консультация "Влияние мультфильмов на психическое здоровье ребенка"
консультация
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 12.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА
По данным последних исследований от 20 до 40% своего свободного времени ребенок-дошкольник проводит у экрана. Мультфильм – неотъемлемое средство его социализации. Психологические механизмы мультипликации как вида искусства воздействуют на сознание ребенка. При просмотре мультфильмов срабатывают следующие механизмы формирования поведения:
- Заражение – процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на уровне психического контакта;
- Внушение – воздействие на сознание человека, при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок;
- Подражание – следование примеру, образцу.
У дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения. В связи с этим дети копируют героев мультфильмов и используют разрешения ситуаций, которые в них демонстрируются, причем поведение персонажей воспринимается как правильное и естественное. Сравнивая себя с мультипликационным героем, ребенок учится воспринимать себя, преодолевая собственные страхи и трудности, ценить и уважать других. Мультфильм дает большое поле для фантазии, способствует развитию творческих способностей. Таким образом, мультфильмы могут служить хорошим средством воспитания.
К сожалению, не все мультфильмы могут демонстрировать такие психологические и педагогические возможности. Популярность набирают современные мультфильмы, поэтому остановимся на анализе их влияния.
Мультфильмы как основа для игры
Масштабное исследование влияния мультфильмов на дошкольников (в нем участвовало 60 детей) было проведено в 2010 году сотрудниками центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета. Исследователи в течении недели наблюдали за игрой детей после просмотра мультфильма. Результаты показали, что дети часто в своих играх используют атрибуты мультипликационных ролей (украшение одежды, изменение прически, использование кукол-персонажей). Несмотря на это в ходе эксперимента с мультсериалом «Смешарики» исследователи выявили, что дети в своей игре не использовали его сюжеты.
По мнению сотрудников центра одна из причин заключается в характеристике самих игрушек (игрушки «Смешарики» напоминают мяч – 100 % дети опробовали данные игрушки именно как мяч), а другая – лежит в особенностях содержания мультфильма и способе его предъявления детям дошкольного возраста:
- Слишком высокую скорость предъявления видеоряда;
- Отсутствие сюжетных пауз для осмысления происходящего;
- Избыточную многосерийность, что усложняет запоминание сюжета;
- Несоответствие сюжетов и реальной жизнедеятельности дошкольников, их избыточная для детей сложность;
- Неестественность, вычурность, гротеск предъявления персонажей;
- Обилие спецэффектов.
Эти характеристики большинства как отечественных, так и зарубежных современных мультфильмов осложняют восприятие и понимание того, что ребенок видит на экране. Таким образом, осуществляется всего лишь просмотр ради просмотра.
Влияние мультипликации на эмоциональную сферу детей.
Следующий вопрос – безопасно ли смотреть современные мультфильмы.
- Быстрые – с высокой скоростью смены видеоряда, с сильной динамикой мультфильмы вызывали гиперактивность детей, в некоторых случаях даже агрессию к сверстникам, непослушание по отношению к родителям и педагогам.
- Яркие (с использованием контрастных, выделяющихся, «кислотных», неестественных цветов) мультфильмы впоследствии вызывали сильные переживания у детей. Анализ их рисунков, выполненных после просмотра современных мультфильмов, показал определенное напряжение или усталость нервной системы, потребность в защите от внешних воздействий.
Таким образом, можно утверждать, что мультфильмы с быстро двигающимися картинками отрицательно влияют на психическое развитие ребенка. Сегодня над проблемой влияния «неправильных мультиков» на развитие психики детей задумываются специалисты всего мира. Психологи советуют родителям тщательно отбирать для своих малышей мультфильмы и по возможности смотреть их вместе с детьми, наблюдая за их реакцией.
Родители обязаны понимать, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение со взрослыми. Детям надо чувствовать любовь родителей, их внимание и присутствие. На ребенка надо находить время, пусть его будет не так много. Из-за отсутствия полноценного общения с родителями и сверстниками у малышей может отмечаться задержка речевого развития и трудности с произношением. Помимо этого, нарушается осанка, ухудшается зрение, наблюдается недоразвитие мышечной массы и негативные изменения в поведении.
Согласно требованиям ВОЗ, детям дошкольного возраста мультфильмы рекомендовано смотреть до 30 минут в день суммарно. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше трех метров. Детям младше двух лет следует отказаться от просмотра телепередач и мультфильмов. При выборе телепередачи или мультфильма родителям надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, через воспроизведение последовательности событий у ребенка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами – хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.
Педагог-психолог А.В.Бакалюк
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.
В даном буклете содержится информация о пользе и вреде мультфильмов, а также рассматривается вопрос о влиянии негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка. Данная информация полезна педагогам и ро...

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка
Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка. «Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона.[[{"type"...
Влияние мультфильмов на психическое здоровье дошкольника
В презентации представлены механизмы формирования поведения при промотре мультфильмов, признаки "правильных" мультфильмов, особенности современных мультфильмов, а также схема их анализа....
«Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка»
Не так давно было время, когда ребенок смотрел только «Спокойной ночи малыши». Сегодня ситуация иная. По телевидению показывают множество передач для детей, которые иду...

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.
Формирование личности детей происходит в первые 5-7 лет их жизни. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка. И не маловажную роль играют мультф...