, что такое сказка?
Дети отвечают. (Сказка – это рассказ о том, чего никогда не было и не может быть. И всё действие всегда связано с волшебством.)
Муз.рук.: А как вы узнаёте, о чём говорится в сказке?
Дети отвечают. (Нам рассказывают мамы, бабушки. Мы сами их читаем, а ещё смотрим по телевизору.)
Муз.рук.: Значит сказки можно слушать, читать, смотреть. А как вы думаете, музыка может рассказать нам сказку?
Дети отвечают.
Муз.рук.: Конечно может. Композиторы тоже любили слушать сказки. К своим любимым сказкам они придумали музыку. И эти сказки зазвучали по-новому, запели. Все передвижения, настроения, эмоции, явления природы изображены игрой музыкальных инструментов. А сегодня эта книга поможет нам услышать сказочную музыку. И сейчас мы откроем первую страницу.
Звучит отрывок из песни к фильму-сказке «Там, на неведомых дорожках».
Слайд №3 – портрет композитора.
Муз.рук.: Ребята, посмотрите на экран. Вспомните, пожалуйста, как зовут этого композитора.
Дети отвечают.
Муз.рук.: Правильно. Это Николай Андреевич Римский-Корсаков, самый яркий из сказочников среди композиторов. Он написал много опер на сказочные сюжеты. А какие сказки-оперы этого композитора вы помните.
Дети: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Садко»…
Муз.рук.: Верно, отрывки из этих опер мы слушали на прошлых занятиях. Давайте с помощью нашей волшебной книги отправимся в сказку-оперу «Снегурочка».
Слайд№4 - картина «Снегурочка» Васнецова.
Муз.рук.: Ребята, вспомните, в какое время года сказка начинается.
Дети: В конце зимы.
Муз.рук.: Верно. Значит, сейчас должен подуть холодный зимний ветер. Давайте подуем с вами на ладонь так, будто это и правда зимний ветер дует.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Муз.рук.: А зимой ещё и вьюга завывает. У-у-у-у-у-у-у!
Дети исполняют вокализацию с повышением и понижением тона.
Муз.рук.: Здорово. Мне даже холодно стало… но подула весна своим лёгким, тёплым дыханием, и отступила зима.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Муз.рук.: Молодцы, хорошо! А сейчас вы услышите один из ранее прослушанных отрывков из оперы и попробуете угадать, как называется этот отрывок.
Музыкальный руководитель исполняет на фортепьяно песню из III-го действия оперы «Ай, во поле липенька».
Дети отвечают.
Муз.рук.: Верно. Скажите мне, пожалуйста, какая эта музыка по характеру?
Дети отвечают. (ласковая, плавная, нежная, напевная…)
Муз.рук.: Давайте с вами заведём хоровод и спеем её плавно, ласково, напевно.
Хоровод «Ай, во поле липенька». Слайд№5 – хоровод
Муз.рук.: Хорошо, ребята. Вам удалось передать характер песни. А сейчас садитесь как кому удобно – на стульчик или на ковёр. В сказку пришла весна, выглянуло солнышко, стало согревать землю. Проснулись пчёлки и зажужжали, то поднимаясь высоко, то опускаясь на первые весенние цветы.
Дети исполняют вокализацию на звук Ж, интонируя вверх-вниз.
Муз.рук.: Запищали комарики и большие, и маленькие.
Дети исполняют вокализацию на слог ПИ. (часть детей интонирует на низких нотах, часть – на высоких.)
Муз.рук.: А коровки замычали – выгоняй нас, хозяюшка, на луг.
Дети исполняют вокализацию на слог Му.
Муз.рук.: Я предлагаю вам взять атрибуты и проинсценировать знакомую русскую народную песню.
Инсценировка песни «Ой, вставала я ранёшенько».
Муз.рук.: Молодцы! Задорно у вас получилось.
Звучит фонограмма капели.
Муз.рук.: Ребята, прислушайтесь. Что это сейчас звучит?
Дети отвечают.
Муз.рук.: А на каком музыкальном инструменте мы сможем изобразить капель?
Дети отвечают. (металлофон, ксилофон.)
Муз.рук.: А пение ручейка?
Дети отвечают. (Колокольчик.)
Муз.рук.: А треск льда на реке?
Дети отвечают. (На ложках, трещотках.)
Муз.рук.: А пение птиц?
Дети отвечают. (На свистульках.)
Муз.рук.: Хорошо. Возьмите со стола, понравившиеся вам музыкальные инструменты. Сейчас мы с вами расскажем небольшую сказку с помощью музыкальных инструментов.
Авторская игра с музыкальными карточками «Весна пришла».
(Во время игры муз.рук. показывает карточки с ритмическими рисунками, звучит спокойная музыка по выбору музыкального руководителя.)
