Инсценировка симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме
Авторская разработка сценария инсценировки (а так же декораций и элементов костюма) симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк» под фонограмму с коментариями Н.И.Сац.
Ната́лия Ильи́нична Сац (1903—1993) — советский режиссёр, первая в мире женщина-оперный режиссер, театральный деятель, основатель и руководитель шести детских театров, среди которых первый в мире драматический театр для детей и первый в мире музыкальный театр для детей, активный пропагандист музыкального искусства для детей. Создатель первого в мире театра для детей. «Мать» детских театров мира — звание, единогласно присужденное Н. И. Сац на первом заседании международного центра АССИТЕЖ.
В разработке выделено несколько мизансцен, которые можно, освоить постепенно на нескольких занятиях. И затем, на каком-нибудь итоговом мероприятии, представить сказку целиком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kolobok_4.docx | 28.4 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Инсценировка симфонической сказки С.С.Прокофьева
«Петя и волк»
Программное содержание: (для подготовительной к школе группы)
Учить детей вслушиваться в яркую, образную музыку, понимать её, подбирать соответствующие характеру музыки движения и выразительно их исполнить. Знакомить с музыкальными инструментами симфонического оркестра, вырабатывать навык - различать их на слух. Развивать творческие навыки, при воплощении художественных образов в музыкально-ритмических
движениях, побуждая детей к воображению и фантазии.
В инсценировке используется фонограмма симфонической сказки «Петя и волк»
с комментариями Н.Сац
эмблемы
Действующие лица: 1. Петя (скрипки, виолончели)
- Птичка (флейта)
- Утка (гобой)
- Кошка (кларнет)
- Дедушка (фагот)
- Волк (Валторны)
- Охотники – 3 человека (барабаны)
Декорации: 1. Забор с калиткой.
2. Дерево, недалеко от забора. За деревом - три больших стула и один поменьше.
К нему от забора поставлена маленькая скамейка, задекорированная под ветку дерева.
3. Лужа (в виде обшитого куска ткани синего цвета, который можно постелить на полу)
4. Два одинаковых волчьих хвоста (1 хвост – заправляется в костюм Волка; 2 хвост – с петлёй и верёвкой).
5. Три ружья.
6. На каждый костюм одевается или пристёгивается специальная крупная эмблема. (Изображение музыкального инструмента, озвучивающего данного «героя» сказки.)
Описание сцен:
- Пионер Петя идёт гулять - марш с остановками. (Во время остановок по фразам Петя вглядывается вдаль, прикладывая руку к козырьку.)
- Прилетела Птичка – выглядывает из-за веток дерева и вертит головой; лёгкий бег; прыжки на месте с кружением; лёгкий бег (ПО ФРАЗАМ). Руки изображают маленькие крылышки.
- Петя дружит с Птичкой – • Петя здоровается за «руку» с Птичкой (под чтение текста);
• Петя и Птичка берутся за руки и кружатся поскоком (тема скрипок); • Птичка кружится одна на месте. Петя любуется птичкой, выполняя пружинки с поворотом (тема флейты и скрипок); • (концовка - тема скрипок) - птичка улетает на дерево – лёгкий бег.
- Вышла Утка – шаг вперевалочку, руки изображают крылья утки (тема гобоя); Утка оглядывается – повороты головы и туловища (тема флейты). (Концовка – тема скрипок) - Петя стоит на месте, Птичка на дереве - наблюдают.
- Птичка летит к Утке - • лёгкий бег Птички, руки изображают маленькие крылышки.
• Утка кружит на одном месте.
• «Догонялки» - Утка бежит вперевалочку за Птичкой.
- Вышла Кошка - • пружинящий крадущийся шаг, на каждый шаг руки поочерёдно
вытягиваются плавно вперёд (движения кошки во время звучания темы
кларнета), грозит пальцем и продолжает двигаться (под чтение текста)
• Петя наклонившись корпусом вперёд и, поворачиваясь им то вправо, то
влево, наблюдает кошку. «Берегись!» - Петя машет рукой.
• Птичка «улетает» на дерево, Утка бежит к луже.
Кошка ходит вокруг дерева.
- Вышел Дедушка – прихрамывающий шаг, одной рукой держится за спину.
- Дедушка ругает Петю – • Дедушка грозит Пете пальцем и качает головой.
• Петя весело шагает на месте.
- Дедушка уводит Петю за калитку и закрывает её - прихрамывающий шаг Дедушки,
одной рукой он держит Петю. Петя идёт за ним неохотно. Дедушка уводит Петю за калитку
и закрывает её.
- Крадётся Волк - двигается ритмично выразительным «настороженным», «крадущимся»
шагом с остановками (оглядывается), пружиня ногами.
- Кошка взбирается на дерево. (За декорацией «дерево» можно поставить два разных по величине стула.) Кошка весело качает головой, сидя на дереве.
