"Встреча с прекрасным"
календарно-тематическое планирование (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) по теме
"Встреча с прекрасным"-программа интеграции речевой и музыкальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Представляю тематический план на учебный год. Есть возможность менять темы и практический материал каждый год,тем самым вносить новизну и интерес в работу. Совместно с педагогом по развитию речи мы диагностировали детей в процессе занятий, концертной деятельности, в праздниках. Результаты наблюдений показали неплохую динамику в развитии у детей интонационной стороны речи,выразительности в пении, артистизма и общей культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_plan.doc | 93.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Дюймовочка №10»
Программа
интеграции речевой и музыкальной
деятельности ребенка дошкольного возраста
«Встреча с прекрасным»
Составили:
воспитатель
по развитию речи
Кудрина Е.В.
музыкальный руководитель
Тимченко Л.В.
Саянск
2009г.
Пояснительная записка
На современном этапе одним из актуальных вопросов в педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой.
При правильной организации учебного процесса интегрированное воспитание становится фактором динамического развития и мобилизации совместных усилий всего педагогического коллектива, которое направлено на понимание региональной культуры, общезначимых, культурных ценностей, на развитие творческой деятельности в различных ее видах.
Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления любой деятельности (эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, эмоционально-положительного отношения к деятельности, а также памяти, внимания).
Интеграция разных видов деятельности обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств. Идея, убеждение, замысел произведения воспринимается сердцем, через эмоции. А убеждение, воспринятое через эмоции наиболее эффективно.
Совместные наблюдения воспитателей и специалистов за детьми в процессе самостоятельной деятельности позволили определить уровень речи, состояние их музыкальных способностей и навыков детей, уровень их знаний и представлений об окружающем мире. С учетом выявленных знаний дошкольников, совместная работа была спроектирована таким образом, чтобы повысить уровень развития речи и музыкальные способности детей.
Система работы предусматривает индивидуальные и фронтальные занятия, музыкально-литературные праздники, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, музыкальной среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, музыкального развития ребенка.
Работа с детьми старшего возраста по интеграции речевого и музыкального воспитания осуществляется в рамках программы “ Встреча с прекрасным”, которая является результатом практической деятельности воспитателя по развитию речи, музыкального руководителя.
Цель:
Формирование эстетически развитой личности, воспитание нравственной культуры детей дошкольного возраста средствами литературного и музыкального искусства
Задачи:
-Формировать у детей представление о специфике восприятия произведений различных видов искусства,
-Воспитывать у детей культуру слушания литературного, музыкального произведения
-Развивать навыки анализа произведений искусств через освоение средств художественной выразительности (лад, темп, динамика, интонация, структура)
- Развивать умения детей составлять ассоциативные связи художественного и музыкального образа
-Стимулировать творческую активность, свободу и эмоциональную отзывчивость детей посредством восприятия произведений различных видов искусства
Теоретической и методологической основой программы является рассмотрение общих закономерностей функционирования и восприятия произведений различных видов искусства как форм отражения материального и духовного единства мира с учетом их специфики и особенностей.
Воспитатель по развитию речи осуществляет: расширение объема словаря об окружающих действиях, уточнение значений слов, активизации словаря, что помогает личностному росту каждого ребенка, формированию уверенного поведения;
Музыкальный руководитель осуществляет музыкальное сопровождение, иллюстрирующее явления природы — журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя, раскрывающее художественный замысел произведения, способствующее наиболее полному раскрытию темы интегрированной деятельности( музыка для восприятия, пения, танца, музицирования))
Также музыкальный руководитель принимает активное участие в постановке правильного диафрагмально-речевого дыхания, работает над развитием силы, высоты, тембра голоса, его выразительности.
В процессе знакомства с литературным, музыкальным и художественным материалом дети имеют возможность не только заучивать стихотворения, песни, работая над интонационно-выразительной стороной речи, целенаправленной активизацией отработанной лексики, но и наблюдать, рассматривать иллюстрации, репродукции картин, учатся выражать свое отношение к художественному слову посредством музыки и танца.
Комплексный, интегрированный подход позволит обогатить познавательно-речевые и музыкальные впечатления детей.
Освоению содержания программы способствуют:
а) речевые, музыкальные игры-упражнения для детей, направленные на активизацию психических процессов (внимание, память, воображение), комплекса музыкальных способностей (вокально-слуховая и музыкально-двигательная координация, дифференциация слуховых ощущений) и связной выразительной и логической речи;
б) музыкальный и литературный материал, подобранный с учётом природосообразности детского возраста, возможностей и интересов детей.
