Формирование чувства ритма у старших дошкольников
методическая разработка по музыке (старшая группа) на тему
Материал для практической деятельности по теме "Чувство ритма"
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План - программа
по формированию чувства ритма
у старших дошкольников
«РИТМ – ЗДОРОВЬЕ, ИГРА, МУЗЫКА».
Составила музыкальный
руководитель Д/с № 67
ОАО «РЖД»
Шарко Е.В.
Доказано, что ребенок с плохо сформированным чувством ритма чаще всего не справляется с учебным материалом, бывает не способен к коллективной работе.
План – программа была составлена для того, чтобы более успешно, целенаправленно формировать у детей чувство ритма, выразительность движений, фантазию и воображение, хорошую реакцию, внимание, что будет в итоге способствовать воспитанию у каждого ребенка таких качеств, как контактность, коммуникабельность.
Практический материал (песни, игры, танцы, упражнения) подобран и разделен на 4 части соответственно четырем временам года.
В программу входят такие средства по музыкально-ритмическому воспитанию детей:
- речевые игры,
- ритмические игры, в т.ч. игры с палочками,
- музыкально-подвижные игры,
-логоритмические упражнения на освоение выразительности движений,
- упражнения на освоение ритмического языка,
- образно-двигательная музыкальная грамота (проработка мелодий песни с текстом с точки зрения образного выражения текста),
- календарные и игровые хороводные песни,
- музыкально-дидактические пособия и игры,
- игры-копирования,
- дыхательные упражнения,
- схема «Музыка в ДОУ».
Музыкальные переживания детей, их реакция на звуки выражается прежде всего двигательно. Через образ и движение, через образно-двигательную систему ребенка следует вводить его в мир ритма. Именно двигательный подход к постижению ритма лежит в основе данной программы.
Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, рук, туловища, головы способствует совершенствованию движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д. С одной стороны – двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается правильный темп речи, развивается слух.
Многие упражнения содержат элементы психогимнастики, что позволяет учить детей использовать выразительные движения (мимику, жесты), распознавать эмоции (радость, огорчение и др.),
изображать модели поведения персонажей с различными чертами характера, снимать напряжение.
Таким образом, работа по данной программе будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, формированию и развитию важнейших качеств личности ребенка.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
1. Речевые игры: «Я тебя знаю!», «Давай играть!».
2. Логоритмические упражнения: «Киска», «Дедушка ежок», «Веселей-ка бей ногами!».
3. Дидактические пособия: «Зайчик», «Как зовут матрешку?».
4. Игра – копирование: «Давайте все делать, как я!»
5. Дыхательные упражнения: «Часики», «Трубач».
6. Ритмические игры: «Туда – сюда».
7. Хороводные игровые песни: «Брянская пятера».
8. Озвучивание стихов и сказок: «Крошка Енот».
Декабрь, январь, февраль.
Речевые игры: «Это я!».
2.Логоритмические упражнения: «С добрым утром!», «Рукавицы для лисицы».
3. Дидактическая игра (настольная): «Путешествие по русским народным сказкам».
4. Игра – копирование: «Ходим кругом»(«Зеркало»).
5. Дыхательные упражнения: «Петух», «Каша кипит».
6. Ритмические игры: «Дон-дон» (+озвучивание).
7. Хороводные игровые песни: «Как на тоненький ледок», «Пошла коза по лесу».
8. Упражнения на освоение ритмического языка: «Четырежды три».
Март, апрель, май.
Речевые игры: Д.Хармс «Веселый старичок».
Логоритмические упражнения: «Две ноги с постели встали», «Мы лепили куличи».
Дидактическое пособие: «Воробей», «Соловей».
Игра – копирование: «Если…», «Лавата».
Дыхательные упражнения: «Гуси летят», «Семафор».
Ритмические игры: «Чувиль-чувиль».
Хороводные игровые песни: «По-за городу гуляет», «Сидит Дрема».
Упражнения на освоение ритмического языка: «Четырежды четыре».
Озвучивание стихов и сказок: «На стене часы висели».
Июнь, июль, август.
Речевые игры: «Чайничек с крышечкой».
Логоритмические упражнения: «Ехал поезд по грибы», «Раз – малинка…», «Комарики».
Дидактическое пособие: «Корова», «Ежики», «Петушок», др.
Игра – копирование: «Юргалис – мастер».
Дыхательные упражнения: «Недоеная корова», «Засыпающий цветок».
Круговые ритмические игры: «Паровозик», «Я – мои друзья».
Хороводные игровые песни: «Жил я у пана» и др.
Упражнения на освоение ритмического языка: «Раз – два – три, раз – два – три».
Озвучивание стихов и сказок: русские народные сказки (драматизации).
