Образовательный проект "Играя-учимся"
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, старшая группа) по теме

Вид проекта: познавательно-творческий, развивающий.

Продолжительность проекта: октябрь 2010 г- декабрь 2010г

Участники проекта:музыкальный руководитель, дети 2 старшей группы, воспитатели.

Актуальность проекта: Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Цель проекта: исследовать такой вид деятельности, как музыкально-дидактические игры и выявить значение развивающей функции этих игр в развитии музыкально-ритмического слуха у детей 2 старшей группы.

Предполагаемый результат: чувстворитма у  детейдошкольноговозрастабудетразвиватьсяуспешно, еслииспользоватьмузыкально-дидактические игры, подобранныесучетомвозрастныхособенностей.

Задачи проекта: найти и проанализироватьинформацию о педагогических возможностях музыкально-дидактических игр в развитии иприобрестипрактический опытв организации и проведении развлечений для детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt_igraya_-_uchimsya.docx40.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение второй категории

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Сказка»

городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области

Образовательный проект

Тема: « Играя – учимся»

Дата проведения: октябрь 2010г –декабрь 2010г

Музыкальный руководитель: Дусенок Е.Г.

 

Краткая характеристика проекта

Вид проекта: познавательно-творческий, развивающий.

Продолжительность проекта: октябрь 2010 г- декабрь 2010г

Участники проекта: музыкальный руководитель, дети 2 старшей группы, воспитатели.

Актуальность проекта: Музыкально-дидактические игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Цель проекта: исследовать такой вид деятельности, как музыкально-дидактические игры и выявить значение развивающей функции этих игр в развитии музыкально-ритмического слуха у детей 2 старшей группы.

Предполагаемый результат: чувство ритма у  детей дошкольного возраста будет развиваться успешно, если использовать музыкально-дидактические игры, подобранные с учетом возрастных особенностей.

Задачи проекта: найти и проанализировать информацию о педагогических возможностях музыкально-дидактических игр в развитии и приобрести практический опыт в организации и проведении развлечений для детей.

Ход проекта:  

-Разработать новые музыкально-дидактические игры на развитие музыкально-ритмического слуха. В течение 3-х месяцев регулярно включать дидактические игры в музыкальные занятия и досуги.

-Разработать сценарий развлечения на основе» дидактических игр, используемых в проекте «Играя – учимся»

-Провести итоговое досуговое мероприятие с использованием дидактических игр.

-Продолжать практику введения дидактических игр в жизнь и творчество детей.

-Провести сравнительную диагностику развития музыкально-ритмического слуха у детей в начале и в конце проекта.

Музыкально-дидактические игры являются игровым методом обучения, направленным  на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, а также игровой формой обучение и самостоятельной игровой деятельностью,  средством музыкального общения и развития ребёнка.

Наблюдение  за  игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста свидетельствуют: в отличие от младших дошкольников они могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.

Наличие у детей определенного – музыкального  и жизненного – опыта позволяют им быть достаточно активным в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни. Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:

-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;

-развивает познавательные способности;

-воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма;

        Усвоение навыков восприятия музыки и выразительного движения происходит в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Общее в методике разучивания музыкально-ритмических движений всех видов заключается в стремлении педагога заинтересовать ими детей, привлечь внимание к звучанию музыки, научить откликаться на ее образы соответствующим движением. Этому способствует выразительное исполнение, образный показ движений, яркие, точные пояснения, применение детьми самостоятельных способов действий.

Особое значение музыкально-дидактические игры имеют в развитии музыкально-ритмического слуха.  Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть, танцевать. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, способности, у них формируются необходимые черты личности, в первую очередь чувство товарищества, ответственности. Все дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, сообразительности; приучают к быстроте действия, к сдержанности, к оценке собственных возможностей; активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания; обогащению словарного запаса.

