«Символика фольклора» (аналитический обзор традиционных народных песен)
методическая разработка по музыке (старшая группа) по теме
Народная педагогика. А что это такое? Это тот механизм, который развивает в человеке способность жить в мире и согласии с собой и окружающим миром.
Она возникла от осознания своей ответственности за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения.
Обществу необходима система воспроизводства национальной культуры, познания культурного кода в условиях современного мира с его засильем развлекательной музыки, кино, усиливающейся коммерциализацией искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilyushkina_v._v._no1.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №6»
«Символика фольклора»
(аналитический обзор традиционных народных песен)
Выполнила
Педагог дополнительного образования
ИЛЮШКИНА ВЕРА ВИКТОРОВНА
2011 год
«Народ без народности – тело без души»
К.Д. Ушинский
Народная педагогика. А что это такое? Это тот механизм, который развивает в человеке способность жить в мире и согласии с собой и окружающим миром.
Она возникла от осознания своей ответственности за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения.
«Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ». (К.Д. Ушинский).
Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция – успокоить, убаюкать ребёнка. Мудрый народ, не знакомый с основами психологии, понял, что сделать это можно не удалой песней, а тихой, монотонной, умиротворяющей мелодией. Материнские чувства подсказали содержание, а мечты видеть своё дитя добрым, справедливым, красивым духовно и физически высказываются такими, нежными, идущими от любящего сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем несравнимую силу.
Баю, баю, зыбаю,
Отец ушёл за рыбою.
Мать ушла пелёнки мыть,
Дедушка дрова рубить
А бабушка – уху варить,
Тебя, Славочка, кормить.
Логическим продолжением песен являются пестушки и потешки. Термин «Пестун был равнозначен более позднему слову «воспитатель». Он встречается на страницах летописей.
Особенности потешек – это быстрый ритм, шуточно-юмористическое содержание, связянные с движениями детей - протягиванием рук, первыми шагами. Но помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причём уроки ненавязчивые, простые, занимательные.
Пестушки «Сорока, сорока», идёт коза рогатая», «Ладушки» используются и сегодня.
На смену пестушкам и потешкамв в 3-4 года приходят прибаутки – маленькие смешные сказочки, рассказы или выражения, придающие речи юмористический оттенок. Характерным примером служит известная прибаутка
Тили, тили, тили бом!
Загорелся кошкин дом.
На мир и жизнь каждого существа, выведенного в прибаутках (птица, зверь, насекомое), были перенесены людские связи и отношения. Здесь ясно выступают те человеческие качества, которые либо одобряются, либо порицаются обществом.
Особый вид прибауток – небылицы и перевёртыши. Это прекрасное средство для воспитания и развития чувства юмора, пища для детской души, удовлетворяющая потребность ребёнка в смехе, веселье, радости.
Как петух в печи пироги печёт,
Кошка на окошке рубаху шьёт.
Поросёнок в ступе горох толчёт,
Уточка в сапожках избу метёт.
Ребёнок подрастает и к 5-6 годам перед ним стоит задача войти, закрепиться и утвердиться в среде сверстников. Здесь он овладевает способами самовыражения, что естественно влияет на становление его самооценки, самоконтроля. Известное средство народной педагогики – игра, а в игре - считалка, помогающая воспитывать привычку к безусловному подчинению общепринятым нормам и правилам.
Тара-бара, домой пора,
Коров доить, тебе водить!
Наименее известные в детской среде – песенки-заклички. Они были приурочены не только к какому-то празднику, но и исполнялись в случаях, когда был нужен дождь, или наоборот, требовалось вёдро.
Солнышко, снарядись!
Красное, покажись!
Выйди из-за тучи,
Дам орехов кучу.
Народная мудрость выработала способы выхода отрицательных эмоций ребёнка в слове, а именно - в дразнилках.
За что дразнили чаще всего? За неряшливость, нечестность, несобранность, болтливость, обидчивость, обжорство.
Агашка – грязная рубашка!
************************
Стёпка – растрёпка!
*************************
Мишка-медведь, научи меня реветь!
Быстрый, удачный ответ на дразнилку помогал ребёнку пережить чувство обиды, впредь быть предусмотрительным и стараться не попасть в подобную неприятную ситуацию.
Была бы я (был бы я),
Да очередь твоя.
Дразнилка формирует открытость при выяснении отношений, прямоту в осуждении недостойного поведения.
Обществу необходима система воспроизводства национальной культуры, познания культурного кода в условиях современного мира с его засильем развлекательной музыки, кино, усиливающейся коммерциализацией искусства.
АНАЛИЗ НАРОДНЫХ ПЕСЕН
Регион | Жанр | Содержание | Символ | Бытовое и сценическое назначение | Влияние на формирование личности |
МЕДИУМ | Шуточная Хороводная | «Как на тоненький ледок…» Как на тоненький ледок Выпал беленький снежок. | Зимняя природа | Драматизация Разыгрываем сюжет песни с помощью жестикуляции, мимики. Отметить ласковые слова о природе: ледок, снежок | Забота о ближнем, чуткость Формирование коммуникативных навыков, пластика движений |
Игровая Трудовая | «Во кузнице» Во ку…, во кузнице, Во ку…, во кузнице, Во кузнице молодые кузнецы, Во кузнице молодые кузнецы… | Весёлые кузнецы Кузнечное ремесло | Инсценирование, Номер в концерте Импровизация с использованием русских ударных инструментов | Воспитание активности, ловкости, удальства Формирование любви к творческому ремеслу кузнеца | |
Масленичная Плясовая | Блины Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели | Блины Традиция праздника масленицы | Пляска с солистами, Сопровождение пения рефрена игрой на народных ударных инструментах | Формирование трудолюбия, хозяйственности, гостеприимсства | |
Лирическая Хороводная | Ах, улица, улица широкая Ах, улица, улица широкая, Травушка-муравушка зелёная | Молодая берёзка Семик – зелёные святки | Хоровод с элементами пляски, Номер в концерте | Формирование внутренней культуры Понимание традиций своего народа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы по теме: "Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников"народной куль
Учитывая значимость данного опыта для развития личности ребенка, автор пришел к пониманию необходимости организовать работу по приобщению дошкольников к традиционной народной культуре в соответствии с...
«Приобщение старших дошкольников к традиционной народной культуре посредствам народных праздников»
«Приобщение старших дошкольников к традиционнойнародной культуре посредствам народных праздников»...
Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"
Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....
Консультация для воспитателей "Традиционная народная кукла. Применение традиционной куклы в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста"
Данная консультация для воспитателей содержит информационный материал по традиционной народной кукле и возможности ее использования при работе с детьми....
План мероприятий по приобщению старших дошкольников к традиционной народной культуре посредством народных праздников
тематическое планирование по приобщению старших дошкольников к традиционной культуре посредством народных праздников...
Аналитический обзор методического обеспечения программ подготовки детей к обучению грамоте.
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи. Интерес детей к чтению и социальный заказ...
Практикум «Приобщение воспитанников ДОО к истокам русской национальной культуры посредством русских народных песен, народных игр».
laquo;Приобщение воспитанников ДОО к истокам русской национальной культуры посредством русских народных песен, народных игр»....