Музыкальный спектакль как стимул развития личности ребенка
методическая разработка по музыке (младшая группа)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Всестороннее и гармоничное развитие личности – основная цель начального музыкального образования и воспитания детей раннего возраста. Приобщить детей к радости творчества, привить им на всю жизнь способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении – вот те основные задачи, решение которых возложено на плечи преподавателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения», - именно эту особенность подлинного художественного произведения следует использовать педагогу в своей деятельности.
Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости ко злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно – противоречивыми персонажами, искреннее эмоционально – выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или театрального сюжета и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе.
Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно – декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно – эстетическому воспитанию дошкольников. Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались, стали еще привлекательнее и интереснее.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В раннем возрасте у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.
Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души, чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящие из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя.
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ
КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
А.П. Шумакова
детское дошкольное учреждение №107 Центрального района
Самые первые впечатления малыша от встречи с искусством живут очень долго, порой всю жизнь. Какими они будут – зависит, прежде всего, от нас.
С. Коротаева
Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждения
Я. А. Коменский
Всестороннее и гармоничное развитие личности – основная цель начального музыкального образования и воспитания детей раннего возраста. Приобщить детей к радости творчества, привить им на всю жизнь способность и стремление получать удовольствие от встречи с настоящим искусством, воспитать у них вкус, потребность в эстетическом наслаждении – вот те основные задачи, решение которых возложено на плечи преподавателя. Как говорил С.Я. Маршак: «Произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения», - именно эту особенность подлинного художественного произведения следует использовать педагогу в своей деятельности.
Большую роль для ребенка играют первые знакомства с театром и полученные впечатления: музыкальные постановки, кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений. Для решения эмоционально – нравственных задач главное не изощренность, а отбор проигрываемых ситуаций и эмоциональное отношение детей к происходящему. В этом смысле кукольные спектакли по сюжетам художественных произведений продолжают и упрочивают эмоциональные впечатления и переживания, сближают детей с персонажами. Важно обратить внимание на то, чтобы появлялось общение персонажей со зрителями, а наиболее острые ситуации спектакля связывались с аналогичными ситуациями из эмоционального опыта детей. Впечатления складываются уже в подготовительный период, когда педагог рассказывает детям сюжет, который будет разыгрываться в спектакле, описывает сцены. Может быть использован такой прием, когда взрослый незаметно наталкивает внимание детей на разыгрывание именно нравственных ситуаций, где имеет место моральный выбор. Детям можно принять участие в приготовлении декораций и второстепенных действующих лиц. Они должны быть простыми, можно использовать отдельные элементы. Важно проследить за изменениями реакций зрителей. Чтобы действие такого творческого спектакля не зашло в тупик, воспитатель предлагает возможные варианты поворота событий, этим приемом выявляя пристрастия и представления о нравственных ценностях детей. От взрослого требуется выдумка и находчивость. Этот процесс помогает детям понимать друг друга, заостряет внимание на сильных и слабых сторонах характера сверстника, проникнуться его переживаниями.
Можно использовать такие приемы, как:
- Обсуждение произведения;
- Игры-беседы с персонажами;
- Выставки рисунков.
Атмосфера глубокого взаимопонимания – благоприятная почва для устранения неэтичных, эгоистических тенденций детей, воспитания отзывчивости, чуткости к добру и непримиримости ко злу. Средствами влияния на чувства детей являются: целенаправленное взаимодействие с нравственно – противоречивыми персонажами, искреннее эмоционально – выраженное отношение самого педагога ко всем моментам сказки или театрального сюжета и ролевой игры и, наконец, активная позиция отзывчивых, чутких детей, которых всегда много в группе.
Кукольный театр – искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, петрушка, и живописно – декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному, идейно – эстетическому воспитанию дошкольников. Дети очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались, стали еще привлекательнее и интереснее.
Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В раннем возрасте у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Театр доставляет детям большую радость.
Я понимаю мастерство воспитания так, что каждое прикосновение воспитателя к своему питомцу является, в конечном счете, побуждением к труду души, чем тоньше и нежнее оно, это побуждение, тем больше силы, исходящие из глубины души, тем в большей мере становится маленький человек воспитателем самого себя.
В.А. Сухомлинский
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Буренина А.И. Тутти: Программа музыкального образования детей дошкольного возраста/ А.И. Буренина, Т.Э. Тютюнникова -СПб.: РЖ «Музыкальная палитра», 2012.
Соответствует Федеральным государственным требованиям.
- Запорожец А.В. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада/ А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева – М.: Просвещение, 1985.
- Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей/ Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко – М.: Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный спектакль как стимул развития личности ребенка
Статья рассказывает о пользе приобщения детей с раннего детства к творчеству....

Музыкальный спектакль как стимул развития личности ребенка
Статья рассказывает о пользе приобщения детей с раннего детства к творчеству....

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего человека. Музыкальное искусство – мощный стимул в развитии личности ребенка.
Многие выдающиеся педагоги и психологи, занимающиеся музыкальным воспитанием, признают, что ведущим видом музыкальной деятельности является восприятие музыки. Все остальное производное от него. ...

Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие личности ребенка.
Выступление на РМО г.Павлово Нижегородской обл.на тему «Развитие творческой личности дошкольника через музыкальные игры»...

Роль музыкального руководителя на всестороннее развитие личности ребенка ,посредством музыки..
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Восп...

Выступление на районных педагогических чтения «Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания» Доклад: «Музыкально-театральная деятельность, как средство развития креативности и личности у детей старшего дошкольного возраста»
29 ноября 2019 года проходили районные педагогические чтения "Развитие личности ребенка в условиях школьного и семейного воспитания».Я выступала с докладом и презентацией на тему:...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ КАК СТИМУЛ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Всестороннее и гармоничное развитие личности – основная цель начального музыкального образования и воспитания детей раннего возраста. Приобщить детей к радости творчества, привить им на всю жизн...