Особенностями психического развития детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти, мышления.
методическая разработка (подготовительная группа)
На сегодняшний день, существует множество категорий школьников с ограниченными возможностями здоровья - от детей с нормальным темпом развития, испытывающих временные и легко устраняемые трудности, до детей с нарушенным развитием.
К учащимся с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению ими образования без создания специальных условий[1].
В понятие «школьники с ОВЗ» входят дети с[1]:
- расстройствами аутистического спектра;
- нарушением слуха;
- нарушением интеллекта;
- задержкой психического развития;
- нарушением опорно-двигательного аппарата;
- различными нарушениями речи;
- множественными нарушениями развития;
- нарушением зрения;
Таким образом, само по себе неблагополучие ребенка, является основой
нарушения взаимодействия с социумом и причиной возникновения отклонений в психическом развитии. В тоже время, своевременно начатое специальное обучение помогает смягчить или же полностью предотвратить нарушения, являющиеся вторичными по своему характеру.
Скачать:
Предварительный просмотр:
На сегодняшний день, существует множество категорий школьников с ограниченными возможностями здоровья - от детей с нормальным темпом развития, испытывающих временные и легко устраняемые трудности, до детей с нарушенным развитием.
К учащимся с ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению ими образования без создания специальных условий[1].
В понятие «школьники с ОВЗ» входят дети с[1]:
- расстройствами аутистического спектра;
- нарушением слуха;
- нарушением интеллекта;
- задержкой психического развития;
- нарушением опорно-двигательного аппарата;
- различными нарушениями речи;
- множественными нарушениями развития;
- нарушением зрения;
Таким образом, само по себе неблагополучие ребенка, является основой
нарушения взаимодействия с социумом и причиной возникновения отклонений в психическом развитии. В тоже время, своевременно начатое специальное обучение помогает смягчить или же полностью предотвратить нарушения, являющиеся вторичными по своему характеру.
Уровень психического развития ребенка с ОВЗ, поступающего в первый класс, зависит как от времени возникновения, так и от степени и характера выраженности различных психических и соматических сопутствующих факторов. Стоит заметить, что немаловажную роль играет и качество предшествующего воспитания и обучения (раннего и дошкольного).
Образовательное пространство формируется общекультурными традициями воспитания и обучения детей разного возраста в условиях семьи и образовательных учреждений. Различные отклонения в развитии ребенка неминуемо приводит к его выпадению из сформированного социально- культурного образовательного пространства.
У разных категории детей с ограниченными возможностями здоровья особые образовательные потребности, определяют особенности построения учебного процесса и находят свое отражение в содержании и структуре образования. Вместе с тем можно выделить особые характерные потребности, свойственные для всех обучающихся с ОВЗ:
- коррекционное воздействие должно начинаться сразу же после выявления отклонений в развитии ребенка;
- требуются введение специальных разделов, которые не предусмотрены в программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
-необходимо использовать специальные методы, приемы и средства, которые учитывают особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;
-индивидуальный и дифференцированный подход в обучении требуется в большой степени, чем для здоровых детей;
- обеспечение особой пространственной организации образовательной среды;
- необходимо максимально расширить границы образовательного пространства путем постоянного выхода за пределы образовательного учреждения, с целью формирования различных жизненных компетенций.
Таким образом, главным условием успешного введения ФГОС ОВЗ, является удовлетворение особых образовательных потребностей, присущих всем группам обучающихся с ОВЗ, а также специфичных для каждой из категорий.
Удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ открывает им путь к общему образованию.
Группы обучающихся с ОВЗ неоднородны по своему составу. Максимальный диапазон различий в уровне и содержании образования обуславливает необходимость разработки дифференцированного стандарта, который включает большой вариативный ряд, дающий возможность обеспечения на практике широкий охват обучающихся с ОВЗ.
В своей статье мы бы хотели подробнее остановиться на группе обучающихся с задержкой психического развития.
Дети с задержкой психического развития в настоящее время интенсивно изучаются дефектологами, физиологами, психологами, педагогами. Накоплен значительный материал, характеризующий специфику данного состояния.
Дети с ЗПР, несмотря на вариабельность, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, но в то же время у них отмечается стойкая неуспеваемость вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности.
К задержкам психического развития конституциального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм, при котором детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а так же инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей более младшего возраста. В поведении этих детей преобладают эмоциональные реакции, игровые, они внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре эти дети проявляют выдумку и сообразительность, однако, очень быстро устают от учебной деятельности.
Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической истощаемостью. У детей формируются такие черты характера как робость, боязливость, неуверенность в себе.
При задержке психического развития психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что обусловливает патологическое развитие его личности. При этом варианте задержки психического развития преимущественно страдает эмоционально-волевая сфера.
Наиболее сложной и специфической формой является задержка психического развития церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). Этиология этой формы задержки психического развития связана с органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы центральной нервной системы в первые годы жизни ребенка.
При этой форме задержки психического развития, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются симптомы повреждения центральной нервной системы (гидроцефалии, нарушение черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии).
Таким образом, исследователи в качестве существенных причин возникновения и развития ЗПР считают: патологию беременности (травмы беременной и плода, тяжёлые интоксикации, токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору и др.), врожденные болезни плода (например сифилис), недоношенность, родовые травмы, ранние (в первые 1-2 года жизни) постнатальные заболевания (дистрофирующие инфекционные заболевания - в первую очередь, желудочно-кишечные, мозговые травмы и некоторые другие).
Суммируя сказанное, можно выделить следующие группы причин, которые могут обусловить отставание ребёнка в психическом развитии: 1) Органическая недостаточность мозга; 2) Дефицит общения с окружающими и соответствующей возрасту деятельности, вызывающий задержку в «присвоении» ребёнком общественного опыта, своевременного формирования высших психических функций. 3) Общая бедность среды, окружающей детей, препятствующая современному формированию психических функций; 4) Микросреда, нарушающая темп развития психики.
Особенностями психического развития детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти, мышления.
П.П. Блонский, называя игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму и труда, и активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни. Именно в играх он удовлетворяет естественную потребность в деятельности.
В последнее время игра занимает важное место в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КВЕСТА
В образовательном процессе начальной школы применяется широкий спектр технологий. Особым преимуществом пользуется игровые технологии и технология проблемного обучения. Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья может происходить при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Сочетание игровых сюжетов и решение проблемных ситуаций мы находим в реализации квест-технологий. (слайд1)
Само название «квест» (англ. quest) было именем собственным и использовалось в названии компьютерных игр. В 1990-х годах приключенческие игры были весьма популярны, в том числе в России, где за ними закрепился и стал именем нарицательным термин «квест».
Квест-проблемное задание, реализующее образовательные цели с элементами сюжета, ролевой игры, связанное с поиском мест, объектов, информации (слайд 2)
Квест-технология предполагает поиск решения, разгадку тайны. Весь сюжет игры данного вида изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение логической головоломки. Участник игры является не только объектом педагогического воздействия, но и сознательным субъектом процесса. Все принимает характер открытий, требует поиска и осмысливания материала. Данная технология позволяет учащимся погрузиться в проблему с позиции системно-деятельностного подхода (слайд3)
- Веб-квест (интернет-пространство)
- Квест на открытой местности(город, парк)
- Квест на ограниченной территории (музей, библиотека, в условиях образовательного учреждения) (слайд 4)
- Краткосрочные (однократно)
- Долгосрочные (четверть, полугодие, год) (слайд 5)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память) детей дошкольного возраста
Игры для развития психических процессов детей дошкольного возрастаПсихический процессНазвание игрыИнструкции к игреПамятьИгра «Рассказываем сказку»Цель: развитие слуховой памяти, объема запомина...

Привитие и воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста. Возрастные особенности психического развития детей
Задачи воспитания и обученияПамятка для родителей....

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"
Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...
ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ) ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Конспекты занятий, анкетирование родителей, характеристика ребёнка с ЗПР
Данная работа будет полезна для начинающих специалистов: дефектологов, психологов, олигофренпедагогов. В данном материале кратко описаны основные виды ЗПР, особенности ВПФ детей с ЗПР. Также пре...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)
Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности
Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...

Особенности психического развития детей с задержкой психического развития
особенности психического развития детей с ЗПР...