«Живое слово как основа развития речи дошкольника.»
методическая разработка

Живое слово подразумевает под собой разговоры, беседы, чтение и письмо, поручения и задания, рассказывание текстов и заучивание стихов. С помощью слов мы не только общаемся между собой, но и побуждаем к действиям, поступкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Живое слово как основа развития речи дошкольника.»

Введение

Живое слово подразумевает под собой разговоры, беседы, чтение и письмо, поручения и задания, рассказывание текстов и заучивание стихов. С помощью слов мы не только общаемся между собой, но и побуждаем к действиям, поступкам.

Ошибка современных взрослых, которые желают не разговаривать с детками, а просто «выдать» им «готовые» данные для запоминания. Либо говорить про то, чего ребенок не видел наглядно, он не получил актуальных представлений, не сделал собственных самостоятельных выводов. Для дошкольников диалоги без достаточных определенных впечатлений преобразуются в отрицательный, чисто словесный метод. Ребенок при этом не приобретает отчетливых представлений и приучается говорить о том, чего не знает. Обогащать детский опыт через слово, конечно, необходимо.[1] Надо знакомить ребенка, особенно в старшем возрасте (имеется в виду старший дошкольный возраст с пяти до семи лет) с тем, чего он не может увидеть, но что его может заинтересовать.[3] Но целесообразно это делать не путем беседы, а через художественный рассказ, чтение, показ картинок, то есть через живой образ; это дает детям конкретность и четкость представления.[2]  

  1. Влияние живого слова на развитие ребенка в разные периоды жизни

Первое слово любого малыша: «мама», в редких случаях – «папа». От родителей ребенок получает вкусную, разнообразную и полезную еду, чистую сухую одежду и обувь, защиту от угрожающих жизни малыша факторов, помощь в действиях, душевное тепло, любовь, ласку. Мама и развлечет заскучающего малыша или займет его развивающей игрой, если это будет нужно. Мама – первый собеседник своего ребенка, она первая учится понимать его просьбы, его еще несформировавшуюся речь, использование жестов или первые слоги: пипи, биби, кака, баба, кися. Так ребенок учится доносить информацию взрослым, чтобы получать желаемое.

Потребность к общению свойственна не только взрослым людям. Особенно общительны в этом плане дети. Ребенок взрослеет, ему многое вокруг интересно и неизведанно, и с каждым новым периодом его жизни появляется все больше вопросов. Откуда ему это узнавать, как не от родителей, бабушек  и дедушек? Почему зимой снег, а летом дождь? Почему динозавров в наше время не существует? Почему рыбы живут в воде? Почему у ящерицы отрастает хвост? И еще много-много вопросов другого плана. Маленькие почемучки. Дети всегда открыты к общению. Поэтому хорошо если рядом есть взрослый, который вдумчиво, красочно поговорит с малышом на интересующие его темы.

Учеными доказано быстрее развиваются дети с широким кругозором. Из них в дальнейшем получаются отличные собеседники, так как они умеют поддержать любой разговор. Очень важны для развития ребенка индивидуальные разговоры, нежели разговоры в коллективе.(5) В таком разговоре ребенок полностью может раскрыться, поделится своими страхами, переживаниями со взрослым, чувствует поддержку, которая очень важна для него, когда мир кажется неизведанным океаном, в котором ему еще предстоит столкнуться с ложью, с физической, душевной болью, разочарованиями и как преодолеть все эти невзгоды непонятно. И взрослый для него как путеводитель в этот большой мир. Поэтому важно не отталкивать надоедающего ребенка с его очередным «почему?», а чутко отнестись к его просьбе.

Действиями ребенка можно управлять с помощью поручений, просьб, указаний. При этом важно обратить внимание: до конца ли выслушал ребенок ваше поручение к нему, понял ли суть, затем, после выполнения, сообщил ли вам об этом? Если не смог выполнить - попросил ли вас о помощи?  В данном задании задействованы не только внимание ребенка, его память, но и интеллект, моторика, речь. Каждому возрасту соответствует определенная нагрузка на мозговую деятельность ребенка. Поручения начинают давать ребенку уже в возрасте полтора-два года. Малыш умеет внимательно слушать, запоминать и анализировать информацию. Начинают с простых действий: «Дай!» «Принеси!» «Возьми!» И постепенно усложняют: «Дай маме!» «Положи в коробку!»

  Затем в возрасте двух-трех лет сложность заданий возрастает, например: «Возьми с полки игрушку и отнеси ее брату!» Особенно с радостью малыши выполняют задания в виде игры, например: «Кукла испачкалась. Нужно ее помыть.» И вот уже довольный малыш с радостью мчится в ванну купать свою игрушку. Для него важен и сам процесс, и то, что его об этом попросили взрослые. Он стремится им в этом угодить.

  В возрасте четырех-пяти лет дети уже могут выполнять более сложные поручения, которые требуют определенной осторожности. Например: помыть посуду, покормить кота, полить цветы. Но родители почему-то стараются отгородить своего ребенка от выполнения данных поручений, видимо боясь последствий. Хотя именно помощь родителям такого плана очень воодушевляет ребенка. Ведь это настоящее достижение для него, особенно когда он видит восторженные глаза родителей. Детям для выполнения задания необходимо использовать логику и навыки мышления. Все домашние обязанности нужно распределять согласно возрасту детей.