Примечание. Репертуар может дополняться и/или изменяться по усмотрению педагога, если дети быстро усваивают предложенный материал (высокая степень продвинутости группы), если не справляются и т.п.
Материал программы может включаться во все виды музыкальных занятий, а также использоваться в качестве физпауз, на прогулке, в свободной деятельности детей.
Предварительный просмотр:
«Увлекательное путешествие».
Конспект доминантного музыкального занятия
по формированию чувства ритма в подготовительной к школе группе.
Составила музыкальный руководитель
д/с № 67 ОАО «РЖД» Шарко Е.В.
Структура проведения занятия.
Приветствие.
Ритмическое упражнение со схемой.
Работа со столбицей (мост).
Работа с ритмическими модулями «Лягушата».
Пение песни с аккомпанементом.
Слушание, определение характера мелодии.
Пение дуэтом с голосом педагога.
Работа по ритмосхемам «Чье гнездо?».
Этюд психогимнастики «Лесная поляна» (релаксация).
Творческое задание – собрать столбицу из «жуков».
Логоритмическое упражнение.
Игра на ложках или палочках по ритмосхеме.
Пение частушек.
Пляска «Брянская пятера».
Сюрпризный момент – настольная музыкально-дидактическая игра.
Задачи.
Формировать способность переживать, различать. Представлять и воспроизводить музыкальный ритм (чувство ритма) непринужденно и эмоционально посредством чтения ритмосхем, выполнения логоритмических упражнений, музыкально-ритмических движений, игры на музыкальных инструментах.
Развивать звуковысотный слух и интонацию (пение по столбице, пение без сопровождения, пение с ручными знаками).
Обогащать духовный мир ребенка, развивать аналитические способности, творческое воображение, эстетическое отношение к окружающей действительности через освоение средств художественной выразительности.
Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, стремление проявлять заботливое отношение к окружающим.
Материал.
Ритмосхема «Цветы»; различные модификации болгарской столбицы в том числе «жуки» красного и синего цвета; ритмические модули «Лягушата», ритмосхемы «Чье гнездо?»; бутафорское дерево; металлофон, ложки, палочки, свистульки (индивидуальные), настольная музыкально-дидактическая игра «Путешествие по русским народным сказкам», аудиокассета с записью пения птиц.
Предварительная работа.
Знакомство с болгарской столбицей, понятием «главные ступени», графическим изображением ритмических длительностей, понятием «короткие и долгие» звуки, ручными знаками; работа с дидактическими пособиями «Воробей», «Соловей», разучивание хоровода «Брянская пятера», песен и частушек (индивидуально и фронтально).
Музыкальный руководитель встречает детей у дверей зала. Звучат музыкальные приветствия.
Музыкальный руководитель. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие, в конце которого нас ожидает сюрприз. Возможно, в пути нам встретятся преграды, но я думаю, что таким дружным и смелым путешественникам они не страшны, правда? (Ответы детей.) Итак, мы отправляемся в путешествие! Что же мы возьмем с собой в дорогу?
Дети называют хорошее настроение, улыбку, песню, музыку, дружбу и т.д.
Музыкальный руководитель. Давайте же возьмемся за руки и приветливо улыбнемся друг другу. Пусть преодолеть все преграды и трудности в пути нам поможет наша дружба.
Музыкальный руководитель открывает дверь в зал. Вход в зал загораживают плоскостные кусты с цветами, за ними – тоннель. В цветах – больших и маленьких – зашифровано музыкальное приветствие:
ти –ти ти – ти та та
Музыкальный руководитель. Ну, вот и первое препятствие! Как же нам пройти? Что же нам делать с этими чудесными цветами? Давайте присмотримся внимательно – нет ли в цветах какой-нибудь подсказки?
Дети находят сходство с музыкальными длительностями, затем обнаруживают рисунки ручных знаков, прохлопывают ритмический рисунок и пропевают приветствие, затем отвечают на приветствие (индивидуально и фронтально), кусты раздвигаются. Дети пробираются в зал через тоннель.
Выйдя из тоннеля, дошкольники обнаруживают ручей, мост, по которому можно было бы переправиться через него, разрушен. Ребята находят на берегу пластины красного и синего цвета, ремонтируют мост, который представляет собой столбицу. Предварительно педагог задает вопросы о том, какие ступени в столбице главные, какого они цвета и т.д. Дети по очереди проходят через мост-столбицу, пропевая ступени, подходят к озеру. На берегу озера их «встречают» лягушата (плоскостные фигурки).
