Главные вкладки
«Воспитание культуры ребёнка в процессе восприятия музыки в домашних условиях»
консультация
Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воспитание культуры ребенка
в процессе восприятия музыки в домашних условиях.
Влияние семьи на формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом.
Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребенка раннего возраста, в том числе и музыкального, создаются в семье. Большинство детей до 3 лет не посещают дошкольные учреждения. Поэтому родители, взяв на себя ответственную роль педагога, должны помнить, что тот период чрезвычайно важен для последующего развития ребенка. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение.
Родители должны понимать огромное значение музыкального воспитания для развития культуры ребенка и повышать свой культурный уровень.
В нашей жизни случилось то, о чем писал еще Шекспир: «...музыка, звуча со всех ветвей, теряет обаянье». Как тут не потерять обаянье, когда Киркоров сменяет Пугачеву, затем Алсу или новомодная «Глюкоза». И так с утра и до вечера. Но молодым родителям это нравится, детям вроде бы тоже, поэтому проблем никаких нет.
Но проблемы есть, и очень серьезные: это и формирование музыкального вкуса, и развитие музыкального кругозора. И психическое перенапряжение от обилия громких звуков и жестких ритмов, которое напоминает ощущение, когда питание состоит из консервированной пищи. А растущему организму, нужны витамины - духовная пища, т.е. непосредственное восприятие классической и народной музыки.
Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой семьи.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты. В доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их музыкальные способности.
Но, к сожалению, семей, в которых мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, даже с очень хорошими задатками, так как родители не видят в этом практической пользы, гораздо больше. К музыке, как правило, отношение в таких семьях, как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к серьезной музыке его родители безразличны.
А ведь в любой семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности (восприятия, исполнительства, творчества и т.д.) В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании (магнитофонная запись).
Таким образом, в семье дети получают различное музыкальное воспитание. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.
Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.
Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта в семьи, ее общего культурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Наиболее ценные в художественном отношении произведения выдерживают испытание временем, отбираются человечеством, доходят до его потомков.
«Музыка-однодневка» существовала всегда. Ее развлекательное предназначение не оспаривается, она имеет право на существование. Но воспитать в человеке основы общей и музыкальной культуры. Развить способности можно только на признанных человечеством эталонах, которыми являются произведения народной музыки и классическое наследие композиторов эпох и стилей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно почувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия. Различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
Заинтересовать детей чем-либо взрослый может только тогда, когда увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже познает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам.
Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.