«Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка»
консультация (старшая группа)

     Не так давно было время, когда ребенок смотрел только «Спокойной ночи малыши». Сегодня ситуация иная. По телевидению показывают множество передач для детей, которые идут сутками напролет. Но стоит задуматься, что, же смотрят наши дети?

     Многие родители чаще всего рады огромному обилию мультфильмов, которые занимают ребенка. А у родителей появляется большое количество свободного времени, и они могут уделить его на себя или заняться делами по хозяйству. Вроде бы все выглядит замечательно. На самом деле это большое заблуждение. Наша психика, достаточно созревшая, и мы с вами выросли не на таком количестве мультиков и не с таким содержанием. Посмотрев их пару тройку со своим чадом, не видим ничего отрицательного. Но психика детей находится на самом пике развития, и все, что будет вложено  в них до семи лет, в дальнейшем будет только корректироваться, но не так масштабно как в этот период.

     Дети предпочитают смотреть в основном зарубежные мультфильмы. Но стоит взглянуть на внешние данные героев этих мультиков: героини с кинжалами и мечами, с не пропорциональными лицами и телами. Каждый такой мульт-герои похож на не нормального ребенка. Но что, же тут плохого думаем мы, обычные смешные рожицы, карикатуры людей. А наши дети в это время зомбируются, перенимают черты характера этих персонажей, хотят быть похожими на них.

     К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Хочу ознакомить вас с некоторыми  признаками «вредного мультика» например:  «Войны клонов» «Черепашки Ниндзя», «Человек паук» и т.д., от просмотра которого стоит оградить ребёнка и которые  наносят вред  психическому развитию ребёнка. 

     Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

       Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.

       Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами.

     Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: например мультфильм «Шоу Рена и Стимпи», существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. В итоге мы можем, получить вот что. Девочки будут стремиться быть похожими на мультяшных героинь, подстраивать свои внешние данные под мульт-стандарты. Ни о каком материнском инстинкте и речи быть не может, так как они видят, что героини прыгают, дерутся, но ни какой нежности и ласки в них нет. Мальчики же будут искать идеал девушки по мульт-критериям, но таких девочек просто не существует. Все это ведет к тому, что наши дети будут зомбироваться и превращаться в людей со сломанной психикой и искаженным чувством реальности.

Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя. Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям – чаще норма, а не исключение «Симпсоны», «Шрек», «Гриффины».

      А потом не удивляйтесь и не спрашивайте себя, откуда взялась агрессия и хамство у детей.

     Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение.            Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

     Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.

     Долгое общение с героями таких «вредных мультфильмов», по словам специалистов, может стать причиной появления целого поколения «моральных и физических уродов». В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vliyanie_multf.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Суворова Мария Георгиевна

«Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка»

Не так давно было время, когда ребенок смотрел только «Спокойной ночи малыши». Сегодня ситуация иная. По телевидению показывают множество передач для детей, которые идут сутками напролет. Но стоит задуматься, что, же смотрят наши дети?

Многие родители чаще всего рады огромному обилию мультфильмов, которые занимают ребенка. А у родителей появляется большое количество свободного времени, и они могут уделить его на себя или заняться делами по хозяйству. Вроде бы все выглядит замечательно. На самом деле это большое заблуждение. Наша психика, достаточно созревшая, и мы с вами выросли не на таком количестве мультиков и не с таким содержанием. Посмотрев их пару тройку со своим чадом, не видим ничего отрицательного. Но психика детей находится на самом пике развития, и все, что будет вложено в них до семи лет, в дальнейшем будет только корректироваться, но не так масштабно как в этот период.

Дети предпочитают смотреть в основном зарубежные мультфильмы. Но стоит взглянуть на внешние данные героев этих мультиков: героини с кинжалами и мечами, с не пропорциональными лицами и телами. Каждый такой мульт-герои похож на не нормального ребенка. Но что, же тут плохого думаем мы, обычные смешные рожицы, карикатуры людей. А наши дети в это время зомбируются, перенимают черты характера этих персонажей, хотят быть похожими на них.

К сожалению, многие транслируемые сегодня мультфильмы построены психологически, педагогически или этически безграмотно и могут иметь опасные для ребёнка последствия. Хочу ознакомить вас с некоторыми признаками «вредного мультика» например: «Войны клонов» «Черепашки Ниндзя», «Человек паук» и т.д., от просмотра которого стоит оградить ребёнка и которые наносят вред психическому развитию ребёнка.

Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

Девиантное, то есть отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не наказывает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя. В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.

Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности нецелесообразно, глупо и даже просто опасно. Просмотр таких примеров для подражания может обернуться для ребёнка снижением порога чувствительности к опасности, а значит потенциальными травмами.

Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: например мультфильм «Шоу Рена и Стимпи», существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. В итоге мы можем, получить вот что. Девочки будут стремиться быть похожими на мультяшных героинь, подстраивать свои внешние данные под мульт-стандарты. Ни о каком материнском инстинкте и речи быть не может, так как они видят, что героини прыгают, дерутся, но ни какой нежности и ласки в них нет. Мальчики же будут искать идеал девушки по мульт-критериям, но таких девочек просто не существует. Все это ведет к тому, что наши дети будут зомбироваться и превращаться в людей со сломанной психикой и искаженным чувством реальности.

Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью. «Воспитательный» эффект систематического просмотра подобных мультфильмов не заставит себя ждать. Первыми почувствуют его близкие взрослые в форме циничных высказываний, неприличных жестов, непристойного поведения, грубости и безжалостности маленького телезрителя. Неуважение к женщине, матери, престарелым людям, животным и растениям – чаще норма, а не исключение «Симпсоны», «Шрек», «Гриффины».

А потом не удивляйтесь и не спрашивайте себя, откуда взялась агрессия и хамство у детей.

Используются несимпатичные, а порой даже уродливые герои. Для ребенка внешность куклы-мультяшки имеет особое значение. Положительные персонажи должны быть симпатичными или даже красивыми, а отрицательные — наоборот. В случае, когда все персонажи ужасны, уродливы, страшны вне зависимости от их роли, у ребёнка нет четких ориентиров для оценки их поступков.

Неправильное формирование инстинкта самосохранения, неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать на экране. Нет гарантии, что ребёнок в реальной жизни не захочет попытаться повторить подвиг своего любимого героя.

Долгое общение с героями таких «вредных мультфильмов», по словам специалистов, может стать причиной появления целого поколения «моральных и физических уродов». В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно - добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.

Подводя итоги, отметим, что от нас, взрослых, зависит будущее наших детей. В качестве напутствия можно привести следующие рекомендации:

Во-первых, следует отказаться от показа телевизионных передач и мультфильмов детям младше двух лет. Общение с голубым экраном не должно превышать 1,5 часов в день.

Во-вторых, при выборе детской телепередачи или мультфильма надо быть в десять раз осторожней, чем при выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. С детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, проговаривать события и поведение героев. Такое общение сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма. Не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами — хороший мультфильм должен быть наградой, праздником.

В-третьих, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается. Давайте отложим дела, и уделим малышу немного нашего внимания!

Схема анализа мультфильма

#1057;хема предъявления видеоряда:

* плавная и медленная смена кадров;

* скорость смены кадров зависит от сцены (от быстрой до плавной, медленной);

* постоянная и быстрая смена кадра

#1050;оличество и влияние спецэфектов:

* спецефектов нет, либо малое количество, они не вызывают сильного проявления эмоций;

* умеренное количество спецэфектов, некоторые из них вызывают сильное проявление эмоций (удивление, страх, и т.д.)

* большое количество спецэфектов, привлекающих внимание, вызывающих сильное проявление эмоций (удивление, гнев, страх и т.д.)

#1048;зображение героев:

* естественное изображение всех героев;

* некоторые герои имеют неестественный вид, некоторые части тела искажены, но в мультфильме объяснены причины их изменений;

* изображение героев полностью не соответствуют действительности, части тела искажены, причины данных изменений в мультфильме не уточнены.

#1057;оответствие действий героев реальному жизнедеятельности и знаниям дошкольников:

* полное соответствие – детям понятны действия героев, они не требуют дополнительного уточнения;

* некоторые действия героев требуют дополнительного уточнения у взрослых;

* полное несоответствие – действия героев непонятны, детям необходимы постоянные пояснения.

#1061;арактеристика речи героев:

* темп речи не быстрый, интонационные паузы, голос героев приближен к реальным, разборчив;

* у некоторых героев темп речи быстрый, голос искажен, сложно разборчив;

* темп речи быстрый, голос героев искажен, не похож на реальный, иногда сбивчив, сложно разборчив.