        Музыкально-дидактические игры  объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Характер игровых действий в музыкально-дидактических играх, следовательно, весьма своеобразен. Все дидактические игры отличаются по своим игровым действиям и по сенсорным заданиям, но всегда требуют слуховой сосредоточенности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней:

- обучающей  задачи;

- содержания;

- правил;

- игровых действий;

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Назначение дидактических игр - ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений. Дидактические игры как бы выражают и завершают процесс сопоставления и отделения собственно сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств явлений от общественно принятых эталонов.

        

Для определения уровня развития музыкально-ритмического слуха я брала следующие задания:

1)прохлопать метрическую долю знакомой песни;

2)прохлопать ритмический рисунок знакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);

3)воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);

4) передать характер  знакомого  музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество)

5)прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;

6) Выявить развитие  метрической  пульсации    с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.        

До начала эксперимента при проведении диагностики  мною были получены следующие результаты:

  1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;

(Высокий показатель: ребенок правильно прохлопывает метрическую долю знакомой песни

Средний: прохлопывает рисунок с помощью взрослого.

Низкий : не может правильно справиться с заданием)

 

а). Высокий показатель ― 10 человек    - 50  %

б). Средний показатель - 5 человека     -   25 %

в). Низкий показатель - 5 человек        -     25 %

2.Прохлопать ритмический рисунок  незнакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);

(Высокий показатель: ребенок безошибочно воспроизводит ритмический рисунок знакомой песни.

Средний : ребенок допускает небольшие ошибки.

Низкий: неправильно воспроизводит ритмический рисунок песни)

а). Высокий показатель - 9 человек    -   45  %

б). Средний показатель - 8 человек      -     40 %

в). Низкий показатель - 3 человек        -      15 %

3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);

(Высокий уровень – ребёнок самостоятельно правильно воспроизводит ритмический рисунок шагами.

Средний – Воспроизводит рисунок с помощью взрослого.

Низкий – затрудняется выполнить задание даже после показа взрослого)

 

а). Высокий показатель -8 человек - 40%

б). Средний показатель  -7 человек -35%

в). Низкий показатель  -5 человек - 25%

4. Передать характер  знакомого  музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество) ;

 (Задания направлены на выявление ритмичности с помощью  демонстрации ритмического   рисунка музыкального фрагмента.

Здесь использовалась  музыка польки  ( П.И.Чайковский  «Полька»,  и    марша ( С.Прокофьев  « Марш»).

По результатам этих данных я выявила три уровня ритмичности: сильный, средний и слабый.

(Сильный уровень - ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения с помощью разных движений рук, ног, туловища.

Средний уровень - воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью  одного вида движений.

Слабый уровень - не может показать ритмический рисунок произведения  без  подробного разбора и показа его руководителем)

а)   Высокий показатель  -  7  человек        -    35 %

б)   Средний показатель   - 9 человек        -   45 %

в)   Низкий  показатель    -  4  человека      -   20 %

5. Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;

(По результатам этих данных я выяснила три уровня ритмичности: сильный, средний и слабый.

Сильный уровень - ребенок осознает и самостоятельно точно воспроизводит ритмический рисунок произведения.

Средний уровень - воспроизводит рисунок музыкального произведения с помощью музыкального руководителя.

Низкий ― затрудняется в воспроизводстве рисунка произведения)

а). Высокий показатель — 8 человек — 40 %

б). Средний показатель  - 8 человек -40%

в). низкий показатель -4 человека -20%

6. Выявление развития метрической  пульсации    с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.                                                        

(Оценивала по следующим критерии:

 Высокий - точная метрическая пульсация - ребенок ощущает метрические акценты и точно передает метроритмическую пульсацию произведения, определяет сильную и слабую доли такта.

Средний -неуверенная ритмическая пульсация  или передача метроритмической пульсации, но при этом сбивание с сильной доли.

Низкий - совершенно неточная ритмическая пульсация , неточная передача метроритмической пульсации звучащего произведения, запутывание в сильных и слабых долях такта)

Были получены следующие результаты:

-    точная метрическая пульсация   - 9 детей -45% (высокий уровень)

- неуверенная ритмическая пульсация - 9детей - 45% (средний уровень)

- совершенно неточная ритмическая пульсация  - 2 ребенка - 10% (низкий уровень)

Итак, высокому показателю музыкально-ритмичекого слуха соответствует 42,5 % всей группы, среднему показателю ― 38,4  %, а низкому показателю -19,1 % всех детей.

