Творческий отчет по теме: «Русский народный хоровод, как средство музыкально-двигательного развития детей»
презентация к уроку по музыке по теме

Визнер Тамара Петровна

Материал для ознакомления детей с русскими традициями, обращение к исконно русским корням в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet.doc42.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 2

Творческий отчет по теме:

«Русский народный хоровод, как средство

музыкально-двигательного развития детей»

Федеральные государственные требования в области «Музыка» включают в себя задачи, от решения которых зависит интеллектуальная успешность наших будущих школьников: это формирование целостной картины мира, познавательно-исследовательской деятельности, расширение кругозора детей. Психологические особенности детей 4-7 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего мира нужно «эмоциональное насыщение». Подобный эмоциональный комфорт может обеспечить им музыкальное искусство: пение, слушание музыки и двигательная активность. Образовательная область «Музыка» в свете ФГТ предполагает активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, диалогичный стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.

В настоящее время потеряна связь между поколениями: молодые родители не знают русских песен, тем более хороводов, не знают обычаев и обрядов. Вот почему данная тема актуальна в наше время. Это очень благодатный материал для ознакомления детей с русскими традициями, обращение к исконно русским корням в игровой форме. Совместная деятельность музыкального руководителя и детей несет им огромный заряд энергии, эмоционального восторга, пополняет лексический запас. Отмечая народные праздники, мы наблюдаем, как передаются фольклорные песни, народные традиции от поколения к поколению, из уст в уста. Все в жизни меняется, только обрядовые песни, заклички, народные игры остаются неизменными. Русские народные развлечения очень любят дети. Они узнают очень много нового из истории своего народа, его традиций.

Во время подготовки к нашим развлечениям мы познакомились с истоками русской культуры, с народными праздниками: «Рождество», «Крещение», «Масленица», «Троица» и т.д. Мы играем в русские народные  игры, поем много русских песен, водим хороводы, в которых так хорошо сочетается и пение, и движение. Хоровод – это фольклор, а фольклор это прекрасное средство развития эмоциональной сферы развития дошкольника, развитие образного мышления и эмоционально-ценностного отношения к русскому народу, его традициям.

 

Мои задачи:

  1. научить детей с уважением относиться к русскому народному искусству. Песня – душа народа. Мелодии народных песен нежны, светлы и естественны;
  2. формировать осознание ценности хороводов (слово, музыка, движение);
  3. дать понятия о старинных обычаях;
  4. воспитать чувства вживания в музыку хоровода и его текст.

Я тщательно анализирую песню прежде чем ее показать детям.

Цели, поставленные передо мной:

  1. раскрыть красоту русской мелодии;
  2. развивать музыкально-двигательную активность детей;
  3. формировать коммуникативные навыки, невербальное общение;
  4. вовлекать в работу малоактивных детей.

Методика работы над народной песней:

  1. выбирать песню с учетом воспитательных задач и вокальных возможностей детей;
  2. разными методическими приемами (наблюдение за окружающей жизнью, показ картины, рассказ) вызвать у детей интерес и желание петь эту песню;
  3. ярко исполнить песню;
  4. дальнейшее разучивание.

«Мы должны учить детей исполнять народную песню естественным голосом, обращая внимание на художественную передачу содержания». (Н.А.Метлов)

 

Этапы работы

Этапы

Что нужно

Деятельность музыкального руководителя

Выявление проблемы

Предложить родителям подобрать хоровод

Сформулировать проблему, поставить задачу

Сбор материала

  1. Работа в библиотеке
  2. Работа с родителями

Найти и записать хороводы и игры, доступные детям дошкольного возраста

Систематизация

  1. Отбор по временам года
  2. Классификация с учетом возраста детей

Составить картотеку

Использование материала

Включать в работу с детьми

На занятиях, вечерах развлечений, праздниках

В начале работы над русским хороводом дети затруднялись плавно двигаться по кругу, не получался русский переменный шаг, не согласовывались движения с текстом. Нужно было обучить детей правильно ходить в хороводе, выполнять перестроения: змейка, ручеек, плетень, противоход, завивание и раскрытие хоровода. Четко пропевать слова, окончания музыкальных фраз и одновременно выполнять движения в соответствии с текстом.

В программе «Детство», по которой мы работаем, очень мало представлено русских народных игр и хороводов. Нужно было пополнить те хороводы, которые я знала. Я обратилась за помощью к родителям, бабушкам, дедушкам. В результате этой работы, мне принесли немало русских народных  песен, к которым я подобрала движения.