Методологические подходы
Личностно – деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных особенностей личности через вовлечение ее в различные виды деятельности; обеспечивает активизацию процессов саморазвития, самообразования, самовоспитания; предполагает максимальную обращенность к внутреннему миру личности.
Принципы:
Интеграция программного содержания. Содержание программы органично вплетается в канву содержания основной комплексной программы, реализуемой в дошкольном учреждении. Интеграция предусмотрена с организацией деятельности детей по ознакомлению с художественной литературой, музыкальной деятельностью детей.
- доступность произведений искусства детскому пониманию (опираться на детский опыт);
- реалистичность произведений художественной литературы, музыки.
- привлекательность для детей, по возможности следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающий эмоциональный отклик в душе ребенка.
- Учет возрастных особенностей детей
- Обеспечение эмоционально-психологического комфорта детей.
Системность. В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически, в процессе речевых и музыкальных занятий. Как итогом данной работы предусмотрено проведение совместных музыкально- литературных мероприятий 1 раз в два месяца по соответствующей тематике.
Формы: Фронтальные занятия,индивидуальные,музыкально-литературные занятия, праздники и развлечения, конкурсы.
Контроль за развитием музыкальных и речевых способностей детей осуществляется непосредственно на каждом занятии и на итоговых занятиях через серию заданий творческого типа. Формой отчётности являются открытые занятия для родителей, праздники, музыкальные спектакли, музыкально-литературные салоны, викторины, конкурсы чтецов
Исполнители : музыкальный руководитель, воспитатель по развитию речи
Организация: Работа проходит в течении фронтальных занятий, итоговых музыкально-литературных занятий, в индивидуальных занятиях
Ожидаемый результат: К концу года у детей сформируются высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повысится точность и выразительность. Дети начнут успешно употреблять средства художественной выразительности в своем словесном творчестве (при сочинении загадок, сказок, стихов), устанавливать ассоциативные связи художественного слова и музыкального образа.У детей расширятся знания о творчестве детских писателей, композиторов-классиков, средствах музыкальной выразительности.
Система занятий предполагает работу в блоках:
1 блок . «Моя родина - Россия»
Цель: Воспитание гражданина своей страны, закрепление знаний о государственной символике
Задачи блока решаются в течении фронтальных и индивидуальных занятий.
Итогом по данной теме является музыкально-литературный салон для детей старшего возраста и их родителей
2.Блок «Писатели и композиторы»
Цель: воспитание в детях интереса к художественной литературе и классической музыке, расширение кругозора, словарного запаса детей, обогащение музыкальных впечатлений детей.
Задачи блока решаются в течении тематических , доминантных музыкальных и речевых занятиях.
Итогом по данной теме является Конкурс чтецов для детей старшего возраста
3.Блок «Мой родной край»
Цель: воспитание в детях патриотических чувств через восприятие и знакомство с творчеством сибирских поэтов, композиторов, сибирским фольклором.
Задачи блока решаются на интегрированных музыкально-речевых занятиях, фронтальных занятия. Итогом данного блока является развлечение для детей старшего возраста и их родителей
Используемые понятия:
Эмоции – особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства – специфические формы отражения действительности
Интеграция трактуется как, integratio - «восстановление», «восполнение», от integer – «целый
Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий развития умения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; формирования у ребят способности самостоятельно проводить творческие исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.
Классификация интегрированных занятий
1). По содержанию занятия могут быть достаточно разнообразными и осуществляться в разных вариантах:
- отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и литературного искусства);
- блоки занятий, объединенных по наиболее интересным для детей
- блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей , музыкантов
- блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой
- блок занятий по ознакомлению с народным искусством;
- блок занятий по нравственному и эмоциональному воспитанию.
2). Структура занятий зависит от возраста ребенка, от накопления чувственного опыта: от живого наблюдения к рассматриванию картин, к восприятию образа в стихах, музыке.
3). Интегрированные занятия делятся на два типа по значению видов искусства:
- доминантный тип, когда один вид искусства доминирует, а остальные как бы проходят фоном (например, стихотворение о природе помогают понять музыкальное произведение, его настроение, содержание);
- равнозначный тип, когда каждая часть занятия дополняет друг друга
4). Интегрированные занятия могут варьироваться по сочетанию музыкальных и художественных произведений.