Музыкальный руководитель. Ребята, посмотрите, лягушата чем-то очень взволнованы! Что же такое могло у них произойти? А, вот я вижу, один из них протягивает мне письмо! Сейчас все узнаем. (Берет конверт, читает письмо.) «Мы очень любим петь хором свою «Простую песенку», но никак не можем договориться о том, кто из нас должен петь длинные звуки «ква-а», а кто – короткие «ква-ква», а еще кто-то должен выдерживать паузы – знак молчания, раньше нас рассаживал соловей, но теперь он улетел в теплые края и некому нам помочь!» Ну, что поможем лягушатам?
Дети выкладывают ритмический рисунок припева песни «Простая песенка» муз. В.Дементьева, сл. В.Семернина, при помощи плоскостных фигурок (больших и маленьких, изображающих поющих лягушат и маленьких с закрытым «ртом», пропевая и прохлопывая каждую из четырех строк).
Музыкальный руководитель. Ну вот, лягушата, наконец, расселись, давайте вместе с ними споем «Простую песенку».
Исполняется песня.
Музыкальный руководитель. Как хорошо на душе становится, когда сделаешь доброе дело, правда, ребята? (Ответы детей.) Однако нам пора отправляться дальше, попрощайтесь с лягушатами.
Дети прощаются, идут дальше, подходят к дереву с двумя пустыми гнездами. Под деревом – птенцы воробья и соловья (плоскостные фигурки).
Музыкальный руководитель. Ой, что здесь случилось, ребята? (Дети отвечают, что птенцы выпали из гнезда.) Да, о такой беде поется в румынской народной песне. Послушайте.
Музыкальный руководитель исполняет румынскую народную песню «Птенчик» без сопровождения, затем предлагает двум девочкам, подготовленным заранее, спеть вместе с ним, аккомпанирует на треугольнике.
Музыкальный руководитель. Какими словами можно охарактеризовать мелодию этой песни? (Ответы детей.) Нужно посадить птенчиков в гнездо. А вы обратили внимание на то, что птенчики-то разные? Да и на дереве два гнезда. Как же нам узнать: где чье гнездо? (Если дети не заметят, то обращает их внимание на то, что, на гнездах изображен ритмический рисунок.)
Дети прохлопывают ритмические рисунки, изображенные на гнездах, проигрывают их на металлофоне, воспроизводят на свистульках (индивидуально). Узнают песенки-потешки «Воробей» и «Соловей», поют их со словами (хором). Рассаживают птенцов по гнездам.
Музыкальный руководитель. Ну вот, еще одно доброе дело мы сделали. Идем дальше? (Ответ детей.)
Дети идут за музыкальным руководителем.
Музыкальный руководитель. Да, дальняя дорога выпала нам с вами сегодня, пора и привал сделать. Давайте отдохнем на этой полянке, послушаем пение птиц, поищем грибы. Ягоды. А можно просто полежать на травке.
Этюд психогимнастики «Лесная поляна».Аудиозапись «Пение птиц».
Внезапно в зал вбегает Баба Яга.
Баба Яга. Это что такое?! Кто посмел в моем лесу грибы-ягоды собирать, кто покой мой нарушил?! Вот я вас! (Грозит, пугает.)
Музыкальный руководитель. Уважаемая Баба Яга, извините нас, пожалуйста, мы не хотели Вас огорчить!
Баба Яга. Не хотели они меня огорчить! Да! Я огорчена! Да еще как! Недавно мы со Змеем Горынычем поссорились, так он такого лиха в моем лесу наделал! От той бури, что он устроил, даже бусы мои рассыпались. А я в них была такой красивой! (Громко плачет.)
Музыкальный руководитель. Не расстраивайтесь, уважаемая Баба Яга, думаю, мы с ребятами быстро найдем в траве бусинки.
Баба Яга. Так бусинки-то живые. Расползлись, поди ! (Опять плачет.)
Дети находят на полу голубых и красных жуков (игрушки). Музыкальный руководитель выясняет, что напоминают детям жуки своей окраской (столбицу).
Музыкальный руководитель. Ну вот, Бабушка Яга, были у Вас бусы простые, а теперь будут музыкальные
Баба Яга. Это как?
Музыкальный руководитель. Сейчас мы Вам все покажем, смотрите и слушайте!
Дети вместе с педагогом вспоминают, что красного цвета главные ступени (1-я, 3-я и 5-я), выкладывают красных жуков., затем заполняют образовавшиеся пустоты голубыми. Пропевают новую столбицу с названием ступеней и ручными знаками. Нанизывают жуков на ленту, дарят Бабе Яге.
Баба Яга. Ой, какие вы добрые! Спасибо! Мне даже поиграть с вами захотелось!
Музыкальный руководитель. Вставайте, бабушка с ребятами в круг, я всех вас новой игре научу. Вначале нужно прослушать, посмотреть - как я буду играть, а затем повторить всем вместе.
Проводится логоритмическое упражнение «Баба сеяла горох».
Баба сеяла горох.
(дробный шаг)
Прыг – скок! Прыг – скок!
