ННОД по музыкальному воспитанию "Расскажи нам сказку, музыка"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме

Ломакина Маргарита Борэевна

 

Привлечь внимание к красоте классической музыки в процессе слушания опер Н.А.Римского-Корсакова.

Продолжать развитие тембрового слуха, глубокого дыхания, голосообразования, чувства ритма, воображения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazhi_nam_skazku_muzyka.doc58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИА АППАРАТУРЫ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«РАССКАЖИ НАМ СКАЗКУ, МУЗЫКА»

В РАМКАХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ»

Музыкальный руководитель

Ломакина М.Б.

Тамбов 2012г.

Цель:  Привлечь внимание к красоте классической музыки в процессе слушания опер Н.А.Римского-Корсакова.

Продолжать развитие тембрового слуха, глубокого дыхания, голосообразования, чувства ритма, воображения.

Ход НОД:

  1. Приветственная песня «Музыка, здравствуй»;
  2. Художественное слово;
  3. Дыхательная гимнастика;
  4. Слушание музыкального отрывка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»;
  5. Исполнение хоровода «Ай, во поле липенька»;
  6. Вокализация (здоровьесберегающие технологии);
  7. Инсценирование песни «Ой, вставала я ранёшенько»;
  8. Дидактическая игра с музыкальными инструментами и карточками «Весна пришла»;
  9. Слушание и сравнение музыкальных отрывков из опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова;
  10. Танец-импровизация с лентами на основе знакомых движений «Морская феерия»;
  11. Игра «Море волнуется раз…»;
  12. Дидактическая игра на экране (на закрепление изученного) «Вопросы золотой рыбки»
  13. Создание коллажа.

Результативность:

В результате проведённой НОД детьми был закреплён следующий материал: певческое дыхание, метроритм в графическом исполнении (дидактическая игра), знание и исполнение знакомых песен, импровизационно-танцевальные движения с предметами. Дети активно включались в НОД, были изобретательны и эмоциональны.

Дети входят в зал и становятся в полукруг.

Песня «Музыка, здравствуй!».

Муз.рук.: Ребята, прежде чем мы начнём нашу встречу, давайте посмотрим на экран и послушаем отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Дети расходятся немного в стороны и смотрят на экран.

Слайд№1 Лукоморье.

Звучит музыка по выбору музыкального руководителя.

Муз.рук.: У Лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том.

И днём , и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Идёт направо, песнь заводит,

Налево – сказку говорит,

Там чудеса, там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей,

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Муз.рук.: Как вы думаете, ребята, какую музыку мы с вами сегодня будем слушать, какие песни петь, о чём будем разговаривать, рассуждать?

Дети отвечают.

Муз.рук.: Правильно, всё сегодня будет связано со сказкой. Посмотрите, у меня есть книга.  

Слайд№2 -  книга.

Муз.рук.: И на ней написано…

Дети (читают): Сказки.

Муз.рук.: А вы знаете, что такое сказка?

Дети отвечают. (Сказка – это рассказ о том, чего никогда не было и не может быть. И всё действие всегда связано с волшебством.)

Муз.рук.: А как вы узнаёте, о чём говорится в сказке?

Дети отвечают. (Нам рассказывают мамы, бабушки. Мы сами их читаем, а ещё смотрим по телевизору.)

Муз.рук.: Значит сказки можно слушать, читать, смотреть. А как вы думаете, музыка может рассказать нам сказку?

Дети отвечают.

Муз.рук.: Конечно может. Композиторы тоже любили слушать сказки. К своим любимым сказкам они придумали музыку. И эти сказки зазвучали по-новому, запели. Все передвижения, настроения, эмоции, явления природы изображены игрой музыкальных инструментов. А сегодня эта книга поможет нам услышать сказочную музыку. И сейчас мы откроем первую страницу.

Звучит отрывок из песни к фильму-сказке «Там, на неведомых дорожках».

 Слайд №3 – портрет композитора.

Муз.рук.: Ребята, посмотрите на экран. Вспомните, пожалуйста, как зовут этого композитора.

Дети отвечают.

Муз.рук.: Правильно. Это Николай Андреевич Римский-Корсаков, самый яркий из сказочников среди композиторов. Он написал много опер на сказочные сюжеты. А какие сказки-оперы этого композитора вы помните.

