КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА
консультация

Голованова Татьяна Николаевна

Функциональный базис навыков чтения и письма включает в себя комплекс умений и способностей, необходимых для успешного овладения чтением и письмом. Это важнейший этап подготовки ребёнка к обучению грамоте, который начинается задолго до поступления в школу. Основные компоненты функционального базиса включают фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ, зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику рук и другие важные элементы. Именно эти аспекты мы рассмотрим в данной консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_funktsionalnogo_bazisa_navykov_chteniya_i_pisma.docx16.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Светлячок»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ТЕМА: РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО БАЗИСА НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Учитель-логопед 1 квалификационной категории

Голованова Татьяна Николаевна

Богородск, 2025

Введение

        Функциональный базис навыков чтения и письма включает в себя комплекс умений и способностей, необходимых для успешного овладения чтением и письмом. Это важнейший этап подготовки ребёнка к обучению грамоте, который начинается задолго до поступления в школу. Основные компоненты функционального базиса включают фонематическое восприятие, звуко-буквенный анализ, зрительно-пространственную ориентацию, мелкую моторику рук и другие важные элементы. Именно эти аспекты мы рассмотрим в данной консультации.

Этапы формирования функционального базиса

  1. Фонематическое восприятие: Способность различать отдельные звуки речи и понимать смысл слов через звуковые комбинации. Для его развития используются игры на определение первого звука в словах, подбор рифм, выделение гласных и согласных звуков.

Пример игры: «Назови первый звук». Взрослый называет слово, а ребёнок определяет его начальный звук (например, «мама» — «м»).

  1. Зрительное восприятие и пространственная ориентация: Умение распознавать формы букв, определять их положение в пространстве, а также запоминание последовательности символов.

Пример упражнения: Раскладывание магнитных букв в алфавитном порядке или составление простых слов из разрезанных картинок.

  1. Мелкая моторика: Развитие мышц пальцев и кистей рук, необходимых для удержания карандаша и выполнения графических движений. Мелкая моторика тесно связана с формированием почерка.

Пример занятия: Рисование линий, кругов, раскрашивание рисунков, лепка из пластилина.

  1. Формирование предпосылок к письму: это подготовка руки к выполнению письменных заданий. Важно тренировать правильное положение кисти и пальцев, а также развивать координацию движений.

Упражнение: Обводка контуров фигур или выполнение штриховки.

  1. Понимание грамматической структуры языка: Осознание ребёнком связей между словами в предложении, понимание синтаксических конструкций.

Игра: составление предложений из набора слов (например, «кошка», «мяукает», «громко») и их правильное расположение.

Практические советы родителям

  1. Регулярность занятий. Проводите небольшие занятия ежедневно, уделяя каждому элементу функционального базиса достаточное количество времени.
  2. Использование игровых методов. Обучающие моменты лучше всего преподносить в игровой форме, чтобы поддерживать интерес ребёнка.
  3. Развитие мелкой моторики. Включайте в повседневную деятельность ребёнка рисование, лепку, пазлы, мозаики и другие виды деятельности, развивающие пальцы и кисти рук.
  4. Работа над звуком и словом. Постоянно обращайте внимание ребёнка на звуки окружающего мира, учитесь выделять звуки в словах, составлять рифмы.
  5. Чтение книг. Совместное чтение книг способствует развитию фонематического слуха, расширению словарного запаса и пониманию структуры текста.

Заключение

Развитие функционального базиса навыков чтения и письма требует систематичности и терпения. Используя игровые методы и создавая благоприятную атмосферу для обучения, родители смогут значительно облегчить процесс подготовки ребёнка к школе и заложить основу для успешного овладения чтением и письмом.

Желаем успехов вам и вашим детям в увлекательном процессе подготовки к школе!

Литература

  1. Нищева Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей дошкольного возраста. СПб.: Детство-Пресс, 2019.
  2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. М.: Владос, 2018.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи. М.: Просвещение, 2017.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трансдисциплинарный подход к организации в ДОУ подготовки детей к овладению функциональным базисам навыка чтения.

Трансдисциплинарный подходк организации в ДОУ подготовки детей к овладениюфункциональным базисом навыка чтенияСовременные требования к эффективности обучения грамоте становятся все выше из года ...

Консультация для педагогов: "Формирование функционального базиса навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста".

Профилактика нарушения навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста...

Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»

Консультация для родителей. Тема:«Формирование готовности к овладению чтением и письмом.»...

Консультация воспитателей на тему: "Подготовка детей к обучению чтению и письму "

Консультация для педагогов детского сада на тему: «Подготовка детей к обучению чтению и письму» 1 слад: приветствие  2 слайд: цитата Ушинского 3 СлайдМогут ли занятия п...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...

Консультация для родителей по развитию социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

Общение ребенка со сверстникамиКонсультация для родителей «Помогите ребенку научиться дружить» Дружба. Конечно, это слово довольно часто звучит в нашей жизни, и мы, взрослые, думаем, ...