(4 прыжка)
Обвалился потолок!
(дробный шаг)
Прыг – скок! Прыг – скок!
(4 прыжка)
Баба шла, шла, шла!
(дробный шаг)
Пирожок нашла.
(«пружинка», на последнюю четверть руки вперед – показать «пирожок»)
Села, поела, опять пошла.
(присесть, встать, три притопа)
Баба встала на носок,
(6 дробных шагов, «носок»)
А потом на пятку,
(6 дробных шагов, «пятка»)
Стала русскую плясать,
(6 дробных шагов, «носок»)
А потом вприсядку!
(6 дробных шагов, «пятка»).
Баба Яга. Ой, как весело!
Музыкальный руководитель. А хотите, Бабушка Яга, мы Вас на ложках играть научим?
Баба Яга. Конечно, хочу! У меня ведь и ложки есть, настоящие, деревянные.
Музыкальный руководитель показывает ритмосхему, раздает детям ложки. Дошкольники проговаривают текст потешки и исполняют ритмический рисунок на ложках по схеме (по указке).
Музыкальный руководитель. Молодец, Баба Яга, ну теперь садись, отдохни, а ребята наши тебя еще и частушками с пляской порадуют.
Дети исполняют частушки о Брянске и «Брянскую пятеру».
Баба Яга. Брянск - то какой оказывается город славный, а ребятишки, какие там живут – настоящие музыканты! Вот вам - то я и подарю свое сокровище, вот, держите (разворачивает узелок – там музыкально – дидактическая игра).
Музыкальный руководитель. Ребята, что скажете?
Дети благодарят.
Баба Яга. Играйте на здоровье!
Музыкальный руководитель и дети прощаются с Бабой Ягой и уходят из зала.
Предварительный просмотр:
Комплексы ритмической
гимнастики
на основе русских народных
потешек, прибауток и песенок с
использованием элементов русской
народной пляски.
Составила и оформила
музыкальный руководитель
детского сада №67 ОАО«РЖД»
Шарко Е. В.
Заинька – молодец
русская народная прибаутка
(дети встают в круг)
По тропинке кувырком «выбрасывание» ног вперёд
Скачет зайка босиком руки – «полочкой»
«Заинька, не беги –
Вот тебе сапоги, «ковырялочка»
Вот тебе поясок, («присядка»)
Не спеши в лесок,
Иди к нам в хоровод пружинящий
Веселить народ!» шаг по кругу
………………………
Нашей песенке конец.
Заинька – молодец! «распашонка»
* * *
Веселей – ко
Бей ногами «ковырялочка»,
Бей ногами, (пятка 2 раза, 3 притопа)
Пляши с нами
Ой – ли, ой – ли,
Ой – ли – Лель! «дробный шаг»
Поплясать ещё изволь1
Этак! Этак!
Да вот так шаг с притопом с правой ноги
Этак! Этак!
Ещё так! - // - // - // - с левой ноги
То ли, се ли,
Ну и что ли «метёлочка»
Попляши
Иван, поболе! «метёлочка»
* * *
Скачет зайка маленький 1) бег («пятки к ягодицам»),
Около завалинки 2) выбрас ног вперёд,
Быстро скачет зайка, 3) полуприсядка,
Ты его поймай – ка! 4)присядка,
5)»метёлочка»,
6) «ковырялочка»
* * *
Дуют, дуют ветры в поле, 1) пр.р.↑, лев.р.↓ на пружинке,
Чтобы мельницы мололи, 2) наклон туловища, руки опущены
Чтобы завтра из муки вниз, плавные энергичные покачи -
Испекли мы пироги. вания слева направо.
* * *
В хороводе были мы,
Кого надо, видели, хороводный дробный или
Видели, видели пружинящий шаг
Сокола – молодчика.
Встань, молодчик, выставление ноги
Подбодрись, (лев., пр.) на пятку
Кому хочешь, правая рука к лев.плечу
Поклонись. поклон
* * *
Ай, гу – гу, ай, гу – гу,
Не кружитесь на лугу. кружение на шаге
На лугу – то лужица, в парах
Голова закружится,
Прямо в лужу упадёшь,
Мокрый к ужину придёшь.
* * *
Привяжу я козлика
К белой берёзке.
Привяжу рогатого «верёвочка»
К белой берёзке:
Стой, мой козлик,
Стой, не бойся,
Белая берёзка, «козлик»
Стой, не качайся.
* * *
Как у нас – то козёл,
Что за умный был: «козлик»
Сам и по воду ходил
Сам и кашу варил дробный шаг
Как у нас-то козёл,
Что за умный был: «козлик»
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил. «ковырялочка»
* * *
Скок, скок – поскок, «присядка»
Молодой дроздок (дев. – выбр. ног)
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл. дробный шаг
Молодиченька «метёлочка»
Невеличенька (или «ёлочка», «гармошка»)
Сама с вершок,
Голова с горшок. «козлик»
* * *
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок: дробный шаг
Там растаял снежок,
Заливает лужок,
Ты промочишь ножки, полуприсядка
Красные сапожки!
