Творческий отчет по теме: «Русский народный хоровод, как средство музыкально-двигательного развития детей»
презентация к уроку по музыке по теме
Материал для ознакомления детей с русскими традициями, обращение к исконно русским корням в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 42.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 2
Творческий отчет по теме:
«Русский народный хоровод, как средство
музыкально-двигательного развития детей»
Федеральные государственные требования в области «Музыка» включают в себя задачи, от решения которых зависит интеллектуальная успешность наших будущих школьников: это формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. Психологические особенности детей 4-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего мира нужно «эмоциональное насыщение». Подобный эмоциональный комфорт может обеспечить им музыкальное искусство: пение, слушание музыки и двигательная активность. Образовательная область «Музыка» в свете ФГТ предполагает активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.
В настоящее время потеряна связь между поколениями: молодые родители не знают русских песен, тем более хороводов, не знают обычаев и обрядов. Вот почему данная тема актуальна в наше время. Это очень благодатный материал для ознакомления детей с русскими традициями, обращение к исконно русским корням в игровой форме. Совместная деятельность музыкального руководителя и детей несет им огромный заряд энергии, эмоционального восторга, пополняет лексический запас. Отмечая народные праздники, мы наблюдаем, как передаются фольклорные песни, народные традиции от поколения к поколению, из уст в уста. Все в жизни меняется, только обрядовые песни, заклички, народные игры остаются неизменными. Русские народные развлечения очень любят дети. Они узнают очень много нового из истории своего народа, его традиций.
Во время подготовки к нашим развлечениям мы познакомились с истоками русской культуры, с народными праздниками: «Рождество», «Крещение», «Масленица», «Троица» и т.д. Мы играем в русские народные игры, поем много русских песен, водим хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение. Хоровод – это фольклор, а фольклор это прекрасное средство развития эмоциональной сферы развития дошкольника, развитие образного мышления и эмоционально-ценностного отношения к русскому народу, его традициям.
Мои задачи:
- научить детей с уважением относиться к русскому народному искусству. Песня – душа народа. Мелодии народных песен нежны, светлы и естественны;
- формировать осознание ценности хороводов (слово, музыка, движение);
- дать понятия о старинных обычаях;
- воспитать чувства вживания в музыку хоровода и его текст.
Я тщательно анализирую песню прежде чем ее показать детям.
Цели, поставленные передо мной:
- раскрыть красоту русской мелодии;
- развивать музыкально-двигательную активность детей;
- формировать коммуникативные навыки, невербальное общение;
- вовлекать в работу малоактивных детей.
Методика работы над народной песней:
- выбирать песню с учетом воспитательных задач и вокальных возможностей детей;
- разными методическими приемами (наблюдение за окружающей жизнью, показ картины, рассказ) вызвать у детей интерес и желание петь эту песню;
- ярко исполнить песню;
- дальнейшее разучивание.
«Мы должны учить детей исполнять народную песню естественным голосом, обращая внимание на художественную передачу содержания». (Н.А.Метлов)
Этапы работы
Этапы | Что нужно | Деятельность музыкального руководителя |
Выявление проблемы | Предложить родителям подобрать хоровод | Сформулировать проблему, поставить задачу |
Сбор материала |
| Найти и записать хороводы и игры, доступные детям дошкольного возраста |
Систематизация |
| Составить картотеку |
Использование материала | Включать в работу с детьми | На занятиях, вечерах развлечений, праздниках |
В начале работы над русским хороводом дети затруднялись плавно двигаться по кругу, не получался русский переменный шаг, не согласовывались движения с текстом. Нужно было обучить детей правильно ходить в хороводе, выполнять перестроения: змейка, ручеек, плетень, противоход, завивание и раскрытие хоровода. Четко пропевать слова, окончания музыкальных фраз и одновременно выполнять движения в соответствии с текстом.
В программе «Детство», по которой мы работаем, очень мало представлено русских народных игр и хороводов. Нужно было пополнить те хороводы, которые я знала. Я обратилась за помощью к родителям, бабушкам, дедушкам. В результате этой работы, мне принесли немало русских народных песен, к которым я подобрала движения.
Я систематизировала хороводы для дальнейшей работы.
Занятия проходят 2 раза в неделю. На занятии один хоровод повторяется и разучивается новый. При повторении развивается память, логическое мышление, появляется интерес к русской народной музыке. Впоследствии, дети самостоятельно выполняют перестроения, запоминают последовательность движений, согласовывают движения с музыкой.
Дети научились правильно пропевать русские обороты речи, самостоятельно начали придумывать хореографию к песне. Все свои впечатления от развлечений и совместной деятельности они выражают в рисунках, в свободной деятельности. Родители принимают активное участие в наших постановках: на «Святки» это Семеновна, Медведь, скоморохи, на «Посиделках» - хозяйка, на «Троицу» - березка, Любавушка.
Трудность работы заключается в том, что дети, которые овладевают этими навыками и знаниями, уходят в школу и все приходится начинать сначала. Работу с русскими хороводами я начинаю со средней группы. С новой группой детей мы продолжаем поиск хороводов и игр.
Результаты нашей с детьми совместной работы:
Ноябрь 2011 г. | Городской конкурс детского творчества в клубе «Планета» «Посиделки» | Сертификат |
Январь 2012 г. | Городской конкурс детского творчества в клубе «Планета» «Коляда» | Сертификат |
Апрель 2012 г. | Городской конкурс детского творчества в клубе «Планета» «Пасхальный Благовест» | Диплом |
Май 2012 г. | Детский сад «Праздник русской березки» | Развлечение |
Перспективный план
Месяц | Хоровод | Психолого-педагогические задачи |
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
Ноябрь |
|
Декабрь | Новогодние хороводы |
Январь |
|
Февраль |
|
Март |
|
Апрель |
|
Май |
|
Июнь |
|
Динамика уровня развития детей за 3 года:
Период | Восприятие музыки, % | Певческая деятельность, % | Танцевально-игровое творчество, % |
2009-2010 гг. | н – 3 с – 73 в - 24 | н- 5 с- 65 в-30 | н – 15 с – 60 в- 25 |
2010-2011 гг. | н – 2 с – 83 в - 15 | н – 3 с – 80 в - 17 | н – 5 с – 80 в - 15 |
2011-2012 гг. | н – нет с – 53 в - 47 | н – нет с – 60 в - 40 | н – нет с – 55 в - 45 |
Список литературы:
- «А у наших у ворот развеселый хоровод.», авт. Михайлова М.А.;
- «Детский музыкальный фольклор», авт. Мельникова Л.И., Зимина А.Н.;
- «Заплетися, плетень», авт. Агофонников;
- «Музыкальное воспитание в детском саду», авт. Давыдова М.А.;
- Журнал «Музыкальный руководитель»;
- Журнал «Музыкальная палитра».
«Музыкальное воспитание – это воспитание не музыканта, а прежде всего воспитание человека» (Сухомлинский В.А)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности"
Хочу поделиться своим опытом работы по данной теме....
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...
Русские народные сказки, как средство нравственного эмоционального развития детей
Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с приобщением детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....
Программа "Русские забавы. Русские народные праздники, как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста" (в приложении сценарии праздников)
Программа по приобщению дошкольников к традиционным русским народным праздникам...
Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»
Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»...