Муз.рук.: Пришла на землю красавица Весна, принесла с собой тепло, добро, красно солнышко. Первые весенние лучи стали согревать землю. Заплакали сосульки, побежали ручейки.
(вступают дети с металлофоном Слайд№6 - капель,
ксилофоном, колокольчиками Слайд№7 - ручей)
Муз.рук.: Проснулся лес от зимнего сна, запели птицы.
(вступают дети со свистульками Слайд№8 - птицы)
Муз.рук.: Лёд на реке стал трескаться.
(вступают дети с трещотками и ложками Слайд№9 - ледоход).
По показу музыкального руководителя дети прекращают музицировать.
Муз.рук.: Посмотрела весна на такую красоту и улыбнулась – очень ей понравилась такая работа. Вот мы и рассказали с вами старую сказку на новый, музыкальный лад. А теперь положите инструменты на места, и мы откроем следующую страницу нашей книги.
Слайд№10 – море.
Муз.рук.: Что же нам показывает книга на это странице?
Дети отвечают. (Море)
Муз.рук.: Правильно. А каким оно изображено? Спокойным или бурным?
Дети отвечают.
Муз.рук.: Послушайте, как передал красоту моря Н.А.Римский-Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане».
Звучит отрывок «Ветер по морю гуляет».
Муз.рук.: Какое море вам представилось, ребята?
Дети отвечают. (спокойное, тихое, на море штиль…)
Муз.рук.: Посмотрите на экран. Таким вам представилось море?
Слайд№11 – штиль.
Дети отвечают.
Муз.рук.: А теперь, для сравнения, я предлагаю послушать ещё один отрывок из другой оперы, которая называется «Садко».
Звучит тема моря из оперы «Садко».
Дети отвечают. (Море бурное, неспокойное, музыка напряжённая.)
Слайд №12 – Айвазовский «Среди волн».
Муз.рук.: Правильно. А теперь возьмите ленты, пофантазируйте и с помощью лент покажете, каким бывает море. Синие ленты – это море, зелёные – это водоросли, а жёлтые и красные – это волшебные рыбки.
Танец-импровизация «Морская феерия». Слайд№13 – подводный мир
Муз.рук.: Отлично! Замечательную морскую сказку вы сейчас показали. А помогла нам в этом музыка великого русского композитора…
Дети: Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Муз.рук.: А сейчас я предлагаю поиграть в музыкальную игру «Море волнуется раз».
Игра «Море волнуется раз».
Муз.рук.: Вот и закрылась последняя страница нашей волшебной книги сказок. Сегодня мы побывали в стране волшебной музыки опер Н.А.Римского-Корсакова. Как вы думаете, музыка помогла нам сегодня рассказать сказку?
Дети отвечают. (помогла создать настроение, изобразить явления природы (ветер, капель, пение птиц…), показать морские красоты.)
Муз.рук.: молодцы, очень хорошо. Ребята, вы так замечательно сегодня пели, играли, танцевали, что к нам приплыла волшебная золотая рыбка. Она хочет задать вам свои вопросы. Ответим на них?
Дети отвечают.
Дидактическая игра на экране «Вопросы золотой рыбки».
Муз.рук.: Что помогало вам изображать явления природы.
Слайд№ 14 – ответ: Музыкальные инструменты.
Муз.рук.: Как назывался хоровод, который вы сегодня исполнили и из какой он оперы?
Слайд№ 15 ответ: Ай, во поле липенька из оперы «Снегурочка».
Муз.рук.: Назовите автора опер «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».
Слайд№16 – ответ: Н.А,Римский-Корсаков.
Муз.рук.: Ну что ж, я считаю, что вы справились с вопросами золотой рыбки и предлагаю составить коллаж из героев сказок-опер Н.А.Римского-Корсакова, которых вы подготовили на занятии по изодеятельности. Подарим мы его золотой рыбке на прощание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в старшем дошкольном возрасте.
Задачи данного проекта:1.научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.2. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценир...
Музыкально – образовательный проект « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского
Музыкально – образовательный проект « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8839088","attri...
Музыкально – образовательный проект «Сказка в музыке» По балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского
Формирование у дошкольников устойчивого интереса к слушанию музыки, вырабатывание навыков грамотного слушателя. Пробуждение у детей самостоятельного обращения к слушанию музыки....
Музыкальный спектакль « История о Особенной Лягушке и настоящей дружбе» в основу положена музыкальная сказка (музыка А. Абрамова, сценарий А. Горина) « Лягушка и Пеликан»
Сценарий музыкального спектакля "История о Особенной Лягушке и настоящей дружбе" для подготовтельной группы....
Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в подготовительной группе
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетиче...
Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Сказка в музыке)
Сказка в музыке.Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"Музыка : http://natali1972kuznetco.wixsite.com/masonry-layout-ru/bla...
Музыкально- педагогический проект " Сказка в музыке"
Музыкально- педагогический проект " Сказка в музыке"...