* * *
Солнышко – вёдрышко, «фонарики» с пружинкой
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись, «распашонка»
Красное, покажись!
* * *
А баиньки – баиньки, пружинка (с хлопками).
Купим сыну валенки
Наденем на ножки присядка («пяточка» - Пустим по дорожке притоп)
Будет наш сынок ходить дробный шаг
Новы валенки носить. (кружение)
* * *
Киска, киска,
Киска, брысь! «метёлочка»
На дорожку («носок» - притоп)
Не садись:
Наша деточка
Пойдёт, «ковырялочка»
Через киску («пятка» - притоп)
Упадёт…
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для музыкальных руководителей дошкольных учреждений по использованию различных видов деятельности на музыкальных занятиях
Пользуясь свободой в составлении плана музыкального занятия в дошкольном учреждении, педагоги часто большую часть времени занятия уделяют пению и разучиванию фиксированных танцев, чтобы был вовремя готов материал для выступления на праздничном утреннике, который принято воспринимать как некий итог определенного этапа работы музыкального руководителя. Таким образом, разучивание песни длится 10-15 минут, затем идет работа над танцем, дети начинают отвлекаться, быстро утомляются, не остается времени на игру, остается не выполненной программа по разделу «Слушание музыки». К.Ф. Ушинский писал: «Основной закон детской природы можно выразить так – ребенок нуждается в деятельности непрестанно и утомляется не длительностью, а ее однообразием и односторонностью»[14;c.64]. Исходя из этого утверждения, и из собственной практики работы с дошкольниками в ДОУ, мы рекомендуем включать все виды детской музыкальной деятельности во все виды занятий, которые необходимо организовывать в игровой форме. Игра, это основная деятельность ребенка и ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет себя так полно, как в игре. Об этом много говорится и пишется, но на практике применение игровых форм на занятиях носит исключительный характер.
Еще одной проблемой, на наш взгляд, является неоправданное, недостаточно грамотное применение наглядности или, что еще хуже, полное отсутствие ее. Как правило, на музыкальных занятиях применяют прием внесения игрушки или показ иллюстраций, соответствующих характеру звучащего произведения, и практически не используются или включаются эпизодически, бессистемно, дидактические карточки и наглядные пособия, способствующие развитию звуковысотного, ритмического слуха, и т.п., предусмотренные во всех программах по музыкальному воспитанию дошкольников. Это отрицательно сказывается на усвоении знаний и навыков. Известно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает непроизвольное внимание, поэтому необходимо поддерживать его посредством наглядных пособий и, что наиболее важно, действий самих детей с дидактическими материалами.
Учитывая все выше перечисленное, мы подобрали музыкальный материал, на основе которого разработали дидактические пособия, которые мы рекомендуем использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Эти пособия будут способствовать непринужденному вовлечению ребенка в процесс музыкального обучения. С помощью данных пособий у дошкольников будут успешно развиваться чувство ритма, звуковысотный слух, улучшится координация слуха и голоса, соответственно качество интонирования тоже станет выше. Кроме того, эти пособия помогут детям дошкольного возраста в игровой форме усвоить такие понятия, как ритм, ритмический рисунок, мелодия, направление движения мелодии, длительность звуков, пауза, главные ступени и т.п.
Методика использования дидактических пособий.
Педагог предлагает ребенку прослушать стихотворный текст, затем обращает внимание на то, что в стихотворении есть долгие и короткие звуки, дает задание проговорить и простучать (прохлопать) текст вместе с ним. Если ребенок не справляется с заданием, ему предлагают планшет, объясняя, что маленькие фигурки изображают короткие звуки, а большие - долгие.
Педагог просит ребенка пропеть стихи (на любом одном звуке), простукивая или прохлопывая ритм, если дошкольник справляется с заданием, то можно предложить ему аккомпанировать себе на металлофоне (также на одном звуке).
Ребенку предлагают сочинить песенку на знакомые стихи на двух
звуках (пятая и третья ступени), позже на трех (первая, вторая, третья ступени), и т.д. Дошкольник поет, перемещая фигурку по ступеням столбицы, затем поет с ручными знаками.
Когда вариант мелодии будет освоен, ребенку предлагают исполнить песенку с собственным сопровождением на металлофоне.
Дошкольник исполняет сочиненную песенку «от лица» персонажа (куколы-бибабо),
Ребенку предлагают выступить в роли персонажа – исполняя песенку, передать игровой образ в движении.