Я систематизировала хороводы для дальнейшей работы.

Занятия проходят 2 раза в неделю. На занятии один хоровод повторяется и разучивается новый. При повторении развивается память, логическое мышление, появляется интерес к русской народной музыке. Впоследствии, дети самостоятельно выполняют перестроения, запоминают последовательность движений, согласовывают движения с музыкой.

Дети научились правильно пропевать русские обороты речи, самостоятельно начали придумывать хореографию к песне. Все свои впечатления от развлечений и совместной деятельности они выражают в рисунках, в свободной деятельности. Родители принимают активное участие в наших постановках: на «Святки» это Семеновна, Медведь, скоморохи, на «Посиделках» - хозяйка, на «Троицу» - березка, Любавушка.

Трудность работы заключается в том, что дети, которые овладевают этими навыками и знаниями, уходят в школу и все приходится начинать сначала. Работу с русскими хороводами я начинаю со средней группы. С новой группой детей мы продолжаем поиск  хороводов и игр.

Результаты нашей с детьми совместной работы:

Ноябрь 2011 г.

Городской конкурс детского творчества в клубе «Планета» «Посиделки»

Сертификат

Январь 2012 г.

Городской конкурс детского творчества в клубе «Планета» «Коляда»

Сертификат

Апрель 2012 г.

Городской конкурс детского творчества в клубе «Планета» «Пасхальный Благовест»

Диплом

Май 2012 г.

Детский сад «Праздник русской березки»

Развлечение

Перспективный план  

Месяц

Хоровод

Психолого-педагогические задачи

Сентябрь

  1. «На горе-то калина»
  2. «Во поле береза стояла»
  3. «Плетень»
  1. Развитие слуха, памяти, дыхания,  певческих способностей, образного мышления.
  2. Воспитание дружеских отношений, чувства коллективизма и коммуникативных навыков

Октябрь

  1. «Собирайся народ в хоровод»
  2. «Во саду ли, в огороде»
  3. «Прялица»

Ноябрь

  1. «Во сыром бору тропина»
  2. «Вейся, капустка»
  3. «Я на камушке сижу»

Декабрь

Новогодние хороводы

Январь

  1. «Тень, тень»
  2. «Как под наши ворота»
  3. «Крепче за руки держись»

Февраль

  1. «Милый хоровод»
  2. «А я по лугу»
  3. «Пойду ль я, выйду ль я»

Март

  1. «Вот уж зимушка проходит»
  2. «Ах, улица широкая моя»
  3. «Как зима с весною повстречалися»

Апрель

  1. «А мы просо сеяли»
  2. «Земелюшка-чернозем»
  3. «Сеяли девушки яровой хмель»

Май

  1. «Мы в зеленые луга пойдем»
  2. «Аленький платочек»
  3. «В лес зеленый мы пришли»

Июнь

  1. «Лесной хоровод»
  2. «Антошенька»
  3. «Веселый хоровод»
  4. «В лесу»

Динамика уровня развития детей за 3 года:

Период

Восприятие музыки, %

Певческая деятельность, %

Танцевально-игровое творчество, %

2009-2010 гг.

н – 3

с – 73

в - 24

н- 5

с- 65

в-30

н – 15

с – 60

в- 25

2010-2011 гг.

н – 2

с – 83

в - 15

н – 3

с – 80

в - 17

н – 5

с – 80

в - 15

2011-2012 гг.

н – нет

с – 53

в - 47

н – нет

с – 60

в - 40

н – нет

с – 55

в - 45

Список литературы:

  1. «А у наших у ворот развеселый хоровод.», авт. Михайлова М.А.;
  2. «Детский музыкальный фольклор», авт. Мельникова Л.И., Зимина А.Н.;
  3. «Заплетися, плетень», авт. Агофонников;
  4. «Музыкальное воспитание в детском саду», авт. Давыдова М.А.;
  5. Журнал «Музыкальный руководитель»;
  6. Журнал «Музыкальная палитра».

«Музыкальное воспитание – это воспитание не музыканта, а прежде всего воспитание человека» (Сухомлинский В.А)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Опыт работы. Тема: «Русская народная сказка как средство развития творческого мышления дошкольников».

Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь со взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. И величайшим счастьем стано...

Русские народные сказки, как средство нравственного эмоционального развития детей

Представленный материал познакомит педагогов ДОУ с приобщением детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству....

Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»

Творческий план по проблеме «Русский народный фольклор как средство развития речи детей 3-4 лет»...