Вариант 1. Поочередное включение произведений разных видов искусства.
Цель: усилить воздействие искусства на эмоции детей.
Структура
- прослушивание музыкального произведения;
- общение педагогов и детей о характере музыкального произведения;
- прослушивание литературного произведения;
- общение педагогов и детей о характере литературного произведения;
- сравнение сходства музыкального и литературного произведений по выраженному в них эмоциональному настроению, характеру художественного образца.
Вариант 2.
Попарное включение произведений разных видов искусства.
Структура.:
- прослушивание нескольких музыкальных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей, сравнение чем и похожи и отличаются по характеру музыкальные произведения;
- прослушивание нескольких литературных произведений;
- сравнение сходства и различия произведений по характеру, настроению;
- сравнение похожих по эмоциональному по настроению музыкальных и литературных произведений.
Вариант 3.
Одновременное включение в восприятие разных видов искусства
Цель: показать гармонию музыки и литературы.
Структура:
- звучит музыкальное произведение и на его фоне воспитатель читает литературное произведение;
- воспитатель предлагает детям прослушать несколько музыкальных произведений и отобрать только одно из них , соответствующее литературному произведению
- звучит одно музыкальное произведение и дети подбирают к нему из нескольких литературных одно, созвучное по настроению.
Вариант 4.
Включение контрастных произведений разных видов искусства.
Цель: сформировать оценочные отношения.
Структура:
- прослушивание контрастных по звучанию литературных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей об их отличии;
- прослушивание контрастных по настроению музыкальных произведений;
- обмен мнениями педагога и детей об их отличии;
- восприятие похожих между собой музыкальных, литературных произведений;
обмен мнениями педагога и детей об их сходстве
дата проведения | СОДЕРЖАНИЕ | |||
Музыкального развития | Речевого развития | |||
Музыкальный репертуар | задачи | Литературный материал | задачи | |
Сентябрь октябрь Ноябрь | 1 блок «МОЯ РОДИНА-РОССИЯ» Цель Воспитание гражданина своей страны, закрепление знаний о государственной символике | |||
«Осенняя песня» П.И. Чайковский «Во поле береза стояла»р.н.п. «Звуковая веревочка» «Осень в саду» Г. Вихарева «Гимн РФ» « Моя Россия» Г.Струве «Русский хоровод» | -Чувствовать красоту музыкального языка,воспринимать оркестровое звучание, находить созвучные настроения со стихами -развивать протяжность, напевность пения, понимать красоту русской народной песни -Упражнять детей в пении гласных звуков , моделировать звуковысотную линию -Учить детей передавать настроение, ласковые интонации в пении,развивать певческие умения детей. -дать знания о государственной песне России -Учить детей петь разным способом звукообразования, добиваться выразительности,четкой дикции в окончаниях. -Учить детей двигаться хороводным шагом с темповыми оттенками, сужать и расширять круг,добиваться выразительности движения. | Русь Россия в стихах С.Есенин «Сторона ль, моя сторонка», «С добрым утром», «В хате»,«Береза»,»Черемуха» «Мы живем в России» Москва–столица Родины | -познакомить с жизнью и укладом наших предков; обогащать общеведческий словарь детей. -помочь детям почувствовать образный язык стихотворения; познакомить с новыми стихотворениями; помочь выучить некоторые из стихотворений; совершенствовать интонационную сторону речи. - - углубить и уточнить представления о Родине – России; закрепить знания о флаге,гербе;совершенствовать связную речь; воспитывать патриотические интернациональные чувства, любовь к Родине. ; -закрепить знания о столице Москве; совершенствовать связную речь; воспитывать любовь к Родине | |
Итог по теме- музыкально-литературный салон «В стране березового ситца» по творчеству С. Есенина | ||||
Декабрь Январь Февраль Март | 2 блок - « ПИСАТЕЛИ И КОМПОЗИТОРЫ» Цель: воспитание в детях интереса к художественной литературе и классической музыке, расширение кругозора, словарного запаса детей, обогащение музыкальных впечатлений детей. | |||
