Роль игр и игрушек в жизни ребенка раннего возраста.
консультация
Самый главный период жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие, является возраст от 1 до 3 лет (ранний возраст). Это время, когда формируются познавательная активность, речь, уверенность в себе, творческие возможности, отношение к людям и миру, и многое другое. Чтобы у ребенка сформировались вышеперечисленные качества, необходимо его взаимодействие со взрослым в процессе обучения. Для правильной организации такого взаимодействия необходима игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
Роль игр и игрушек в жизни ребенка раннего возраста
Самый главный период жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие его дальнейшее развитие, является возраст от 1 до 3 лет (ранний возраст). Это время, когда формируются познавательная активность, речь, уверенность в себе, творческие возможности, отношение к людям и миру, и многое другое. Чтобы у ребенка сформировались вышеперечисленные качества, необходимо его взаимодействие со взрослым в процессе обучения. Для правильной организации такого взаимодействия необходима игра.
Ведь игра - это основная деятельность ребенка. Играя ребенок развивается. Игра влияет на мышление, память, внимание, поступки ребенка, формирует модели нравственного поведения.
Игры и игрушки для развития предметной деятельности
-Сачки, удочки. С их помощью дети учатся захватывать, цеплять, зачерпывать игрушки различными орудиями.
-Замки, кнопки, застежки - развивают координацию движений глаз и рук
-Каталки и тележки- с их помощью ребенок учится координировать свои движения и движения предмета.
-Палочки, колышки, молоточки - помогают ребенку научиться забивать, делать отверстия, расплющивать, резать пластичные материалы.
-Ленточки, веревочки, ниточки – в играх с этими предметами дети учатся наматывать, разматывать, плести, нанизывать.
Игры на развитие восприятия и мышления
Игры с пирамидкой – с ее помощью дети учатся сравнивать, классифицировать предметы по размеру и цвету.
Игры с матрешками - учат детей выделять разные признаки предметов, сравнивать их по высоте, ширине, объему, цвету.
Сюда же относят игры с различными видами кубиков и вкладышей.
Игры на развитие познавательной активности
Это игры с музыкальными игрушками и шкатулками, калейдоскопом, детским биноклем, лупой, игры с водой, сыпучими и пластичными материалами.
Игрушки для развития сюжетных и подвижных игр
Куклы тряпичные и пластиковые, кукла-голыш с набором одежды, кукольная мебель, посуда, предметы гигиены (расческа, мыло, щетка, наборы овощей, фруктов, набор «доктора», набор «магазин», машины большого размера (грузовик, наборы животных.
Положительное влияние на развитие детей раннего возраста оказывают максимально простые игрушки, которые оставляют простор для воображения. Например:
1. Пирамидка — классическая традиционная развивающая игрушка для раннего возраста. Способствует развития точности и ловкости движений, концентрации внимания и внутреннего покоя. Учит соотносить детали по размеру и цвету, развивает мелкую моторику, образное мышление и воображение.
2. Кубики — первые игры с кубиками начинаются с экспериментирования (бросания, перекатывания, ощупывания), потом они используются для строительства, а затем служат строительным материалом для сюжетных игр.
3. Транспортные игрушки (для мальчиков) — развивают моторику и будят воображение, активно используются в сюжетных играх – для перемещения персонажей и осваивания социальных ролей.
4. Куклы (для девочек) – куклы служат заместителями человека и незаменимы для полноценной сюжетной игры.
Постепенно ребенок растет, возникают новые противоречия. Как известно, игра рождается из противоречия, когда ребенок хочет быть самостоятельным и включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. И вот тут на помощь ему приходят сюжетно-ролевые игры. Теперь нужны игрушки, отображающие взрослую жизнь (парикмахерские, больницы, инструменты и.т.д.), а также различные конструкторы, пазлы, цветовое лото, то есть то, что, способствуют активизации всех познавательных процессов: воображение, внимание, память, мышление, а также оказывает огромное влияние на эмоционально-нравственную сферу ребенка.
Очень полезной будет развивающая доска – бизиборд. Тут и моторика, и мышление, и воображение.
К сожалению, не все игрушки, продающиеся в магазинах, служат развитию ребенка.
К привлекательным, но часто бесполезным для развития игрушкам относятся многие интерактивные игрушки и многие электронные (компьютерные) игры. Нашпигованная огромным количеством электроники игрушка, умеющая все делать за ребенка, не дает развития воображения, а несет отсутствие игровой деятельности, как таковой и вдобавок сенсорное переутомление неокрепшей нервной системы. Неудивительно, что дети очень быстро устают от таких игрушек.
И все же, сложно представить современный мир без различных гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и прочих «умных» штучек. Компьютер и дети — это тесная связь, которая с каждым годом становится все прочнее, а детки все раньше осваивают современную технику. Но насколько безопасно такое увлечение детей гаджетами?