Детям на фронтальном занятии предлагают исходный вариант мелодии (авторский или вариант фольклора), с ним проводится работа по освоению мелодического рисунка с помощью тех же наглядных материалов, мелодию исполняют хором со словами и ручными знаками.
Дошкольникам предлагают оркестровать мелодию.
Примечание. Наряду со столбицей можно использовать и более привычную в дошкольном учреждении музыкальную лесенку, но в этом случае мы рекомендуем обязательно выделить цветом устойчивые ступени. Для большей наглядности развития мелодии применяют планшет с полосами-ступенями и набор плоскостных фигурок (больших и маленьких) - ребенок выкладывает рисунок своей песенки фигурками на соответствующих высоте мелодии полосах.
При использовании пособия на подгрупповых и фронтальных занятиях воспитанники слушают друг друга, оценивают, тем самым развивают умение высказываться о музыке, ее выразительных свойствах, учатся анализировать исполнение свое и товарищей.
Благодаря такой последовательной работе у детей формируются представление о том, что вне ритма не существует музыки, что мелодия имеет направление движения, что существуют главные или опорные звуки и т.д.
По этой схеме строится работа над пособиями: «Корова», «Лягушка», «Огуречик», «Воробей», «Соловей», «Елочка», «Котик» и т.д. Данные пособия должны использоваться в системе, по принципу «от простого - к сложному». Соблюдение этого требования является важным, поскольку исходный музыкальный материал различается по степени сложности ритмического и мелодического рисунка.
Применять эти дидактические пособия на фронтальных занятиях и в индивидуальной работе следует исходя из уровня развития музыкальных способностей каждого ребенка и всей группы в целом.
Разрабатывая методику интегрирования различных видов детской музыкальной деятельности на основе восприятия музыки, мы исходили из того, что у каждого ребенка свой путь, которым он входит в мир музыки. Одним легче дается восприятие музыки через движение, другим – через зрительные образы, третьим необходимо звучащее слово. Это позволило нам включить в нашу методику такие виды деятельности, как пение, ритмика, музицирование, творчество, изобразительная деятельность и собственно восприятие.
Хотелось бы обратить внимание музыкальных руководителей на то, что техника изобразительной деятельности, в которой детям предстоит передавать музыкальные впечатления, не должна быть трудоемкой, затратной во времени. Дошкольникам наиболее доступно беспредметное рисование – пятном, точками, линиями – ребенок не отвлекается на решение сложных изобразительных задач. В данной методике рисование выступает как средство передачи музыкального образа, способствуя большей эмоциональной отзывчивости на музыку. Выражение характера музыки в сюжетно-образном рисовании требует подготовки детей в самых разных областях художественной деятельности. Однако даже при наличии такой подготовки, чтобы процесс восприятия музыки не нарушался, мы предлагаем сложную в техническом отношении работу разделять во времени: в одном случае предлагать детям передавать музыкальное настроение с помощью цвета, в другом - графическим способом, также немаловажен момент самостоятельного выбора средств ребенком.
Циклограмма интегрирования различных видов художественной деятельности детей на основе восприятия музыки на фронтальных и индивидуальных (подгрупповых) музыкальных занятиях. Таблица 11
№ п/п | Восприятие фронталь- Ное Занятие | Восприятие индивид., подгрупп. Занятия | Ритмика фронталь- Ное занятие | Ритмика индивид., подгрупп. занятия | Музици рование фронталь ное занятие | Музици рование индивид., подгрупп. занятия | Пение фронталь ное занятие | Пение индивид., подгрупп. занятия |
1 | Вступительная беседа, слушание, беседа по содержа- нию и о характере музыки, повторное слушание. | Слушание, рассматри- вание иллюстра- ций, рисование с целью передачи восприятия музыкаль- ного образа. | Выбор инстру- мента, музици-рование совмест- но с педаго- гом. | |||||
2 | Слушание, повторение названия, сообщение имени композито- ра, сведений о нем, внесение портрета. | Беседа о средствах выразитель-ности, возможно продолже- ние работы над рисунком. | Импрови- зация движений под музыку с опорой на рисунок. | Пропева- ние мелодии на слог с движения- ми рук («дирижи рование»). | ||||
3 | Слушание произведения в новом звучании (оркестро- вом, вариант аранжировки и т.п.), беседа о средствах выризитель ности. | Импрови- зация движений под музыку, возможно с различ- ными атрибута- ми. | Изобра- жение на схеме варианта оркест- ровки произве- дения с помощью условных обозначе-ний инстру- ментов. | Возможно подпевание мелодии. | Пропева- ние мелодии с закрытым ртом или на слоги. | |||
4 | Слушание с одновре- менным музици- рованием. | Оркест- ровое исполне- ние всеми детьми по схеме. | Разучи- вание разных партий по схеме. | Возможно подпевание мелодии. | ||||
5 | Возвраще- ние к произве дению через некоторое время с использо- ванием различных вариантов комбини-рования видов деятель-ности, а также для сравнения, сопостав-ления с другими произве-дениями. |
Примечание. Данная циклограмма является обобщенным вариантом комбинирования различных видов детской музыкальной деятельности на основе восприятия музыки, поэтому музыкальные руководители должны творчески подходить к ее использованию, учитывая особенности конкретной группы детей, а также возможности используемого в работе произведения.