«Любитель-рыбалов»Барто, Старокодамский «На катке» А. Барто «Детский альбом» П.Чайковский (Игра в лошадки, Новая кукла,Болезнь куклы,Марш солдатиков) «Игрушки» А.Барто «Мышиное горе» «Кошки-мышки» «Собачки» Песни на стихи С. Черного « Музыка на крыльях» Рамо «Приход весны» В.Моцарт «Весна» Т.Боровик Итог по теме- | -Дать знания о вокальной и инструментальной музыке, развивать внимание к тексту песни. -Продолжать развитие певческих умений, точно передавать ритмический рисунок и звуковысотный строй песни -Различать характер звучания музыки и соотносить с образом игрушки,устанавливать ассоциативные связи со стихами А.Барто -развивать творческие песенные импровизации на заданный текст,закрепить жанровые особенности марша, песни. танца - Учить детей выразительно петь,используя динамические,темповые оттенки, дать детям знания о мажоре и миноре. -Понимать изобразительный язык музыки,уточнить знания о регистрах,динамике,тембре муз. Инструментов.Учить детей подбирать художественное слово,созвучное характеру музыки.Развивать творческое коллективное музицирование - Учить детей приемам Ритмодекламации КОНКУРС ЧТЕЦОВ | Творчество А.Барто тема: Детство тема: Семья ТворчествоС.Черного тема: «Про все на свете» Творчество А.Фета тема «Времена года» «Мои любимые книжки | -познакомить детей с жизнью и творчеством писателей А,Барто, С.Черного, А.Фета; продолжать расширять знания детей о писателях; совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворения; помочь почувствовать красоту и выразительность языка, прививать чуткость к поэтическому слову; развивать интонационную сторону речи воспитание любви к природе; расширение кругозора и представлений о мире; закладывание нравственных основ и начал. | |
3 БЛОК-«.МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» Цель: восприятие и знакомство с творчеством сибирских поэтов, композиторов, сибирским фольклором | ||||
Март Апрель | Сибирский Музыкальный Фольклор «Сибирская кадриль» «Иркутский вальс» (трио Ретро.Иркутск) « Байкальские волны» Сл. и муз. Скорнякова В., Мингалева А., исп. Андрей Мингалев. Итог по теме- | -развивать певческие умения детей через обыгрывание потешек ,дразнилок, колыбельных,Развивать музыкальную память,слуховое восприятие -Показать детям особенности сибирского танца. положения рук, танцевальные движения кадрили -Воспитывать культуру слушания вокального произведения. Отмечать жанровые особенности, выразительный музыкальный язык. -развивать творческие проявления детей в создании коллективной танцевальной композиции «Байкал» «С днем рождения, город» развлечение | Сибирский фольклор Пословицы и поговорки Дразнилки,скороговорки жеребьевки «Нерпенок и его друзья» «Улицы города» стихи о Саянске | -формирование нравственно-этического словаря детей на основе изучения пословиц и поговорок; использовать для устранения некоторых речевых проблем за счет скороговорок (нечеткое выговаривание слов, проглатывание окончаний, т.д.) -закрепить знания детей о детёнышах животных Прибайкалья, О среде обитания нерпы, обогащать словарь: сущ.- название детёнышей животных; воспитывать бережное отношение к животным. - обобщить и дополнить знания детей о нашем городе; воспитывать любовь и интерес к родному краю совершенствовать художественно-речевые навыки детей при чтении стихотворения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Встречи с прекрасным" по становлению духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста через ознакомление с музыкальным пространством родного города
Педагогический проект реализован на базе детского сада №87 Октябрьского района города Барнаула. Проект расситан на детей старшего дошкольного возраста. ...
Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она!
Сценарий осеннего утренника в младшей и средней группе...
" Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она"
Цель: Создать у детей радостное, веселое настроение. Развивать активность детей в двигательной деятельности, формировать дружеские взаимоотношения в игре....
Тематический вечер (встреча): «Мамочка у каждого самая прекрасная!»
Сценарий праздника посвещённый дню матери "Мамочка у каждого самоя прекрасная" был разработан с целью развивать интерес к традициям, способствовать созданию тёплых взаимоотношений в семье. Содей...
Картотека "Встреча с прекрасным"
Картотека поможет воспитателям детских садов планировать работу совместной образовательной деятельности в режимных моментах....
Сценарий осеннего утренника в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»
Сценарий осеннего утренника в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»...
Сценарий осеннего утренника в средней группе «Прекрасна осени пора, встречать ребят спешит она»
Сценарий осенниго праздника в детском саду средняя группа....