#1044;оступносто содержания речи героев для дошкольников:

* содержание речи доступно дошкольнику, не требует дополнительных пояснений;

* некоторые слова или выражения требуют дополнительных пояснений взрослыми;

* содержание речи недоступно дошкольнику, требует постоянных пояснений взрослого.

#1055;роявление агрессивных действий:

* герои не проявляют агрессивных действий по отношению к себе и друг к другу;

* присутствуют единичные проявления агрессивного поведения;

* частая демонстрация агрессивных действий героев.

#1057;тепень ответственности героев за совершенные ими негативные действия:

* герои несут ответственность за совершенные негативные действия, наказываются, «добро побеждает зло»;

* не все герои несут ответственность за совершенные негативные действия, условно «хорошие» герои при совершении негативных действий не наказываются;

* герои при совершении негативных действий остаются безнаказанными, их поступки не объясняются.

#1044;емонстрацияоткровенных сцен и сексуальность героев:

* откровенных сцен нет, в изображении героев нет акцента на их сексуальность;

*откровенные сцены отсутствуют, но внешность героев может быть подчеркнуто сексуальной;

*демонстрация откровенных сцен, гипертрофированная сексуальность героев.

#1054;бразовательная функция:

*при просмотре мультфильма ребёнок приобретает знания и умения, которые впоследствии могут быть применены на практике;

*в мультфильме нет явного акцента образовательной функции;

*сюжет мультфильма не несет в себе образовательной функции, но и всячески высмеивает способы приобретения знаний и умений.

#1042;оспитательная функция (морально-нравственная основа):

*герои транслируют принятые в обществе нормы морали, есть четкое разделение на «добро» и «зло»;

*есть разделение на «добро» и «зло», но герои не всегда ведут себя в соответствии с моральными нормами;

*поведение героев полностью противоречит моральным нормам, возможно, ведет к разрушению уже известных ребенку правил поведения, размыты границы «добра» и «зла».

Интерпретация результатов:

11-16 баллов: Мультфильм можно рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает положительное влияние на психическое развитие ребенка, выполняет социализирующую, воспитательную и образовательную функции, формирует правильные знания об окружающем мире. Герои такого мультфильма имеют естественное изображение, их речь ясна, агрессивные действия сведены к минимуму. Сюжет мультфильма понятен и доступен детям дошкольного возраста. Данный мультфильм ребёнок может смотреть как самостоятельно, так и вместе со взрослыми с последующим обсуждением.

17-24 балла: Мультфильм можно рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста совместно с родителями, т.к. некоторые сцены могут вызвать у ребенка вопросы, требующие объяснения. Данный мультфильм можно считать скорее средством развлечения, нежели обучения и воспитания. Просмотр такого мультфильма должен быть ограничен во времени, обязательно обсужден со взрослыми.

25-33 балла: Мультфильм не рекомендуется к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Сюжет такого мультфильма не ясен для детей-дошкольников, изображения героев далеки от естественного вида, их речь быстра, непонятна. Мультфильм показывает негативное влияние на эмоциональные процессы и мыслительные функции из-за быстрой смены кадров, обилия спецэфектов, агрессивных действий персонажей. Он не несет в себе воспитательной и образовательной нагрузки, разрушает правильные представления о моральных нормах. При просмотре такого мультфильма дошкольником в обязательном порядке необходимо присутствие рядом взрослого.

Влияние негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка

Сцена

Последствия просмотра

Главный герой ведет себя агрессивно, наносит разного рода вред другим героям.

Жестокость, немотивированная злость и агрессия по отношению к другим детям.

Плохие герои остаются безнаказанными, т.е. нет объяснения что хорошо, что плохо.

Ребенок пренебрегает запретам. Его представления о добре и зле становятся размытыми.

Опасные сцены, которые не могут быть реализованы в реальной жизни.

Опасные примеры поведения. Снижение у ребенка инстинкта самосохранения, что может нанести ущерб здоровью.

Герои транслируют не свойственное их полу поведение, смешение гендерных ролей.

Неадекватное формирование у ребенка представлений о гендерных ролях, искажение гендерной идентичности.

Герои безнаказанно издеваются над немощными и старыми людьми, наносят вред животным и природе.

