Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре
методическая разработка

Телегина Екатерина Петровна

Методическая разработка руководителя для воспитателей 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_razvitie_chuvstva_ritma_.doc302.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Развитие чувства ритма у старших дошкольников

в условиях игры в детском оркестре»

Разработал:

музыкальный руководитель,

Телегина Екатерина Петровна

 

 

 

 

г. Нягань

 Развитие чувства ритма у старших дошкольников

в условиях игры в детском оркестре

Методическая разработка руководителя для воспитателей

Разработал: музыкальный руководитель, Телегина Екатерина Петровна

Наша жизнь-это сплошной ритм. Биение сердца, ритмическое дыхание, все то, что нас окружает это тоже ритм. Для дошкольников, очень важно его развивать.

Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре. Она сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, а оркестр с использованием шумовых инструментов вызывает у детей восторг (убедилась на собственном опыте).

Так у меня и возникла мысль о создании оркестра с использованием шумовых и нетрадиционных музыкальных инструментов, который не только объединит ребят, но и будет способствовать их всестороннему развитию. Благодаря звучности и доступности, внешней привлекательности, эти инструменты быстро вызывают интерес и завоёвывают любовь у детей разного возраста.

Форма проведения: сообщение.

Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре - это знают все, кто хотя бы раз отважился дать в руки детям незатейливые инструменты. Действительно, инструмент – чудодейственный предмет, завораживающе действующий на детей. Инструмент для детей – это символ музыки, в который должны быть вовлечены все дети.

Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребёнка должен быть инструмент. Ведь именно инструмент будит творческую мысль, помогает детям понять, откуда берутся звуки. Основой шумового оркестра является приобщение детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение творческих сил, развитие природной музыкальности, ребёнок является создателем музыки, «играет в музыку».

Шумовой оркестр является творческим самовыражением детей. Дети должны не только слушать и воспроизводить сочинённую другими музыку, но в первую очередь создавать и исполнять свою детскую элементарную музыку. Ребёнок, приобщённый к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесёт эту любовь через всю жизнь.

Мною была тщательно пересмотрена плотность занятий, тщательно продумано их проведение, где остаётся время на этот вид деятельности.

Вначале я подобрала все детские музыкальные инструменты, которые имелись в детском саду: погремушки, бубны, деревянные палочки, металлофоны. Затем, прочитав статьи в журналах и книгах, взялась мастерить самостоятельно игрушки-инструменты. Материалом служили любые уже использованные или не нужные вещи. Такие, как коробочки, баночки, железные пробки. А также пластиковые бутылочки, бусинки, крупа, для наполнения баночек, деревянные палочки, хрустальные фужеры, баночки из-под «Растишки» и т.д.

С большим удовольствием некоторые инструменты мне помогали делать дети: на занятии мы вместе изготовили маракасы, барабанчики. Для этого из дома принесли маленькие пластиковые бутылочки, насыпали в них крупу и закрыли крышечкой. Сделав своими руками звучащий инструмент, ребёнок по-другому воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку и с большей активностью включается в совместное музицирование. Шумовой оркестр, доставляет детям много радости, да и нам, взрослым, тоже. У ребят появился большой интерес к музыкальным занятиям, улучшилась дисциплина на музыкальных занятиях, дети стали обращаться к музыкальным инструментам в музыкальных уголках. Надо сказать, что воспитатели, проконсультировавшись со мной, сделали такие простые музыкальные инструменты для музыкальных уголков во всех возрастных группах.

Большую помощь в приобретении музыкальных инструментов оказали родители наших воспитанников. Состав оркестра пополнился различными музыкальными инструментами. Так у нас появились: сделанные своими руками настоящие детские барабаны, бубенчики, маракасы, шуршунчики и т. д.

Работу по обучению детей игре на шумовых инструментах осуществляю на музыкальных занятиях и во время индивидуальной деятельности, используя при этом различные методические приемы: показ иллюстраций использование музыкально – дидактических игр, слушание в записи

Для того, чтобы чувство ритма формировалось у большего числа воспитанников, я выбрали игру в детском оркестре как один из главных видов музыкальной деятельности дошкольников на занятиях. На занятиях использовались такие виды работы, как знакомство с основными ритмическими рисунками, знакомство с элементарными музыкальными инструментами и приемами игры на них, музыкально-дидактические игры. Подобные формы работы хороши для общего музыкального развития, так как они легки и доступны для всех детей.         В работе над развитием чувства ритма мы использовали игру на музыкальных инструментах исключительно в синтезе со словом и движением. Особенно важно, что поддержка текста игрой на музыкальных инструментах способствует лучшему запоминанию, более четкому произношению текста, более эмоциональному воспроизведению текста.

Для знакомства с основными ритмическими рисунками я применяла ритмические игры и упражнения, в которых используются стихи, считалки, прибаутки — тексты, которые дают возможность на их основе составить четкую ритмоформулу, удобную для восприятия и запоминания. Прибаутка «Барашеньки  - крутороженьки» (с ложками) Сопровождая стихотворения, сказки, небольшие рассказы игрой на шумовых инструментах, дети развивают воображение, память, чувство ритма, слуховое внимание, учатся взаимодействовать в ансамбле.

