Образовательный проект "Играя-учимся"
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме
Вид проекта: познавательно-творческий, развивающий.
Продолжительность проекта: октябрь 2010 г- декабрь 2010г
Участники проекта:музыкальный руководитель, дети 2 старшей группы, воспитатели.
Актуальность проекта: Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.
Цель проекта: исследовать такой вид деятельности, как музыкально-дидактические игры и выявить значение развивающей функции этих игр в развитии музыкально-ритмического слуха у детей 2 старшей группы.
Предполагаемый результат: чувстворитма у детейдошкольноговозрастабудетразвиватьсяуспешно, еслииспользоватьмузыкально-дидактические игры, подобранныесучетомвозрастныхособенностей.
Задачи проекта: найти и проанализироватьинформацию о педагогических возможностях музыкально-дидактических игр в развитии иприобрестипрактический опытв организации и проведении развлечений для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt_igraya_-_uchimsya.docx | 40.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории
«Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Сказка»
городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области
Образовательный проект
Тема: « Играя – учимся»
Дата проведения: октябрь 2010г –декабрь 2010г
Музыкальный руководитель: Дусенок Е.Г.
Краткая характеристика проекта
Вид проекта: познавательно-творческий, развивающий.
Продолжительность проекта: октябрь 2010 г- декабрь 2010г
Участники проекта: музыкальный руководитель, дети 2 старшей группы, воспитатели.
Актуальность проекта: Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.
Цель проекта: исследовать такой вид деятельности, как музыкально-дидактические игры и выявить значение развивающей функции этих игр в развитии музыкально-ритмического слуха у детей 2 старшей группы.
Предполагаемый результат: чувство ритма у детей дошкольного возраста будет развиваться успешно, если использовать музыкально-дидактические игры, подобранные с учетом возрастных особенностей.
Задачи проекта: найти и проанализировать информацию о педагогических возможностях музыкально-дидактических игр в развитии и приобрести практический опыт в организации и проведении развлечений для детей.
Ход проекта:
-Разработать новые музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-ритмического слуха. В течение 3-х месяцев регулярно включать дидактические игры в музыкальные занятия и досуги.
-Разработать сценарий развлечения на основе» дидактических игр, используемых в проекте «Играя – учимся»
-Провести итоговое досуговое мероприятие с использованием дидактических игр.
-Продолжать практику введения дидактических игр в жизнь и творчество детей.
-Провести сравнительную диагностику развития музыкально-ритмического слуха у детей в начале и в конце проекта.
Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью, средством музыкального общения и развития ребёнка.
Наблюдение за игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.
Наличие у детей определенного – музыкального и жизненного – опыта позволяют им быть достаточно активным в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
-развивает познавательные способности;
-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;
Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.
Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха. Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.
Музыкально-дидактические игры объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.
Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:
- обучающей задачи;
- содержания;
- правил;
- игровых действий;
Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.
Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.
Для определения уровня развития музыкально-ритмического слуха я брала следующие задания:
1)прохлопать метрическую долю знакомой песни;
2)прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);
3)воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
4) передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество)
5)прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;
6) Выявить развитие метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.
До начала эксперимента при проведении диагностики мною были получены следующие результаты:
- Прохлопать метрическую долю знакомой песни;
(Высокий показатель: ребенок правильно прохлопывает метрическую долю знакомой песни
Средний: прохлопывает рисунок с помощью взрослого.
Низкий : не может правильно справиться с заданием)
а). Высокий показатель ― 10 человек - 50 %
б). Средний показатель - 5 человека - 25 %
в). Низкий показатель - 5 человек - 25 %
2.Прохлопать ритмический рисунок незнакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);
(Высокий показатель: ребенок безошибочно воспроизводит ритмический рисунок знакомой песни.
Средний : ребенок допускает небольшие ошибки.
Низкий: неправильно воспроизводит ритмический рисунок песни)
а). Высокий показатель - 9 человек - 45 %
б). Средний показатель - 8 человек - 40 %
в). Низкий показатель - 3 человек - 15 %
3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
(Высокий уровень – ребёнок самостоятельно правильно воспроизводит ритмический рисунок шагами.
Средний – Воспроизводит рисунок с помощью взрослого.
Низкий – затрудняется выполнить задание даже после показа взрослого)
а). Высокий показатель -8 человек - 40%
б). Средний показатель -7 человек -35%
в). Низкий показатель -5 человек - 25%
4. Передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество) ;
(Задания направлены на выявление ритмичности с помощью демонстрации ритмического рисунка музыкального фрагмента.
Здесь использовалась музыка польки ( П.И.Чайковский «Полька», и марша ( С.Прокофьев « Марш»).