- Утка убегает из лужи, бежит от Волка - • бег вперевалочку, руки изображают крылья.
• Волк двигается бегом, пружиня ногами.
(Погоня заканчивается за занавесом, где Волку успевают надеть на туловище специальную
подушку-живот. Утка остаётся за занавесом.)
- Волк проглотил Утку - Волк выходит из-за занавеса, поглаживая свой живот и ходит
вдоль зрителя.
- Кошка и Птичка на дереве – • Кошка испугано качает головой из стороны в сторону.
• Птичка испугано качает головой из стороны в сторону и машет руками-крылышками.
- Волк хочет поймать Кошку и Птичку – Делает импровизированные прыжки на дерево с сердитым видом. Руки на поясе, ладони собраны в кулаки
- Петя наблюдал из-за забора – Тянется туловищем в одну сторону, потом в другую, проявляя беспокойство. Достаёт из-за забора верёвку, перелезает через забор, проходит по скамейке к дереву, забирается за деревом на стул. Петя шепчет птичке на ухо.
- Птичка отвлекает Волка – Птичка спрыгивает с дерева и «летает», поддразнивая Волка. Волк исполняет прыжки, пытаясь схватить Птичку. (Импровизированные «догонялки»)
- Петя расправляет верёвку, показывая движениями, что хочет накинуть верёвку на Волка.
- Петя поймал Волка – Волк забегает за дерево (за деревом оставляет 1 хвост, который легко вынимается из костюма). Петя накидывает верёвку на туловище Волка. (Верёвка с хвостом: хвост пришит к петле; верёвка под хвостом так же пришита к петле; спец. булавка на конце хвоста их соединяет петля на пояс).
- Волк хочет вырваться из ловушки – Волк прыгает то в одну сторону, то в другую, но Петя крепко держит верёвку. Пытается бежать, но Петя привязывает верёвку к дереву.
- Охотники идут - пружинящий крадущийся шаг. Изображают стрельбу из ружей. Концовка – Петя машет Охотникам рукой. Все слезают с дерева.
- Волка передают охотникам – Петя отстёгивает булавку на конце хвоста Волка от верёвки (что бы повернуть конец верёвки вперёд, на живот Волка), вручает часть верёвку с Волком Охотникам, конец верёвки остаётся в руках Пети. Птичка «летает» вокруг. Рядом ходит кошка.
- ШЕСТВИЕ – Первым, тяжело раскачиваясь (тянет верёвку), идёт по кругу сцены Петя, несёт конец верёвки. За Петей шествуют Охотники, каждый держится за продолжение верёвки. Затем идёт, привязанный верёвкой, упираясь, Волк. Шествие завершают Дедушка (он грозит пальцем) и Кошка. Их догоняет Птичка, которая облетает шествие вокруг.
- Немая сцена: - Все замирают на месте и, приложив руку к правому уху, слегка наклонившись к зрителю, импровизированно вслушиваются, как «в животе у Волка крякает Утка». Волк держится за живот.
В конце общий поклон зрителю.
Методические указания: Для того, что бы долго отдельно не репетировать сцены сказки, можно каждую отдельную сцену обыгрывать, как отдельное задание, включая их по очереди в программу занятий (музыкальными играми, инсценировками, музыкально-ритмическими движениями). В процессе исполнения на занятиях, где каждый ребёнок может попробовать себя в любой роли, педагог получает возможность «наметить» основной состав актёров для показа сказки на празднике или вечере досуга. Но перед «главным выступлением» всё же необходимо хотя бы два - три раза отрепетировать всю сказку (все сцены «в связке») индивидуально, с выбранным составом. Составов может быть два. Один состав может выступить на празднике, другой перед младшими группами на вечере досуга. Таким образом: все дети смогут почувствовать себя настоящими артистами.
ЗА ДЕКОРАЦИЕЙ
ЛУЖА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»
Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста.Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с о...
презентация к конспекту музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»
Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развитие творческих способностей у детей средствами музыкиЗадачи:Познак...
Творческий проект Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»
Впервые о «Методе проектов» заговорил Джон Дьюи (1859-1952), американский педагог-демократ, автор более тысячи книг и статей по проблемам философии, психологии, этики, политики.Продолжил эту тему проф...
«Композиторы- классики для детей» Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк». Досуг для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Занятие из цикла "Композиторы - классики для детей" в веселой и увлекательной форме познакомит детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра.Живой интерес к музыке С....
Мультимедийная разработка. Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк".
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк". Презентация....
Мультимедийная разработка. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк".
Музыкальное занятие для детей старшего дошкольного возраста. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева "Петя и волк".Цель: воспитать в детях интерес к миру музыки; познакомить детей с основными м...
Музыкальные инструменты в симфонической сказке С.С. Прокофьева "Петя и волк"
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Музыкально-слуховое развтие с использованием образовательной технологии ТРИЗ-педагогика....