Дети: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Садко»…

Муз.рук.: Верно, отрывки из этих опер мы слушали на прошлых занятиях. Давайте с помощью нашей волшебной книги отправимся в сказку-оперу «Снегурочка».

 

Слайд№4  - картина «Снегурочка» Васнецова.

Муз.рук.: Ребята, вспомните, в какое время года сказка начинается.

Дети: В конце зимы.

Муз.рук.: Верно. Значит, сейчас должен подуть холодный зимний ветер. Давайте подуем с вами на ладонь так, будто это и правда зимний ветер дует.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Муз.рук.: А зимой ещё и вьюга завывает. У-у-у-у-у-у-у!

Дети исполняют вокализацию с повышением и понижением тона.

Муз.рук.: Здорово. Мне даже холодно стало… но подула весна своим лёгким, тёплым дыханием, и отступила зима.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

Муз.рук.: Молодцы, хорошо! А сейчас вы услышите один из ранее прослушанных отрывков из оперы и попробуете угадать, как называется этот отрывок.

Музыкальный руководитель исполняет на фортепьяно песню из III-го действия оперы «Ай, во поле липенька».

Дети отвечают.

Муз.рук.: Верно. Скажите мне, пожалуйста, какая эта музыка по характеру?

Дети отвечают. (ласковая, плавная, нежная, напевная…)

Муз.рук.: Давайте с вами заведём хоровод и спеем её плавно, ласково, напевно.

Хоровод «Ай, во поле липенька». Слайд№5 – хоровод 

Муз.рук.: Хорошо, ребята. Вам удалось передать характер песни. А сейчас садитесь как кому удобно – на стульчик или на ковёр. В сказку пришла весна, выглянуло солнышко, стало согревать землю. Проснулись пчёлки и зажужжали, то поднимаясь высоко, то опускаясь на первые весенние цветы.

Дети исполняют вокализацию на звук Ж, интонируя вверх-вниз.

Муз.рук.: Запищали комарики и большие, и маленькие.

Дети исполняют вокализацию на слог ПИ. (часть детей интонирует на низких нотах, часть – на высоких.)

Муз.рук.: А коровки замычали – выгоняй нас, хозяюшка, на луг.

Дети исполняют вокализацию на слог Му.

Муз.рук.: Я предлагаю вам взять атрибуты и проинсценировать знакомую русскую народную  песню.

Инсценировка песни «Ой, вставала я ранёшенько».

Муз.рук.: Молодцы! Задорно у вас получилось.

Звучит фонограмма капели.

Муз.рук.: Ребята, прислушайтесь. Что это сейчас звучит?

Дети отвечают.

Муз.рук.: А на каком музыкальном инструменте мы сможем изобразить капель?

Дети отвечают. (металлофон, ксилофон.)

Муз.рук.: А пение ручейка?

Дети отвечают. (Колокольчик.)

Муз.рук.: А треск льда на реке?

Дети отвечают. (На ложках, трещотках.)

Муз.рук.: А пение птиц?

Дети отвечают. (На свистульках.)

Муз.рук.: Хорошо. Возьмите со стола, понравившиеся вам музыкальные инструменты. Сейчас мы с вами расскажем небольшую сказку с помощью музыкальных инструментов.

Авторская игра с музыкальными карточками «Весна пришла».

 (Во время игры муз.рук. показывает карточки с ритмическими рисунками, звучит спокойная музыка по выбору музыкального руководителя.)

Муз.рук.: Пришла на землю красавица Весна, принесла с собой тепло, добро, красно солнышко. Первые весенние лучи стали согревать землю. Заплакали сосульки, побежали ручейки.

(вступают дети с металлофоном Слайд№6 - капель,

ксилофоном, колокольчиками Слайд№7 - ручей)

Муз.рук.: Проснулся лес от зимнего сна, запели птицы.

(вступают дети со свистульками Слайд№8  - птицы)

Муз.рук.: Лёд на реке стал трескаться.

(вступают дети с трещотками и ложками Слайд№9 - ледоход).

По показу музыкального руководителя дети прекращают музицировать.

Муз.рук.: Посмотрела весна на такую красоту и улыбнулась – очень ей понравилась такая работа. Вот мы и рассказали с вами старую сказку на новый, музыкальный лад. А теперь положите инструменты на места, и мы откроем следующую страницу нашей книги.