 «Апрель»

Апрель, апрель! - Удары по треугольнику, имитация капели

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, - Глиссандо на металлофонах снизу- вверх

На дорогах лужи. -

Скоро выйдут муравьи - Ритмичное встряхивание маракасов (один взмах на два слога)

После зимней стужи.

Пробирается медведь - Игра на деревянных ложках (один удар на два слога

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь, - Игра на свистульках

И расцвел подснежник- Игра на колокольчиках

Кроме игры на обычных музыкальных инструментах активно используются разнообразные «звучащие жесты» (хлопки всей ладонью, пальцами, горстью, посередине ладони и возле пальцев), шлепки по коленям (правому, левому, одновременно, по коленям соседа) притопы, удары по полу (всей ступней, пяткой, носком), щелчки пальцами. Это помогает прочувствовать ритм на физическом уровне, и, таким образом, тренируется не только слуховая, но и мышечная память.

Знакомство с соотношениями различных длительностей позволяет накопить и развить опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха для восприятия и повторения разнообразных ритмов, дети получают представления о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, тональных, ладовых. У детей формируется потребность в самостоятельном мышлении и анализе. Игра в оркестре такого типа предполагает различные формы творческого самовыражения исполнителей: ритмические импровизации, тембровые эксперименты, звукоимитации.

Работа с детьми показала, что обучаться игре на музыкальных инструментах могут все ребята без исключения. Для этого не требуется особых способностей, каких-то определённых данных. Все дети в группе знают все партии, могут друг друга заменить. Партии у каждого инструмента лёгкие. Во время занятия дети меняются инструментами, а, следовательно, знают все партии. Главным правилом для меня стало – играют все! Нет никакого разделения на способных и так себе, которые ничего не могут. Всегда есть более способные дети, которые могут сыграть партию посложнее, но это исключение, а не правило.

Игра в оркестре даёт для всех детей без исключения положительные результаты, независимо от того, на каком инструменте ребёнок играет. Игра в оркестре развивает стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению детских игр, открывает перед детьми мир звуков.

А когда дети выступают на утренниках и развлечениях, оркестр делает эти праздники неповторимыми, интересными и привлекательными, доставляет огромную радость, как ребятам, так и гостям. Такое элементарное музицирование обогащает ребёнка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. У детской музыки, которую малыши импровизируют или даже сочиняют, нет бытия во взрослом мире, на неё лишь в незначительной степени распространяются наши представления о прекрасном. У неё есть главный смысл – прикладной, элементарная музыка помогает детям изучать и исследовать мир, а также своё отношение к нему через музыкально-творческую игру.

Музыкальный опыт, который дети получают на занятиях, позволяет заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью. В каждой группе сада есть музыкальные уголки, где дети могут поиграть на инструменте, в музыкальные игры. В результате полученных знаний, уровень музыкального развития дошкольников значительно повысился, активизировалось их творчество.

Игра на инструментах – интересна и полезная музыкальна деятельность детей. Музыкальные инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству.

В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. Развивается самостоятельность в действиях ребенка, его внимание и организованность.

Всем известно, что главный вид деятельности дошкольника – игра. Причем, игрушкой может стать любой предмет. А если ему в руки попадает музыкальный инструмент, пусть даже не настоящий, а шумовой (бубен, маракас и т. д.), то интерес к действию возрастает вдвое.

Ведь дети с удовольствием делают только то, что им нравится и что у них хорошо получается. А еще им очень нравится шуметь! А задача педагога – научить их шуметь под музыку, чтобы получилось красиво.

Список литературы:

1.        Борисова Е. Развиваем творческие способности // Дошкольное воспитание. – 2002. - № 2. – С. 2.

2.        Васильева М., Юнг Т. О развитии творческого потенциала дошкольников (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 9.

3.        Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – С. 21.

4.        Кудрявцев В. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. – 2006. -  № 3 – С. 71, № 5 – С. 71.

5.        Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников. - М.: Просвещение: Владос, 1994.

6.        Тютюнникова Т.Э. Бим-бам-бом» Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры со звуками: Учебно-методическое пособие. СПб.: ЛОИРО, 2003. 100с.

7.        Уроки мастерства: Учебно-методическое пособие /Т.А. Затямина, Л.В. Стрепетова – М.: Изд-во «Глобус», 2009.-112.

8.        Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г.Ф62 «СА-ФИ-ДАНСЕ». Танцевально-игровая гимнастика для детей: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. — СПб.: «Детство-пресс», 352 с, ил.

9.        Художественное творчество в детском саду /Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1994.

Телегина Екатерина Петровна,  музыкальный руководитель

МАДОУ  г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....

Статья "Развитие чувства ритма у старших дошкольников"

Статья содержит материалы из опыта работы по развитию чувства ритма у старших дошкольников...

Публикация "Развитие чувства ритма у старших дошкольников в условиях игры в детском оркестре"

Статья посвящена вопросу развития чувства ритма у старших дошкольников через музицирование на детских музыкальных инструментах. В статье затрагивается тема перенасыщенности музыкально-звуковой среды и...