Особенностями психического развития детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти, мышления.
методическая разработка (подготовительная группа)

 На сегодняшний день, существует множество категорий школьников с ограниченными возможностями здоровья - от детей с нормальным темпом развития, испытывающих временные и легко устраняемые трудности, до детей с нарушенным развитием.

К учащимся с  ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению ими образования без создания специальных условий[1].

В понятие «школьники с ОВЗ»  входят дети с[1]:

  • расстройствами аутистического спектра;
  • нарушением слуха;
  • нарушением интеллекта;
  • задержкой психического развития;
  • нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • различными нарушениями речи;
  • множественными нарушениями развития;
  • нарушением зрения;

      Таким образом, само по себе неблагополучие ребенка, является основой

нарушения взаимодействия с социумом и причиной возникновения отклонений в   психическом развитии. В тоже время, своевременно начатое специальное обучение помогает смягчить или же полностью предотвратить нарушения, являющиеся вторичными по своему характеру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 На сегодняшний день, существует множество категорий школьников с ограниченными возможностями здоровья - от детей с нормальным темпом развития, испытывающих временные и легко устраняемые трудности, до детей с нарушенным развитием.

К учащимся с  ограниченными возможностями здоровья относятся дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению ими образования без создания специальных условий[1].

В понятие «школьники с ОВЗ»  входят дети с[1]:

  • расстройствами аутистического спектра;
  • нарушением слуха;
  • нарушением интеллекта;
  • задержкой психического развития;
  • нарушением опорно-двигательного аппарата;
  • различными нарушениями речи;
  • множественными нарушениями развития;
  • нарушением зрения;

      Таким образом, само по себе неблагополучие ребенка, является основой

нарушения взаимодействия с социумом и причиной возникновения отклонений в   психическом развитии. В тоже время, своевременно начатое специальное обучение помогает смягчить или же полностью предотвратить нарушения, являющиеся вторичными по своему характеру.

Уровень психического развития ребенка с ОВЗ, поступающего в первый класс, зависит как от времени возникновения, так и от степени и характера выраженности  различных психических и соматических сопутствующих факторов. Стоит заметить, что немаловажную роль играет и качество предшествующего воспитания и обучения (раннего и дошкольного).

      Образовательное пространство формируется общекультурными традициями воспитания и обучения детей разного возраста в условиях семьи и образовательных учреждений. Различные отклонения в развитии ребенка неминуемо приводит к его выпадению из сформированного социально- культурного образовательного пространства.

У разных категории детей с ограниченными возможностями здоровья особые образовательные потребности, определяют особенности построения учебного процесса и находят свое отражение в содержании и структуре образования. Вместе с тем можно выделить особые характерные потребности, свойственные для всех обучающихся с ОВЗ:

- коррекционное воздействие должно начинаться сразу же после выявления отклонений в развитии ребенка;

- требуются введение специальных разделов, которые не предусмотрены в программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;

-необходимо использовать специальные методы, приемы и средства, которые учитывают особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

-индивидуальный и дифференцированный  подход в обучении требуется в большой степени, чем для здоровых детей;

- обеспечение особой пространственной организации образовательной среды;

- необходимо максимально расширить границы образовательного пространства путем постоянного выхода за пределы образовательного учреждения, с целью формирования различных жизненных компетенций.

Таким образом, главным условием успешного введения ФГОС ОВЗ, является удовлетворение особых образовательных потребностей, присущих всем группам обучающихся с ОВЗ, а также специфичных для каждой из категорий.

Удовлетворение особых образовательных потребностей учащихся с ОВЗ открывает им путь к общему образованию.

Группы обучающихся с ОВЗ неоднородны по своему составу. Максимальный диапазон  различий в уровне  и содержании образования обуславливает необходимость разработки дифференцированного стандарта, который включает большой вариативный ряд, дающий возможность обеспечения на практике широкий охват обучающихся с ОВЗ.

В своей статье мы бы хотели подробнее остановиться на группе обучающихся с задержкой психического развития.  

Дети с задержкой психического развития в настоящее время интенсивно изучаются дефектологами, физиологами, психологами, педагогами. Накоплен значительный материал, характеризующий специфику данного состояния.

Дети с ЗПР, несмотря на вариабельность, характеризуется рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, но в то же время у них отмечается стойкая неуспеваемость вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушений работоспособности.

К задержкам психического развития конституциального происхождения относят психический и психофизический инфантилизм, при котором детям свойственен инфантильный тип телосложения, детская мимика и моторика, а так же инфантильность психики. Эмоционально-волевая сфера этих детей как бы находится на уровне детей более младшего возраста. В поведении этих детей преобладают эмоциональные реакции, игровые, они внушаемы и недостаточно самостоятельны. В игре эти дети проявляют выдумку и сообразительность, однако, очень быстро устают от учебной деятельности.

Задержка психического развития соматогенного происхождения связана с длительными хроническими заболеваниями. Она характеризуется физической и психической истощаемостью. У детей формируются такие черты характера как робость, боязливость, неуверенность в себе.