  Дошкольники уже менее охотно выполняют просьбы взрослых в отличие от малышей. Дети в возрасте шести-семи лет уже могут убирать свою комнату, пылесосить, мыть пол, чистить овощи, развешивать белье, делать бутерброды.

  1. Роль детского сада в формировании речи

  Научно доказано, что малыши, посещающие детский сад, раньше начинают разговаривать. Находясь в обществе: хочешь - не хочешь, а заговоришь. Там вся обстановка располагает к этому.

  Беседы с малышами следует проводить в составе небольшой группы, информация лучше усваивается по картинкам  и продолжительность занятия  не должна превышать двух-трех минут. Постепенно беседы становятся продолжительнее и более организованными. В средней и старшей группах беседа иногда длится 15-20 минут, в зависимости от материала и интереса детей, но особенно затягивать беседы не следует, так как детям становится скучно и они с радостью бы сменили умственную деятельность на физическую.(3)

   Немаловажна роль воспитателя в дошкольном учреждении. Ведь именно она «ведет» за руку малыша в возрасте от полутора до семи лет. Она как «вторая мама» вкладывает свою душу, свои знания, навыки в детей. У хорошего, опытного воспитателя в группе спокойная атмосфера, здесь уютно и тепло, ребенок с удовольствием ходит в сад, чувствует себя как дома. Все дети   чем-то заняты, никто не сидит без дела. Воспитатель внимательна ко всем детям и ее речь разнообразна. Кому-то она дает совет, кому-то помощь, одобрение или предлагает заняться интересным заданием. Простое интересное живое слово дети слушают с большим вниманием и интересом.[2]

  Неоднократные наблюдения показывают, что детское поведение очень сильно зависит от того настроения, которое создает воспитатель своей речью, вниманием к ребенку, разговором с ним.[5]

  Иногда поведение детей становится неуправляемым. Они начинают баловаться, шуметь, шалить, кричать. Чтобы это предотвратить необходимо переключить внимание на интересные занятия. Когда дети заняты, они уже не так громко разговаривают как прежде. Обычная речь воспитателя при негромком детском разговоре всеми будет услышана. Дети со вниманием будут к ней относиться, если она интересна, не отвлекает детей зря и в нужный момент собирает и усиливает их внимание к занятию, внося бодрое настроение. Во время игр и прогулок на детской площадке дети могут говорить полным голосом и даже покричать: это полезно для развития голосовых связок. Воспитатель иногда организует подвижные игры, такие как: сигналы друг другу, выкрики хором, перекличку, копирование звуков, произносимых  животными. Эти игры задорны и веселы, дети учатся играть в команде. Вернувшись с прогулки в группу дети должны уже спокойно и не слишком громко разговаривать друг с другом. Правильное развитие детской речи в значительной мере осуществляется путем разговора. Воспитатели не должны оставаться безучастными к обучению детей правильной речи, так как роль их в этом направлении очень высока.[5]

Заключение

 В чем заключается жизнь слова? Почему его называют живым? Книжки многому могут обучить дошкольников, но они не владеют той побудительной силой, как речь, к примеру, преподавателя, воспитателя, родителей.

 «Напечатанная речь есть только бледное отражение той жизни, которая горела в душе…» - говорит Гете. Существует много замечательных книг, учебников, пособий, энциклопедий, из которых получают информацию наши дети. Но ничего не может заменить живое слово - оно не только дает знания, но и берет, так сказать, за сердце, побуждает волю. Из живого слова «почерпается сила убеждения, взгляд, критическая оценка, передаваемая нередко с жаром, с увлечением…» Живое слово даже в науку «влагает душу живу. Никакой книжный курс этого не даст». (Гончаров). Выдающийся ученый профессор Петражицкий говорил, что одна часовая лекция (живое слово) может дать то, чего не дадут годы работы с книгами.

Если выразительное чтение книжки дает более колоритное и мощное впечатление, чем чтение про себя, то тем большее впечатление оставит живая, образная, вдохновенная, свободно льющаяся речь.[4]

                        Список использованных источников

Интернет-ресурсы

  1. Беседа в детском саду (rodnaya-tropinka.ru)
  2. ЖИВОЕ СЛОВО в дошкольных учреждениях. «Книга по развитию речи ребёнка» Перуница (perunica.ru)
  3. http://crr-umka.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizats...ovat-s-doshkolyatam
  4. https://culture.wikireading.ru/67595
  5. http://sheba.spb.ru/za/slovo-detsad-1939.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимология слова, как средство развития речи дошкольников

Данная статья посвящена этимологическому анализу слова на занятиях по развитию речи в старших и подготовительных группах дошкольных образовательных учреждений, как способу развития у воспитанников язы...

Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")

Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...

Консультация для воспитателей Теоретические основы развития речи дошкольников в продуктивных видах деятельности.

Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника....

Консультация для педагогов ДОУ на тему «Использование методического пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника» в развитии речевой деятельности детей» (Старшая группа)

Материал содержит описание пособия И.С. Батовой «Живое слово как основа развития речи дошкольника», которое входит в серию методических пособий «Карточное планирование в ДОО&raq...

Теоретические основы развития речи дошкольников.

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, которые вс...

Теоретические основы развития речи дошкольников

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредованная языком. Речь возникает как необходимое и достаточное средство для решения тех задач общения, кото...