 В ходе эксперимента было проведено  15 занятий.

Занятия включали в себя все виды деятельности, но проводились в форме  игр, этюдов и упражнений.

После проведения экспериментальных занятий провела повторное обследование детей и получила следующие результаты:

1. Прохлопать метрическую долю знакомой песни;

 

а) Высокий показатель -  16 детей -  80 %

б). Средний показатель - 3 человека     -   15 %

в). Низкий показатель - 1 человек        -     5 %

2.Прохлопать ритмический рисунок незнакомой песни под пение педагога или собственное пение («спой песенку руками»);

а). Высокий показатель - 13 человек    -   65 %

б). Средний показатель - 7 человек      -     35 %

в). Низкий показатель - 0 человек        -      0 %

3. Воспроизвести ритмический рисунок песни шагами на месте, а затем с продвижением вперед («спой песенку ногами»);

 

а). Высокий показатель -12 детей-  60%

б). Средний показатель  -6 человек -30%

в). Низкий показатель  -2 человека - 10%

4. Передать характер  знакомого  музыкального произведения с помощью разных движений (самостоятельное творчество)

а). Высокий показатель – 12 детей – 60%

 б)   Средний показатель   -  6 человек        -   30 %

в)   Низкий  показатель    -  2  человека      -   10 %

5.Прохлопать ритмический рисунок мелодии, сыгранный педагогом на инструменте;

а). Высокий показатель ― 14 человек ― 70 %

        

б). Средний показатель  - 4 человек - 20%

        

в). Низкий показатель -2 человека -10%

6. Выявление развития метрической  пульсации    с помощью выстукивания сильной и слабой доли такта под музыку различного характера.                                                        

а)-    точная метрическая пульсация   - 14 детей ― 70 %

б)- неуверенная ритмическая пульсация - 5 детей - 25%

в)- совершенно неточная ритмическая пульсация  - 1 ребенка - 5%

Итак, после проведенных занятий в конце эксперимента  высокому показателю музыкально-ритмичекого слуха соответствует 67,5 % всей группы, среднему показателю ― 25,8 %, а низкому показателю - 6,7  % всех детей.

По результатам моего   исследования видно, что:

-Во-первых, влияние развития ритмического слуха у детей старшего дошкольного возраста на общий уровень развития музыкальности чрезвычайно велико, а сопровождение слушания музыки и изучения музыкальных произведений музыкально-ритмическими движениями, соответствующими по характеру эмоциональной окраске музыки, значительно облегчает их восприятие и осознание.

-Во-вторых, музыкальный ритм формируется в процессе систематических занятий и легче усваивается благодаря использованию логоритмических упражнений,пальчиковых и музыкально-дидактическихигр.

Доля детей с высоким уровнем развития музыкально-ритмического слуха увеличилась с 42,5% до 67,5%.

 

Доля детей с низким уровнем развития музыкально-ритмического слуха  уменьшилась с 19,1% до 6,7%

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась.

 

Используемая литература:

1. Баренбойм Л.А. Музыкальное воспитание в современном мире.- М., «Просвещение», 2007г.

2. Бекина И.С. и др. «Музыка и движение», – М.: Просвещение, 2008г.

3. Бодина Е.А. «Воздействие музыки на воспитание личности»,   «Музыкальный руководитель» №2, 2008г.

4. Бублей С. Детский оркестр.- Л.: Музыка, 2008г.

5. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей. –2010 г.

6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М.: «Знание», 1973.

7. Вендрова Т. А. «Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коуэн», «Искусство в школе», 2010г.

8. Погорелова Г.П. « Музыкально-игровая гимнастика», «Музыкальный руководитель», №2, 2008г.

9. Тютюнникова Т.Э., Кочемасова Е.Е. «Вездесущий ритм», «Музыкальный руководитель», №7, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...

Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.

Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)

Цель:  Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...