Есть два диаметрально противоположенных мнения: одно — за, а другое - категорически против. Техника для детей, есть ли минусы?
Минусы, безусловно, есть:
Во-первых, это чревато ухудшением зрения. Как утверждают специалисты, у детей в раннем возрасте зрение «садится» очень быстро, примерно, за полгода, а вот восстановлению поддается не всегда. Кроме того, такие дети в будущем испытывают дискомфорт при чтении, зачастую не могут удержать связать информацию, которую прочитали. У них бегающий глаз.
Во-вторых, это малоподвижный образ жизни, который провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой.
В третьих, дети видят реальный мир не таким феерически ярким, как в компьютере, у них возникает конфликт между тем и другим. Если ребенок очень много времени проводит с гаджетами, то есть опасность, что он просто «выпадет» из реального мира. Этот вопрос родители должны очень четко контролировать и если видят, что чаду интереснее сидеть за компьютером, чем общаться с друзьями, то пора бить тревогу.
Но, есть еще одна очень важная причина, отложить знакомство малыша с гаджетами. Возраст от 0 до 3 лет — это период интенсивного формирования речи и освоения родного языка, развития памяти, внимания, наглядно-действенного мышления.
Желание быть понятым, услышанным, сообщать о своих потребностях, делиться фантазиями и размышлениями— это движущая сила речевого развития. А с гаджетом можно играть молча.
Кроме того, у маленьких пользователей электронных игрушек слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с другими детьми, а также с родителями. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС), которые постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века
Так есть ли положительное влияние гаджетов на развитие ребенка?
Все-таки оно есть, правда, не такое большое, ведь ничто не заменит живое общение с детьми, взрослыми людьми. Самым безобидным можно считать планшет для детей, хотя ребенок может полноценно развиваться и без него.
И еще один аспект в подходе к выбору игрушек. Кукла или мягкая игрушка тоже является дидактическим пособием. Дело в том, что куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и так далее. Эта игрушка - прообраз "я" ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и самого себя в нем, развивать личность.
В то же время, недопустимым является наличие в игрушке качеств, побуждающих чувства насилия, жестокость, агрессивность. Трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук, монстры - эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, которые могут реализоваться в жизни по отношению к более слабым - животным и маленьким детям. И, если, играя с любимой куклой, медвежонком, зайчиком ребенок легче проявляет свои эмоции и чувства, он не боится открыться, их можно поругать, наказать, а потом простить, пожалеть, то по отношению к роботу-трансформеру такие эмоции вряд ли возможны. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла.
Итак, игра является ведущей деятельностью дошкольника, и именно в ней должны формироваться важнейшие новообразования. Главным средством в игре ребенка-дошкольника являются игрушки, которые открывают возможность для творческой, осмысленной активности самого ребенка. Они несут в себе огромное психологическое и педагогическое значение, учат добру и красоте, пониманию и сопереживанию. Таким образом, влияние игрушек на развитие детей велико, и от нас, взрослых зависит, каким оно будет, так как именно мы насыщаем среду ребенка играми и игрушками.
Требования к детским игрушкам
1. Детская игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка.
2. Детская игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, красный, желтый, белый, синий), не более 2–3 в одной игрушке.
3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка — определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.
4. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе детской игрушки в магазине попробуйте придумать минимум 3–4 игры с ней.
5. Игрушка должна соответствовать возрасту ребенка.
Уважаемые родители, помните! Ребенок через игру познает мир. И Ваша задача помочь ребенку выбрать правильную игру и правильную игрушку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"
Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей "Роль игры в жизни ребенка раннего возраста"
Игры на развитие восприятия,внимания,памяти.Развитие словесной и зрительной памяти.Игры на развитие творческих способностей.Основные правила развития игры....
Консультация для родителей "Роль фольклора в жизни ребенка раннего возраста"
Фольклор- это народное творчество, душа русского искусства. Самых маленьких детей знакомят в первую очередь с произведениями устного народного творчества, которые ведут ребенка по всем ступеням эмоцио...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста. Воспитатель Шашкова С.Г. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин
Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста.Воспитатель Шашкова С.Г.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин...
Консультация для родителей. "Роли игр и игрушек в жизни ребенка раннего возраста"
Консультация для родителей. "Роли игр и игрушек в жизни ребенка раннего возраста"...

консультация для родителей " Роль игр и игрушек в жизни ребенка раннего возраста"
Консультация для родителей "Роль игр и игрушек для детей раннего возраста"...

Консультация для родителей Тема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста » Группа раннего возраста.
Консультация для родителейТема: « Роль игры в жизни ребенка раннего возраста »Группа раннего возраста....