Как помочь заговорить ребенку?
консультация
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности и педагогической культуры родителей в рамках формирования речевой деятельности у детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 228.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Родничок» г. Радужный Консультация для родителей |
Как помочь заговорить ребенку?
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности и педагогической культуры родителей в рамках формирования речевой деятельности у детей раннего возраста.
Развитие речи в норме у ребенка в 2,5 года.
Нормальное речевое развитие речи ребёнка в 2 года приводит к тому, что к 2,5 годам его словарь насчитывает от 1 тыс. до 1200 слов. Это количество в 3-4 раза больше, чем тот словарный запас, с которым он пришёл к двум годам. Чаще всего он употребляет существительные и глаголы. Прилагательными ребёнок обозначает: размеры предметов (большой, маленький); цвет (зелёный, красный, синий, жёлтый, белый, чёрный); свойства предметов (сладкий, кислый, холодный, горячий); качества (хороший, плохой); форму (круглый, квадратный, треугольный).
В речи малыша активно появляются обобщающие слова, такие как игрушки, фрукты, овощи, одежда, мебель, посуда, животные. Он может ещё путать предметы из одной и той же группы, называя словом туфли и ботинки, и тапочки, и даже короткие сапожки или сами понятия овощи – фрукты. Всё реже и реже встречаются в речи ребёнка облегчённые слова (би-би вместо слова машина). Активно развивается словотворчество, малыш сам придумывает слова. Доказательством того, что в этом возрасте дети способны осознавать звуковую сторону слова, может служить хрестоматийный пример, приведённый Корнеем Чуковским в его книге «От двух до пяти»: мазелин – вазелин, мокресс – компресс.
Психолого-педагогические особенности детей с задержкой развития речи.
Дети с трудностями в речевом развитии, как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность – на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми.
Пассивный словарь чаще всего на номинативном уровне, т.е. дети ориентируются в названиях предметов, показывают некоторые изображения, но не понимают вопросов косвенных падежей, с трудом ориентируются в названиях действий.
Особенности речевого сопровождения безречевого ребенка.
Отсутствие у малышей активной речи не позволяет строить занятия на основе речевого общения. Взрослый берет на себя активную роль: ведет ребенка за собой – объясняет и показывает, задает вопросы и сам же на них отвечает, предлагает ребенку несколько вариантов ответов на выбор. При этом необходимо многократное повторение словесного материала, чтобы облегчить детям его усвоение и запоминание.
К речи взрослого также предъявляется ряд требований: говорите простыми словами и фразами; речь должна быть чистая, без нарушений, взрослый дает только образцы правильной речи (недопустимо повторение за ребенком слов-заменителей); артикуляция должна быть четкой, дети должны видеть движения губ взрослого.
Организация специальных игр для активизации речевой деятельности.
Ребенок 2-3 лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме этого, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Всего этого можно добиться в игре. Помимо интересного игрового сюжета, основанного на практическом опыте ребенка, в логопедических играх используются специальные приемы работы: паузы в речи взрослого, использование жестов, договаривание ребенком слов и фраз и др. Кроме вышесказанного следует принять во внимание некоторые особенности детей с нарушениями речи: возможны повышенная утомляемость, невнимательность и др.
Развитие речи ребенка после ее активизации.
Создание потребности подражать слову взрослого – ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Необходимо отметить, что развитие речевого подражания – естественный период в развитии детской речи как в норме, так и в случае речевых нарушений. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже, с постановки звуков. При этом не следует впадать в другую крайность – расширять и закреплять автономную речь детей, когда употребляемые ребенком звукосочетания понятны лишь близким взрослым. Необходимо переходить к обучению произнесению слов и словосочетаний при первой же возникшей у ребенка возможности воспроизводить по подражанию хотя бы части некоторых слов. Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно.
Этапы развития речевого подражания: повторение аморфных слов (подражания голосам животных, транспортным шумам, шумам музыкальных игрушек); повторение слов (сначала коротких: мама, папа, дай, утя, киса и т.п.); повторение коротких фраз (например: мама там, вот ложка, дай ложка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку заговорить.
Развитие речи ребенка имеет два основных направления: пассивное владение словом( т,е. понимание речи) и активное (т.Е говорение). Обычно пассивная речь опережает активную. Ребенок может вплоть до 2 ле...

Рекомендации для родителей. Как помочь ребенку заговорить?
Статья содержит рекомендации логопеда родителям детей раннего возраста по развитию речи, а также информацию об основных этапах формирования речи....

Буклет «Как помочь заговорить ребёнку. 10 советов Логопеда»
Информационный буклет для родителей детей младшего дошкольного возраста...
Буклет «Как помочь заговорить ребёнку. 10 советов Логопеда»
1. Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу арти...

Консультация для родителей "Как помочь заговорить ребенку"
Советы для родителей неговорящего ребенка...