Слайд№10 – море.

Муз.рук.: Что же нам показывает книга на это странице?

Дети отвечают. (Море)

Муз.рук.: Правильно. А каким оно изображено? Спокойным или бурным?

Дети отвечают.

Муз.рук.: Послушайте, как передал красоту моря Н.А.Римский-Корсаков в опере «Сказка о царе Салтане».

Звучит отрывок «Ветер по морю гуляет».

Муз.рук.: Какое море вам представилось, ребята?

Дети отвечают. (спокойное, тихое, на море штиль…)

Муз.рук.: Посмотрите на экран. Таким вам представилось море?

Слайд№11 –  штиль.

Дети отвечают.

Муз.рук.: А теперь, для сравнения, я предлагаю послушать ещё один отрывок из другой оперы, которая называется «Садко».

Звучит тема моря из оперы «Садко».

Дети отвечают. (Море бурное, неспокойное, музыка напряжённая.)  

Слайд №12 – Айвазовский «Среди волн».

Муз.рук.: Правильно. А теперь возьмите ленты, пофантазируйте и с помощью лент покажете, каким бывает море. Синие ленты – это море, зелёные – это водоросли, а жёлтые и красные – это волшебные рыбки.

Танец-импровизация «Морская феерия». Слайд№13 – подводный мир 

Муз.рук.: Отлично! Замечательную морскую сказку вы сейчас показали. А помогла нам в этом музыка великого русского композитора…

Дети: Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Муз.рук.: А сейчас я предлагаю поиграть в музыкальную игру «Море волнуется раз».

Игра «Море волнуется раз».

Муз.рук.: Вот и закрылась последняя страница нашей волшебной книги сказок. Сегодня мы побывали в стране волшебной музыки опер Н.А.Римского-Корсакова. Как вы думаете, музыка помогла нам сегодня рассказать сказку?

Дети отвечают. (помогла создать настроение, изобразить явления природы (ветер, капель, пение птиц…), показать морские красоты.)

Муз.рук.: молодцы, очень хорошо. Ребята, вы так замечательно сегодня пели, играли, танцевали, что к нам приплыла волшебная золотая рыбка. Она хочет задать вам свои вопросы. Ответим на них?

Дети отвечают.

Дидактическая игра  на экране «Вопросы золотой рыбки».

Муз.рук.: Что помогало вам изображать явления природы.

Слайд№ 14 – ответ: Музыкальные инструменты.

Муз.рук.: Как назывался хоровод, который вы сегодня исполнили и из какой он оперы?

Слайд№ 15 ответ: Ай, во поле липенька из оперы «Снегурочка».

Муз.рук.: Назовите автора опер «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка».

Слайд№16 – ответ: Н.А,Римский-Корсаков.

 Муз.рук.: Ну что ж, я считаю, что вы справились с вопросами золотой рыбки  и предлагаю составить коллаж из героев сказок-опер Н.А.Римского-Корсакова, которых вы подготовили на занятии по изодеятельности.  Подарим мы его  золотой рыбке на прощание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в старшем дошкольном возрасте.

Задачи данного проекта:1.научить детей разыгрывать несложные сюжеты к сказкам.2. Развивать интерес к театрально – игровой деятельности через знакомство с театральной азбукой и участие в играх-инсценир...

Музыкально – образовательный проект « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского

Музыкально – образовательный проект  « Сказка в музыке» По балету « Щелкунчик» П.И.Чайковского   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8839088","attri...

Музыкально – образовательный проект «Сказка в музыке» По балету «Щелкунчик» П.И.Чайковского

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к слушанию музыки, вырабатывание навыков грамотного слушателя. Пробуждение у детей самостоятельного обращения к слушанию музыки....

Проект музыкально-театрализованной деятельности «Сказка в мире музыки» в подготовительной группе

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетиче...

Цикл интерактивных музыкально-дидактических игр " Музыкальная угадай-ка" (Сказка в музыке)

Сказка в музыке.Моё дидактическое пособие является инновационным дополнением к программе О. П. Радыновой "Музыкальные шедевры"Музыка :  http://natali1972kuznetco.wixsite.com/masonry-layout-ru/bla...

Музыкально- педагогический проект " Сказка в музыке"

Музыкально- педагогический проект " Сказка в музыке"...