Знания, умения и навыки, полученные в результате систематического просмотра, могут негативно сказаться при общении с родителями и сверстниками.

Мною был проведён опрос родителей, целью которого стало изучение предпочтений в выборе мультфильмов современных детей, а так же мнение родителей о влиянии мультфильмов. В опросе приняли участие 21 родитель. Средний возраст детей 5 лет.

Результаты опроса родителей:

Какие мультфильмы любит смотреть Ваш ребенок?

  1. Советские мультфильмы, «Лунтик» - 6 ч- 28%
  2. «Маша и медведь», «Фиксики» - 5ч -24%
  3. «Ну, погоди», «Смешарики» - 4ч -19%
  4. «Винкс», «Русалочка», «Кот Леопольд» - 3ч - 14%
  5. «Тачки», «Человек паук», «Черепашки ниндзя» 2ч - 10%
  6. «Воины клонов», « Черный плащ» - 1ч -5%

Какие мультфильмы Вы запрещаете смотреть своему ребенку?

  1. Где насилие, убийство - 7ч - 32%
  2. «Симпсоны», «Гриффины» - 5ч – 24%
  3. «Бэн тэн», «Звездные воины» - 4ч – 19%
  4. «Черепашки ниндзя», «Воины клонов», «Бетмэн» - 2ч – 10%
  5. Где есть ведьмы, монстры, чудовища, «Человек паук», «Губка Боб» - 2ч -10%
  6. «Шрек», «Маша и медведь» - 1ч – 5%

Как, по Вашему мнению, влияют те или иные мультфильмы на развитие ребенка?

Советские (русские) учат добру, заботе о людях, а американские чаще насилию и грубости. Советские мультфильмы способствуют развитию логического мышления, ребенок делает выводы, что хорошо, а что плохо. Развивает память, т.к. ребенок запоминает интересные моменты, выражения, песенки.

Учатся разделять добро и зло, наталкивают на размышление о хорошем и плохом поведении, кто друг, а кто враг.

Иностранные мультфильмы вызывают в ребенке лишь раздражительность, грубость (даже по отношению к родителям). В них содержится много пошлости и насилия, это дети впитывают, не понимая, что в реальной жизни все это ведет к трагическим последствиям.

Мною так же был проведён опрос детей, целью которого стало изучение предпочтений в выборе мультфильмов современных детей. В опросе приняли участие 21 ребенок. Средний возраст детей 5 лет.

Результаты опроса детей:

Какие мультфильмы любите смотреть:

  1. «Шрек», «Звездные войны» - 6ч – 28%
  2. «Бэн Тэн», «Винкс» - 6ч – 28%
  3. Все люблю – 5ч – 24%
  4. «Смешарики», «Дракула» - 2ч – 10%
  5. «Спящая красавица», «Золушка», «Белоснежка» - 1ч – 5%
  6. «Бетмэн», «Человек паук», «Пони», «Фиксики» - 1ч – 5%

Какие мультфильмы не любите смотреть?

  1. Все люблю – 5д – 24%
  2. Старые мультфильмы – 6д - 28%
  3. «Ну, погоди!» - 4д – 19%
  4. «Винни Пух», «Смешарики» - 3р – 14%
  5. «Черепашки Ниндзя», «Губка Боб» - 2д – 10%
  6. «Бэн Тэн» - 1р - 5%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка.

В даном буклете содержится информация о пользе и вреде мультфильмов, а также рассматривается вопрос о влиянии негативных сцен мультфильмов на развитие ребенка. Данная информация полезна педагогам и ро...

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребенка. «Убедительно просим увести ваших детей от наших голубых экранов» – говорит диктор телевидения в знаменитом мультфильме про Карлсона.[[{"type"...

Влияние мультфильмов на психическое здоровье дошкольника

В презентации представлены механизмы формирования поведения при промотре мультфильмов, признаки "правильных" мультфильмов, особенности современных мультфильмов, а также схема их анализа....

Влияние мультфильмов на психическое развитие ребёнка

Инфомация полезна всем,кто занимается воспитанием детей.Дается ответ на вопрос все ли мультфильмы полезны....

Влияние мультфильмов на психическое развитие детей.

Материал содержит список рекомендованных мультфильмов для детей 3-х лет, а также информацию о том, как влияют негативные сцены мультфильмов на формирование эмоционально-личностной сферы ребенка....