По результатам этих данных я выявила три уровня ритмичности: сильный, средний и слабый.
(Сильный уровень - ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения с помощью разных движений рук, ног, туловища.
Средний уровень - воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью одного вида движений.
Слабый уровень - не может показать ритмический рисунок произведения без подробного разбора и показа его руководителем)
а) Высокий показатель - 7 человек - 35 %
б) Средний показатель - 9 человек - 45 %
в) Низкий показатель - 4 человека - 20 %
5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;
(По результатам этих данных я выяснила три уровня ритмичности: сильный, средний и слабый.
Сильный уровень - ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения.
Средний уровень - воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью музыкального руководителя.
Низкий ― затрудняется в воспроизводстве рисунка произведения)
а). Высокий показатель — 8 человек — 40 %
б). Средний показатель - 8 человек -40%
в). низкий показатель -4 человека -20%
6. Выявление развития метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.
(Оценивала по следующим критерии:
Высокий - точная метрическая пульсация - ребенок ощущает метрические акценты и точно передает метроритмическую пульсацию произведения, определяет сильную и слабую доли такта.
Средний -неуверенная ритмическая пульсация или передача метроритмической пульсации, но при этом сбивание с сильной доли.
Низкий - совершенно неточная ритмическая пульсация , неточная передача метроритмической пульсации звучащего произведения, запутывание в сильных и слабых долях такта)
Были получены следующие результаты:
- точная метрическая пульсация - 9 детей -45% (высокий уровень)
- неуверенная ритмическая пульсация - 9детей - 45% (средний уровень)
- совершенно неточная ритмическая пульсация - 2 ребенка - 10% (низкий уровень)
Итак, высокому показателю музыкально-ритмичекого слуха соответствует 42,5 % всей группы, среднему показателю ― 38,4 %, а низкому показателю -19,1 % всех детей.
В ходе эксперимента было проведено 15 занятий.
Занятия включали в себя все виды деятельности, но проводились в форме игр, этюдов и упражнений.
После проведения экспериментальных занятий провела повторное обследование детей и получила следующие результаты:
1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;
а) Высокий показатель - 16 детей - 80 %
б). Средний показатель - 3 человека - 15 %
в). Низкий показатель - 1 человек - 5 %
2.Прохлопать ритмический рисунок незнакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);
а). Высокий показатель - 13 человек - 65 %
б). Средний показатель - 7 человек - 35 %
в). Низкий показатель - 0 человек - 0 %
3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);
а). Высокий показатель -12 детей- 60%
б). Средний показатель -6 человек -30%
в). Низкий показатель -2 человека - 10%
4. Передать характер знакомого музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество)
а). Высокий показатель – 12 детей – 60%
б) Средний показатель - 6 человек - 30 %
в) Низкий показатель - 2 человека - 10 %
5.Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;
а). Высокий показатель ― 14 человек ― 70 %
б). Средний показатель - 4 человек - 20%
в). Низкий показатель -2 человека -10%
6. Выявление развития метрической пульсации с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.
а)- точная метрическая пульсация - 14 детей ― 70 %
б)- неуверенная ритмическая пульсация - 5 детей - 25%
в)- совершенно неточная ритмическая пульсация - 1 ребенка - 5%
Итак, после проведенных занятий в конце эксперимента высокому показателю музыкально-ритмичекого слуха соответствует 67,5 % всей группы, среднему показателю ― 25,8 %, а низкому показателю - 6,7 % всех детей.
По результатам моего исследования видно, что:
-Во-первых, влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально-ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки, значительно облегчает их восприятие и осознание.
-Во-вторых, музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию логоритмических упражнений,пальчиковых и музыкально-дидактическихигр.
Доля детей с высоким уровнем развития музыкально-ритмического слуха увеличилась с 42,5% до 67,5%.
Доля детей с низким уровнем развития музыкально-ритмического слуха уменьшилась с 19,1% до 6,7%
Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.
Используемая литература:
1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., «Просвещение», 2007г.
2. Бекина И.С. и др. «Музыка и движение», – М.: Просвещение, 2008г.
3. Бодина Е.А. «Воздействие музыки на воспитание личности», «Музыкальный руководитель» №2, 2008г.
4. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 2008г.
5. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. –2010 г.
6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: «Знание», 1973.
7. Вендрова Т. А. «Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн», «Искусство в школе», 2010г.
8. Погорелова Г.П. « Музыкально-игровая гимнастика», «Музыкальный руководитель», №2, 2008г.
9. Тютюнникова Т.Э., Кочемасова Е.Е. «Вездесущий ритм», «Музыкальный руководитель», №7, 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...