театрализованная деятельность
статья по музыке по теме
Театр! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Посещение театра - всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздъ», что означает «отдых, безделье». Но не только перерыв в делах повседневных подразумевался под праздником. С ним связана радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности.
Первые театральные праздники специально для детей возникли в семье. Домашние театры первыми приобщали детей к театральному искусству.
Первый в мире постоянный театр для детей открылся в Москве 6 ноября 1918 года. В первом детском театре шли спектакли театра Петрушек , театра теней, марионеток, балета. Затем стали возникать детские театры и в других городах. С развитием системы общественного дошкольного воспитания театра прочно вошел в жизнь детей дошкольного возраста. В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду.
Театр способен оказать на дошкольника огромное влияние по двум направлениям: ребенок-зритель/ театр как вид искусства и ребенок-актер/театрализованная деятельность, в котором ребенок сам участвует.
Театр как вид искусства дарит каждому ребенку радость, незабываемые впечатления, развивает его художественный вкус, воображение и фантазию. Поэтому необходимо как можно чаще посещать театральные представления. Но, к сожалению, решение этого вопроса на прямую не с деятельностью педагога. Зато развитие ребенка в театрализованной деятельности зависит от них целиком и полностью.
Знакомить детей с театральной куклой и театрализованными играми можно с младшей группы. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и драматизации, которые показывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. С помощью воспитателя разыгрывают народные песенки, потешки, небольшие сценки при этом используют игрушки и фигурки плоскостного театра.
В средней группе от самого простого театра на столе нужно переходить к более сложному. Дети пятого года жизни в процессе театральной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное.
Детей старшего дошкольного возраста, по сравнению с младшими, отличает более богатый жизненный опыт. Благодаря этому они уже в состоянии представить себя на месте другого человека и понять, как нужно поступить в той или иной ситуации и с какими чувствами и переживаниями это связано. Действуя в роли , ребенок может не только представлять , но и реально эмоционально переживать поступки персонажей, роль которых он исполняет. Это развивает чувство детей и помогает передать их с помощью движений, жестов, мимики или других средств выразительности. А благодаря декорациям (некоторые из них дети изготавливают сами),костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
В процессе театрализованной деятельности от ребенка требуется умение управлять своим поведением, умение координировать свои действия с деятельностью товарищей. Коллективный характер театральной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества детей как в реальных, так и воображаемых ситуациях. Таким образом, театрализованная деятельность способствует созданию дружного детского коллектива.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Способствует активизации разных сторон речи- словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и пр.
В театрализованной деятельности имеются большие возможности для расширения инициативы и самостоятельности детей от выбора характера для своего героя до создания целого спектакля. Использование творчества в работе с детьми дает возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности.
Особая роль принадлежит театральной деятельности в создании положительного эмоционального фона. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка и дарит ему радость.
Ученые единодушны во мнении, что театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость , развивает воображение и фантазию, способствует развитию творческих способностей у ребенка и формирование базиса его личностной культуры. По статической значимости и влиянию на общее развитее ребенка театральной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Кукольный театр в детском саду.
Для организации кукольного театра необходимы куклы различных систем, яркие, легкие, удобные в управлении. Такие куклы формируют у детей определенные умения и навыки, развивают детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, импровизацию на детских музыкальных инструментах)
По способу управления театральные куклы делятся на два основных вида- верховые и напольные. (Верховые – это перчаточные и тростевые куклы; напольные – марионетки и большие куклы.)
Виды театров (кукольных):
-театр картинок (фланелеграф)
-театр игрушек ( набор обычных игрушек – мягкие игрушки, фигурки игрушек-зверюшек из пластмассы, резиновые игрушки)
-настольный театр: плоскостной ( фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые ( из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные ( по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала , конусный, папье – маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр ,куб, пирамида.
-пальчиковый театр (бумажный, матерчатый, вязаный, а также можно использовать глину)
-перчаточный театр
-театр ложек (упрощенный вариант верховых кукол)
-теневой театр
-театр марионеток ( из папье – маше, поролона, пенапласта, из ткани, меха-по принципу мягкой игрушки) ,приводятся в движение с помощью ваги – крестовина, к которой на нитях крепится кукла. Ваги могут быть горизонтальные и вертикальные
-театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительные возможностями, вместо рук кукла работают руки ребенка. Обладают яркой жестикуляцией, может выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Такая кукла состоит из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
-тростевые куклы (основа такой куклы – гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является «позвоночником» куклы. На гапите устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.
-куклы системы «люди – куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску , большие ладони здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова , ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки умений и навыков детей в театрализованной деятельности. Методика проведения диагностирования способностей и возможностей детей в театрализованной деятельности.
Материал в помощь педагогу ДОУ для проведения мониторинга театрализованной деятельности детей во всех возрастных группах....
Проект по театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Цель данной работы - помочь воспитателям дошкольных образовательных учреждений организовать и провести работу с детьми от 4 до 7 лет по формировании творческих способностей детей дошкольного возраста ...
Творческий проект с детьми 3-7 лет по театрализованной деятельности «Развитие творческой активности детей через театрализованную деятельность: Мы актеры».
Проект по театрализованной деятельности для работы с детьми 3-7 лет позволяет расширить и углубить знания детей о театральном искусстве. Разработанные циклы театрализованных игр и методические рекомен...
проект по театрализованной деятельности для детей с ОВЗ "Формирование творческих способностей для детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"
Этот проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста, срок реализации шесть месяцев....
«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности
Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...