Благодаря применению данной методики мы смогли решить еще одну важную проблему: исключить использование неоправданно большого количества музыкального материала на музыкальных занятиях. Для этого мы решили обозначить требования к репертуару, предлагаемому для восприятия детьми:
- высокая художественная ценность произведения (мы рекомендуем отбирать проверенные временем произведения классической, народной музыки, а также созданные нашими известными современниками),
- доступность музыкального произведения (непродолжительность звучания – 2-3 минуты, законченность),
- музыкальные произведения должны быть разнообразными по жанру, стилю, манере исполнения,
- доступность, понятность с точки зрения содержания, художественного образа, близость интересам ребенка,
- музыка должна нравиться детям и взрослым,
- педагогическая целесообразность (учет последовательности усложнения репертуара, его тематики, возможности интеграции различных видов деятельности),
- качество исполнения (исполняя произведение нельзя произвольно менять темп, добавлять лишние аккорды и т.п., при использовании ТСО обращать на качество записи и воспроизведения).
Работу над музыкально-ритмическими движениями мы рекомендуем также строить с применением различных видов художественной деятельности, используя художественное слово, иллюстрации, поскольку восприятие танцевального образа ребенком основано на сочетании слова, музыки и движения:
- применять для разучивания движений подговорки, логоритмические упражнения,
- использовать показ рисунка, передающего тот или иной образ,
- создать своеобразный словарь, характеризующий образное содержание танцевальных движений (лучше в совместной деятельности с детьми),
- предлагать детям пропевать мелодию музыки танца, с целью более точного прочувствования ритма смены движений,
- предлагать схематически изобразить рисунок танца (развития мелодии, изменения динамики, форму музыкального произведения и т.д.),
- проводить беседы по содержанию музыки и о выразительных средствах, использованных композитором,
- предлагать вниманию детей видеоматериалы (записи концертных номеров различных танцевальных коллективов, балет и т.п.).
По мере накопления изученного музыкального материала по всем видам детской музыкальной деятельности, его следует включать в настольные игры для самостоятельной деятельности. Это будет способствовать поддержанию интереса дошкольников к музыкальной деятельности, а также закреплению навыков, полученных на занятиях. Мы предлагаем к использованию два варианта настольных игр.
Первый вариант – это настольные игры, в которых участники играют на игровом поле с помощью фишек и игрального кубика, соблюдая правила игры, выполняют заранее предусмотренные педагогом варианты заданий (задания определяются по условным обозначениям - это исполнение мелодии знакомой песни на металлофоне, ритмического рисунка, сочинение танца определенного жанра или песни на текст, пение по столбице и с ручными знаками и т.д.). Игровое поле от старта до финиша проходят все играющие. Если игрок затрудняется, ему помогают другие игроки. Таковы предлагаемые нами игры «Необыкновенное путешествие», «Ежик заблудился», «Аленушкины сказки».
Второй вариант настольных игр также предполагает соблюдение определенных правил, но в данном случае все игроки действуют по одной схеме. Ведущий оценивает выступление каждого и, посоветовавшись с другими игроками, выдает жетон за качественное выполнение заданий или не выдает по причине недостаточно высокого уровня выполнения этапов игры. Пример такой игры - игра «Музыканты – молодцы».
Методика применения игры.
На столе по кругу раскладываются конверты, в которых лежат карточки с изображением, отражающим сюжет используемых в игре песен, потешек. Напротив каждого конверта садится участник игры (всего 4 - 6), в центре стола – волчок, рядом с ним схема, изображающая алгоритм действий игрока.
1. По считалке выбирают ведущего, он заводит волчок, по стрелке которого определяют, кто начинает игру.
2. Далее, начиная с первого игрока, все участники по очереди (по часовой стрелке) выполняют действия в соответствии со схемой:
а) исполняют ритмический рисунок (хлопками, шагами, стуча молоточком по одной пластинке металлофона),
б) поют по столбице (с ручными знаками или без них),
в) играют мелодию на металлофоне,
г) исполняют песенку с характерными образными движениями.
Ведущий оценивает выступление каждого, соответственно оценке выдает красный или синий жетон, обязательно аргументируя свое решение. Затем ведущим становится другой игрок, действия повторяются. По окончании игры участники подсчитывают количество красных жетонов, набравший наибольшее количество – победитель.