При задержке психического развития психогенного происхождения основными этиологическими факторами являются неблагоприятные условия воспитания. В случае раннего длительного воздействия психотравмирующего фактора у детей возникают стойкие отклонения нервно-психической сферы, что обусловливает патологическое развитие его личности. При этом варианте задержки психического развития преимущественно страдает эмоционально-волевая сфера.

Наиболее сложной и специфической формой является задержка психического развития церебрально-органического генеза (минимальная мозговая дисфункция). Этиология этой формы задержки психического развития связана с органическим поражением центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза. Конкретными причинами являются патология беременности и родов, интоксикации, инфекции, травмы центральной нервной системы в первые годы жизни ребенка.

При этой форме задержки психического развития, наряду с признаками замедления темпа развития, имеются симптомы повреждения центральной нервной системы (гидроцефалии, нарушение черепно-мозговой иннервации, выраженной вегето-сосудистой дистонии).

Таким образом, исследователи в качестве существенных причин возникновения и развития ЗПР считают: патологию беременности (травмы беременной и плода, тяжёлые интоксикации, токсикозы, несовместимость крови матери и плода по резус - фактору и др.), врожденные болезни плода (например сифилис), недоношенность, родовые травмы, ранние (в первые 1-2 года жизни) постнатальные заболевания (дистрофирующие инфекционные заболевания - в первую очередь, желудочно-кишечные, мозговые травмы и некоторые другие).

Суммируя сказанное, можно выделить следующие группы причин, которые могут обусловить отставание ребёнка в психическом развитии: 1) Органическая недостаточность мозга; 2) Дефицит общения с окружающими и соответствующей возрасту деятельности, вызывающий задержку в «присвоении» ребёнком общественного опыта, своевременного формирования высших психических функций. 3) Общая бедность среды, окружающей детей, препятствующая современному формированию психических функций; 4) Микросреда, нарушающая темп развития психики.

Особенностями психического развития детей с ЗПР является недостаточность у них процессов восприятия, внимания, памяти, мышления.

П.П. Блонский, называя игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму и труда, и активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления окружающей жизни. Именно в играх он удовлетворяет естественную потребность в деятельности.

В последнее время игра занимает важное место в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ КВЕСТА

В образовательном процессе начальной школы применяется широкий спектр технологий. Особым преимуществом пользуется игровые технологии и технология проблемного обучения. Формирование познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья может происходить при создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально–значимых проблем. Сочетание игровых сюжетов и решение проблемных ситуаций мы находим в реализации квест-технологий. (слайд1)

Само название «квест» (англ. quest) было именем собственным и использовалось в названии компьютерных игр. В 1990-х годах приключенческие игры были весьма популярны, в том числе в России, где за ними закрепился и стал именем нарицательным термин «квест».

Квест-проблемное задание, реализующее образовательные цели с элементами сюжета, ролевой игры, связанное с поиском мест, объектов, информации (слайд 2)

Квест-технология предполагает поиск решения, разгадку тайны. Весь сюжет игры данного вида изобилует различными подсказками, которые и помогают решить, как же именно можно справиться с той или иной возникшей трудностью. Таким образом, прохождение квеста чем-то напоминает решение логической головоломки. Участник игры является не только объектом педагогического воздействия, но и сознательным субъектом процесса. Все принимает характер открытий, требует поиска и осмысливания материала. Данная технология позволяет учащимся погрузиться в проблему с позиции системно-деятельностного подхода (слайд3)

  • Веб-квест (интернет-пространство)
  • Квест на открытой местности(город, парк)
  • Квест на ограниченной территории (музей, библиотека, в условиях образовательного учреждения) (слайд 4)

  • Краткосрочные (однократно)
  • Долгосрочные (четверть, полугодие, год) (слайд 5)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры для развития психических процессов (восприятие, внимание, воображение, мышление, память) детей дошкольного возраста

Игры для развития психических процессов детей дошкольного возрастаПсихический процессНазвание игрыИнструкции  к игреПамятьИгра «Рассказываем сказку»Цель: развитие слуховой памяти, объема запомина...

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки"

Методическая разработка по развитию речи, восприятия, внимания, памяти,мышления, зрительно-моторной координации детей подготовительной группы с ОНР на материале лексической темы "Игрушки". Может быть ...

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ, МЫШЛЕНИЯ) ЛИЦ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. Конспекты занятий, анкетирование родителей, характеристика ребёнка с ЗПР

Данная работа будет полезна  для начинающих специалистов: дефектологов, психологов, олигофренпедагогов. В данном материале кратко описаны основные виды ЗПР, особенности ВПФ детей с ЗПР. Также пре...

особенности психического развития детей 5-6 лет с ОВЗ (задержкой психического развития)

Внимание детей с задержкой психического развития старшей группы компенсирующей направленности характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособно...

Особенности психического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП): особенности личности

Детский церебральный паралич – не отдельное заболевание, а множество синдромов, возникающих по разным причинам. Главной общей чертой у них является поражение мозга и, как следствие, нарушение сп...