Алгоритм действий детей в данной игре способствует выработке навыков грамотного анализа музыкального произведения, что будет способствовать успешному дальнейшему обучению музыке. Помимо этого, у детей закрепляются умение действовать по заданной схеме, оценивать свое выступление и выступление товарищей, контролировать свое интонирование, музицирование, образно-игровые действия, свои эмоции, а главное – игра способствует поддержанию интереса дошкольников ко всем видам детской музыкальной деятельности.
Для построения занятий мы рекомендуем использовать различные игровые ситуации:
1) «неожиданный» приход сказочного персонажа, которому требуется помощь ребят,
2) получение письменного приглашения в гости, путешествие,
3) обнаружение в зале необычной старинной карты, на которой указан путь к острову, где спрятаны сокровища и т.п.,
4) «превращения»,
5) внесение новой настольной игры,
6) сочинение сказки вместе с детьми,
7) «поход» в театр, концертный зал и т.п.
Так в ходе экспериментальной работы дети на каждом занятии с удовольствием «отправлялись» в гости к гному-музыканту, в школу Мажора, в сказочный лес, в берендеево царство, в зоопарк и т.д. Сами дошкольники выступали в роли путешественников, экскурсантов, туристов и т.д. При создании игровых ситуаций на занятии следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях: Красная Шапочка идет через лес к Бабушке, дети помогают ей сочинить песенку Бабушке в подарок, учат новому танцу и т.д. Все задания на занятиях тоже должны иметь игровую форму. Например, песни разучиваются по фразам, «как эхо», распределяя детей подгруппами по четырем сторонам зала, для выполнения ритмических упражнений «превращайте» их в «дятлов», «радистов», жителей африканской деревни и т.д.
Каждое занятие должно быть пронизано линией сквозного развития, одно событие (задание) вытекать из другого. В таком случае занятия получатся очень содержательными и интересными. Это играет важную роль для запоминания учебного материала. Память ребенка – это его интерес. Такие чувства, как удивление, восхищение, удовлетворение от сделанного открытия способствуют поддержанию интереса к деятельности, тем самым, обеспечивая запоминание.
Необходимо отметить, что наиболее успешной работа музыкального руководителя по использованию различных видов музыкальной деятельности будет в том случае, если он работает в тесном контакте с воспитателями и родителями воспитанников. Воспитатели по просьбе музыкального руководителя знакомят детей с теми или иными явлениями, литературными произведениями (например, в ходе эксперимента воспитатели знакомили дошкольников со сказкой «Снегурочка» А.Н.Островского в качестве предварительной работы к занятию «Путешествие в царство берендеев», проводили подготовительную работу к празднику молока и «Параду шляп»). Воспитатели в группе контролируют использование детьми музыкальных игр в свободной деятельности, наблюдают за ними, выясняя их предпочтения в выборе игр, музыкальных инструментов, песен и многое другое.
Заинтересованность родителей в успешном музыкальном воспитании и образовании детей – еще один помощник в достижении поставленных целей. Мы рекомендуем чаще устраивать небольшие музыкальные досуги с участием родителей, на которых знакомить их с различными видами музыкальной деятельности детей, проводить «дни открытых дверей», включать родителей в совместную деятельность с детьми, говорить о достижениях воспитанников, сложностях в развитии ребенка, изучать опыт музыкального воспитания в конкретной семье, поручать выполнение домашних заданий и т.п. Наша практика показала, что результатами такой работы стали повышение оценки значимости музыкального воспитания родителями, положительная динамика музыкального развития детей группы, большая сплоченность педагогического коллектива с родителями воспитанников, а также улучшение психологического климата в семьях воспитанников по признанию самих родителей.
Подводя итог, можно выделить следующее: использование педагогом различных видов музыкальной деятельности должно носить творческий характер, только тогда он может рассчитывать на достижение высоких результатов, его профессиональные качества в сочетании с разработанными программами, методиками, практическим материалом – вот ключ к успешному, высоко результативному их использованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».
laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....
Методическая разработка По теме «Развитие чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах»
Методическая разработка адресована музыкальным руководителям детских садов...
Статья "Развитие чувства ритма у старших дошкольников"
Статья содержит материалы из опыта работы по развитию чувства ритма у старших дошкольников...
Методическая разработка По теме «Развитие чувства ритма у старших дошкольников через игру на музыкальных инструментах»
Методическая разработка адресована музыкальным руководителям детских садов...
Использование музыкально-дидактических игр и упражнений для развития чувства ритма у старших дошкольников
Мастер класс музыкального руководителя...
Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре
Методическая разработка руководителя для воспитателей...
Публикация "Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре"
Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и...